г. Вологда |
|
23 ноября 2021 г. |
Дело N А05-6181/2021 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Алимовой Е.А., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу Выборгской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 августа 2021 года по делу N А05-6181/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "УЛК" (ОГРН 1112907000898, ИНН 2922008546; адрес: Россия 164650, Архангельская область, Пинежский район, Междуреченское сельское поселение, поселок Междуреченский, улица Железнодорожная ветка, строение 4; далее - ООО "Группа компаний "УЛК", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Выборгской таможне (ОГРН 1034700881522, ИНН 4704019710; адрес: 188800, Ленинградская область, город Выборг, проезд Таможенный, дом 6; далее - таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 18.05.2021 по делу об административном правонарушении N 10206000-288/2020, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 1 060 руб.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 29 июля 2021 года, вынесенным в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части по делу N А05-6181/2021, заявленные требования удовлетворены.
По ходатайству таможни судом 30.08.2021 изготовлено мотивированное решение.
Таможня с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
От общества отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на Северо-Западный таможенный пост Северо-Западной электронной таможни 07.12.2020 подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10228010/071220/0106882, согласно которой от отправителя - общества в адрес получателя - UPM-KUMMENE OYJ (ЮПМ-КЮММЕНЕ ОЮ) (Финляндия), перемещался товар: "балансы березовые для производства целлюлозы (BETULA ALBA), неокоренные, необработанные, необработанные консервантами, без маркировки, свежесрубленные, сорт 1-2, ГОСТ 9462-2016, производитель - общество.
В зону таможенного контроля железнодорожной станции Бусловская т / п ЖДГШ Бусловская Выборгской таможни 11.12.2020 прибыл грузовой поезд N 1541, поездная ведомость N 1421, железнодорожные накладные от 08.12.2020 N 52061735, 52061727, 52061687, следующий из России в Финляндию, в составе которого находились железнодорожные платформы N 42356063, 42356055, 42356303, 42356212, 42356139, 42356048, 42356337, 42355958, 42356147, 42356006, 42356451, 42356386, 42356154, 42356428, 42356543, 42355990, 42356204, 42356527, 42355974, 42356576, 42356295, 42355966, 42356253, 42356121, 42356345, 42356550, 42356394, 42356493, 42356378, 42356360, 42356113, 42356626, 42356410, 42356519, 42356402, 42356170, 42356477, 42356220, 42355982, 42356238, 42356501, 42356535, 42356469, 42356485, 42356568, 42356196, 42356279, 42356592, 42356600, 42356030, 42356311, 42356071 с товаром "баланс березовый".
Агентом по передаче груза - открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" согласно статье 92 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и пункту 4 статьи 89 ТК ЕАЭС представлены для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля товаросопроводительные документы на вышеуказанные железнодорожные платформы; ДТ N 10228010/071220/0106882; поездная ведомость от 11.12.2020 N 1421; железнодорожные накладные от 08.12.2020 N 52061735, 52061727, 52061687; ведомости вагонов к железнодорожным накладным N 52061735, 52061727, 52061687; инвойс от 07.12.2020 N 145.
Согласно представленным документам от общества в адрес получателя - UPM - KYMMENE OYI, TAMPKRE, HEIKKI, PL 85, Finland, 33101, ЮПМ - КЮММЕНЕ, Тампере, пл. - 85, 33101, Финляндия, перемещался товар - "балансы березовые", неокоренные, необработанные, необработанные консервантами, без маркировки, свежесрубленные, сорт 1 - 2, ГОСТ 9462-2016, диаметр в верхнем торце от 16 до 40 см, диаметр в нижнем торце от 20 до 44 см. Номинальная длина 4 м, фактическая длина 4.10 м, КП - 0,56. Производитель - ООО "Группа компаний "УЛК". Объём без коры - 2 523,6 куб. м, с корой - 2 870,5 куб. м. Вес брутто (нетто) - 2 870 500 кг, код товара - ТН ВЭД ЕАЭС 4403950009. Общей фактурной стоимостью 45 424,8 EUR.
Согласно графе 14 ДТ N 10228010/071220/0106882 декларантом данного товара является общество. Согласно графе 54 ДТ лицом, подавшим указанную декларацию на товары от имени заявителя, является декларант Хохлова Л.А., действующая на основании доверенности от 29.12.2019 N 29/12.
В соответствии со статьей 328 ТК ЕАЭС и на основании поручения на таможенный досмотр N 10206020/111220/000567, с целью идентификации товара в объеме 100 % таможней проведён таможенный досмотр вышеперечисленных платформ и их пересчёт в присутствии представителя заявителя Гурьева А.П. по доверенности от 29.12.2020 N 237/2020.
В ходе таможенного досмотра выполнялась выгрузка товара из вышеуказанных платформ и их пересчёт для определения объёма вывозимого товара на основании методики поштучного измерения объёма круглых, неокорённых, лесоматериалов с корой и без коры с использованием средств измерений геометрических величин, методики выполнения измерений объёма партии круглых лесоматериалов по методу концевых сечений, методики Ф.Р.1.27.2011.10629, измерение объема товара геометрическим методом по методике Ф.Р.1.27.2011.10632.
В результате таможенного досмотра административным органом установлено, что на железнодорожных платформах перемещаются лесоматериалы березовые (балансы) неокоренные, необработанные консервантами, немаркированные с диаметром в верхнем и нижнем поперечном сечении более 15 см. Объем лесоматериалов составил 2 468,94 куб. м без учета коры, 2 715,88 куб. м с учетом коры.
Кроме того, при проверке таможней выявлен товар, не заявленный в ДТ N 10228010/071220/0106882, лесоматериалы (балансы) из сосны и ели обыкновенной: "круглый лесоматериал еловый", объёмом 0,273 куб. м без учета коры, 0,340 куб. м с учётом коры в количестве 9 бревен; "круглый лесоматериал сосновый", объёмом 0,257 куб. м без учёта коры, 0,316 куб. м с учётом коры в количестве 4 бревна.
По результатам проверки административным органом составлен акт таможенного досмотра от 06.01.2021 N 10206020/060121/000567. При проведении проверки производилась фотосъемка.
В соответствии с Инструкцией по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций, утверждённой решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (далее - Инструкция N 257), как один товар декларируются товары одного наименования (торгового, коммерческого наименования), содержащиеся в одной товарной партии, отнесённые к одному классификационному коду по ТН ВЭД, происходящие из одной страны или с территории одного экономического союза или сообщества, либо страна происхождения которых неизвестна, к которым применяются одинаковые условия таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений.
Таможня по результатам осмотра пришла к выводу о том, что товар "круглый лесоматериал еловый" объёмом 0,340 куб. м с корой, "круглый лесоматериал сосновый" объёмом 0,316 куб. м с корой, перемещаемый в железнодорожных платформах по ДТ N 10228010/071220/0106882, не задекларирован по установленной форме, следовательно, в действиях декларанта усматривается событие административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Обществом представлены возражения, в которых заявитель указал, что наличие лесоматериалов хвойных пород в рассматриваемом случае нельзя признать поставляемым товаром, так как его количество не превышает 0,02 % от задекларированного объема товара; выявленные ветки являются древесными отходами, не являются товаром, который заявитель обязался поставить контрагенту; исходя из объема и характеристик задекларированного товара заявитель понес бы большие расходы на уплату таможенных сборов и пошлин, чем фактически начислено в результате таможенного досмотра.
Должностным лицом таможенного поста Выборгской таможни 09.02.2021 вынесено определение N 10206000-288/2021 о возбуждении в отношении заявителя дела об административном правонарушении по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ и проведении административного расследования. Определение направлено в адрес заявителя 10.02.2021.
В соответствии со статьей 27.14 КоАП РФ на товар, являющийся предметом административного правонарушения: "круглый лесоматериал еловый", объёмом 0,340 куб м с корой и "круглый лесоматериал сосновый", объёмом 0,316 куб. м с корой, таможней 09.02.2021 наложен арест (протокол от 09.02.2021 N 10206000-288/2021). Арестованный товар передан на ответственное хранение представителю заявителя Гурьеву А.П., адрес хранения товара: Ленинградская обл., г. Выборг, пос. Гвардейский, ул. Героев, д. 7.
Определением от 10.02.2021 таможня истребовала у общества сведения по делу об административном правонарушении.
Таможней 11.02.2021 вынесено определение о назначении товароведческой экспертизы, перед экспертом поставлены вопрос: какова рыночная стоимость товара круглый лесоматериал еловый" объёмом 0,340 куб. м с учётом коры, "круглый лесоматериал сосновый" объёмом 0,316 куб. м с учётом коры по состоянию на 07.12.2020 в рублях Российской Федерации.
Согласно заключению эксперта ЭКС - региональный филиал ЦЭКТУ г. Санкт - Петербурга от 23.04.2021 N 12402003/0004440 рыночная стоимость товара, являющегося предметом административного правонарушения, составила 1 060 руб.
Таможней 02.03.2021 вынесено определение о продлении срока административного расследования до 09.05.2021.
Должностным лицом таможни Окуневым С.В. 06.05.2021 составлен протокол N 10206000-288/2021 об административном правонарушении.
Из протокола следует, что общество совершило административное правонарушение, выразившееся в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП России.
Заместителем начальника таможни Семеновым В.В. 18.05.2021 вынесено постановление N 10206000-288/2021, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 1 060 руб.
Общество не согласилось с вышеуказанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии состава правонарушения и удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.
Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Согласно части 1 статьи 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области таможенного дела, связанные с таможенным декларированием товаров.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
Субъектом правонарушения является лицо, подавшее таможенному органу декларацию на товары.
Подпунктом 35 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС определено, что таможенное декларирование - это заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
В силу статьи 104 указанного Кодекса товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса. Товары не подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в соответствии с пунктом 4 статьи 204 настоящего Кодекса, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 14 - 17 статьи 286 и пунктом 7 статьи 301 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 1, пункту 3 статьи 105 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенные процедуры при таможенном декларировании используется декларация на товары.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах: наименование, описание, цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единиц измерения.
Пунктом 1 статьи 139 ТК ЕАЭС определено, что таможенная процедура экспорта - таможенная процедура, применяемая в отношении товаров Союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Союза для постоянного нахождения за ее пределами.
Согласно пункту 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В силу подпункта 1 пункта 2, пункта 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, а также несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса.
В соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" утверждена единая ТН ВЭД ЕАЭС.
В ТН ВЭД ЕАЭС установлены единицы измерения, применяемые в ней. Основной единицей измерения, применяемой в номенклатуре, является - килограмм. В товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС используется дополнительная единица измерения - квадратный метр.
Таким образом, основной единицей измерения является вес, а дополнительной - объем.
Согласно пункту 2 Инструкции N 257 на основном листе декларации на товары указываются сведения об одном товаре. При этом как один товар декларируются товары одного наименования (торгового коммерческого наименования), содержащиеся в одной товарной партии, отнесенные к одному классификационному коду ТН ВЭД ЕАЭС.
На основании подпункта 29 пункта 15 и подпункта 14 пункта 18 Инструкции N 257 в графе 31 декларации на товары указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах.
Под N 1 указываются, в частности, наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара; сведения о характеристиках и параметрах товара в единицах измерения, отличных от основной или дополнительной единицы измерения (количество и условное обозначение), в том числе в соответствии с классификатором дополнительных характеристик и параметров, используемых при исчислении таможенных пошлин, налогов, а также дата выпуска (изготовления) товара в случае, если такие сведения необходимы для исчисления и взимания таможенных пошлин, налогов, а также иных платежей, подлежащих уплате при реимпорте, и (или) обеспечения соблюдения запретов и ограничений.
В соответствии с письмом ФТС России от 30.04.2015 N 18-12/21021 "О направлении разъяснений" критерием отграничения недекларирования товаров от их недостоверного декларирования является характер заявляемых сведений.
Так, недекларирование товаров имеет место при незаявлении декларантом либо таможенным представителем соответствующих действительности сведений о количественных характеристиках товара (штуки, вес, объем), то есть не заявляется весь товар либо его часть.
При недостоверном декларировании декларантом либо таможенным представителем в таможенной декларации заявляются не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей.
Качественными характеристиками товаров являются как их первичные или природные свойства (например, физические - размер монитора компьютера, химические - наличие в веществе примесей, влияющих на его классификацию по ТН ВЭД ЕАЭС, биологические - мясо птицы, животных, и прочие свойства), так и вторичные или общественные свойства (стоимость, происхождение и др.).
Факты недекларирования товара имеют место в случаях, когда количество задекларированных товаров совпадает, а при проведении таможенного контроля установлена пересортица.
Например, в таможенной декларации (ДТ) заявлены лесоматериалы хвойных пород - сосна кедровая 10 куб. м и сосна обыкновенная 10 куб м. В ходе таможенного досмотра таможенным органом установлено, что фактически вывозятся лесоматериалы хвойных пород - сосна кедровая 12 куб. м и сосна обыкновенная 8 куб м. Код товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС различается на уровне подсубпозиции, ставка по платежам одинаковая.
В соответствии с Инструкцией N 257 как один товар декларируются товары одного наименования (торгового, коммерческого наименования), содержащиеся в одной товарной партии, отнесенные к одному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, происходящие из одной страны или с территории одного экономического союза или сообщества, либо страна происхождения которых неизвестна, к которым применяются одинаковые условия таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений.
Следовательно, в случае перемещения древесины одного вида, но разных наименований, классифицируемых по различным кодам ТН ВЭД ЕАЭС, отдельному декларированию подлежит каждое наименование древесины (в данном случае предметом правонарушения, выразившегося в недекларировании товаров, является сосна кедровая в количестве 2 куб. м).
Материалами дела подтверждено, что основанием для вывода таможенного органа о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, послужило выявленное несоответствие заявленных декларантом сведений о породе древесины части предназначавшихся на вывоз лесоматериалов данным, полученным в ходе таможенного досмотра.
Судом первой инстанции установлено, что из оспариваемого постановления таможни, сведений, указанных в ДТ, и акта таможенного досмотра следует, что обществом задекларированы лесоматериалы - балансы березовые, неокоренные, необработанные, необработанные консервантами, без маркировки, свежесрубленные, диаметр в верхнем торце от 16 до 40 см, диаметр в нижнем торце от 20 до 44 см. Объём без коры 2 523,60 куб. м, с корой 2 870,50 куб. м. Вес брутто/нетто - 2 870 500 кг.
В ходе досмотра выявлено, что на железнодорожных платформах перемещаются лесоматериалы березовые (балансы) с диаметром в верхнем и нижнем поперечном сечении более 15 см, объем составил 2 468,94 куб. м без учета коры, 2 715,88 куб. м с учетом коры, а также лесоматериалы (балансы) из сосны и ели обыкновенной: "круглый лесоматериал еловый", объём составляет 0,273 куб. м без учета коры, 0,340 куб. м с учётом коры; "круглый лесоматериал сосновый", объём составляет 0,257 куб. м без учёта коры, 0,316 куб. м с учётом коры.
Согласно контракту от 27.12.2018, заключенному заявителем с АО "ЮПМ-Кюммене", предмет контракта - купля-продажа около 150 000 плотных кубометров пиломатериалов, в том числе щепы хвойной технологической, балансов березовых.
Объем выявленного лесоматериала елового и соснового в общей сложности с корой составил 0,656 куб. м в количестве 13 бревен.
Объем фактически перемещаемого за пределы Российской Федерации товара - березовые (балансы) составил 2 715,88 куб. м с учетом коры, то есть меньше указанного в декларации. Кроме того, даже с учетом выявленного хвойного лесоматериала фактический объем перемещаемого лесоматериала составил 2 716,54 куб. м, то есть менее, чем весь объем задекларированного товара. Следовательно, в данном случае отсутствует факт недекларирования товара.
В связи с тем, что таможенный орган не оспаривает общий вес товара, заявленный в ДТ N 10228010/071220/0106882, суд первой инстанции признал, что общество в указанной ДТ задекларировало весь товар.
При этом суд первой инстанции принял во внимание доводы общества о том, что лесоматериалы хвойных пород не являются поставляемым товаром по контракту от 27.12.2018, выявлены в минимальном количестве.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии в действиях общества состава предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ правонарушения, признаком которого является недекларирование товара, тогда как применительно к обстоятельствам настоящего спора весь предназначавшийся на вывоз товар по количеству грузовых мест и по объему с учетом возможных погрешностей и отклонений задекларирован обществом полностью.
Как верно указал суд первой инстанции, хотя в рассматриваемом случае общество заявило недостоверные сведения об описании, характеристиках товара (о породе древесины), это не привело к занижению подлежащих уплате таможенных пошлин, что не оспаривалось таможенным органом.
Общество неуплаты или не полной уплаты таможенных пошлин, налогов не допустило, соответственно, как посчитал суд первой инстанции, и часть 2 статьи 16.2 КоАП РФ в отношении заявителя не может быть применена.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, неверное отражение сведений о породе древесины при полном декларировании товара по количественным характеристикам имеет значение для правильной классификации товара для таможенных целей, поскольку лесоматериалы из березы, сосны и из ели классифицируются в разных товарных подсубпозициях ТН ВЭД ЕАЭС, но не может служить основанием для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018, согласно которой если товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
При этом из положений частей 1 и 2 статьи 16.2 КоАП РФ следует, что законодатель рассматривает недекларирование товара в качестве правонарушения, имеющего значительно большую общественную опасность для сферы таможенного дела в сравнении с недостоверным декларированием товаров, что находит отражение в размерах санкций, установленных данными нормами. При этом состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, является формальным, в то время как ответственность по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ наступает только при условии, что недостоверное декларирование товара привело к неблагоприятным последствиям - неуплате таможенных пошлин.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно установил отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, что влечет признание незаконным и отмену постановления по делу об административном правонарушении.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, влияющих на обоснованность вынесенного решения.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 августа 2021 года по делу N А05-6181/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6181/2021
Истец: ООО "Группа компаний "УЛК"
Ответчик: Выборгская таможня