г. Санкт-Петербург |
|
23 ноября 2021 г. |
Дело N А56-20248/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Хариной И.С.,
при участии:
от заявителя: Чипурко А.И. по доверенности от 21.04.2021;
от ответчика: Устимчук М.В. по доверенности от 19.10.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32470/2021) ООО "Альтер эго хоум" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2021 по делу N А56-20248/2021, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альтер эго хоум"
к Санкт-Петербургской таможне
об оспаривании решения и возврате излишне уплаченных платежей,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альтер эго хоум" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Санкт-Петербургской таможни (далее - ответчик, Таможня) от 16.12.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10210120/101220/0000660, а также об обязании таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем предоставления освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по ДТ N 10210120/101220/0000660 и возврате излишне взысканной суммы НДС в размере 396 825 руб. 48 коп.
Решением суда от 13.07.2021 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции нарушены нормы материального права, применены нормы, не подлежащие применению в рассматрвиаемом случае. Общество указывает, что положения Правил, утвержденных Постановления правительства РФ от 14.09.2020 N 1425 "Об утверждении Правил проведения экспертизы культурных ценностей и направления экспертом экспертного заключения в Министерство культуры Российской Федерации, а также критериев отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение", вступили в законную силу с 01.01.2021, то есть после подачи ДТ в Таможенный орган и проведения экспертизы и. Также, по мнению Общества, не подлежал применению и Временный порядок оформления документации при ввозе (вывозе) культурных ценностей от 11.04.2018, поскольку указанный нормативно-правовой акт отсутствует в системе действующих актов РФ. Как полагает Общество, таможенный орган не имеет правовых оснований для непринятия заключения эксперта, не оспорив его в судебном порядке.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал; представитель Таможни выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, представил письменный отзыв.
Обществом заявлено устное ходатайство о вызове эксперта. Таможенный орган возражал.
Учитывая, что у апелляционного суда отсутствуют вопросы к эксперту, а также в отсутствие сформулированного Обществом перечня вопросов эксперту, оснований для удовлетворения ходатайства о вызове эксперта судом не установлено, в удовлетворении ходатайства отказано.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Общество во исполнение внешнеэкономического контракта от 11.11.2020 N STRYDHAGEN ANTIOUES-2020/5, заключённого с компанией "Stiydhagen Antiques" (Нидерланды), ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и задекларировало по ДТ N 10210120/101220/0000660 следующие товары: "предметы коллекционирования по этнографии и истории, мебель б/у, код товара по ТНВЭД ЕАЭС 9705 000 00 0, страна происхождения - не определена".
При декларировании товара Обществом в графе 36 ДТ заявлена льгота по уплате таможенных платежей в виде полного освобождения от уплаты НДС в отношении ввозимых культурных ценностей.
Согласно сведениям, заявленным в графе 44 ДТ под кодом "07012" по товару N 1, в качестве документа, подтверждающего соблюдение условий для применения льгот по уплате НДС, Обществом представлено экспертное заключение N 14 от 09.12.2020.
Товары выпущены Таможней в соответствии с заявленной процедурой.
После выпуска товаров таможней проведена проверка, в ходе которой установлено, что льгота (полное освобождение) от уплаты НДС заявлена неправомерно и документально не подтверждена, в связи с чем Санкт-Петербургской таможней принято решение от 16.12.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10210120/101220/0000660, в части исчисления ставки НДС в размере 20%, что составило 396 825 руб. 48 коп.
Не согласившись с вынесенным решением Таможни, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, согласившись с выводами Таможенного органа, отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Статьей 46 ТК ЕАЭС установлено, что к таможенным платежам относится, в том числе, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС.
В силу положений пункта 1 статьи 52 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиком таможенных пошлин, налогов, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, - таможенным органом.
В частности, подпунктом 9 пункта 2 статьи 52 ТК ЕАЭС установлено, что таможенные пошлины, налоги исчисляются таможенным органом по результатам проведения таможенного контроля в случаях, предусмотренных пунктами 17 и 18 статьи 325 настоящего Кодекса;
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 4 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса они подлежат уплате.
Систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливает Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) (пункт 2 статьи 1 НК РФ).
Пунктом 5 статьи 164 НК РФ установлено, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Случаи освобождения от уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией, установлены статьей 150 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией культурных ценностей, не указанных в подпункте 4 статьи 150 НК РФ, при условии их отнесения к таковым в соответствии с законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей.
Положения указанного подпункта применяются при условии представления в таможенные органы экспертного заключения, оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей, содержащего вывод об отнесении исследуемого движимого предмета к культурным ценностям.
Судом первой инстанции установлено, что предметом поставки являются мебель и предметы интерьера, однако исходя из условий контракта, отнесение товаров к культурным ценностям не определено.
Согласно сведениям, заявленным в графе 44 ДТ, в качестве документа, подтверждающего соблюдение условий для применения льгот по уплате НДС, Обществом представлено экспертное заключение от 09.12.2020 N 14.
Пунктом 1 статьи 338 ТК ЕАЭС установлено, что при проведении таможенного контроля в зависимости от объектов таможенного контроля таможенные органы вправе в соответствии с ТК ЕАЭС применять определённые меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, в том числе осуществлять таможенное наблюдение.
Согласно статье 349 ТК ЕАЭС должностные лица таможенных органов вправе осуществлять непосредственное или опосредованное наблюдение, в том числе с использованием технических средств, за товарами, в том числе транспортными средствами, являющимися объектами таможенного контроля, и за совершением в отношении их грузовых и иных операций, а также за физическими лицами, следующими через таможенную границу ЕАЭС и находящимися в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта.
Из содержания абзаца 2 статьи 26.1 Закона Российской Федерации от 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (далее - Закона N 4804-1) следует, что доступ экспертов по культурным ценностям к ввозимым движимым предметам в зоне таможенного контроля в целях проведения экспертизы культурных ценностей осуществляется под надзором таможенных органов при предъявлении экспертом удостоверения эксперта по культурным ценностям.
Из акта таможенного наблюдения от 09.12.2020 N 10210120/091220/000565, составленного Василеостровским таможенным постом Санкт-Петербургской таможни, следует, что из 250-ти грузовых мест товара осмотрены лишь 4. Фотофиксация всех объектов экспертизы экспертом не производилась. При этом в этот же день экспертом Чугуновой Т.А. составлено экспертное заключение N 14, согласно которому на экспертизу представлены "105 (семьдесят одна) позиция, 148 (сто сорок восемь) предметов декоративно-прикладного искусства по списку".
Как верно указал суд первой инстанции, прилагаемые к экспертному заключению цветные фотографии всех предметов рассматриваемого товара сделаны не в ходе проведения экспертизы, поскольку при производстве осмотра экспертом товара было выгружено и освобождено от упаковки только 4 из 250-ти грузовых мест. Следовательно, при осуществлении экспертизы экспертом не был осмотрен весь перемещаемый товар.
Суд первой инстанции, проанализировав представленное экспертное заключение, пришел к обоснованным выводам о том, что заключение эксперта от 09.12.2020 N 14 нельзя признать надлежаще оформленным для целей применения освобождения от уплаты НДС.
Апелляционная коллегия соглашается с доводами Общества о том, что суд первой инстанции неправомерно применил положения Правил, утвержденных Постановления правительства РФ от 14.09.2020 N 1425 "Об утверждении Правил проведения экспертизы культурных ценностей и направления экспертом экспертного заключения в Министерство культуры Российской Федерации, а также критериев отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение", поскольку указанные правила подлежали применению лишь с 01.01.2021 года.
Вместе с тем, отнесение (неотнесение) ввозимых движимых предметов к культурным ценностям может быть осуществлено в результате проведения экспертизы культурных ценностей в соответствии с иными Федеральными законами, например Законом от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей".
В соответствии с пунктами 6, 8 статьи 11.2 Закона N 4804-1 по результатам проведения экспертизы культурных ценностей эксперт по культурным ценностям составляет письменное экспертное заключение по форме, утверждённой уполномоченным органом, в трех экземплярах, один из которых передается заявителю, один хранится у эксперта в течение года с даты составления экспертного заключения и один направляется экспертом по культурным ценностям в уполномоченный орган в течение трех рабочих дней с даты составления экспертного заключения. Порядок проведения экспертизы культурных ценностей, в том числе критерии отнесения предметов к культурным ценностям, и порядок направления экспертом экспертного заключения в уполномоченный орган, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Понятие "экспертиза культурных ценностей" приведено в статье 5 Закона N 4804-1 - это исследование движимых предметов, проводимое экспертами по культурным ценностям, аттестованными уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - эксперты по культурным ценностям), в том числе в целях подтверждения отнесения исследуемых движимых предметов к культурным ценностям.
Буквальное, смысловое и логическое толкование вышеприведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что экспертом должен быть осмотрен каждый предмет, в отношении которого принимается решение об отнесении (либо не отнесении) его к культурным ценностям.
Из материалов дела не следует и Обществом не доказано, что экспертом был осмотрен и описан в экспертном заключении весь ввезенный товар, в отношении которого Общество заявило льготу оп уплате НДС. Из заключения эксперта не представляется возможным установить, сколько единиц товара вообще было осмотрено и исследовано экспертом.
Иных доказательств, что ввезенный товар относится к культурным ценностям, Обществом не представлено.
Довод Общества о том, что в рамках проведения таможенного контроля таможенным органом был направлен запрос о представлении документов от 11.12.2020, согласно которому таможенный орган запросил заключение эксперта, оформленное в соответствии с Временным порядком оформления документов при ввозе и вывозе культурный ценностей, однако такой нормативно-правовой акт отсутствует, подлежит отклонению, поскольку Временный порядок оформления документации при ввозе и вывозе культурных ценностей, размещённый на сайте Минкультуры РФ htips://www.mkrf.ru. дублирует действующие в настоящее время положения Закона N 4804-1 и не устанавливает противоречащие ему требования.
Таким образом, в отсутствие документов, подтверждающих заявленные сведения о предоставлении льготы по уплате НДС, решение Таможенного органа от 16.12.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10210120/101220/0000660, является законным и обоснованным.
Суд также обращает внимание Общества на то, что указанные выше обстоятельства не препятствует Обществу провести иную экспертизу, получить надлежащее заключение эксперта, и вновь обратиться в таможенный орган за внесением изменений в сведения, заявленные в ДТ.
Вопреки доводам подателя жалобы, именно на декларанта (таможенного представителя) возлагается бремя доказывания правомерности освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость с представлением соответствующих доказательств.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, нарушения норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 13.07.2021 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 июля 2021 года по делу N А56-20248/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альтер эго хоум" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-20248/2021
Истец: ООО "АЛЬТЕР ЭГО ХОУМ"
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: 13 ААС
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-735/2022
23.11.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32470/2021
15.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14402/2021
13.07.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-20248/2021