г. Красноярск |
|
23 ноября 2021 г. |
Дело N А74-1461/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (ИНН 1901141640, ОГРН 1191901002391)
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 30 августа 2021 года по делу N А74-1461/2021,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие Аскизского поссовета "Аскизские тепловые сети" (ИНН 1902027926, ОГРН 1171901002096, далее - предприятие, МУП Аскизского поссовета "АТС") обратилось в арбитражный суд к Республике Хакасия в лице Министерства финансов Республики Хакасия с исковым заявлением о взыскании 1 848 101 руб. 07 коп. убытков за 1,2,3 кварталы 2020 года, возникших в результате разницы между утверждённым экономически обоснованным тарифом и льготным тарифом, применяемым для расчёта с населением по водоотведению.
Определением арбитражного суда от 26.02.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (далее - Госкомтарифэнерго Хакасии).
Протокольным определением от 11.06.2021 суд исключил из состава ответчиков Министерство финансов Республики Хакасия (далее - министерство) и привлёк его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Госкомтарифэнерго Хакасии исключён их состава третьих лиц и привлечён к участию в деле в качестве ответчика.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 августа 2021 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- пункты 9 и 24 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - закон N 416-ФЗ) не применимы к спорным отношениям;
- ответчиком соблюдены требования закона N 416-ФЗ, а именно: принят соответствующий закон субъекта РФ - Закон Республики Хакасия от 17.12.2014 N 117-ЗРХ "О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения";
- ответчиком предприняты все необходимые действия для компенсации ресурсоснабжающим организациям выпадающих доходов, возникших в результате установления льготных тарифов;
- бюджетом Республики Хакасия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов предусмотрена компенсация выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги водоснабжения и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек в размере 72 243 тыс. руб.;
- убытки возникли вследствие действий истца, не предпринявшего всех необходимых, обязательных, установленных нормативными правовыми актами субъекта РФ, действий для получения компенсации выпадающих доходов.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.10.2021 апелляционная жалоба принята к производству.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу истец считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МУП Аскизского поссовета "АТС" зарегистрировано в качестве юридического лица 17.05.2017 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия.
Основным видом деятельности предприятия является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха.
Постановлением администрации Аскизского поссовета от 02.06.2017 N 154-п администрацией передано предприятию на праве хозяйственного ведения имущество для достижения уставных целей: канализационная насосная станция, канализационные сети, коллектор напорный.
Постановлением администрации Аскизского района от 09.06.2017 N 165-п МУП Аскизского поссовета "АТС" определено в качестве гарантирующей организации, осуществляющей на территории Аскизского поссовета деятельность по централизованной системе водоотведения.
Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 31.10.2017 N 73-в "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов на водоотведение и утверждении производственной программы для "МУП Аскизского поссовета "Аскизские тепловые сети", осуществляющего водоотведение на 2017-2020 годы" установлены тарифы на водоотведение для МУП Аскизского поссовета "АТС" на 2020 год: с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 93,03 руб./м3, с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 101,38 руб./м3.
Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 15.01.2020 N 1-к "О внесении изменений в приказ Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 19.12.2019 N 98-к "Об установлении льготных тарифов для населения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях Республики Хакасия на 2020 год" установлен льготный тариф для населения в сфере водоотведения. Согласно пункту 1.5 приложения N 7 к данному Приказу размер тарифа на водоотведение на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 составил 24,23 руб./м3, с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 25,49 руб./м3.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 11.03.2020 N 96 "Об утверждении Порядка частичной компенсации выпадающих доходов организациям, осуществляющим теплоснабжение, водоотведение, возникающих в результате установления льготных тарифов на 2020 год", утверждён порядок предоставления субсидий в 2020 году на частичную компенсацию убытков организациям, предоставляющим населению (исполнителям коммунальных услуг) коммунальные услуги, коммунальные ресурсы по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и существенным ростом тарифов на энергетические ресурсы на 2020 год (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 названного Порядка заявки на получение субсидий на частичную компенсацию выпадающих доходов организациям, осуществляющим теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, возникающих в результате установления льготных тарифов на 2020 год (далее - Заявка), предоставляются в орган регулирования в срок до 20 мая 2020 года, 20 августа 2020 года и 20 ноября 2020 года - за I - III кварталы 2020 года соответственно.
15.12.2020 истец обратился в Госкомарифэнерго Хакасии с заявкой на получение субсидии за 1 -3 кварталы 2020 года.
Письмом от 24.12.2020 N 222-2649-МД Госкомтарифэнерго Хакасии отказало в предоставлении субсидий в связи с нарушением срока предоставления заявок.
Согласно расчёту истца сумма убытков, возникших вследствие межтарифной разницы, составила 1 848 101 руб. 07 коп.
Как указывает истец, в результате применения тарифов для потребителей ниже фактического размера затрат у него возникли выпадающие доходы в виде межтарифной разницы.
Истцом заявлена к взысканию сумма понесённых убытков (неполученных доходов) в виде межтарифной разницы, рассчитанная поквартально, исходя из объёмов оказанных коммунальных услуг (водоотведения) населению в 1 -3 кварталах 2020 года и утверждённых Госкомтарифэнерго Хакасии льготных тарифов для населения в сфере водоотведения.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьёй 1069 ГК РФ установлено, что вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. При этом отмечено, что вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из правомерности требования истца о взыскании убытков в виде межтарифной разницы, доказанности объема поставленных коммунальных ресурсов и оказанных услуг (водоснабжения и водоотведения), отсутствия доказательств возмещения истцу выпадающих доходов в заявленной сумме.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению на основании следующего.
Согласно положениям Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) водоснабжение и водоотведение относятся к регулируемым видам деятельности.
Согласно части 26 статьи 32 Закона N 416-ФЗ льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 3 Закона Республики Хакасия от 17.12.2014 N 117-ЗРХ "О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения" основанием для предоставления льготных тарифов является принятие уполномоченным органом исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования тарифов нормативного правового акта об установлении льготных тарифов.
В силу части 2 статьи 1 названного Закона Республики Хакасия под льготными тарифами в сфере теплоснабжения (тепловая энергия (мощность), теплоноситель), водоснабжения и водоотведения в настоящем Законе понимаются тарифы, устанавливаемые ниже уровня экономически обоснованных тарифов и рассчитываемые в соответствии с методикой расчёта льготных тарифов, утверждаемой Правительством Республики Хакасия.
В соответствии с пунктом 19 статьи 32 Закона N 416-ФЗ в случае изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, рассчитанных на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, и (или) необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, которая определена в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или в пределах переданных полномочий органом местного самоуправления, а также установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, отличных от долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или в пределах переданных полномочий органом местного самоуправления либо согласованных этими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, что приведет к недополученным доходам, связанным с осуществлением регулируемых видов деятельности организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, возмещение таких недополученных доходов указанным организациям, за исключением случаев корректировки тарифов (необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, которая определена в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов) и иных случаев, предусмотренных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
При этом пунктом 24 статьи 32 Закона N 416-ФЗ закреплена обязательность возмещения за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации недополученных доходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с Положением о Государственном комитете энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, утверждённым постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.04.2019 N 175, Госкомтарифэнерго Хакасии является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим полномочия по реализации на территории Республики Хакасия государственной политики в сфере электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, функции государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
В рамках осуществления полномочий по государственному регулированию тарифов на услуги организаций коммунального комплекса приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 15.01.2020 N 1-к установлен льготный тариф для населения в сфере водоотведения: на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 24,23 руб./м3, с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 25,49 руб./м3.
Таким образом, тариф, установленный Госкомтарифэнерго Хакасии в приказе от 15.01.2020 N 1-к, являлся ниже экономически обоснованного тарифа, ранее установленного истцу приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 31.10.2017 N 73-в.
При расчётах с населением истец в 1-3 кварталах 2020 года применял заниженные (льготные) тарифы на водоотведение, установленные приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 15.01.2020 N 1-к, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 11.03.2020 N 96 предусмотрен Порядок частичной компенсации выпадающих доходов организациям, осуществляющим теплоснабжение, водоотведение, возникающих в результате установления льготных тарифов на 2020 год.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
Материалами дела подтверждено, что убытки истца в виде выпадающих доходов за период с 1-3 кварталы 2020 года явились следствием установления Госкомтарифэнерго Хакасии льготных (ниже уровня экономически обоснованных) тарифов. В связи с этим апелляционный суд отклоняет доводы ответчика об отсутствии причинно-следственной связи и вины Госкомтарифэнерго Хакасии в возникших у истца убытках.
Применение истцом тарифов для потребителей ниже фактического размера затрат повлекло нарушение прав организации в экономической сфере истца.
На обращение истца в Госкомарифэнерго Хакасии о получении субсидии за 1-3 кварталы 2020 года 15.12.2020 ответчиком отказано в предоставлении субсидии в связи с нарушением срока подачи заявки.
Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде истцом утрачена возможность получения компенсации выпадающих доходов в соответствии с вышеуказанным Порядком предоставления субсидий. Между тем, как указано выше, законом установлена обязательность возмещения за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации недополученных доходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, в связи с чем довод ответчика о невозможности удовлетворения исковых требований из-за нарушения истцом порядка обращения за компенсацией недополученных доходов является необоснованным и отклонен апелляционным судом.
Республика Хакасия в лице Госкомтарифэнерго Хакасии не обеспечила возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению соответствующие услуги, тем самым не исполнила законодательно установленную обязанность по финансированию межтарифной разницы.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведённые нормативные правовые акты, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований общества.
Согласно расчёту истца выпадающие доходы за 1-3 кварталы 2020 года составили 1 848 101 руб. 07 коп. Апелляционный суд повторно проверил представленный расчет и считает его обоснованным.
Возражений относительно указанного расчета ответчиком не заявлено. Расчет содержит сведения о фактических объемах реализованных коммунальных услуг и о количестве потребителей, сведения о расходовании субсидий отсутствуют, поскольку спорный период не субсидировался.
Статьёй 1071 ГК РФ определено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причинённый вред подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации, о возмещении вреда, причинённого в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, от имени субъекта Российской Федерации выступает главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Как следует из пункта 2.1.14 Положения о Государственном комитете энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия Госкомтарифэнерго Хакасии осуществляет функции главного распорядителя, распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Хакасия, предусмотренных на содержание Госкомитета и реализацию возложенных на него полномочий.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", исполнение судебных актов о возмещении вреда, причинённого в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования -за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 БК РФ).
Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счёт казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
С учётом вышеизложенного исковые требования правомерно удовлетворены за счёт средств казны Республики Хакасия.
В апелляционной жалобе заявителем не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя, который в силу статьи 333.37 НК РФ от ее уплаты освобожден.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 августа 2021 года по делу N А74-1461/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-1461/2021
Истец: МУП АСКИЗСКОГО ПОССОВЕТА "АСКИЗСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: Министерство финансов Республики Хакасия
Третье лицо: Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования РХ