г. Челябинск |
|
24 ноября 2021 г. |
Дело N А07-17772/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калиной И.В.,
судей Журавлева Ю.А., Поздняковой Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Манаповой А.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства культуры Республики Башкортостан на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.09.2021 по делу N А07-17772/2018 о привлечении к субсидиарной ответственности.
В судебном заседании приняли участие:
представители Министерства культуры Республики Башкортостан - Абдрахманова З.Ф. (паспорт, доверенность от 10.11.2021), Мурзагильдин Н.Т. (паспорт, доверенность от 29.10.2021), Латыпова И.М. (паспорт, доверенность от 17.08.2021);
представитель конкурсного управляющего Фонда спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан Молина Дмитрия Евгеньевича - Степанова Т.В. (паспорт, доверенность от 03.02.2020);
представитель общества с ограниченной ответственностью Генподрядный трест "Башкортостаннефтезаводстрой" - Ягафарова Г.Б. (паспорт, доверенность от 12.11.2021).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.06.2018 на основании заявления общества с ограниченной ответственностью Генподрядный трест "Башкортостаннефтезаводстрой" (ИНН 0277051220, ОГРН 1030204433896) возбуждено дело о признании несостоятельным (банкротом) Фонда строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан (ИНН 0276980808, ОГРН 1120200001723).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.07.2018 (резолютивная часть от 26.07.2018) требования общества с ограниченной ответственностью Генподрядный трест "Башкортостанефтезаводстрой" (далее - кредитор, ООО ГТ "БНЗС") признаны обоснованными, в отношении Фонда спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан (далее - должник, ФССС И СЗО РБ, Фонд) введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утвержден арбитражный управляющий Молин Дмитрий Евгеньевич, в реестр требований кредиторов должника включено требование ООО ГТ "БНЗС" в размере 24 564 531,51 руб. основного долга, 145 823 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Информационное сообщение о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в официальном издании газеты "Коммерсантъ" N 138 от 04.08.2018.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.12.2018 (резолютивная часть от 28.11.2018) в отношении должника открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим должника утвержден арбитражный управляющий Молин Дмитрий Евгеньевич (далее - заявитель, конкурсный управляющий).
Сведения об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликованы в газете "Коммерсантъ" N 227 от 08.12.2018.
Конкурсный управляющий должника 01.04.2019 обратился с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, Министерства экономического развития Республики Башкортостан, Министерства культуры Республики Башкортостан, просил взыскать в пользу конкурсных кредиторов должника сумму, недостаточную для удовлетворения требований конкурсных кредиторов должника в размере 25 276 159 руб. 54 коп., в том числе 24 924 703 руб. 40 коп. - требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов; 351 456 руб. 14 коп. - сумма требований по текущим обязательствам.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2019, оставленным в силе постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15.07.2020 определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2019 по делу N А07-17772/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020 по тому же делу отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Определением суда от 08.12.2020 по ходатайству конкурсного управляющего Министерство финансов Республики Башкортостан исключено из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ответчиком.
В уточненном заявлении конкурсный управляющий просил привлечь к субсидиарной ответственности Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, Министерство экономического развития Республики Башкортостан, Министерство культуры Республики Башкортостан, Министерство финансов Республики Башкортостан, взыскать с ответчиков 42 302 796,67 руб.
Уточненное заявление принято судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.09.2021 (резолютивная часть от 25.08.2021) заявление конкурсного управляющего Фонда спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан Молина Дмитрия Евгеньевича удовлетворено частично, Министерство культуры Республики Башкортостан привлечено к субсидиарной ответственности, с Министерства культуры Республики Башкортостан взысканы за счет казны Республики Башкортостан в пользу Фонда спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан денежные средства в сумме 42 302 796,67 руб. В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Министерство культуры Республики Башкортостан обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить определение суда от 10.09.2021.
Мотивированных доводов в апелляционной жалобе ответчиком не приведено.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2021 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 17.11.2021.
Судебной коллегией в порядке статей 49, 260, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приняты к рассмотрению дополнения к апелляционной жалобе (вх.N 58037 от 27.10.2021, N 58859 от 08.11.2021).
В дополнениях к апелляционной жалобе ответчик указывает, что 15.04.2013 между Фондом строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан (далее - Фонд, Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью Генподрядный тест "Башкортостаннефтезаводстрой" (далее - ООО ГТ "БНЗС", Подрядчик) заключен Договора подряда N ФСЗ (далее - Договор). Согласно указанному Договору задолженность в размере 24 564 531, 51 рублей является суммой гарантийных удержаний (раздел 16 Договора). В соответствии с пунктом 16.2.1. Договора гарантийные удержания производятся Заказчиком в размере 5% (пять) процентов от цены Договора путем уменьшения каждой оплаты выполненных работ на 5% (пять) процентов. По смыслу пункта 16.2.4 Договора гарантийные удержания выплачиваются Подрядчику в полном объеме в течение гарантийного года после сдачи результата выполненных работ Заказчику и подписания Акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией в течение гарантийного срока (1 год). Акт приемки законченного капитальным ремонтом объекта подписан приемочной комиссией 21 ноября 2016 года. Таким образом, Фонду строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан субсидия должна была перечислена после 21 ноября 2017 года. Вместе с тем, требование о предоставлении субсидии при условии отсутствия сведений о прекращении деятельности Фонда, а также о том, что Фонд не находится в процессе реорганизации или ликвидации установлено постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 июля 2017 года N 340 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Башкортостан от 10 апреля 2013 года N146 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан Фонду строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан, автономной некоммерческой организации "Культурно-образовательный центр "Арт-Уфа" в виде добровольных имущественных взносов для целей, определенных в их уставах" (далее - Порядок предоставления субсидии N 146). Следовательно, запрет на предоставление субсидии Фонду в случае нахождения его в процессе ликвидации вступил в законную силу 27 июля 2017 года. При этом решение о ликвидации Фонда Советским районным судом г. Уфы Республики Башкортостан было принято 15.12.2015 г. В этой связи требование о запрете предоставлении субсидии Фонду, который находится в процессе ликвидации принято 27 июля 2017 года, а субсидию Фонд по условиям полностью должен был получить только после 21 ноября 2017 года. Юридически значимым обстоятельством также является то, что решение о ликвидации Фонда принято до вступления в силу положения о запрете выдачи субсидии Фонду находящегося в процессе ликвидации. Запрет на предоставление субсидий Фонду в случае нахождения его в процессе ликвидации, как уже указано выше, вступил в силу 27 июля 2017 года, тогда как решение о ликвидации Фонда принято 15 декабря 2015 года. Таким образом, решение о ликвидации Фонда не препятствовало своевременному обращению за выделением субсидий и погашению директором Фонда кредиторской задолженности.
Министерство культуры Республики Башкортостан получило информацию о ликвидации Фонда письмом от 26 октября 2017 года N 7339. Согласно пункту 5 Порядка предоставления субсидии N 146 Фонд в очередном финансовом году представляют в Минкультуры РБ письменную заявку по форме согласно приложению к настоящему Порядку. 16 ноября 2016 года Фонд обратился с письмом N 7210 о необходимости выделения дополнительных средств из бюджета Республики Башкортостан в сумме 25 млн. рублей для погашения задолженности за выполненные объемы работ по объекту "Капитальный ремонт Дворца культуры "Нефтяник"". Письмо написано с целью информировать Республику Башкортостан о необходимости заложения в бюджете Республики Башкортостан средств в сумме 25 млн. рублей для оплат выполненных работ по объекту "Капитальный ремонт Дворца культуры "Нефтяник"". Это письмо не является заявкой, предусмотренной в Порядке предоставления субсидии N 146 и в Соглашении N 106. В соответствии с пунктом 3.2.5 Соглашения N 106 Фонд обязан обеспечить своевременное представление Министерству культуры Республики Башкортостан заявок на предоставление субсидии по форме согласно приложению N 1 к настоящему Соглашению и отчетов об использовании субсидии по формам согласно приложением N 2 и N 3 к настоящему Соглашению. По смыслу требований Порядка предоставления субсидии N 146 и Соглашения N 106 предоставление субсидии имеет заявительный характер. В нарушение указанных требований Фонд не обращался с заявкой на получение субсидии в Минкультуры РБ. В связи с тем, что Фонд официально не обращался с заявкой о предоставлении субсидии с приложением отчетов Минкультуры РБ официального отказа в предоставлении субсидии Фонду не направлял. Соответственно, Фонд строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан, в соответствии с п. 6 Порядка N 146, пунктов 2.3, 2.4 Соглашения, после подписания Акта приемки законченного капитальным ремонтом объекта приемочной комиссией 21 ноября 2016 года, в силу п. 3.2.5 Соглашения N 106 был обязан представить в Минкультуры РБ заявку по утвержденной форме и отчеты об использовании Фондом полученной Субсидии с целью перечисления ему оставшейся суммы Субсидии для исполнения обязательств, предусмотренных разделом 16 Договора подряда. Однако, Фондом данные условия в период с 21 ноября 2016 года (даты подписания Акта приемки законченного капитальным ремонтом объекта приемочной комиссией) и до 21 ноября 2017 года (в течение гарантийного срока (1 год) выполнены не были.
Кроме того, заявитель не представил доказательства о том, что соучредитель в лице Министерства культуры РБ не осуществлял полный контроль за деятельностью Фонда, контроль осуществлялся директором Фонда. Заявитель не представил доказательства, подтверждающие факт того, что Министерство культуры РБ могло определять действия Фонда, в том числе принять решение о ликвидации Фонда. Также соучредитель не мог влиять на финансово-хозяйственную деятельность Фонда. Заявитель также не доказал, что ущерб возник в результате виновных, противоправных действий Министерства культуры РБ. Тот факт, что представитель Министерства культуры РБ, входящий в состав Совета Фонда, подписал протокол о ликвидации Фонда, не подтверждает, что действия Министерства культуры РБ причинили прямой действительный материальный ущерб, приведший в последующем Фонд к банкротству.
Вывод суда первой инстанции о том, что по заявлению конкурсного управляющего привлечению к субсидиарной ответственности подлежит только Министерство культуры Республики Башкортостан - как главный распорядитель средств бюджета, является несостоятельным, так как в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Заявителем в материалы дела не представлены доказательства того, что Министерству культуры Республики Башкортостан - главному распорядителю бюджетных средств - Министерством финансов Республики Башкортостан доведены лимиты (перечислены на лицевой счет Министерства культуры Республики Башкортостан) дополнительных бюджетных ассигнований в размере 24 924 703,40 рублей для перечисления Заявителю.
Судом в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщены к материалам дела отзывы на апелляционную жалобу, поступившие от ООО Генподрядный трест "Башкортостанефтезаводстрой" (вх.N 59474 от 09.11.2021), Министерства финансов Республики Башкортостан (вх.N 59733 от 09.11.2021), конкурсного управляющего Молина Д.Е. (вх.N 61123 от 15.11.2021).
Судом отказано в приобщении к материалам дела отзыва на апелляционную жалобу, поступившего от Министерства экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан, так как не представлены доказательства заблаговременного направления в адрес участвующих в деле лиц (вх.N 61284 от 16.11.2021). Вместе с указанным отзывом Министерством экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан заявлены ходатайства о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи, при отсутствии такой возможности провести судебное заседание без участия представителя.
Согласно части 4 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходатайстве об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи указывается арбитражный суд, при содействии которого заявитель может участвовать в судебном заседании (пункт 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации").
Между тем в ходатайстве Министерства экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан не указан суд, при содействии которого заявитель намерен участвовать в заседании суда апелляционной инстанции с использованием систем видеоконференц-связи.
В соответствии с частью 5 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе отказать в удовлетворении заявления или ходатайства в случае, если они не были своевременно поданы лицом, участвующим в деле, вследствие злоупотребления своим процессуальным правом и явно направлены на срыв судебного заседания, затягивание судебного процесса, воспрепятствование рассмотрению дела и принятию законного и обоснованного судебного акта, за исключением случая, если заявитель не имел возможности подать такое заявление или такое ходатайство ранее по объективным причинам.
Учитывая, что настоящее ходатайство Министерства экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан поступило в суд апелляционной инстанции за 1 рабочий день до дня соответствующего судебного заседания, в связи с отсутствием объективной возможности надлежащим образом исполнить требования статьи 121, пункта 2 статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции с учетом пунктов 24-25 Постановления от 17.02.2011 N 12, отказывает в удовлетворении поданного ходатайства о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи.
В судебном заседании 17.11.2021 представители Министерства культуры Республики Башкортостан поддерживали доводы апелляционной жалобы, просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представители конкурсного управляющего, общества Генподрядный трест "БашкортостанНефтеЗаводСтрой" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие иных представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Фонд создан по Указу Президента Республики Башкортостан от 03.03.2012 N УП-136, зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 06.04.2012. Согласно Указу учредителем Фонда от имени Республики Башкортостан является Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан.
Указом Президента Республики Башкортостан от 18.02.2013 N УП-20 внесены изменения в вышеназванный указ, установлено, что учредителями Фонда от имени Республики Башкортостан являются Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, Министерство культуры Республики Башкортостан, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.
Согласно пункту 1 статьи 3 устава Фонда он создан в целях формирования имущества и средств на основании поступления от учредителя добровольных имущественных взносов, а также иных, не запрещенных законом поступлений и использования данного имущества и средств для участия в республиканских социальных проектах в сфере физической культуры и спорта, здравоохранения, социально-культурной сфере; содействия укреплению здоровья, повышению уровня физической подготовки и социальной защищенности населения; финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта спортивных и социально значимых объектов Республики Башкортостан, а также разрешенной градостроительной деятельности в области физической культуры и спорта, здравоохранения, образования и культуры.
Спортивные сооружения и иные социально значимые объекты, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществляется за счет взноса учредителя Фонда, подлежат обязательной передаче в собственность Республики Башкортостан после завершения их строительства, реконструкции, капитального ремонта (пункт 6 статьи 9 устава).
15.04.2013 Фонд (заказчик) и общество ГТ "БНЗС" (подрядчик) заключили договор подряда, по которому подрядчик принял на себя обязательство по заданию заказчика выполнить капитальный ремонт Дворца культуры "Нефтяник" в городе Уфе, а заказчик - принять выполненные подрядчиком работы и оплатить их в установленном договором порядке.
Цена договора составила 765 000 000 руб. (пункт 4.1 договора); срок выполнения работ - 31.12.2014 (пункт 3.1 договора).
Работы выполнены подрядчиком, акт приемки законченного капитальным ремонтом объекта подписан приемочной комиссией 21.11.2016.
Стоимость выполненных работ оплачена заказчиком не в полном объеме, что послужило причиной обращения общества ГТ "БНЗС" к Министерству культуры Республики Башкортостан с требованием об оплате долга (письмо от 07.12.2017 N 01-354), а затем - в арбитражный суд с иском о взыскании.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.04.2018 по делу N А07-883/2018 соответствующий иск удовлетворен, с Фонда в пользу общества ГТ "БНЗС" взыскана задолженность по договору подряда от 15.04.2013 в сумме 24 564 531 руб. Как видно из содержания данного судебного акта, Фонд факт выполнения работ не оспаривал, признал наличие задолженности, возражая против иска, ссылался на отсутствие денежных средств для ее оплаты.
До наступления указанных событий, а именно 09.11.2015 на заседании Совета Фонда представителями учредителей фонда: Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, Министерства экономического развития Республики Башкортостан и Министерства культуры Республики Башкортостан принято решение о начале процесса ликвидации Фонда.
Дополнительно в протоколе заседания Совета Фонда от 16.11.2015 указано основание ликвидации Фонда - недостаточность имущества фонда для осуществления его деятельности и отсутствием вероятности его получения.
Решением Советского районного суда города Уфы от 15.12.2015 по делу N 2-11928/2015 заявление Фонда о ликвидации удовлетворено.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27.07.2017 N 340 в постановление Правительства Республики Башкортостан от 10.04.2013 N 146 о порядке предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан, в том числе Фонду, внесены изменения, в силу которых одним из условий предоставления субсидии является отсутствие сведений о прекращении деятельности Фонда, а также о том, что Фонд находится в процессе реорганизации или ликвидации, не имеет ограничений на осуществление хозяйственной деятельности, о том, что в отношении Фонда возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).
Общество ГТ "БНЗС" 07.12.2017 направило в адрес Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, Министерства культуры Республики Башкортостан письма с просьбой оплатить задолженность Фонда по договору подряда от 15.04.2013.
Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, сославшись на то, что указанный вопрос не находится в его компетенции, рекомендовало обратиться в Министерство культуры Республики Башкортостан. Министерство культуры Республики Башкортостан в ответ на письмо подрядчика сообщило, что в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 02.12.2016 N 427-З "О бюджете Республики Башкортостан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Фонду действительно была выделена субсидия в виде добровольного имущественного взноса в сумме 24 564 531 руб., однако ввиду внесения законодательных изменений в порядок предоставления субсидии и нахождение Фонда в процедуре ликвидации субсидия фактически не может быть предоставлена. Помимо этого министерство отметило, что не является обязанным лицом по отношению к Фонду, сославшись на положения статьи 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Общество ГТ "БНЗС" в связи с изложенными обстоятельствами предложило рассмотреть вопрос уступки права (требования) или перевода долга на бюджетное учреждение ГКЗ "Башкортостан", в чье ведение передан отремонтированный Дворец культуры "Нефтяник".
Министерство финансов Республики Башкортостан отвергло данное предложение со ссылкой на невозможность перечисления бюджетных средств по любому другому основанию, кроме договоров, заключенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
25.10.2017 проведено совещание по вопросу оплаты за выполненные работы по капитальному ремонту Дворца культуры "Нефтяник", на котором приняты решения: принять к сведению информацию Министерства финансов Республики Башкортостан о необходимости соблюдения бюджетного законодательства и невозможности оплаты из бюджета Республики Башкортостан работ по капитальному ремонту Дворца культуры "Нефтяник" в связи с процедурой ликвидации Фонда, в связи с чем вариант оплаты данных работ через бюджет не представляется возможным; рассмотреть решение вопроса путем привлечения внебюджетных источников; Фонду подготовить и направить в адрес Министерства культуры Республики Башкортостан обращение о необходимости погашения задолженности за выполненные работы; Министерству культуры Республики Башкортостан направить соответствующее обращение в адрес Правительства Республики Башкортостан о рассмотрении возможности оплаты задолженности за счет внебюджетных источников.
Сведений об исполнении принятых решений не представлено.
Поскольку задолженность по договору подряда осталась непогашенной, а Фонд фактически прекратил свою деятельность, общество ГТ "БНЗС" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о несостоятельности (банкротстве) должника.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.06.2018 заявление кредитора принято к производству, возбуждено настоящее дело о несостоятельности (банкротстве) Фонда.
Определением арбитражного суда от 27.07.2018 заявление кредитора признано обоснованным, в отношении должника введена процедура наблюдения, решением арбитражного суда от 05.12.2018 Фонд признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Молин Д.Е.
В реестр требований кредиторов должника включены требования двух кредиторов: заявителя - общества ГТ "БНЗС" - в размере 24 564 531 руб. основного долга, 145 823 руб. расходов по оплате государственной пошлины, подтвержденное решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.04.2018 по делу N А07-883/2018, и Федеральной налоговой службы в составе второй очереди в размере 175 224 руб., в составе третьей очереди - в размере 39 124 руб. Иных кредиторов не имеется.
В ходе процедуры банкротства какого-либо имущества, за счет которого могли быть удовлетворены требования кредиторов, конкурсным управляющим не выявлено. Исходя из представленных конкурсным управляющим сведений в активах должника значился легковой автомобиль, дебиторская задолженность на сумму 339 тыс. руб., не подтвержденная документально, затраты на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт ряда объектов (расшифровка строк баланса по состоянию на 01.01.2018).
Конкурсный управляющий, ссылаясь на указанные обстоятельства, полагая, что недостаточность средств Фонда и невозможность исполнения им обязательств возникли в результате действий (бездействия) контролирующих должника лиц: Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, Министерства экономического развития Республики Башкортостан, Министерства культуры Республики Башкортостан, обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении их к субсидиарной ответственности по обязательствам Фонда, взыскании с указанных лиц 25 276 159 руб.
В уточненном заявлении конкурсный управляющий указал, что в ходе процедуры конкурсного производства были погашены требования кредиторов за счет денежных средств, поступивших от продажи имущества должника в сумме 626 927,55 руб. Требования кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника, составляют 41 876 140,67 руб., сумма непогашенных текущих обязательств составляет 426 656 руб.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования, усмотрел основания для привлечения к субсидиарной ответственности Министерство культуры Республики Башкортостан.
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения участников процесса, соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит основания для отмены судебного акта.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 266-ФЗ) введена в действие глава III.2 Закона о банкротстве "Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве".
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона N 266-ФЗ рассмотрение заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона о банкротстве в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 266-ФЗ, которые поданы с 01.07.2017, производится по правилам Закона о банкротстве в редакции Закона N 266-ФЗ.
Применительно к пункту 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2010 N 137 "О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также исходя из общих правил о действии закона во времени (пункт 1 статьи 4 ГК РФ) положения закона о банкротстве в редакции Закона N 266-ФЗ о субсидиарной ответственности соответствующих лиц по обязательствам должника применяются, если обстоятельства, являющиеся основанием для их привлечения к такой ответственности (например, дача контролирующим лицом указаний должнику, одобрение контролирующим лицом или совершение им от имени должника сделки и т.п.), имели место после дня вступления в силу данного Закона N 266-ФЗ.
Если же данные обстоятельства имели место до дня вступления в силу Закона N 266-ФЗ, то применению подлежат положения о субсидиарной ответственности по обязательствам должника Закона о банкротстве в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 266-ФЗ, независимо от даты возбуждения производства по делу о банкротстве.
В данном случае заявители ссылаются в качестве основания для привлечения к субсидиарной ответственности на принятие Советом Фонда решения о ликвидации должника, датированного 09.11.2015, следовательно, применимы положения Закона о банкротстве в редакции Закона N 73-ФЗ.
Вместе с тем, предусмотренные Законом о банкротстве в редакции Закона N 266-ФЗ процессуальные нормы о порядке рассмотрения заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности подлежат применению судами после 01.07.2017 независимо от даты, когда имели место обстоятельства, на которые ссылается конкурсный управляющий или было возбуждено производство по делу о банкротстве.
В силу пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве в случае банкротства должника по вине учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания или имеют возможность иным образом определять его действия, на учредителей (участников) должника или иных лиц в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Для привлечения к субсидиарной ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 56 ГК РФ, необходимо установление совокупности условий: наличие у ответчика права давать обязательные указания для истца либо возможности иным образом определять действия истца; совершение ответчиком действий, свидетельствующих об использовании такого права и (или) возможности; наличие причинно-следственной связи между использованием ответчиком своих прав и (или) возможностей в отношении истца и действиями истца, повлекшими его несостоятельность (банкротство); недостаточность имущества истца для расчетов с кредиторами; кроме того, необходимо установить вину ответчика для возложения на него ответственности (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 6/8).
Таким образом, применение изложенных норм допустимо при доказанности следующих обстоятельств: надлежащего субъекта ответственности, которым является собственник, учредитель, руководитель должника, иные лица, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо иным образом имеют возможность определять его действия; факт несостоятельности (банкротства) должника, то есть признания арбитражным судом или объявлении должником о своей неспособности в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей; наличие причинной связи между обязательными указаниями или действиями указанных лиц и фактом банкротства должника, поскольку они могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями.
В соответствии со статьей 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7- ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Указом Президента Республики Башкортостан от 3 марта 2012 года N УП-136 "О создании Фонда строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан" установлено, что учредителями Фонда от имени Республики Башкортостан являются Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, Министерство культуры Республики Башкортостан, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.
По отношению к Фонду Министерство культуры РБ является главным распорядителем бюджетных средств. То есть денежные средства из бюджета Республики Башкортостан Фонду предоставляются через Министерство культуры Республики Башкортостан. Бюджетные средства предоставляются Фонду по правилам, установленным Порядком предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан Фонду в виде добровольных имущественных взносов для целей, определенных в его уставе, утвержденном постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 апреля 2013 г. N 146.
Из материалов дела следует, что решение о ликвидации Фонда было принято Советом Фонда без проверки документов по финансовому положению. Заместитель Министерства культуры РБ, принимая решение о ликвидации Фонда, понимала, что работы по реконструкции по одному из объектов не закончены, объект не передан в собственность Республики Башкортостан. При этом Совет Фонда не проконтролировал выполнение необходимых мероприятий в процедуре ликвидации. Фактически какие-либо мероприятия по ликвидации Фонда после принятия судом решения о ликвидации не проводились, решение суда не исполнялось. Не была создана ликвидационная комиссия, не извещены кредиторы о ликвидации кредиторы Фонда, не составлялся ликвидационный баланс.
Отклонены доводы представителя Министерства культуры РБ о том, что отсутствие задолженности Фонда перед подрядчиками и перечисление из бюджета достаточных средств для оплаты выполненных работ подтверждается отчетом, подписанными бывшим руководителем должника Даяновой Д.М., платежными поручениями, так как отчеты представлены по состоянию на 01.02.2016. Как признает сам ответчик выполнение работ осуществлялось и после указанной даты. Акт приемки законченного капитальным ремонтом объекта подписан приемочной комиссией 21.11.2016.
Представитель конкурсного управляющего в ходе судебного заседания подтвердила отсутствие каких-либо разногласий по отчету Фонда об использовании субсидии в виде добровольного имущественного взноса, выделенного на осуществление финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта социально-значимых объектов РБ в области культуры по состоянию на 01.02.2016.
Каждый из привлекаемых ответчиков в ходе рассмотрения спора так или иначе согласился с тем, что обязательства перед кредитором подлежали исполнению за счет бюджетных средств, при этом обосновывая невозможность их исполнения, ответчики сослались на обстоятельства, находящиеся исключительно в сфере контроля публично-правового образования, создавшего Фонд, не зависящие от иных лиц, в том числе кредитора и самого должника, то есть не были обусловлены внешними факторами.
Из представленной переписки между Фондом, кредитором ООО ГТ "БНЗС" и ответчиками, следует, что ответчикам было известно о наличии задолженности, которая послужила основанием для обращения кредитора ООО ГТ "БНЗС" в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом).
Советом Фонда не совершены необходимые действия для проведения процедуры ликвидации, не соблюдены положения статей 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации, Министерству культуры РБ было известно о наличии задолженности.
Причиной банкротства является наличие задолженности Фонда перед кредитором за выполненные работы, денежные средства в виде субсидии не были получены в необходимом размере из бюджета Республики Башкортостан для расчетов с кредиторами. Выгодоприобретателем в данном случае является Республика Башкортостан, в собственности которой находится реконструированный объект строительства - Дворец культуры "Нефтяник".
В статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечислен исчерпывающий перечень бюджетных полномочий главных распорядителей бюджетных средств.
В пункте 2 Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан Фонду строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан, автономной некоммерческой организации "Культурно-образовательный центр "Арт-Уфа" в виде добровольных имущественных взносов для целей, определенных в их уставах, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 апреля 2013 г. N 146 указано, что главным распорядителем средств бюджета Республики Башкортостан, осуществляющим предоставление субсидий из бюджета Республики Башкортостан в соответствии с настоящим Порядком, является Министерство культуры Республики Башкортостан.
В пункте 3.30. Положения о Министерстве культуры Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 12.03.2013 N 3(ред. от 18.05.2021) "Об утверждении Положения о Министерстве культуры Республики Башкортостан" указано, что Министерство культуры Республики Башкортостан осуществляет в соответствии с законодательством полномочия главного администратора и администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Башкортостан.
Таким образом, оснований для привлечения к ответственности Министерства финансов РБ не имелось, так как в данном случае органом, наделенным полномочиями главного распорядителя бюджетных средств от имени Республики Башкортостан выступает Министерство культуры РБ.
Иные ответчики также не являются надлежащими, оснований для их привлечения в субсидиарной ответственности в ходе рассмотрения спора не установлено.
Законом Республики Башкортостан от 02.12.2016 N 427-3 "О бюджете Республики Башкортостан на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" (в редакции от 06.07.2017) (далее - Закон о бюджете) были предусмотрены бюджетные ассигнования для предоставления некоммерческой организации Фонд строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан субсидии в виде добровольного имущественного взноса для целей, определенных в его уставе, в сумме 24, 6 млн.рублей.
Из отзыва Министерства Финансов РБ следует, что лимиты бюджетных обязательств до Министерства культуры Республики Башкортостан на предоставление субсидии Фонду строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов были доведены по соответствующим кодам бюджетной классификации 10.08.2017.
В соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.
Так, согласно Порядку санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета Республики Башкортостан и администраторов источников финансирования дефицита бюджета Республики Башкортостан, утвержденному приказом Министерства финансов Республики Башкортостан от 14.11.2008 N 47, оплата денежных обязательств осуществляется по представленной получателем бюджетных средств заявке на кассовый расход.
Вместе с тем, заявка на кассовый расход Министерством культуры Республики Башкортостан в целях оплаты денежных обязательств за выполненные работы по капитальному ремонту Дворца культуры "Нефтяник" за период с 10.08.2017 по 31.12.2017 (в период действия Закона о бюджете) не представлялась.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что привлечению к субсидиарной ответственности подлежит Министерство культуры РБ, денежные средства подлежат взысканию с Министерства культуры РБ за счет казны Республики Башкортостан в размере 42 302 796,67 руб. Размер ответственности складывается из суммы требований кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов должника в размере 42 503 068,22 руб., суммы непогашенных текущих платежей в размере 426 656 руб.
Все доводы и аргументы Министерства культуры РБ были предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, повторно проверены судом апелляционной инстанции и признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта, основаны на неверном толковании норм материального права и обстоятельств дела.
С учетом изложенного, рассмотрев дело по имеющимся доказательствам, судебная коллегия считает, что нормы материального права применены судом правильно, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, таких нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влекут безусловную отмену судебного акта, судом не допущено, в связи с чем, обжалуемое определение подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по настоящей апелляционной жалобе уплата государственной пошлины не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 176, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.09.2021 по делу N А07-17772/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства культуры Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.В. Калина |
Судьи |
Ю.А. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-17772/2018
Должник: ФОНД СТРОИТЕЛЬСТВА СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ И СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ОБЪЕКТОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Кредитор: МИФНС России России N 1 по РБ, ООО "Элемент", ООО ГЕНПОДРЯДНЫЙ ТРЕСТ "БАШКОРТОСТАННЕФТЕЗАВОДСТРОЙ"
Третье лицо: Иванюта А.И., Министерство культуры РБ, Министерство молодежной политики и спорта РБ, Министерство экономического развития РБ, АССОЦИАЦИЯ "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "СОДЕЙСТВИЕ", Даянова Р.М., Иванюта А И, Конкурсный управляющий Молин Дмитрий Евгеньевич, Мазитова Л.М., Министерство финансов Республики Башкортостан, Молин Дмитрий Евгеньевич, Поляков А.Б.
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5493/2023
11.03.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3988/20
24.11.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14189/2021
15.07.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3988/20
17.03.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1414/20
05.12.2018 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-17772/18
27.07.2018 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-17772/18