г. Челябинск |
|
24 ноября 2021 г. |
Дело N А47-6429/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Жернакова А.С., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы акционерного общества "Оренбургнефтеотдача" и Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.08.2021 по делу N А47-6429/2021.
В заседании приняли участие представители:
Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу - Денисова Жанна Эдуардовна (доверенность N ПФО -01-07-15/1547 от 17.09.2021, диплом);
акционерного общества "Оренбургнефтеотдача" - Выборнова Анастасия Сергеевна (доверенность N 36/12/2020 от 11.12.2020, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Северная Нива" (далее - ООО "Северная Нива", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями к Департаменту по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным приказа от 31.03.2021 года N 110 об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Оренбургнефтеотдача" (далее - АО "Оренбургнефтеотдача", третье лицо), администрация Северного района Оренбургской области (далее - администрация, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 06.08.2021 (резолютивная часть от 04.08.2021) заявленные требования удовлетворены, приказ Департамента от 31.03.2021 года N 110 об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя признан недействительным; на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Северная Нива".
С вынесенным решением не согласились заинтересованное лицо и третьего лицо - АО "Оренбургнефтеотдача", обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе общество "Оренбургнефтеотдача" и Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее также - податели жалоб, апеллянты) просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В апелляционной жалобе Департамент ссылается на неправильное применение положений статей 235, 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, 49, 56.2, 56.3, 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которых наличие у лицензии на пользование недрами, является прямым основанием для удовлетворения ходатайства ее обладателя об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд в целях недропользования. Указанное исключает необходимость предоставления дополнительного обоснования нужды государства по указанному вопросу, а также исследование вопроса о проектируемых объектах и планируемых работах на изымаемом земельном участке. Наличие публичного интереса и направленности на обеспечение общественных потребностей, в рассматриваемом случае обусловлено обеспечением стабильного, бесперебойного удовлетворения внутреннего спроса на нефть и нефтепродукты, обеспечения стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета страны. Ссылаясь на Энергетическую стратегию России на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р (далее - Энергетическая стратегия) и Стратегию развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 N 2914-р (далее Стратегия развития минерально-сырьевой базы), апеллянт указывает на направленность изъятия земельных участков для государственных нужд на повышение качества жизни населения страны.
По мнению апеллянта, судом первой инстанции к спорным отношениям неверно применены положения статей и 78, 79, 90 Земельного кодекса Российской Федерации и Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго Российской Федерации 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила N 9), которые распространяются на магистральные объекты. Вместе с тем, предполагаемый к строительству на изымаемом земельном участке водовод к нагнетательной скважине необходим для обеспечения ее функционирования. Разрешенным использованием изымаемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, является сельскохозяйственное производство. В отсутствие сведений об отнесении его к сельскохозяйственным угодьям, ссылка на статью 79 Земельного кодекса Российской Федерации произведена необоснованно. При этом, добыча полезных ископаемых отнесена к исключительным случаям допустимости перевода земель сельскохозяйственного назначения к другую категорию. Учет судом первой инстанции обстоятельств расположения на граничащих с изымаемым участком, охранной зоны магистральных газопроводов произведен вне связи с предметом исследования по настоящему делу.
Также податель апелляционной жалобы ссылается на отсутствие правового обоснования необходимости изучения Департаментом вопроса о возможности строительства и эксплуатации водопровода к скважине N 28 без изъятия земельного участка (субаренда, сервитут), а также оценки экономической и социальной выгоды для соответствующего публично-правового образования планируемого использования земельного участка по сравнению с предыдущим. Указывает на наличие сложившейся судебной практики по вопросу изъятия земельных участков для государственных нужд, обусловленных целями недропользования.
В апелляционной жалобе общество "Оренбургнефтеотдача" указывает на изъятие земельного участка в интересах Российской Федерации, ввиду принадлежности акций общества акционерному обществу "Зарубежнефть", учредителем и владельцем акций которого является Российская Федерация. Описывая фактические обстоятельства дела, апеллянт полагает оспариваемый ненормативный правовой акт принятым с соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 49, 56.2, 56.3, 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, Энергетической стратегией и Стратегией развития минерально-сырьевой базы.
Дополнительно обществом "Оренбургнефтеотдача" отмечено, что оспариваемый приказ устанавливает исключительно прекращение права пользования арендатором земельным участком, не предусматривает изъятие земельного участка из государственной собственности и возникновения прав на него у недропользователя. При этом, без строительства водовода разработка месторождения и добыча углеводородного сырья невозможна.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2021 рассмотрение апелляционных жалоб назначено на 26.10.2021.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного от 25.10.2021 произведена замена судьи Колясниковой Ю.С. на судью Соколову И.Ю.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021 рассмотрение апелляционных жалоб было отложено и назначено на 11 часов 50 минут 22.11.2021.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного от 19.11.2021 произведена замена судьи Томилиной В.А. на судью Колясникову Ю.С. Рассмотрение апелляционных жалоб начало с самого начала.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание за исключением представителей заинтересованного лица и третьего лица - АО "Оренбургнефтеотдача", не явились.
С учетом мнения представителей заинтересованного лица и третьего лица - АО "Оренбургнефтеотдача", в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представители заинтересованного лица и третьего лица - АО "Оренбургнефтеотдача" поддержал доводы, изложенные в апелляционных жалобах.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19.11.2019 по результатам проведенного аукциона между администрацией муниципального района Северский район и обществом "Северная Нива" заключен договор аренды N 45 (т.1 л.д. 27-30). Согласно пункту 1.1 договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 56:28:1720003:70 для сельскохозяйственного производства, место положение: Оренбургская область, Северный район, Новодомосейкинский сельсовет, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала 56:28:1720003, общей площадью 587160 кв.м.
В соответствии с пунктом 2.1. договора срок аренды устанавливается с 19.11.2019 по 18.11.2068.
В Единый государственный реестр недвижимости внесены следующие сведения о земельном участке с кадастровым номером 56:28:1720003:70 - поставлен на кадастровый учет 05.09.2018 года; адрес объекта: Оренбургская область, Северный район, Новодомосейкинский сельсовет, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала 56:28:1720003; площадь земельного участка 587160+/-3956,02 кв.м.; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования; правообладатель: данные о правообладателе отсутствуют; ограничение прав и обременение объекта недвижимости: аренда, весь объект, арендатор ООО "Северная Нива", номер государственной регистрации 56:28:1720003:70-56/012/2020-2 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 14.07.2020 N 99/2020/337994137, т.1 л.д. 133-138).
АО "Оренбургнефтеотдача" предоставлена лицензия на пользование недрами Кирсановского месторождения нефти серии ОРБ номер 00896 вид лицензии НЭ сроком действия до 31.05.2033 года с целевым назначением и видами работ: добыча нефти и газа на Кирсановском месторождении (т.1 л.д. 83).
Центральная комиссия по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья (центральная нефтегазовая секция) протоколом от 06.12.2017 года N 7088 согласовала технологическую схему разработки Кирсановского нефтяного месторождения Оренбургской области (АО "Оренбургнефтеотдача"). Акционерным обществом "Институт по проектированию и исследовательским работам в нефтяной промышленности "Гипровостокнефть" по заказу АО "Оренбургнефтеотдача" разработана проектная документация "Обустройство Кирсановского месторождения. Этап 1", согласно части 2 "Проект полосы отвода" раздела 2 "Схема планировочной организации земельного участка" (т.1 л.д. 48-73).
В соответствии с названными документами по земельному участку с кадастровым номером 56:28:1720003:70 предполагается прохождение трассы водовода на скважину N 28.
27.01.2021 АО "Оренбургнефтеотдача" обратилось к заинтересованному лицу с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, к ходатайству приложены схема расположения земельного участка с условным номером 56:28:1720003:70:ЗУ1 в контуре проекции на земную поверхность границ предоставленного в пользование участка недр по лицензии ОРБ 00896 НЭ; схема расположения земельного участка с условным номером 56:28:1720003:70:ЗУ1 (т.1 л.д. 77-80).
Согласно ходатайству, земельный участок площадью 863 кв.м. (условный номер 56:28:1720003:70:ЗУ1), местоположение: Оренбургская область, Северный район, Новодомосейкинский сельсовет, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала 56:28:1720003 (образуемый путем раздела земельного участка имеющего кадастровый номер 56:28:1720003:70). Цель изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд - проведение работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя.
ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Приволжскому федеральному округу" письмом от 09.02.2021 N 228-04 сообщило Департаменту о том, что земельный участок с условным номером 56:28:1720003:70:ЗУ1 расположен в контуре проекции на земную поверхность границ предоставленного в пользование участка недр по лицензии ОРБ 00896 НЭ, площадь образуемого земельного участка составляет 863,23 кв.м. (т.1 л.д. 81-82).
Комиссией по рассмотрению ходатайств об изъятии земельных участков для государственных нужд Оренбургской области в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), отнесенных к компетенции Приволжскнедра принято оформленное протоколом N 435 от 30.03.2021 решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по образованию земельного участка с условным номером 56:28:1720003:70:ЗУ1 площадью 863 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером 56:28:1720003:70, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства, для ведения сельскохозяйственного производства", находящегося в государственной собственности и предоставленного в аренду в пользу ООО "Северная Нива"; об изъятии земельного участка с условным номером 56:28:1720003:70:ЗУ1 площадью 863 кв.м., расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 56:28:1720003:70 площадью 587 160+/-3 956,02 кв.м., предоставленного в аренду ООО "Северная Нива", находящегося по адресу: Оренбургская область, Северный район, Новодомосейкинский сельсовет, в юго-западной части кадастрового квартала 56:28:1720003, для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств АО "Оренбургнефтеотдача" в соответствии с лицензией ОРБ 00896 НЭ (т.1 л.д. 88-89).
Руководителем Департамента 31.03.2021 издан приказ N 110 "Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя", согласно которому утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по образованию земельного участка с условным номером 56:28:1720003:70:ЗУ1 площадью 863 кв.м. из земельного участка кадастровым номером 56:28:1720003:70 площадью 587160+/-3 956,02 кв.м., категория земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства, для ведения сельскохозяйственного производства", находящегося в государственной собственности и предоставленного в аренду в пользу ООО "Северная Нива"; изъят земельный участок с условным номером 56:28:1720003:70:ЗУ1 площадью 863 кв.м., расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 56:28:1720003:70 площадью 587160+/-3 956,02 кв.м., предоставленного в аренду ООО "Северная Нива", находящегося по адресу: Оренбургская область, Северный район, Новодомосейкинский сельсовет, в юго-западной части кадастрового квартала 56:28:1720003, для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств АО "Оренбургнефтеотдача" соответствии с лицензией ОРБ 00896 НЭ (т.1 л.д. 80-81).
В соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости изымаемый земельный участок 28.04.2021 поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 56:28:1720003:283, местоположение: Оренбургская область, Северный район, Новодомосейкинский с/с; площадь: 863+/-257 кв.м.; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства (т.1 л.д. 175- 176).
Посчитав, что вышеназванным приказом Департамента от 31.03.2021 N 110 нарушены законные права и интересы, ООО "Северная Нива" обратилось с настоящими требованиями в арбитражный суд.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции установил, что АО "Оренбургнефтеотдача" имеет лицензию на пользование недрами, в связи с чем подпадает под категорию лиц, которые имеют право обратиться с ходатайством об изъятии земельных участков. Однако, само по себе наличие действующей лицензии на право пользования недрами не является безусловным основанием, свидетельствующим о том, что деятельность заявителя в данном конкретном случае направлена на удовлетворение публичных интересов и соответствует общественным потребностям. Такая направленность подлежит установлению, исходя из фактических обстоятельств и представленных документов в каждом случае. Установив, что по изымаемому земельному участку планируется прохождение трассы водовода на скважину N 28 Кирсановского месторождения, а не размещение объектов нефтедобычи и приняв во внимание отсутствие необходимости оформления прав на земельные участки под линейными объектами трубопроводного транспорта, суд счел, что изъятие земельного участка в целях строительства и эксплуатации водовода не отвечает требованиям статьи 56.3 Земельного кодекса в части условий и целей изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, к которым не подлежит отнесению создание недропользователем наиболее благоприятных для себя условий хозяйствования. При этом, судом первой инстанции учтен особый правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота и сокращения их площадей в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 года N 20. В этой связи, суд пришел к выводу о недоказанности наличия оснований для изъятия земельных участков.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В силу статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд допускается в исключительных случаях, по предусмотренных федеральными законами основаниями.
Порядок и условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность обоснования необходимости принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
Пунктом 4 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса. К их числу отнесены организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.
Приказом Минэкономразвития России от 23.04.2015 N 250 утверждены Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состав прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 11 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в следующих случаях: 1) не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.3 настоящего Кодекса; 2) ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами; 3) схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 4) в иных случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано ходатайство об изъятии земельных участков для региональных или муниципальных нужд.
В силу пункта 7 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии не может быть принято в случае, если: 1) земельные участки являются выморочным имуществом и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц; 2) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц; 3) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, которые являются выморочным или бесхозяйным имуществом.
Приведенные нормы позволяют инициировать недропользователем (обладателем лицензии на пользование недрами) процедуру изъятия земельного участка, которая влечет прекращение обременение земельных участков правами третьих лиц (правом аренды).
В силу статьи 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Согласно абз. 4 статьи 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Из положений статей 235, 279 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 49, 56.2, 56.3, 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации не следует, что данное обстоятельство влечет безусловное принудительное изъятие имущества для государственных или муниципальных нужд при несоблюдении иных условий, при которых возможно изъятие.
Основополагающим условием, которое допускает изъятие земельных участков в порядке, предусмотренном названными правовыми нормами, является наличие государственной или муниципальной нужды, которое подлежит доказыванию лицом, обратившимся с соответствующим ходатайством об изъятии.
При этом, под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016).
Из материалов дела усматривается, что обращаясь с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, АО "Оренбургнефтеотдача" указало на наличии лицензии на пользование недрами с целью разведки и добычи нефти и необходимость проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Материалами дела подтверждено планируемое размещение по изымаемому земельному участке трассы водовода к нагнетательной скважине N 28 Кирсановского месторождения.
В соответствии с пунктом 1.2.1 Правил разработки нефтяных и газонефтяных месторождений (утв. Коллегией Миннефтепрома СССР, протокол от 15.10.1984 N 44) и пунктом 7.7 Правил разработки месторождений углеводородного сырья ( утв. Приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356 (ред. от 07.08.2020) нагнетательные скважины являются один из видов эксплуатационных скважин и предназначены для воздействия на продуктивные пласты путем нагнетания в них воды, газа, пара и других рабочих агентов. Конструкция этих скважин в совокупности с применяемым оборудованием должны обеспечить безопасность процесса нагнетания, соблюдение требований по охране недр.
Система поддержания пластового давления должна обеспечивать объемы закачки воды в продуктивные пласты и давления ее нагнетания по скважинам участка, объектам разработки и месторождению в целом в соответствии с технологическими схемами и проектами разработки (пункт 3.1.2 Правил разработки нефтяных и газонефтяных месторождений).
Приведенные положения позволяют согласиться с доводами подателей апелляционных жалоб о непосредственной связи строительства водовода с процессом добычи нефти.
Однако названное, не исключает отнесение водовода к линейному объекту, предназначенному для транспортировки воды.
Из совокупного толкования пункта 2 статьи 78, пункта 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что на земельные участки сельскохозяйственного назначения, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам (в том числе на период их строительства), оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Пунктом 4.2. Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго Российской Федерации 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 года N 9 и регулирующими сходные отношения, установлено, что земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил.
Вопреки доводам Департамента, в обжалуемом судебном акте применение Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго Российской Федерации 29.04.1992 года, постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 года N 9 произведено в качестве нормативного акта, регулирующими сходные отношения.
Специфика водовода к нагнетательной скважине не позволяет признать его таким объектом нефтедобычи, для эксплуатации которого требуется определенный земельный участок в вертикальной проекции, обусловленной расположением объекта. В этой связи, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание наличие общей границы изымаемого земельного участка с одним из контуров земельного участка с кадастровым номером 56:28:0000000:2992 (:ЗУ11), согласно публичной кадастровой карте, а также согласно предоставленной схеме земельных участков (т. 2, л.д. 43).
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что земельный участок с кадастровым номером 56:28:0000000:2992 поставлен на кадастровый учет 01.04.2021, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; виды разрешенного использования: трубопроводный транспорт (т. 2, л.д. 46).
В ходе рассмотрения дела департаментом и АО "Оренбургнефтеотдача" не была аргументирована возможность строительства и эксплуатации водовода к скважине N 28 Кирсановского месторождения исключительно на спорном земельном участке, а также без его изъятия, а путем получения его в пользование иными предусмотренными законом способами (субаренда, сервитут и т.д.).
При таких обстоятельствах, изъятие спорного земельного участка правильно не отнесено судом к исключительным случаям, допускающим принудительное изъятие земельного участка для общественно полезных целей, а не целей обеспечения деятельности АО "Оренбургнефтеотдача", лишь опосредованно служащей публичным интересам и направленная на извлечение прибыли самим заявителем.
Как правильно установлено судом первой инстанции при разрешении возникшего спора, одним из важнейших аспектов оценки при установлении наличия или отсутствия государственных или муниципальных нужд по основанию использования земельного участка в целях недропользования является выяснение вопроса о том, насколько экономически и социально выгоднее для соответствующего публично-правового образования иное использование земельного участка вследствие его изъятия по сравнению с существующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 321 утверждена государственная программа "Энергоэффективность и развитие энергетики", целью которой явилось надежное обеспечение страны топливо-энергетическими ресурсами, повышение эффективности их использования и снижение антропогенного воздействия топливно-энергетического комплекса на окружающую среду.
Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.
Приведенные положения сами по себе не определяют приоритет экономической эффективности от использования земельных участков недропользователем перед использованием их собственником в качестве земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Вместе с этим, согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Законодательством установлен особый режим использования сельскохозяйственных угодий, статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Поскольку видом разрешенного использования изымаемого земельного участка является сельскохозяйственное производство, выводы суда первой инстанции в части установления особого режима охраны и приоритете в использовании являются верными.
Базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 (далее - Стратегия национальной безопасности).
Стратегия национальной безопасности призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации (пункт 3).
Предусмотренное в Стратегии национальной безопасности повышение качества жизни российских граждан обеспечивается, в том числе продовольственной безопасностью, осуществляемой за счет достижения, в частности продовольственной независимости Российской Федерации; ускоренного развития и модернизации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, пищевой промышленности и инфраструктуры внутреннего рынка; повышения эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и расширения их доступа на рынки сбыта продукции; повышения плодородия почв, предотвращения истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий (пункт 54).
Документом стратегического планирования, в котором отражены официальные взгляды на цели, задачи и основные направления государственной социально-экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации является утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 20 Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Доктрины под продовольственной безопасностью Российской Федерации понимается состояние социально-экономического развития страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни; под продовольственной независимостью Российской Федерации - самообеспечение страны основными видами отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
В пункте 7 Доктрины указано, что в развитие положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации национальными интересами государства в сфере продовольственной безопасности на долгосрочный период являются, в том числе: повышение эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей; восстановление и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предотвращение сокращения площадей земель сельскохозяйственного назначения, рациональное использование таких земель, защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии и опустынивания.
Принимая во внимание названное, особое значение угледобывающей отрасли в энергетической политике Российской Федерации само по себе не является основанием для вывода об имеющих место государственных нуждах Российской Федерации в использовании недр, размещенных в границах земельного участка сельскохозяйственного назначения, используемого обществом "Северная Нива" для сельскохозяйственного производства на основании договора аренды, сроком до 2068 года.
Анализ мотивов отклонения доводов апелляционных жалоб приведен в настоящем постановлении выше в силу чего не требует дополнительной аргументации.
Приведенные в апелляционной жалобе Департамента ссылки на судебную практику по другим делам, подлежат отклонению поскольку по каждому из них суды исходили из конкретных обстоятельств, не тождественных обстоятельствам рассмотренного спора.
С учетом вышеизложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Излишне уплаченная платежным поручением N 1493 от 07.10.2021 ( т.2 л.д. 155) государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции подлежит возврату публичному акционерному обществу "Оренбургнефтеотдача" из федерального бюджета на основании подпункта 3, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.08.2021 по делу N А47-6429/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы акционерного общества "Оренбургнефтеотдача" и Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Оренбургнефтеотдача" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению N 1493 от 07.10.2021.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-6429/2021
Истец: ООО "Северная Нива"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ПРИВОЛЖСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: Администрация Северного района Оренбургской области, ЗАО "Оренбургнефтеотдача", АО "Оренбургнефтеотдача", Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд