г.Москва |
|
23 ноября 2021 г. |
Дело N А40-44610/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
С.Л.Захарова, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 01.07.2021
по делу N А40-44610/21 (84-308)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве,
третьи лица: 1) ФГБУ Науки Институт металлургии и материаловедения им.А.А.Байкова Российской академии наук,
2) АО "Озерная"
о признании незаконным уведомления от 29.12.2020, об обязании зарегистрировать договор аренды,
при участии:
от заявителя: |
Чернова А.Н. по дов. от 29.12.2020; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее также - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (далее также - ответчик, регистрирующий орган, Управление), изложенного в уведомлении от 29.12.2020 N КУВД-001/2020-1575-243/2 (MFC - 0558/2020-419353) об отказе в государственной регистрации договора аренды от 14.09.2020 N М-07-055709; об обязании зарегистрировать договор аренды земельного участка от 14.09.2020 N М-07-055709.
Решением суда от 01.07.2021, принятым по данному делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме ввиду наличия оснований, предусмотренных ч.1 ст.198 АПК РФ.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. При этом податель жалобы указывает на то, по данным кадастра недвижимости на земельном участке, также расп-оложены объекты недвижимости: нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0014002:1095, права на данный объект в ЕГРН отсутствуют; нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0014002:1100, принадлежащее на праве собственности иному лицу (АО "Озерная").
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Представители ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без их участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя заявителя, поддержавшего свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается и материалов дела, между Департаментом и ФГБУ Науки Институт металлургии и материаловедения им.А.А.Байкова Российской академии наук заключен договор аренды от 14.09.2020 N М-07-055709 со множественностью лиц на стороне арендатора (далее также - Договор) земельного участка с кадастровым номером 77:07:0014002:1, имеющего адресный ориентир: промзона N 37, Очаково (далее также - Участок).
Согласно п. 1.7 на земельном участке расположены объекты недвижимости: 1) нежилое здание общей площадью 125,2 кв.м по адресу: г.Москва, ул.Озерная, д.48 стр.а; 2) нежилое здание общей площадью 2297 кв.м по адресу: г.Москва, ул.Озерная, д.48 стр.2; 3) нежилое здание общей площадью 953,8 кв.м по адресу: г.Москва, ул.Озерная, д.48.
ФГБУ Науки Институт металлургии и материаловедения им.А.А.Байкова РАН принадлежат на праве оперативного управления объекты недвижимости: 1) нежилое здание общей площадью 2297 кв.м по адресу: г.Москва, ул.Озерная, д.48 стр.2 (запись в ЕГРН от 22.10.2010 N 77-77-12/026/2010-584); 2) нежилое здание общей площадью 953,8 кв.м по адресу: г.Москва, ул.Озерная, д.48 (запись в ЕГРН от 22.10.2010 N 77-77-12/026/2010-582).
Департамент обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 14.09.2020 N М-07-055709.
Уведомлением от 29.12.2020 N КУВД-001/2020-1575-243/2 (MFC-0558/2020-419353) Управление отказало в государственной регистрации Договора. При этом ответчик указал, что по данным кадастра недвижимости на земельном участке также расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 77:07:0014002:1095 и 77:07:0014002:1100. Договор аренды не содержит сведений о расположении данных объектов на земельном участке.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента городского имущества города Москвы в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Департаментом требований.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п.3 ст.1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (п.3). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п.5).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (п.4 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно положениям п.5 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
На основании ч.1 ст.21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно положениям ст.29 Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п.3 ч.1). Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав (п.2 ч.4). Уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа с обязательной ссылкой на положения настоящего закона (ч.6).
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок 77:07:0014002:1 площадью 11245 кв.м. сформирован и поставлен на кадастровый учет 01.01.2007. В границах земельного участка расположены объекты с кадастровыми номерами: 77:07:0014002:1095, 77:07:0014002:1100, 77:07:0014002:1828, 77:07:0014002:1035, 77:07:0014002:1051. 77:07:0014002:1053, 77:07:0014002:1770.
Управление в уведомлении об отказе в государственной регистрации указало, что договор аренды не содержит сведений о расположении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:07:0014002:1095 и 77:07:0014002:1100 на земельном участке.
Между тем, как верно установлено судом первой инстанции, согласно сведениям из ЕГРН, а также информационной системы "Реестр единых объектов недвижимости" (ИС РЕОН), которая является государственным информационным ресурсом, положение о которой утверждено распоряжением Правительства Москвы от 22.12.2009 N 3277-РП "Об утверждении Положения об информационной системе Реестра единых объектов недвижимости города Москвы" в границах земельного участка с кадастровым номером 77:07:0014002:1 расположены нежилые здания: 77:07:0014002:1051 (Москва, ул.Озёрная, д.48, стр.2); 77:07:0014002:1053 (Москва, ул.Озёрная, д.48); 77:07:0014002:1035 (Москва, ул.Озёрная, д.48, стр.а).
В п.1.7 Договора аренды внесены сведения об указанных объектах недвижимости.
При этом объект недвижимости с кадастровым номером 77:07:0014002:1095 - здание трансформаторной подстанции N 20634 по адресу: г.Москва, Озёрная ул., д.48, стр.2, участок около дома, поставлен на кадастровый учет "Без координат границ". Таким образом, определить его местонахождение в границах земельного участка 77:07:0014002:1 не представляется возможным. При этом информация о зарегистрированных правах на указанный объект отсутствует.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отсутствие в ЕГРН данных о правообладателе объекта с кадастровыми номерами 77:09:0003012:1006, 77:09:0003012:1007, 77:09:0003011:6571 не является обстоятельством, зависящим от заявителя.
Соответственно, заявитель не может нести неблагоприятные последствия в виде отказа в государственной регистрации договора аренды, так как указанные обстоятельства не зависят от воли Департамента и не могут быть им исправлены (устранены).
Объект недвижимости с кадастровыми номерами 77:07:0014002:1100 по адресу: г.Москва, ул.Озерная, д.42, стр.7, также поставлен на кадастровый учет "Без координат границ". Указанное здание находится в собственности АО "Озерная" (N 77:07:0014002:3100-77/051/2020-3 от 23.10.2020).
При этом, как верно установлено судом первой инстанции, и следует из представленной в судебное заседании апелляционной инстанции заявителем выписки из ЕГРН, указанный объект фактически расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 77:07:0014002:11 (77:07:0014002:2303) с адресным ориентиром: Озёрная улица, вл.42.
На основании изложенного апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции о том, что сведения об объектах недвижимости, указанные в п.1.7 Договора аренды, соответствуют актуальной информации из ЕГРН и ИС РЕОН.
Пунктом 3 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) предусмотрено, что если на земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
На основании п.6 ст.39.20 ЗК РФ любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Согласно п.1 ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с п.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу ст.209 ГК РФ права по владению, пользованию и распоряжению имуществом принадлежат собственнику такого имущества. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Департамент городского имущества города Москвы осуществляет управление и распоряжение земельными участками города Москвы.
Материалами дела установлено, что договор аренды подписан сторонами без замечаний и разногласий, соответственно, между сторонами достигнуто соглашения по все существенным условиям. Доказательств того, что условия Договора аренды противоречат требованиям действующего законодательства, либо нарушают права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ответчиком не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных Департаментом требований о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве, изложенного в уведомлении от 29.12.2020 N КУВД-001/2020-1575-243/2 (MFC - 0558/2020-419353) об отказе в государственной регистрации договора аренды от 14.09.2020 N М-07-055709 и обязании Управления в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав заявителя и зарегистрировать договор аренды земельного участка.
Доводы, изложенные регистрирующим органом в обоснование оспариваемого решения об отказе в осуществлении государственной регистрации прав, а также своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, исследованы судом и им дана правильная оценка.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 01.07.2021 по делу N А40-44610/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-44610/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: АО "ОЗЕРНАЯ", ФГБУ НАУКИ ИНСТИТУТ МЕТАЛЛУРГИИ И МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ ИМ. А.А. БАЙКОВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК