гор. Самара |
|
24 ноября 2021 г. |
Дело N А55-6172/2021 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17 ноября 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 ноября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Бажана П.В., Некрасовой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Блиновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 ноября 2021 года в зале N 7 апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-монтажное предприятие "ЕвроПласт" на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.09.2021, принятое по делу N А55-6172/2021 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-монтажное предприятие "Евро-Пласт" (ОГРН 1026402485944, ИНН 6451220360), гор. Саратов
к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, гор. Самара
о признании незаконным действий и признании недействительным предписания,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-монтажное предприятие "Евро-Пласт" обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит:
1) признать незаконными действия Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) по проведению плановой проверки ООО ПМП "Евро-пласт" по адресу: гор. Саратов, Гусельекое займище, д. 1, в период с 25.01.2021 по 02.02.2021 с целью Федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;
2) признать недействительным Предписание (требования) Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) N 13-898-02-21-018-П от 02.02.2021 к Акту проверки N 13-898-02-21-018-П от 02.02.2021.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.09.2021 требования Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-монтажное предприятие "Евро-Пласт" оставлены без удовлетворения.
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-монтажное предприятие "Евро-Пласт", не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021 рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 17.11.2021 на 15 час. 50 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Управлением в материалы дела представлен отзыв, которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, мотивированного отзыва, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Средне-Поволжского управления Ростехнадзора С.А. Бурлина от 19.01.2021 N РП-302-71-0 в период с 25.01.2021 по 02.02.2021 проведена плановая выездная проверка с целью контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, требований технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления при эксплуатации опасного производственного объекта: - сеть газопотребления ООО ПМП "Евро-Пласт" (А51-06175-0001, дата регистрации 14.09.2011, III класс опасности), расположенного по адресу: гор. Саратов, Гусельское займище, 1.
В ходе проведенной проверки административным органом установлены следующие нарушения:
1. Эксплуатация технического устройства КЗГЭМ-У80НД зав. N 80-1-8047, дата изготовления: 03.2005, входящего в состав - Сети газопотребления ООО ПМП "Европласт" (А51-06175-0001, дата peг. 14.09.2011, III класс опасности), расположенной по адресу: 410018, гор. Саратов, Гусельское займище, 1, осуществляется в отсутствии установленного срока безопасной эксплуатации (согласно пункту 4.1.1 паспорта завода изготовителя, срок службы технического устройства составляет - 10 лет, экспертиза промышленной безопасности не проводилась).
2. Эксплуатация технического устройства сигнализатора загазованности сигнализатор загазованности СЗ-2, зав. N o6-47085, дата ввода в эксплуатацию: 2005 год, входящего в состав - Сети газопотребления ООО ПМП "Евро-пласт" (А51-06175-0001, дата peг. 14.09.2011, III класс опасности) расположенной по адресу: 410018, гор. Саратов, Гусельское займище, 1, осуществляется в отсутствии установленного срока безопасной эксплуатации (паспорт завода изготовителя на техническое устройство отсутствует, в проектной документации шифр 04-25 от 2005 года установленный срок безопасной эксплуатации отсутствует, экспертиза промышленной безопасности не проводилась).
3. Эксплуатация технического устройства сигнализатора загазованности сигнализатор загазованности СЗ-1, зав. N 31-5195, дата ввода в эксплуатацию: 2005 год входящего в состав - Сети газопотребления ООО ПМП "Евро-пласт" (А51-06175-0001, дата peг. 14.09.2011, III класс опасности) расположенной по адресу: 410018, гор. Саратов, Гусельское займище, 1, осуществляется в отсутствии установленного срока безопасной эксплуатации (паспорт завода изготовителя на технические устройство отсутствует, в проектной документации шифр 04-25 от 2005 года установленный срок безопасной эксплуатации отсутствует, экспертиза промышленной безопасности не проводилась).
4. Эксплуатация надземного газопровода высокого давления d-89 мм, 1-45-м, дата изготовления - 2005 год, дата ввода в эксплуатацию: 19.08.2005, входящего в состав - Сети газопотребления ООО ПМП "Евро-пласт" (А51-06175-0001, дата peг. 14.09.2011, III класс опасности) расположенной по адресу: 410018, гор. Саратов, Гусельское займище, 1, осуществляется в отсутствии установленного срока безопасной эксплуатации (в проектной документации установленный срок безопасной эксплуатации отсутствует, экспертиза промышленной безопасности не проводилась).
5. Эксплуатация надземного газопровода высокого давления d-114 мм, 1-2,5-м, дата изготовления: 2005 год, дата ввода в эксплуатацию: 19.08.2005, входящего в состав - Сети газопотребления ООО ПМП "Евро-пласт" (А51-06175-0001, дата peг. 14.09.2011, III класс опасности) расположенной по адресу: 410018, гор. Саратов, Гусельское займище, 1, осуществляется в отсутствии установленного срока безопасной эксплуатации (в проектной документации установленный срок безопасной эксплуатации отсутствует, экспертиза промышленной безопасности не проводилась).
6. Эксплуатация надземного газопровода высокого давления d-57 мм, 1-2,5-м, дата изготовления: 2005 год, дата ввода в эксплуатацию: 19.08.2005, входящего в состав - Сети газопотребления ООО ПМП "Евро-пласт" (А51-06175-0001, дата peг. 14.09.2011, III класс опасности) расположенной по адресу: 410018, гор. Саратов, Гусельское займище, 1, осуществляется в отсутствии установленного срока безопасной эксплуатации (в проектной документации установленный срок безопасной эксплуатации отсутствует, экспертиза промышленной безопасности не проводилась).
7. Эксплуатация технического устройства ГРПШ-400-01 N 00173 с РДНК-400-М N 69797 дата ввода в эксплуатацию: 19.08.2005, входящего в состав - Сети газопотребления ООО ПМП "Евро-пласт" (А51-06175-0001, дата peг. 14.09.2011, III класс опасности) расположенной по адресу: 410018, гор. Саратов, Гусельское займище, 1, осуществляется в отсутствии установленного срока безопасной эксплуатации (паспорт завода изготовителя на технические устройство отсутствует, в проектной документации шифр 04-25 от 2005 года установленный срок безопасной эксплуатации отсутствует, экспертиза промышленной безопасности не проводилась).
8. Эксплуатация газопровода низкого давления d-89 мм, 1-27,0-м, дата изготовления: 2005 год, дата ввода в эксплуатацию: 2005 год, входящего в состав - Сети газопотребления ООО ПМП "Евро-пласт" (A51-06175-0001, дата peг. 14.09.2011, III класс опасности) расположенной по адресу: 410018, гор. Саратов, Гусельское займище, 1, осуществляется в отсутствии установленного срока безопасной эксплуатации (в проектной документации установленный срок безопасной эксплуатации отсутствует, экспертиза промышленной безопасности не проводилась).
9. Эксплуатация газопровода низкого давления d-57 мм, 1-2,5-м, дата изготовления: 2005 год, дата ввода в эксплуатацию: 2005 год, входящего в состав - Сети газопотребления ООО ПМП "Евро-пласт" (А51-06175-0001, дата peг. 14.09.2011, III класс опасности) расположенной по адресу: 410018, гор. Саратов, Гусельское займище, 1, осуществляется в отсутствии установленного срока безопасной эксплуатации (в проектной документации установленный срок безопасной эксплуатации отсутствует, экспертиза промышленной безопасности не проводилась).
10. Эксплуатация газопровода низкого давления d-32 мм, 1-2-м, дата изготовления: 2005 год, дата ввода в эксплуатацию: 2005 год, входящего в состав - Сети газопотребления ООО ПМП "Евро-пласт" (А51-06175-0001, дата peг. 14.09.2011, III класс опасности) расположенной по адресу: 410018, гор. Саратов, Гусельское займище, 1, осуществляется в отсутствии установленного срока безопасной эксплуатации (в проектной документации установленный срок безопасной эксплуатации отсутствует, экспертиза промышленной безопасности не проводилась).
11. Эксплуатация газопровода низкого давления d-20 мм, 1-20-м, дата изготовления: 2005 год, дата ввода в эксплуатацию: 2005 год, входящего в состав - Сети газопотребления ООО ПМП "Евро-пласт" (А51-06175-0001, дата peг. 14.09.2011, III класс опасности) расположенной по адресу: 410018, гор. Саратов, Гусельское займище, 1, осуществляется в отсутствии установленного срока безопасной эксплуатации (в проектной документации установленный срок безопасной эксплуатации отсутствует, экспертиза промышленной безопасности не проводилась).
12. Эксплуатация газопровода низкого давления d-15 мм, 1-1-м, дата изготовления: 2005 год, дата ввода в эксплуатацию: 2005 год, входящего в состав - Сети газопотребления ООО ПМП "Евро-пласт", (A5I-06175-0001, дата peг. 14.09.2011, III класс опасности) расположенной по адресу: 410018, гор. Саратов, Гусельское займище, 1, осуществляется в отсутствии установленного срока безопасной эксплуатации (в проектной документации установленный срок безопасной эксплуатации отсутствует, экспертиза промышленной безопасности не проводилась).
13. Генеральный директор ООО ПМП "Евро-пласт" Кузьмин Александр Владимирович, ответственный за организацию производственного контроля на ОПО - Сеть газопотребления ООО ПМП "Евро-пласт" (А51-0б175-0001, дата peг. 14.09.2011, III класс опасности) расположена по адресу: 410018, гор. Саратов, Гусельское займище, 1, не аттестован на знание общих требований промышленной безопасности по блоку А.1 (предоставленный протокол аттестации от 22.10.2019 N 54-19-4892 территориальной аттестационной комиссией Уральского управления Ростехнадзора не выдавался).
14. Исполнительный директор ООО ПМП "Евро-пласт" Платицын Дмитрий Викторович, ответственный за осуществление производственного контроля (приказ от 09.01.2018 N 3) и ответственный за безопасную эксплуатацию (приказ от 09.01.2020 N 2) на ОПО - Сеть газопотребления ООО ПМП "Евро-пласт" (А51-06175-0001, дата peг. 14.09.2011, III класс опасности) расположена по адресу: 410018, гор. Саратов, Гусельское займище, 1, не аттестован на знание специальных требований промышленной безопасности по блоку Б.7.1 и отсутствует дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности.
15. Не организован порядок и условия хранения проектной и исполнительной документации, приказ о порядке и ее хранении отсутствует.
16. Положение об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО - Сеть газопотребления ООО ПМП "Евро-пласт" (А51-06175-0001, дата peг. 14.09.2011, III класс опасности) расположена по адресу: 410018, гор. Саратов, Гусельское займище, 1, утвержденное 12.01.2018 гендиректором ООО ПМП "Евро-пласт" не актуализировано в соответствии с требованиями Правил организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 N 2168, а именно указаны ссылки на недействующие нормативные акты: "Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", утверждённое приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 N 37, зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации от 22.03.2007 N 9133 Приказ Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480 "Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации от 08.12.2011 N 22520 (п. 6, п. 8 Положения).
17. Отсутствуют документы подтверждающие предотвращение от проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц.
18. В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии отсутствует договор с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями.
19. Планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий утвержденный генеральным директором ООО ПМП "Евро-пласт" 18.01.2019 на объекте - Сеть газопотребления ООО ПМП "Евро-пласт" (А51-06175-0001, дата peг. 14.09.2011, III класс опасности) расположена по адресу: 410018, гор. Саратов, Гусельское займище, 1, не согласован руководителем (заместителем руководителя, в должностные обязанности которого входит согласование планов мероприятий) профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, которые привлекаются для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте.
20. При эксплуатации Сети газопотребления ООО ПМП "Евро-пласт", (А51-06175- 0001, дата peг. 14.09.2011, III класс опасности) расположенной по адресу: 410018, гор. Саратов, Гусельское займище, 1, отключаемый участок внутреннего газопровода при демонтаже газового котла КЧМ-5 инв. N 3 не обрезан, не освобожден от газа и не заварен наглухо в месте ответвления.
Данные нарушения явились следствием несоблюдения положений части 1, 2 статьи 9, статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункта 167 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 N 531; пункта 9 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1437; пунктов 5, 11 Правил организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 18.12.2020 N 2168; пунктов 5, 6 Федеральных норм и правил "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Ростехнадзора 15.12.2020 N 531 зарегистрированных в Минюсте России 30.12.2020, peг. N 61962; пункта 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 N 1365; пунктов 4, 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 N 420, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации от 11.12.2020 N 61391.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 02.02.2021 N 13-898-02-21- 018-П.
02.02.2021 вынесено предписание N 13-898-02-21-018-П.
17.02.2021 вынесено постановление N РП-302-71-О-898-020-Ю о назначении административного наказания, которым ООО ПМП "Евро-Пласт" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Судом установлено, что Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-монтажное предприятие "Евро-Пласт" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением об отмене постановления старшего государственного инспектора Саратовского регионального отдела по газовому надзору за подъемными сооружениями и оборудованием, работающим под избыточным давлением Былинкина Д.Ю. от 17.02.2021 N РП-302-71-О-898-020-Ю о назначении административного наказания ООО ПМП "Евро-Пласт" по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и предписания N 13-898-02-21-018-П от 02.02.2021, и прекращении административного производства.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.06.2021 по делу N А57- 4884/2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2021, заявленные требования в части признания недействительным предписания N 13-898-02-21-018-П от 02.02.2021 оставлены без рассмотрения. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным предписанием и действиями Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) по проведению плановой проверки, общество обратилось в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
Изучив обстоятельства дела в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным являются одновременно как несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение в результате этого прав и законных интересов заявителя в указанной сфере деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка акта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
На основании пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Бремя доказывания нарушения своих прав и охраняемых законом интересов в силу статей 4 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на заявителя.
Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-монтажное предприятие "ЕвроПласт" является эксплуатирующей названный опасный производственный объект организацией, несущей все бремя ответственности согласно законодательству о промышленной безопасности, в связи с чем, указанные требования к эксплуатации взрывопожароопасных и химических опасных производственных объектов I, II и III классов опасности обязательны к выполнению Обществом.
Статьей 9 Закона N 116-ФЗ предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 116-ФЗ работники опасного производственного объекта обязаны:
- соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
- проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;
- незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;
- в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
- в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
Согласно статье 10 Закона N 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
- планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
- заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;
- создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
- создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах.
Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 N 531 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления" предусмотрено, что в организации, осуществляющей эксплуатацию сетей газораспределения или газопотребления, из числа руководителей или инженерно-технических работников, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности, назначаются лица, ответственные за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов сетей газораспределения и газопотребления в целом и за каждый участок (объект) в отдельности.
Организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", должны:
- выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии;
- обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией;
- хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатирующей организации;
- в случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятие вправе для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления задействовать подрядную организацию (пункт 6 Правил от 15.12.2020 N 531).
В силу пункта 167 Правил от 15.12.2020 N 531 отключаемые участки наружных газопроводов, а также внутренних при демонтаже газового оборудования должны обрезаться, освобождаться от газа и завариваться наглухо в месте ответвления.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 N 1365 "О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики" (утверждено вместе с "Положением об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики") аттестацию, в том числе первичную аттестацию в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" абзацами 3 - 6 статьи 9.1 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" и пунктом 3 статьи 28.1 Федерального закона "Об электроэнергетике", проходят работники следующих категорий:
а) руководители организаций (обособленных подразделений организаций), осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проектирование, строительство, капитальный ремонт, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию и ликвидацию, а также техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений, эксплуатацию объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, в отношении которых осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, и оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность, указанную в настоящем подпункте (далее - организации);
б) должностные лица, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, эксплуатационного контроля и контроля за показателями состояния гидротехнических сооружений, контроля за соблюдением требований безопасности при эксплуатации объектов электроэнергетики, авторского надзора в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, объектов электроэнергетики, строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, объектов электроэнергетики;
в) инженерно-технические работники, осуществляющие профессиональную деятельность, предусмотренную пунктом 1 статьи 14.1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", частью первой статьи 9.1 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" и пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона "Об электроэнергетике";
г) не указанные в подпунктах "а"-"в" настоящего пункта работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций;
д) диспетчеры субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
Пунктом 4 Приказа Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" предусмотрено, что техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям):
- до начала применения на опасном производственном объекте;
- по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
- при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
- после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:
- в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
- в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
- после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
- по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы (пункт 5 Приказа Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420).
В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1437 "Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах" планы мероприятий согласовываются руководителями (заместителями руководителей, в должностные обязанности которых входит согласование планов мероприятий) профессиональных аварийно - спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, которые привлекаются для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте.
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 N 2168 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности" (вместе с "Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности") установлено, что положение о производственном контроле разрабатывается вновь или подлежит изменению:
- в соответствии с актом технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте;
- в случае изменения требований промышленной безопасности к осуществлению производственного контроля;
- по предписанию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации или их территориальных органов в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в положении о производственном контроле, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;
- в иных случаях - по решению руководителя эксплуатирующей организации, индивидуального предпринимателя.
Работники, ответственные за осуществление производственного контроля на опасных производственных объектах I - III класса опасности, должны:
- иметь высшее техническое образование;
- иметь стаж работы на опасном производственном объекте отрасли не менее 3 лет;
- не реже одного раза в 5 лет проходить аттестацию в области промышленной безопасности;
- не реже одного раза в 5 лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности (Правила от 18.12.2020 N 2168).
Как следует из материалов дела, в ходе проведения плановой выездной проверки ООО ПМП "Евро-Пласт", ИНН 6451220360, на основании распоряжения заместителя руководителя Средне-Поволжского управления Ростехнадзора С.А. Бурлина от 19.01.2021 N РП-302-71-О "О проведении плановой выездной проверки, опасных производственных объектов, сеть газопотребления (рег. N А51-06175-0001. дата регистрации 14.09.2011, III класса опасности), выявлены нарушения требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, допущенных юридическим лицом, ООО ПМП "Евро-Пласт".
По результатам плановой проверки 02.02.2021 составлен акт проверки N 13-898-02-21-018-П и выдано предписание N 13-898-02-21-018-П.
Вторые экземпляры настоящих документов получены генеральным директором Кузьминым Александром Владимировичем нарочно 02.02.2021, о чем имеется соответствующая отметка в документах.
Доводы заявителя о грубых нарушениях Закона N 294-ФЗ, допущенных Управлением при проведении проверки, выразившихся, в частности, в том, что оспариваемая плановая выездная проверка была назначена и проведена ранее, чем по истечению трех лет с момента окончания последней проведенной проверки, поскольку в 2019 году в отношении Общества Ростехнадзором было проведено две проверки, срок окончания последней проверки - 25.12.2019, правомерно отклонены арбитражным судом.
Согласно распоряжению от 19.12.2020 N 6738-Р/СО в отношении ООО ПМП "Евро-Пласт" проводилась внеплановая документарная проверка, основанием для проведения которой явилось заявление генерального директора "о переоформлении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности".
В соответствии с частями 2, 3 и 7 статьи 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Согласно выписке из автоматизированной системы единого реестра проверок, размещенной на сайте Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, ранее 2020 года в отношении, ООО ПМП "Евро-Пласт", плановые проверочные мероприятия органом Ростехнадзора не проводились.
В связи с чем, данное мероприятие было запланировано к проведению на ноябрь 2020 года, однако в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438, Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489, принято решение об исключении в 2020 году плановой проверки в отношении ООО ПМП "Евро-Пласт" и переносе ее на 2021 год.
Доводы Общества о том, что Управлением проверка в отношении заявителя проведена без проверочных листов, и о том, что вменяемые ООО ПМП "ЕвроПласт" в вину нарушения не являются значимыми, поскольку не влияют на безопасное состояние производственных объектов и не создают угрозу возникновения вреда охраняемым общественным интересам, в связи с чем плановая проверка, по результатам которой вынесено оспариваемое предписание, проведена административным органом с превышением должностных полномочий, также обоснованно отклонены арбитражным судом.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 N 177 "Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)" предусмотрено, что формы проверочных листов утверждаются правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), правовыми актами исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля.
В свою очередь, в отношении осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности приказом Ростехнадзора от 21.12.2017 N 556 утверждена форма проверочного листа, используемого Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, территориальным органом которой является Управление, при проведении плановой проверки в рамках осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.
Учитывая, что иных форм проверочных листов Ростехнадзором не установлено, у административного органа отсутствует обязанность по их использованию при проведении проверки в отношении Общества.
Довод заявителя о том, что выявленные нарушения ошибочно отнесены к нарушениям норм и правил промышленной безопасности, обоснованно признан судом несостоятельным.
В соответствии с приложением 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116- ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов относятся объекты на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к Закону N 116-ФЗ количествах (за исключением объектов указанных в пунктах 2, 3 и 4) опасные вещества (горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления).
На основании пункта 4 приложения 2 к Закону N 116-ФЗ для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности. 1) II класс опасности для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля. 2) III класс опасности для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением до 1.6 мегапаскаля включительно.
Согласно сведений характеризующих опасный производственный объект за подписью директора ООО ПМП "Евро-Пласт" Кузьмина А.В, за Обществом зарегистрирована Сеть газопотребления ООО ПМП "Евро-пласт", (А51-06175-0001, дата peг. 14.09.2011, III класс опасности), расположенный по адресу: 410018, гор. Саратов, Гусельское займище, 1.
В составе сети имеются газопроводы для транспортировки природного газа давлением свыше 0,005 мегапаскаля используемых для работы газоиспользующего оборудования (газовых водогрейный котлов КЧМ-5-К-6шт).
Таким образом, спорный объект является опасным производственным объектом.
При этом, промышленная безопасность опасных производственных объектов подразумевает состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В силу ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В соответствии с п. 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 N 420, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации от 11.12.2020 N 61391 здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:
- в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
- в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
- после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
- по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.
На основании вышеизложенного, определить срок безопасной эксплуатации сооружений применяемых на ОПО - Сеть газопотребления ООО ПМП "Евро-пласт", (А51-06175-0001, дата peг. 14.09.2011, III класс опасности) расположенном по адресу: 410018, гор. Саратов, Гусельское займище, 1, не представляется возможным, так как проектная документация на здание отсутствует, в проектной документации на газоснабжении сети газопотребления данные о сроке службы газопроводов отсутствуют.
Довод заявителя о получении Обществом уведомления о проведении проверки от 19.01.2021 и распоряжения N РП-302-71-0 от 19.01.2021 - 25.01.2021 в 14 час. 40 мин. правомерно отклонен арбитражным судом как противоречащий материалам дела.
Согласно материалам дела, уведомление о проведении проверки от 19.01.2021 и распоряжение от 19.01.2021 N РП-302-71-0 были направлены ООО ПМП "ЕвроПласт" 19.01.2021 в 15 час. 02 мин. по электронной почте office@evro-plast.ru.
Кроме того, акт проверки N 13-898-02-21-018-П содержит подпись генерального директора ООО ПМП "Евро-Пласт" Кузьмина А.В. о получении уведомления по электронной почте - 19.01.2021 и распоряжения - 25.01.2021.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона N 294-ФЗ выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
В этой связи фиксация в распоряжении N РП-302-71-0 от 19.01.2021, на которую ссылается Общество, сделана в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ, в начале проверочных мероприятий, при предъявлении руководителю юридического лица для ознакомления распоряжения, о назначении выездной проверки.
Установив все фактические обстоятельства дела, правильно применив нормы материального права, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Предприятием требований.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционной жалобе должны быть указаны требования лица, подающего жалобу, и основания, по которым лицо, подающее жалобу, обжалует решение, со ссылкой на законы, иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что текст апелляционной жалобы заявителя не содержит оснований, по которым обжалуется решение. Отсутствуют ссылки на законы, иные нормативные акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства.
В силу части 2 статьи 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.
Согласно части 3 статьи 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07.09.2021, принятое по делу N А55-6172/2021, оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственно-монтажное предприятие "ЕвроПласт" - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-монтажное предприятие "Евро-Пласт" (ИНН 6451220360) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 500 руб., уплаченную платежным поручением от 07.10.2021 N 855.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6172/2021
Истец: ООО "Производственно-монтажное предприятие "Евро-Пласт"
Ответчик: Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору