г. Санкт-Петербург |
|
24 ноября 2021 г. |
Дело N А26-4439/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Мельникова Н.А.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32593/2021) ИП Белова Сергея Николаевича на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.09.2021 по делу N А26-4439/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по иску ООО "Автоспецтранс"
к ИП Белову Сергею Николаевичу
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Белову Сергею Николаевичу, (далее - предприниматель) о взыскании 252 941 руб. задолженности за период с 1 мая 2018 года по 31 декабря 2019 года и неустойки по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 22.07.2019 N 30-299 АСТ (далее - договор), а также неустойки до даты фактического исполнения обязательства.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковое заявление рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 20.09.2021 исковые требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с решением суда, предприниматель обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы ответчик указывает, что истцом фактически услуги по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО) не оказывались; лицензия выдана только 24.12.2018, следовательно оказывать услугу с мая 2018 истец был не вправе. Кроме того, в собственности предпринимателя только здания, в первоначальной заявке площадь в размере 395 кв.м. указана ошибочно, однако истцом перерасчет не был произведен.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с правилами статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, Общество является региональным оператором, обеспечивающим обращение с ТКО на территории Республики Карелия с 01.05.2018 на основании соглашения от 19.02.2018 об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенного региональным оператором с Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
На основании заявки предпринимателя на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО по объекту площадью 395 кв. м, расположенному по адресу: Республика Карелия, г. Сортавала, ул. Бондарева, д. 43 (л.д.95-96), региональным оператором подготовлен и направлен в адрес предпринимателя договор от 22.07.2019 N 30-299 АСТ (л.д.15-18), по условиям которого Общество обязалось принимать ТКО потребителя в объеме и в месте, которые определены в Договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пунктом 2 Договора предусмотрено, что объект ТКО, места накопления ТКО, а также информация в графическом виде о размещении места накопления ТКО и подъездных путях к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к Договору.
В приложении N 1 к договору указаны информация об объекте - мастерская по изготовлению корпусной мебели по адресу: Республика Карелия, г. Сортавала, ул. Бондарева, д. 43; годовой объем накопления ТКО - 279,66 куб. м и место накопления ТКО - муниципальной контейнерной площадке на ул. Гагарина (л.д.18).
Согласно пункту 15 Договора учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 и приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 23.03.2018 N 81 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Карелия" (далее - Правила N 505), расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, установленных в местах накопления ТКО по указанной в пункте 15 Договора формуле.
Годовой объем накопления ТКО составляет 279,66 куб.м в год.
Пунктом 26 договора предусмотрено, что договор заключен на срок с 1 мая 2018 года по 31 декабря 2019 года.
В рамках дела N А26-4068/2020 судами трех инстанций отказано в удовлетворении иска предпринимателя к обществу о признании недействительными 15, 16 и 26 договора от 22.07.2019 N 30-299 АСТ, а также приложения N1 к нему. При рассмотрении спора суды исходили из того, что предприниматель принял условия договора, в том числе условие о порядке расчета объема (массы) ТКО потребителя в редакции регионального оператора. Произведение сторонами договора расчетов в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил коммерческого учета ТКО - исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема - соответствовало условиям договора, волеизъявлению сторон и не противоречило действующему законодательству. Предприниматель не представил доказательства, подтверждающие создание им площадки для накопления ТКО по адресу мастерской: г. Сортавала, ул. Бондарева, д. 43, а также доказательств обращения в орган местного самоуправления с заявкой о включении места накопления в реестр либо в Территориальную схему обращения с отходами; такая контейнерная площадка в соответствующий реестр не внесена.
Изложенные обстоятельства в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего дела.
Предметом иска по настоящему делу является взыскание задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО.
Как указало общество, обращаясь с рассматриваемым иском в суд, оказанные предпринимателю в период с мая 2018 по декабрь 2019 года услуги по вывозу ТКО, ответчиком не были оплачены, направленная в его адрес 10.03.2020 претензия (л.д.35) оставлена без удовлетворения.
Суд первой инстанции, признал требования общества о взыскании 252 941 руб. задолженности и 25 192,68 руб. неустойки обоснованными как по праву, так и размеру, иск удовлетворил в полном объеме.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно части 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
На основании части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В соответствии с частью 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируются Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), разделом I(1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I.1 настоящих Правил.
При этом под потребителем Правил N 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В пункте 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.2016 N 505 (далее - Правила N 505) определено, что коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Аналогичные условия содержаться в пункте 15 раздела 5 типового договора, утвержденного Правилами N 1156.
Таким образом, Правилами N 1156 и N 505 предусмотрен коммерческий учет ТКО для собственников ТКО с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
При этом положениями пункта 6 Правил N 505 прямо определено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, то есть расчетным путем - по нормативам накопления.
Коммерческий учет ТКО в соответствии с третьим абзацем подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, осуществляется только при раздельном накоплении ТКО (пункт 8 Правил N 505).
Из материалов дела следует, что между сторонами заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 22.07.2019 N 30-299 АСТ на условиях типового договора, возражения ответчика по пунктам 15, 16 и 26 которого рассмотрены в судебном порядке по делу N А26-4068/2020. Определенный порядок расчета объема (массы) ТКО потребителя признан соответствующим условиям договора, волеизъявлению сторон и действующему законодательству. Наличия оснований для иного определения объема ТКО предприниматель не доказал.
Раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Доказательств фактического выполнения ответчиком требований о разделении ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации по видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО не представлено, что свидетельствует о невозможности применения в рассматриваемой ситуации способа учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Определяя объем ТКО, стоимость услуг обращения с которыми заявлена ко взысканию, истец исходил из того, что учет ТКО осуществлялся исходя из утвержденных нормативов накопления и документов, представленных самим ответчиком.
Действующее законодательство в области обращения с ТКО понятия "фактический объем ТКО" не содержит, расчет производится по нормативу накопления ТКО на основании данных, предоставленных заявителем в заявке на заключение договора.
Вопреки доводам ответчика, расчет объема ТКО произведен истцом согласно приведенным выше нормам действующего законодательства по обращению с ТКО, расчет проверен судом апелляционной инстанции и признан верным.
Доказательств того, что услуги по обращению с ТКО в рассматриваемый период оказывал иной оператор, ответчиком в материалы дела не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
Следовательно, обстоятельство оказания соответствующих услуг истцом ответчиком не опровергнуто.
Согласно расчету истца размер задолженности ответчика за спорный период составил 252 941 руб. Доказательств оплаты услуг регионального оператора по обращению с ТКО не представлено.
В связи с нарушением ответчиком сроков по оплате оказанных услуг за спорный период, истец начислил и предъявил к уплате неустойку по пункту 22 договора в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
По расчету общества сумма неустойки за период с 11.09.2019 по 09.08.2021 составила 73 085,67 руб. (л.д.104). Расчет истца проверен судом и признан арифметически верным, ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
Поскольку материалами дела подтверждается, что ответчиком не был соблюден согласованный порядок оплаты услуг по обращению с ТКО, требование о применении меры ответственности за просрочку исполнения обязательства является обоснованным.
В связи с наличием задолженности предпринимателя перед обществом суд правомерно на основании статей 329, 330 ГК РФ, с учетом разъяснений, данных в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворил требование о взыскании с ответчика 73 085,67 руб. неустойки, с последующим ее начислением с 10.08.2021 по день фактического исполнения обязательства.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.09.2021 по делу N А26-4439/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4439/2021
Истец: ООО "Автоспецтранс"
Ответчик: ИП Белов Сергей Николаевич
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску