г. Чита |
|
25 ноября 2021 г. |
Дело N А19-8969/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Басаева Д.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 сентября 2021 года по делу N А19-8969/2021 по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРНИП 1037739877295, ИНН 7708503727) в лице филиала "Восточно-Сибирская железная дорога" (адрес: 664013, г. Иркутск, ул. Крала Маркса, д. 7) к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН: 1033801046003, ИНН: 3808096980) о признании незаконными решений от 25.02.2021 N 048S19210003749, N 048S19210003750, N 048S19210003751,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Восточно-Сибирская железная дорога" (далее - заявитель, общество, ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 от 25.02.2021 N 048S19210003749, N 048S19210003750, N 048S19210003751 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Определением суда от 12 июля 2021 года установлен факт процессуального правопреемства ответчика по делу А19- 8969/2021, Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 заменено на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее - Пенсионный фонд).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 сентября 2021 года заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными решения Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 о привлечении страхователя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Восточно-Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций-структурного подразделения Восточно-Сибирской железной дороги - филиал ОАО "РЖД" к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 25.02.2021 N 048S19210003749, N 048S19210003750, N 048S19210003751, как несоответствующие Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с нормами действующего законодательства. Взысканы с заинтересованного лица в пользу заявителя расходы по уплате государственной пошлины в размере 9000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 сентября 2021 года по делу N А19-8969/2021 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, поскольку страхователем представлены дополняющие формы СЗВ-М после установленного законодательством срока за отчетный период август - октябрь 2020 года на застрахованных лиц, отсутствующих в исходных сведениях, привлечение общества к ответственности является обоснованным.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 20.10.2021.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Восточно-Сибирским Учебным центром профессиональных квалификаций - структурным подразделением Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по телекоммуникационным каналам связи в Пенсионный фонд по месту учета представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, формы СЗВ-М (ИСХ): август 2020 года - 09.09.2020; за сентябрь 2020 года - 12.10.2020; за октябрь 2020 год - 11.11.2020.
В дополнение к представленным сведениям 16.12.2020 страхователем представлены сведения формы СЗВ-М (дополняющая) за август 2020 года - в отношении 3 застрахованных лиц, за сентябрь 2020 года - в отношении 16 застрахованных лиц, за октябрь 2020 год - 11 застрахованных лиц.
Поскольку дополнительные сведения за август 2020 года, сентябрь 2020 года, октябрь 2020 год представлены Обществом после установленного законом срока, Пенсионный фонд пришел к выводу о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона за указанные отчетные периоды.
По результатам проверки представленных сведений составлены акты от 11.01.2021: N 048S18210000066, N 048S18210000067, N 048S18210000068, на основании, которых вынесены решения от 25.02.2021 N 048S19210003749, N 048S19210003750, N 048S19210003751 о привлечении ОАО "РЖД" в лице Восточно-Сибирского Учебного центра профессиональных квалификаций - структурного подразделения Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанными решениями Общество привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ) за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона в виде штрафа в общей сумме 15 000 руб.
Заявитель, полагая, что решения от 25.02.2021 N 048S19210003749, N 048S19210003750, N 048S19210003751 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования являются незаконными и необоснованными, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Отделение Пенсионного фонда обратилось в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права и правовые позиции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания ненормативного правового акта налогового органа недействительным, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст.1 Федерального закона Российской Федерации "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ (далее Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ) АО "ДСИО" является страхователем.
Согласно пункту 2.2 части 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 г. N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 3 формы СЗВ-М указывается тип представляемой формы. Всего предусмотрено три типа: 1) исходная форма - впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; 2) дополняющая - подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; 3) отменяющая - подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Согласно статье 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 16 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
В соответствии с положениями Федерального закона N 27-ФЗ, Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция), страхователь имеет право уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
Пунктом 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция) установлено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 40 Инструкции).
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (действовала до 26.07.2020, утратила силу с 27.07.2020 в связи с изданием Приказа Минтруда России от 22.04.2020 N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах") и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п.
Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 23 ноября 2016 г. N 1058п утверждены формы документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете.
Приложением N 1 к указанному постановлению утверждена форма акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в пункте 2 которого приводятся документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Приложением N 2 к указанному постановлению утверждена форма решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которой после слов "установил" указываются документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства.
Таким образом, в силу прямого указания приведенных положений акт проверки и решение о привлечении к ответственности должны содержать конкретные обстоятельства вмененного лицу правонарушения, а также указание, в чем выразились противоправные деяния этого лица.
Согласно имеющимся в материалах дела актам, проверка проведена на основании сведений СЗВ-М (доп.) за август, сентябрь, октябрь 2020 года.
Проверкой установлено, что 16.12.2021 страхователем представлены сведения с типом формы "Дополняющая" за август 2020 года - в отношении 3 застрахованных лиц, за сентябрь 2020 года - в отношении 16 застрахованных лиц, за октябрь 2020 год - 11 застрахованных лиц, которые ранее не были представлены в исходной форме.
В актах проверки Пенсионным фондом сделан вывод о том, что поскольку сведения о застрахованных лицах за спорные периоды 2020 года, представленные по форме СЗВ-М (доп.), были представлены впервые, то страхователем допущено нарушение установленного пунктом 2.2 части 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока их представления. Аналогичные сведения содержатся и в оспариваемых решениях о привлечении страхователя к ответственности.
Указанная позиция Пенсионного фонда обоснованно признана судом первой инстанции ошибочной ввиду следующего.
Как установлено судом, ни акт проверки, ни решение о привлечении к ответственности, на основании которого выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования не содержат сведений о том, что дополняющие сведения представлены на основании направленного Пенсионным фондом уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда и с нарушением срока направления исправленных сведений, установленного частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, пунктом 40 Инструкции.
Из материалов дела следует, что исходные формы СЗВ-М за август, сентябрь, октябрь 2020 года представлены страхователем в установленные сроки - 09.09.2020, 12.10.2020, 11.11.2020 соответственно.
Сведения по типу формы "дополняющая" за август 2020 года - в отношении 3 застрахованных лиц, за сентябрь 2020 года - в отношении 16 застрахованных лиц, за октябрь 2020 год - 11 застрахованных лиц, которые ранее не были представлены в исходных формах за спорные периоды, Общество представило 16.12.2020.
Абзацем третьим статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете ответственность страхователя за нарушение срока представления скорректированных сведений не предусмотрена, поскольку не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Таким образом, в рассматриваемом случае, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Пенсионным фондом, Общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем представления в Управление дополнительных сведений за этот период, что исключает возможность привлечения Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Приведенный правоприменительный подход соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации выраженной в определениях от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу NА73-910/2017, от 05.09.2018 N303-КГ18-5700 по делу NА04- 5751/2017, от 05.09.2018 N303-КГ18-5702 по делу NА04-5748/2017, от 30.10.2017 N307- КГ18-6769 по делу NА56-73062/2017, принятых по результатам рассмотрения дел с аналогичными фактическими обстоятельствами, позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
С учетом изложенного, требования заявителя о признании незаконными решения Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 от 25.02.2021 N 048S19210003749, N 048S19210003750, N 048S19210003751 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 сентября 2021 года по делу N А19-8969/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Д.В.Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8969/2021
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Восточно-Сибирская железная дорога"
Ответчик: ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1