Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 8 февраля 2022 г. N Ф09-10875/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
25 ноября 2021 г. |
Дело N А34-5639/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Курганской области от 22 сентября 2021 г. по делу N А34-5639/2021.
Межрегиональное управление федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому Федеральному округу (далее - заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Гавриловой Людмилы Владимировны (далее - заинтересованное лицо, ИП Гаврилова Л.В.) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 25.09.2021 (резолютивная часть решения объявлена 15.09.2021) в привлечении ИП Гавриловой Л.В. к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Управление (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что материалами дела подтверждается наличие оснований для привлечения ИП Гавриловой Л.В. за оборот этилового спирта (за исключением розничной торговли), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральных законом. Состав административной ответственности также подтвержден материалами дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебное заседание представители сторон не явились, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До начала судебного заседания от заинтересованного лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Гаврилова Л.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с присвоением ОГРНИП 318450100002018.
Сотрудниками ОЭБ и ПК МО МВД России "Шумихинский" на основании распоряжения N 123 от 04.12.2020 начальника МО МВД России "Шумихинский" 04.12.2020 проведено гласное оперативно-розыскное мероприятие "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств", в рамках которого установлен факт оборота (хранения) алкогольной продукции без маркировки федеральными специальными марками или акцизными марками в продуктовом магазине, расположенном по адресу: Курганская область, г. Шумиха, пер. Труда, 2, деятельность в котором осуществляет ИП Гаврилова Л.В., о чем составлен рапорт от 07.12.2020.
Факт оборота (хранения) алкогольной продукции зафиксирован в акте о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" от 04.12.2020 с фотофиксацией, из которого следует, что под кассовым столом обнаружены 2 стеклянные бутылки объемом 0,5 л. каждая с надписью "Родники Сибири" (целостность нарушена, крышка вскрыта) без маркировки федеральными специальными марками или акцизными марками, которые изъяты сотрудниками МО МВД России "Шумихинский" и помещены на временное хранение в помещении МО МВД России "Шумихинский".
Сотрудниками ОЭБ и ПК МО МВД России "Шумихинский" взяты объяснения 04.12.2020 у Шалимовой С.А. и у Воробьевой Н.С., 14.01.2021 у Шалимовой С.А., 15.01.2021 у ИП Гавриловой Л.В.
15.01.2021 МО МВД России "Шумихинский" сопроводительным письмом N 55/606 направил материал проверки КУСП от 04.12.2020 в Управление по подведомственности.
По результатам рассмотрения указанных материалов Управлением вынесено определение от 01.02.2021 N АП04-2021/012-ИП о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12 КоАП, в отношении ИП Гавриловой Л.В.
В рамках производства по делу об административном правонарушении Управлением произведено изъятие алкогольной продукции, не маркированной федеральными специальными марками или акцизными марками: водка "Родники Сибири", емк. 0,5 л., производитель не установлен, дата розлива не установлена, без ФСМ или АМ, с визуально вскрытыми колпачками синего цвета, в количестве 2 бутылок, о чем составлен протокол изъятия вещей и документов N АП04-2021/012-ИП от 03.02.2021. Местом хранения изъятой продукции определено: г. Екатеринбург, ул. Степана Разина, 109.
Определением N АП04-2021/012-ИП от 01.02.2021 у ИП Гавриловой Л.В. были истребованы копии товарно-сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота вышеуказанной алкогольной продукции.
Однако, истребуемые товарно-сопроводительные документы ИП Гаврилова Л.В. ни в ходе административного расследования, ни на дату составления протокола не представила, что, по мнению заявителя, свидетельствует о нарушении положений пункта 2 статьи 16 и пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Управление уведомило ИП Гаврилову Л.В. о необходимости явки 01.03.2021 к 13 час. 00 мин. в Межрегиональное управление федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому Федеральному округу для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
01.03.2021 сотрудником Управления в отношении ИП Гавриловой Л.В. в её отсутствие составлен протокол N АП04-2021/028-ИП об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В протоколе отражено, что ИП Гаврилова Л.В. 04.12.2020 в 16 час. 30 мин. совершила административное правонарушение, выразившееся в обороте (хранении) алкогольной продукции в помещении магазина, расположенного по адресу Курганская область, г. Шумиха, пер. Труда, д. 2, без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность её производства и оборота, определенных федеральным законом, а именно, у ИП Гавриловой Л.В. отсутствуют товарно-сопроводительные документы (ТТН), удостоверяющие легальность производства и оборота алкогольной продукции: водка "Родники Сибири", емк. 0,5 л., производитель не установлен, дата розлива не установлена, без ФСМ или АМ, с визуально вскрытыми колпачками синего цвета, в количестве 2 бутылок, принадлежащей ИП Гавриловой Л.В., находившейся в помещении магазина, расположенного по адресу Курганская область, г. Шумиха, пер. Труда, д. 2.
На основании названного протокола и материалов проверки административный орган, руководствуясь положениями статей 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении ИП Гавриловой Л.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя о привлечении ИП Гавриловой Л.В. к административной ответственности, суд первой инстанции руководствовался выводом об отсутствии в действиях предпринимателя состава правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Порядок оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом N 171-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что его действие распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также сидра, пуаре (грушевого сидра), медовухи (медового напитка), и физические лица, состоящие с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы), и на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ, под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции); заверенные подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
В силу пункта 2 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что запрещается, в том числе оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями этого Федерального закона, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.
Пунктом 139 раздела XIX Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (действовали до 01.01.2021), предусмотрено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Таким образом, законодателем установлено наличие строго определенной совокупности документов, подтверждающих легальность производства и оборота спиртосодержащей продукции.
Однако, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, в соответствии с пунктом 1 статьи 11 и пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и ни при каких обстоятельствах не могут получить лицензию на осуществление видов деятельности из числа указанных в пункте 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ. То есть, индивидуальные предприниматели не вправе осуществлять деятельность по обороту этилового спирта и спиртосодержащей продукции, а потому распространение на индивидуального предпринимателя требований Федерального закона N 171-ФЗ к порядку осуществления такой деятельности, в частности - требования о наличии сопроводительных документов на хранимую алкогольную продукцию, является недопустимым.
В этой связи индивидуальные предприниматели прямо не поименованы в качестве субъектов административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Таким образом, действия ИП Гавриловой Л.В. не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Позиция суда первой инстанции в указанной части соответствует правовому подходу, отраженному в пункте 2 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017, а также сложившейся судебной практике, а потому оснований для ее переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает. Приведенные в апелляционной жалобе управления возражения в указанной части подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании закона.
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о привлечении ИП Гавриловой Л.В. к административной ответственности.
Кроме того, следует признать обоснованным вывод суда о том, что событие правонарушения не доказано административным органом представленными материалами.
По итогам анализа представленных в материалы дела доказательств и пояснений сторон судом первой инстанции установлено, что экспертиза содержимого бутылок не проводилась. Акт изъятия, как и иные материалы дела не содержат каких-либо сведений, которые бы позволили отнести находящуюся в изъятых открытых бутылках жидкость к алкогольной, либо считать водкой. Также отсутствуют доказательства того, что содержимое бутылок оставалось неизменным с момента вскрытия до момента изъятия.
Из акта от 04.12.2020 следует, что 2 стеклянные бутылки объемом 0,5 л. каждая с надписью "Родники Сибири" (целостность нарушена, крышка вскрыта) изъяты в помещении магазина, расположенного по адресу: Курганская область, г. Шумиха, пер. Труда, д.2. Каких-либо указаний о конкретном месте обнаружения указанных бутылок в акте от 04.12.2020 не содержится. Фототаблица также не содержит сведений о месте их обнаружения.
При этом, согласно объяснениям ИП Гавриловой Л.В. от 26.02.2021, продавца Шалимовой С.А. от 26.02.2021, Ипатовой А.М. от 26.02.2021, а также отзыва Воробьёвой Н.С., указанные бутылки были обнаружены и изъяты сотрудником полиции в помещении котельной, которое, как следует из договора аренды от 01.05.2020, не имеет отношения к помещению, арендуемому ИП Гавриловой Л.В. для осуществления торговой деятельности.
В обозначенном процессуальном документе административный орган пришел к выводу об осуществлении ИП Гавриловой Л.В. оборота (хранения с целью продажи) без товаросопроводительных документов (товарно-транспортных накладных), удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции.
Кроме того, фактические обстоятельства дела, в отношении события рассматриваемого административного правонарушения, установлены вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка N 28 Шумихинского судебного района от 05.07.2021, которым производство по делу в отношении ИП Гавриловой Л.В. о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 15.12 Кодекса прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Данный судебный акт суда общей юрисдикции оставлен в силе решением Шумихинского районного суда Курганской области от 01.09.2021.
Из материалов дела следует, что указанные выше обстоятельства были приняты во внимание мировым судьёй судебного участка N 28 Шумихинского судебного района при принятии им постановления от 05.07.2021.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что факт обнаружения спорной продукции именно в помещении, используемом ИП Гавриловой Л.В. для осуществления торговой деятельности, а также её отнесения к алкогольной продукции, административным органом не доказан.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, из материалов дела не следует, что административным органом доказано наличие события административного правонарушения, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя.
В свою очередь положения части 3 статьи 29.10 КоАП РФ, обязывают административный орган разрешить вопросы об изъятых вещах и документах.
В пункте 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания (статьи 3.2, 3.7 КоАП РФ), а следовательно может быть применена арбитражным судом только при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания и только в том случае, если такой вид административного наказания предусмотрен соответствующей статьей (частью статьи).
В рассматриваемом случае вопрос об изъятой по протоколу изъятия вещей и документов N АП04-2021/012-ИП от 03.02.2021 алкогольной продукции в рамках настоящего дела не может быть рассмотрен, поскольку вопрос уже разрешен в постановлении мирового судьи судебного участка N 28 Шумихинского судебного района от 05.07.2021.
Учитывая изложенное, судебная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что при таких обстоятельствах разрешение судьбы спорной алкогольной продукции в рамках настоящего дела не представляется возможным, поскольку вопрос уже разрешен в постановлении мирового судьи судебного участка N 28 Шумихинского судебного района от 05.07.2021. Вопрос о судьбе спорной алкогольной продукции судом в рамках настоящего дела не рассматривается.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены определения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 22 сентября 2021 г. по делу N А34-5639/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-5639/2021
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу
Ответчик: ИП Гаврилова Людмила Владимировна
Третье лицо: Воробьева Наталья Сергеевна, Гилевич Д.И. (представитель Гавриловой Л.В.)
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10875/2021
26.07.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8350/2022
08.02.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10875/2021
25.11.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14793/2021
22.09.2021 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-5639/2021