г. Москва |
|
26 ноября 2021 г. |
Дело N А41-25935/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Немчиновой М.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от Управления Росреестра по Московской области - представитель не явился, извещено;
от АО "ПромСооружение" - Дмитриев В.С. по доверенности от 28.12.2020, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 19 июля 2021 года по делу N А41-25935/21
по заявлению акционерного общества "ПромСооружение"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ПромСооружение" (далее - АО "ПромСооружение", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, заинтересованное лицо), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным уведомление от 01.03.2021 N КУВД-001/2020-22643794/6 об отказе государственного кадастрового учета.
- обязать Управление Росреестра по Московской области осуществить государственный кадастровый учёт изменений характеристик земельного участка с кадастровым N 50:27:0030703:697 в части указания категории земельного участка "Земли промышленности", вид разрешённого использования "Под склады".
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 июля 2021 года по делу N А41-25935/21 заявление удовлетворено (т. 1 л. д. 97-100).
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Управления Росреестра по Московской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель АО "ПромСооружение" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя АО "ПромСооружение", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, АО "ПромСооружение" обратилось к Управлению Росреестра по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учёте изменений характеристик земельного участка с кадастровым N 50:27:0030703:697 общей площадью 23042 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Подольск, принадлежащего АО "ПромСооружение" на праве собственности.
Уведомлением от 12.11.2020 N КУВД-001/2020-22643794/1 регистрирующий орган известил общество о приостановлении государственного кадастрового учета сославшись на то, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о соответствующей территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030703:697, а также на то, что заявителю не поступили документы, запрошенные регистрирующим органом по межведомственным запросам в Комитете по архитектуре и градостроительству Московской области (т. 1 л. д. 35).
17 ноября 2020 года территориальное управление городского округа Подольск Комитета по строительству и архитектуре Московской области направило документы, запрошенные заинтересованным лицом, в порядке межведомственного взаимодействия, что учтено в следующем уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учёта от 24.11.2020 N КУВД-001/2020-22643794/2 (т. 1 л. д. 36).
Указанным выше уведомлением регистрирующий орган известил общество о том, что в отношении заявления было вынесено решение о повторном приостановлении в связи со следующим:
- по результатам правовой экспертизы выявлено, что в соответствии с генеральным планом Городского округа Подольск Московской области, утвержденным решением совета депутатов от 20.12.2012 N 24/2 "Об утверждении Генерального плана городского округа Подольск Московской области" земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030703:697 расположен вне границ населенных пунктов, в функциональной зоне П - производственная зона;
- в соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о регистрации недвижимости сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель и установления вида разрешенного использования вносятся в Реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к определенной категории земель и установлении вида разрешенного использования (отсутствует акт органа государственной власти или органа местного самоуправления)".
Уведомлением от 01.03.2021 N КУВД-001/2020-22643794/6 регистрирующий орган известил общество об отказе в государственном кадастровом учете, сославшись на истечение срока приостановления и непредставление документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет (т. 1 л. д. 40).
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы АО "ПромСооружение" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу пункта 33 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта- план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно части 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7 и 42 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона N 218-ФЗ, к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
Совет депутатов Городского округа Подольск Московской области 27 февраля 2020 года принял решение N 69/2 "О внесении изменений в Генеральный план городского округа Подольск Московской области, утвержденный решением Совета депутатов городского округа Подольск от 20.12.2012 N24/2".
Данным решением земельный участок отнесен к функциональной зоне П-производственная зона.
Названное решение принято во исполнение решения Градостроительного совета Московской области от 12.11.2019 N 43 и рекомендаций Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 20.11.2019 N 28Исх-34012/06-01.
Также Совет депутатов городского округа Подольск решением от 27.08.2020 N 78/3 утвердил Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области, в соответствии с которым Земельный участок отнесён в функциональной зоне П-производственная зона.
Указанное решение вынесено во исполнение решения Градостроительного совета Московской области от 12.12.2017 N 49и рекомендаций Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 14.12.2017 N 31Исх-108825/05-14.
Данные решения находятся в открытом доступе на официальном сайте администрации городского округа Подольск Московской области.
Расположения земельного участка в производственной зоне городского округа Подольск Московской области также подтверждается письмом Комитета по строительству и архитектуре администрации городского округа Подольск от 09.09.2020 N 35/35/830юл.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит карту функциональных зон городского округа.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, в другую категорию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Минэкономразвития РФ в письме от 18.02.2011 N Д23-598 указало, что утверждение генерального плана является основанием для перевода земельного участка из одной категории в другую.
При этом при утверждении генерального плана принятие какого-либо отдельного акта о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в порядке, предусмотренном статьей 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" не требуется1.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области письмом от 13.07.2018 N исх-5844/18-06-01 считало возможным включить земельный участок в зону, предусматривающую размещение складских объектов, что и было осуществлено указанными выше актами органов государственной власти, органами местного самоуправления.
Возможность самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования предусмотрена при наличии зонирования территорий, которое осуществляется в соответствии с ГрК РФ.
Поскольку заявленный вид разрешенного использования земельного участка соответствует утвержденным правилам землепользования и застройки, регистрационный орган необоснованного отказал в изменении вида разрешенного использования
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 июля 2021 года по делу N А41-25935/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25935/2021
Истец: АО "ПРОМСООРУЖЕНИЕ"
Ответчик: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ