город Москва |
|
10 марта 2022 г. |
Дело N А41-25935/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: Дмитриев В.С., доверенность от 10.01.2022;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 02 марта 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Управления Росреестра по Московской области
на решение от 19 июля 2021 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 26 ноября 2021 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-25935/21
по заявлению АО "ПромСооружение"
об оспаривании решения
к Управлению Росреестра по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
АО "ПромСооружение" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - Управление, регистрирующий орган) о признании незаконным уведомления от 01.03.2021 N КУВД-001/2020-22643794/6 об отказе государственного кадастрового учета и об обязании Управление осуществить государственный кадастровый учет изменений характеристик земельного участка с кадастровым N 50:27:0030703:697 в части указания категории земельного участка "Земли промышленности", вид разрешенного использования "Под склады".
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 июля 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество обратилось к Управлению с заявлением о государственном кадастровом учете изменений характеристик земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030703:697, общей площадью 23.042 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, г. Подольск, принадлежащего АО "ПромСооружение" на праве собственности.
Уведомлением от 12.11.2020 N КУВД-001/2020-22643794/1 регистрирующий орган известил общество о приостановлении государственного кадастрового учета сославшись на то, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о соответствующей территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030703:697, а также на то, что заявителю не поступили документы, запрошенные регистрирующим органом по межведомственным запросам в Комитете по архитектуре и градостроительству Московской области.
17.11.2020 территориальное управление городского округа Подольск Комитета по строительству и архитектуре Московской области направило документы, запрошенные заинтересованным лицом, в порядке межведомственного взаимодействия, что учтено в следующем уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета от 24.11.2020 N КУВД-001/2020-22643794/2.
Указанным выше уведомлением регистрирующий орган известил общество о том, что в отношении заявления вынесено решение о повторном приостановлении в связи со следующим:
- по результатам правовой экспертизы выявлено, что в соответствии с генеральным планом Городского округа Подольск Московской области, утвержденным решением совета депутатов от 20.12.2012 N 24/2 "Об утверждении Генерального плана городского округа Подольск Московской области" земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030703:697 расположен вне границ населенных пунктов, в функциональной зоне П - производственная зона;
- в соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о регистрации недвижимости сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель и установления вида разрешенного использования вносятся в Реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к определенной категории земель и установлении вида разрешенного использования (отсутствует акт органа государственной власти или органа местного самоуправления).
Уведомлением от 01.03.2021 N КУВД-001/2020-22643794/6 регистрирующий орган известил общество об отказе в государственном кадастровом учете, сославшись на истечение срока приостановления и непредставление документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет.
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в настоящем случае имеется совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных обществом требований.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу пункта 33 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ).
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ, к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
Совет депутатов Городского округа Подольск Московской области 27.02.2020 принял решение N 69/2 "О внесении изменений в Генеральный план городского округа Подольск Московской области, утвержденный решением Совета депутатов городского округа Подольск от 20.12.2012 N 24/2".
Данным решением земельный участок отнесен к функциональной зоне П-производственная зона.
Названное решение принято во исполнение решения Градостроительного совета Московской области от 12.11.2019 N 43 и рекомендаций Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 20.11.2019 N 28Исх-34012/06-01.
Также Совет депутатов городского округа Подольск решением от 27.08.2020 N 78/3 утвердил Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Подольск Московской области, в соответствии с которым земельный участок отнесен к функциональной зоне П-производственная зона.
Указанное решение вынесено во исполнение решения Градостроительного совета Московской области от 12.12.2017 N 49и рекомендаций Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 14.12.2017 N 31Исх-108825/05-14.
Данные решения находятся в открытом доступе на официальном сайте Администрации городского округа Подольск Московской области.
Расположение земельного участка в производственной зоне городского округа Подольск Московской области также подтверждается письмом Комитета по строительству и архитектуре Администрации городского округа Подольск от 09.09.2020 N 35/35/830юл.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план содержит карту функциональных зон городского округа.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, в другую категорию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Минэкономразвития России в письме от 18.02.2011 N Д23-598 указало, что утверждение генерального плана является основанием для перевода земельного участка из одной категории в другую.
При этом при утверждении генерального плана принятие какого-либо отдельного акта о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в порядке, предусмотренном статьей 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) не требуется1.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области письмом от 13.07.2018 N исх-5844/18-06-01 считало возможным включить земельный участок в зону, предусматривающую размещение складских объектов, что и было осуществлено указанными выше актами органов государственной власти, органами местного самоуправления.
Возможность самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования предусмотрена при наличии зонирования территорий, которое осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Поскольку заявленный вид разрешенного использования земельного участка соответствует утвержденным правилам землепользования и застройки, регистрационный орган необоснованного отказал в изменении вида разрешенного использования.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что при таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 19 июля 2021 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2021 года по делу N А41-25935/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, в другую категорию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Минэкономразвития России в письме от 18.02.2011 N Д23-598 указало, что утверждение генерального плана является основанием для перевода земельного участка из одной категории в другую.
При этом при утверждении генерального плана принятие какого-либо отдельного акта о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в порядке, предусмотренном статьей 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) не требуется1.
...
Возможность самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования предусмотрена при наличии зонирования территорий, которое осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 марта 2022 г. N Ф05-2310/22 по делу N А41-25935/2021