25 ноября 2021 г. |
А83-18836/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.11.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.11.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кравченко В.Е., судей Кузняковой С.Ю., Приваловой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Компания Хоттей" - Пустовитенко И.В., представителя по доверенности от 27.04.2021, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверение адвоката.
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о дате и времени судебного разбирательства,
апелляционную жалобу Администрации города Алушты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 15 июля 2021 года по делу N А83- 18836/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания Хоттей" к Администрации города Алушты Республики Крым,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
о признании незаконным отказа и обязании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания Хоттей" (далее по тексту иногда - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным отказа Администрации г. Алушта Республики Крым (далее по тексту - Администрация) в удовлетворении заявления ООО "Компания Хоттей" об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:15:060401:48, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Алушта, с. Солнечногорское, ул. Шоссейная, 8-Г, с "гостиничного обслуживания" (4.7) на вид разрешенного использования "туристическое обслуживание" (5.2.1), изложенного в уведомлении Администрации от 04.08.2020 г. N 08/02-19-3000.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя Общество просило обязать Администрацию г. Алушта Республики Крым в течение двадцати рабочих дней принять постановление об изменении спорному земельному участку основного вида разрешенного использования - с кода 4.7. "гостиничное обслуживание" на код 5.2.1 "туристическое обслуживание", а также обязать администрацию г. Алушта Республики Крым направить в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым соответствующее постановление в день его принятия.
Дело рассматривалось с участием Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 15.07.2021 года заявленное требование удовлетворено, признан незаконным отказ Администрации города Алушты Республики Крым в удовлетворении заявления Общества об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:15:060401:48, изложенный в уведомлении Администрации города Алушты Республики Крым от 04.08.2020 года N 08/02-19-3000. На Администрацию возложено требование в течение двадцати рабочих дней принять постановление об изменении земельному участку основного вида разрешенного использования на код 5.2.1 "туристическое обслуживание", в пользу Общества взысканы судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением суда, Администрация обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на существенные нарушения судом первой инстанции норм материального права, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает на то, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости; воля арендатора как обладателя обязательственного права не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка; изменение договора допускается по решению суда в исключительных случаях; а подача Обществом заявления об изменении арендуемому земельному участку вида разрешенного использования направлена на обход процедур, предусмотренных земельным законодательством для предоставления земельных участков в целях строительства объектов недвижимости, поэтому изменение вида разрешенного использования земельного участка недопустимо.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2021 настоящая апелляционная жалоба принята к производству апелляционного суда и назначена к рассмотрению. Суд апелляционной инстанции в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) разместил информацию о совершении процессуальных действий по делу на сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет (http://21aas.arbitr.ru/).
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021 судебное разбирательство отложено на 18 ноября 2021 года.
В итоговое судебное заседание суда апелляционной инстанции Администрация и Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым явку своих полномочных представителей не обеспечили, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Компания Хоттей" против доводов апелляционной жалобы возражала по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу от 21.10.2021 года, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, вынесенным при полном исследовании материалов и обстоятельств дела, просит оставить без изменений.
Дело рассмотрено в апелляционном порядке при указанной явке участников, что согласуется со статьями 123, 256 АПК РФ.
Законность решения Арбитражного суда Республики Крым проверена Двадцать первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив и оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта, при этом исходит из следующего.
Из материалов дела усматривается, что общество с ограниченной ответственностью "Компания Хоттей" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 90:15:060401:48 площадью 8000 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, г. Алушта, с. Солнечногорское, ул. Шоссейная, 8-Г.
Указанный земельный участок первоначально предоставлен Обществу решением 21 сессии 5 созыва Малореченского сельского совета N 21/7 от 25.12.2007 г., на основании которого между Малореченским сельским советом и ООО "Компанией Хоттей" 15.05.2008 г. заключен договор аренды земельного участка (далее - договор аренды), согласно пунктам 1,2 которого Арендодатель передает, а Арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок несельскохозяйственного назначения, за счет земель пансионата "Рассвет", расположенный в с. Солнечногорское, ул. Шоссейная, 8-Г, площадь земельного участка составляет 0,8000 га, в том числе: земли, используемые для отдыха, в том числе для кемпингов, домов для отдыха или проведения отпусков- 0,8 га.
Пунктом 12 Договора аренды установлено, что земельный участок передается в аренду для строительства базы отдыха.
В соответствии с пунктом 13 договора аренды целевое использование земельного участка: рекреационное (для строительства базы отдыха). Срок действия договора - 49 лет (пункт 6 договора аренды).
Договор аренды зарегистрирован 28.05.2010 г. под N 041000100011 регистратором Алуштинского отдела Крымского регионального филиала Государственного предприятия "Центр государственного земельного кадастра".
Акт приема-передачи земельного участка подписан сторонами 28.05.2010 г.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации ООО "Компания Хоттей" поставило вышеуказанный земельный участок на кадастровый учёт в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, где ему был присвоен кадастровый номер 90:15:060401:48, а на основании пункта 10 Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378 (далее - Постановление N 378), вид функционального использования земельного участка "рекреация" соотнесен с видом разрешенного использования - природно-познавательный туризм (кадастровая выписка о земельном участке от 20.05.2015 N 90-02/2015-136567).
29.12.2015 на основании заявления от 18.11.2015 г., в котором ООО "Компания Хоттей" просило Администрацию "уточнить вид разрешенного использования земельного участка" без указания конкретного вида и кода, Администрацией принято постановление N 2016 "Об отнесении земельного участка к определенной категории земель и установлении вида разрешенного использования", пунктом 1 которого земельный участок с кадастровым номером 90:15:060401:48, площадью 0,8 га, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Алушта, с. Солнечногорское, ул. Шоссейная, 8-Г, отнесен к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - гостиничное обслуживание (4.7).
В соответствии с Законом N 38-ЗРК особенности отнесения земельного участка к соответствующей категории, а также установления вида разрешенного использования земельных участков устанавливаются нормативным правовым актом Совета Министров Республики Крым. Это Положение об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков и Таблица соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378 (далее - Положение и Таблица соотнесения).
Советом Министров Республики Крым от 10.06.2015 г. N 323 в Таблицу соотнесения были внесены изменения, согласно которым такой вид функционального использования земельных участков как "рекреация" и "строительство базы отдыха" соотносился с единственным видом разрешенного использования - "гостиничное обслуживание". Указанная редакция Таблицы соотнесения действовала в период с 10.06.2015 г. по 06.06.2016 г. (изменена постановлением СМ РК от 06.06.2016 г. N 244).
В этот период - 31.03.2016 между Администрацией и Обществом в порядке переоформления прав на земельный участок заключен договор аренды, согласно условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок площадью 8000 кв.м. из земель, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Алушта, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования земельного участка - "гостиничное обслуживание", цель использования земельного участка - "для строительства базы отдыха", кадастровый номер 90:15:060401:48, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Алушта, с. Солнечногорское, ул. Шоссейная, д.8-Г, сроком до 28.05.2059 (далее - договор от 31.03.2016).
Размер арендной платы был оставлен в предыдущем размере договора 2008 года с учетом применения коэффициента 3,8 при перерасчете на рубли и индекс инфляции.
В пункте 1.2 договора стороны указали, что на земельном участке расположены объекты недвижимости - нежилые здания рекреационного назначения с хозяйственными строениями, общей площадью 123 кв.м., принадлежащие арендатору на основании свидетельства о праве собственности.
Срок договора установлен пунктом 4.1 - до 28.05.2059 года.
После заключения договора аренды постановлением Совета Министров Республики Крым от 06.06.2016 N 244 "О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378" Таблица соотнесения дополнена строкой с кодом 5.2.1 следующего содержания: вид функционального использования земельного участка "для строительства и обслуживания объектов рекреационного назначения (домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристических баз, яхт-клубов, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболова и охотника, детских туристических станций, туристских парков, учебно-туристических троп, трасс, других аналогичных объектов)" - соотнесен с видом разрешенного использования с кодом 5.2.1 "Туристическое обслуживание - размещение пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилых помещений для временного проживания в них; размещение детских лагерей".
То есть, с 06.06.2016 г. фактический вид разрешенного использования земельного участка, арендуемого ответчиком, соответствует виду в Таблице соотнесения - 5.2.1 "туристическое обслуживание", а также Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития России от 01.09.2014 N 540, учитывая, что в новом договоре аренды 2016 года цель использования земельного участка осталась прежней - "для строительства базы отдыха" (пункт 1.1 Договора аренды от 31.03.2016 г.).
Однако решением Алуштинского городского Совета от 23.12.2016 г. N 25/79 принято решение "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым", в соответствии с которым ввиду установления Обществу кода 4.7. (гостиничное обслуживание) более чем в пять раз (то есть, более чем на 500%) была увеличена и нормативная цена и арендная плата за земельный участок, арендуемый ООО "Компания Хоттей", несмотря на то, что цель использования земельного участка, определенная договором аренды, и его фактическое использование не изменились.
12.03.2019 г. ООО "Компания Хоттей" обратилось в Администрацию г. Алушта с заявлением исх. N 1 об изменении земельному участку вида разрешенного использования с "гостиничное обслуживание" (4.7) на вид разрешенного использования "туристическое обслуживание" (5.2.1), ссылаясь на то, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:15:060401:48 "гостиничное обслуживание" (4.7) не соответствует условиям первоначального договора аренды земельного участка, реальному его использованию, действующему законодательству.
Письмом Администрации г. Алушта от апреля 2019 года исх. N 02-19-84 Обществу было отказано в изменении вида разрешенного использования. Основанием Администрацией указано на то, что изменение повлечет изменение арендной платы в сторону уменьшения, что нарушит права собственника земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 10.09.2019 г. по делу А83-8686/2019, а также постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 29.06.2020 г. по этому же делу отказ Администрации г. Алушты признан незаконным.
При этом суд кассационной инстанции отметил, что при принятии отказа Администрацией не дана оценка тому, к какому виду разрешенного использования следует относить спорный земельный участок, исходя из условий первоначального договора аренды от 15.05.2008 г., фактического использования земельного участка, с учетом находящихся на нем принадлежащих ООО "Компания Хоттей" объектов недвижимости и иных строений, изменений действующего законодательства в части установления видов разрешенного использования (внесение в постановление СМ Республики Крым N 378 от 15.10.2014 г. постановлением N 244 от 06.06.2016 г. строки с кодом 5.2.1 "для строительства и обслуживания объектов рекреационного назначения (домов отдыха, пансионатов, кемпингов_и т.п.), а также требований градостроительных регламентов.
В качестве способа защиты нарушенных прав Общества суд кассационной инстанции обязал Администрацию города Алушта Республики Крым рассмотреть по существу заявление Общества об изменении вида разрешенного использования в соответствии с действующим законодательством.
10.07.2020 г. ООО "Компания Хоттей" обратилось к администрации г. Алушта с заявлением исх.N 5 от 10.07.2020 г., в котором просило исполнить судебное решение и рассмотреть по существу первоначальное заявление Общества об изменении вида разрешенного использования арендуемому земельному участку, изложенное в заявлении от 12.03.2019 г. исх.N 1, с учетом указаний постановления Арбитражного суда Центрального округа от 29.06.2020 г. по делу А83-8686/2019 и изменить вид разрешенного использования, установленный участком 4.7 - гостиничное обслуживание на 5.2.1 - туристическое обслуживание. В заявлении ООО "Компания Хоттей" даны исчерпывающие пояснения по сути вопроса.
Уведомлением от 04.08.2020 г. исх.N 08/02-19-3000 Администрация г. Алушты повторно отказала ООО "Компания Хоттей" в изменении вида разрешенного использования.
Основанием для отказа указано, что в соответствии с ответом управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Алушты от 23.07.2020 г. исх.N 1764/02.18 принятие постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка невозможно ввиду противоречия действующему законодательству ввиду следующих оснований:
- договор аренды земельного участка от 31.03.2016 г. в части вида разрешенного использования не признан в судебном порядке недействительным;
- в связи с наличием договорных отношений изменение вида разрешенного использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора;
- предметом договора аренды является земельный участок с видом разрешенного использования "гостиничное обслуживание";
- обращение Общества с заявлением об изменении вида разрешенного использования по существу направлено на обход процедур, предусмотренных земельным законодательством для предоставления земельных участков в целях строительства объектов недвижимости;
- изменение вида разрешенного использования с "гостиничного обслуживания" на "туристическое обслуживание" приведет к уменьшению арендной платы.
Считая отказ незаконным, усматривая в нем нарушение прав и законных интересов Общества, ООО Компания Хоттей" обратилось в арбитражный суд первой инстанции с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Требования Общества были рассмотрены судом первой инстанции, принято решение об их удовлетворении. Проверив законность и обоснованность состоявшегося судебного акта в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией Арбитражного суда Республики Крым, который исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, изучив позицию заявителя, возражения заинтересованного лица, оценив относимость, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, принял решение об обоснованности и законности требований заявителя и праве, подлежащему защите.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 01.01.2023 на территориях Республики Крым и города Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
Согласно статье 13 Закона N 38-ЗРК, пункту 2 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 (далее - Порядок N 313), переоформление прав осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона.
По своей правовой сути процедура переоформления прав является процедурой приведения ранее возникших прав в соответствие с положениями законодательства Российской Федерации. Данная процедура предусматривает возможность сохранения ранее возникших прав в рамках правового поля Российской Федерации при условии их соответствия нормам российского законодательства. При разрешении вопроса о возможности переоформления прав аренды на земельный участок, возникших до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, должны учитываться нормы действующего законодательства Российской Федерации.
Статьей 7 Закона N 38-ЗРК в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, было определено, что разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, с учетом утвержденных документов территориального планирования.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 38-ЗРК, порядок отнесения земельных участков, указанных в части 1 статьи 9 настоящего Закона, к соответствующей категории земель устанавливается Советом министров Республики Крым. Особенности отнесения к определенной категории земель и (или) установления вида разрешенного использования расположенных на территории Республики Крым земельных участков, учет которых был осуществлен и (или) права на которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", установлены "Положением об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков", утвержденным постановлением Совета Министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378 (далее - Положение).
Данным Положением было установлено сразу несколько последовательно применяемых оснований и методов установления категории и вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с российским законодательством, определяемых в зависимости от того, утверждена ли документация по планировке территории либо (при ее отсутствии )- Правила землепользования и застройки, либо (при отсутствии того и другого) в зависимости от наличия и содержания правоустанавливающих документов.
Так, пунктами 3, 4 Положения было закреплено, что установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, указанными в утвержденной документации по планировке территории, а при ее отсутствии - в соответствии с правилами землепользования и застройки или лесохозяйственными регламентами.
До принятия указанных документов в соответствии с пунктом 6 Положения установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, указанным в правоустанавливающих документах, перечень которых утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 N 264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации", с учетом требований Закона N 38-ЗРК и Таблицы соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель (далее - Таблица).
В случае отсутствия в документах, указанных в пункте 6 настоящего Положения, сведений о категории земель и (или) виде разрешенного использования ранее учтенного земельного участка, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования такого участка осуществляется в соответствии с целью предоставления земельного участка, указанной в решении о его предоставлении, с учетом требований Закона N 38-ЗРК и Таблицы (пункт 7 Положения).
Судом первой инстанции установлено, что первоначально вид разрешенного использования спорному земельному участку был соотнесен Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым как "природно-познавательный туризм" (соответствовал "рекреационному назначению" на период соотнесения) на основании пункта 10 Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков, утвержденного постановлением СМ РК от 15.10.2014 N 378 (кадастровая выписка о земельном участке от 20.05.2015 N 90-02/2015-136567).
Однако, код 5.2 не предусматривал возможности нахождения на земельном участке объектов недвижимого имущества, которые с 2008 года были возведены арендатором и право собственности на которые зарегистрировано в установленном порядке. В связи с изменением Таблицы соотнесения постановления N 378 29.12.2015 постановлением СМ РК от 10.06.2015 г. на основании заявления общества от 18.11.2015 г., в котором ООО "Компания Хоттей" просило Администрацию "уточнить вид разрешенного использования земельного участка" без указания конкретного вида и кода, администрацией принято постановление N 2016, которым земельный участок кадастровый номер 90:15:060401:48, площадью 0,8 га, расположенный по адресу: Республика Крым, г.Алушта, с. Солнечногорское, ул. Шоссейная, 8-Г, отнесен к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - гостиничное обслуживание (4.7).
При этом постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2021 года по делу А83-7515/2019 с участием тех же сторон (оставлено без изменения постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 02.07.2021 г.) установлено, что до 01.01.2017 г. в законодательстве отсутствовала правовая возможность приведения фактического вида разрешенного использования земельного участка в соответствие договорному, после 01.01.2017 в законодательстве появилась возможность приведения вида титульного (договорного) вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с фактическим.
Апелляционный суд в постановлении от 24.02.2021 г. "констатирует, что включение в соответствующий договор аренды условия об ином, чем "туристическое обслуживание" виде разрешенного использования, был по существу вынужденным, в условиях соответствующего нормативного регулирования".
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -ЗК РФ) устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений
В соответствии со статьей 85 ЗК РФ порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, обязателен для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использоваться в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (часть 1 и часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 7 ЗК РФ возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий. Данное положение конкретизировано в пункте 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что без дополнительных разрешений и согласования правообладателями выбираются основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Как установлено судом первой инстанции, Правилами землепользования и застройки МОГО Алушта Республики Крым, утвержденными решением Алуштинского горсовета N 59/22 от 22.02.2019 г., предусмотрена возможность изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, на которые распространяется действие градостроительного регламента (статья 9).
При этом, согласно пункта 2 указанной статьи правообладатели земельных участков осуществляют изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства без дополнительных согласований и разрешений в случаях, когда один из указанных в градостроительном регламенте основных видов разрешенного использования земельного участка заменяется другим основным или вспомогательным видом.
Применительно к спорному земельному участку это положение подлежит прямому применению, поскольку земельный участок согласно карте территориальных зон ПЗЗ МОГО Алушта расположен в зоне О-3 - зона объектов туристко - рекреационного назначения. Статья 43 Правил для указанной зоны предусматривает в качестве основных видов разрешенного использования оба вида разрешенного использования как основные - и существующий 4.7. -гостиничное обслуживание, и запрашиваемый - 5.2.1 - туристическое обслуживание.
Постановлением от 10.06.2019 г. N 1503 администрация г. Алушты утвердила соответствующий административный регламент администрации города Алушта по предоставлению муниципальной услуги "Отнесение земельных участков к определенной категории земель, установление и изменение видов разрешенного использования земельных участков".
Арбитражным судом Республики Крым установлено и Администрацией не оспаривается, что обращение общества с ограниченной ответственностью ООО "Компания Хоттей" от 10.07.2020 г. N 5, поданное в Администрацию г. Алушты об изменении вида разрешенного использования спорному земельному участку в дополнение к заявлению от 12.03.2019 г., содержало все необходимые сведения, предусмотренные для рассмотрения заявлений такого вида вышеуказанным регламентом.
Как было установлено судебными актами по делам N А83-8686/2019 и А83-7515/2019, на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости - нежилые здания рекреационного назначения с хозяйственными строениями, общей площадью 123 кв.м., принадлежащие арендатору согласно свидетельству о праве собственности (это также указано сторонами в пункте 1.2 договора аренды от 31.03.2016).
Фактически это три летних домика и проходная: площадью соответственно 42,3 кв.м., 42,3 кв.м., 9,5 кв.м. и 9,5 кв.м., (копии свидетельства о праве собственности и кадастровых паспортов находятся в материалах дела), которые сданы в эксплуатацию согласно Декларации о готовности объекта к эксплуатации от 07.10.2011 по коду объекта согласно с Государственным классификатором - 12.12.3. Государственный классификатор зданий и сооружений (ГК 018-2000), утвержденный и введенный в действие приказом Госстандарта Украины от 17.08.2000 N 507 предусматривает, что код 12.12.3 обозначает "Центры и дома отдыха", а общий класс 1212 включает: туристические базы, горные приюты, детские и семейные лагеря отдыха, дома отдыха и иные здания для временного проживания, не классифицированные ранее. При этом, этот класс не включает: гостиницы и подобные учреждения по предоставлению жилья (1211).
Расположенные на земельном участке летние домики используются в соответствии с их наименованием и целевым назначением. Их использование и деятельность Компании носит сезонный характер. Согласно пункту 2.2.9 ГОСТа Р53423 -2009 "Туристические услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов" такие объекты относятся к базам отдыха и соответствуют понятию дома отдыха - как специализированного средства размещения, расположенного в рекреационной зоне, предоставляющего услуги размещения, питания, по организации досуга и развлечений. То есть, полностью соответствуют виду разрешенного использования земельных участков 5.2.1 - туристическое обслуживание.
Вышеуказанными судебными решениями также установлено, что в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности основным видом деятельности общества "Компания Хоттей" является "Деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания - код 55.20". Расшифровка Кода ОКВЭД 55.20 - деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания, включает: предоставление мест клиентам для временного проживания на ежедневной или еженедельной основе, с предоставлением отдельной площади, состоящей из полностью меблированных комнат или помещений с местами для проживания и сна, а также с местами для приготовления и потребления пищи, с кухонными принадлежностями и полностью оборудованной кухней. Это может быть комната или квартира в небольших отдельно стоящих многоэтажных зданиях, комнаты в сельских домах или группа зданий (одноэтажные бунгало, шале, коттеджи и домики), при этом возможно предоставление дополнительного минимального объема услуг. Эта группировка также включает: жилье, предоставляемое детскими лагерями на время школьных каникул и в остальное время, домами отдыха, в том числе детскими, гостевыми квартирами, молодежными общежитиями, туристическими базами, лагерями, в том числе горными. Деятельность гостиниц предусмотрена иными КВЭД.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с утверждением заявителя о том, что спорный земельный участок, находящийся в аренде у Общества, занят объектами недвижимости, принадлежащими ООО "Компания Хоттей" на праве собственности, построенными и введенными Обществом в эксплуатацию в 2011 году в период действия договора аренды, и эксплуатируемыми в течение всего срока договора аренды в соответствии с их целевым назначением и видом разрешенного использования, соответствующим цели предоставления земельного участка и действующему классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному ранее приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (Зарегистрирован в Минюсте России 08.09.2014 N 33995) - на день вынесения оспариваемого отказа, а в настоящее время - Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 (Зарегистрирован в Минюсте России 15.12.2020 N 61482).
При этом правомерно и указание заявителя на то, что в новом классификаторе видов разрешенного использования код 4.7. - гостиничное обслуживание - содержит описание единственного вида разрешенного использования земельного участка - размещение гостиниц. Тогда как код 5.2.1 - туристическое обслуживание - содержит описание нескольких видов разрешенного использования земельного участка, а именно: "Размещение пансионатов, гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению; размещение детских лагерей." - и относится к коду 5.0 - отдых (рекреация). А значит с момента введения указанного классификатора в силу цель предоставления земельного участка - для строительства базы отдыха - не соответствует виду разрешенного использования с кодом 4.7 - гостиничное обслуживание, установленному действующим законодательством.
Пунктом 3 ст. 43 Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Алуштинского городского совета от 22.02.2019 N 59/22 (далее - ПЗЗ) размещение пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них отнесено к основному виду разрешенного использования 5.2.1 - туристическое обслуживание.
Судом первой инстанции установлено, что за все время действия договора аренды земельного участка от 31.03.2016 г. ООО "Компания Хоттей" производило расчет суммы арендных платежей за земельный участок, исходя из ставок арендной платы "туристическое обслуживание", а не "гостиничное обслуживание". Указанные факты, а также правомерность такого начисления установлены судебными решениями по арбитражному делу N А83-7515/2019, содержащих выводы о том, что земельный участок, принадлежащий Обществу, согласно постановлению Совета министров Республики Крым от 06.06.2016 N244 относится к виду разрешенного использования - "туристическое обслуживание".
При всех вышеизложенных обстоятельствах основания для отказа Обществу в изменении вида разрешенного использования являются незаконными, а доводы апелляционной жалобы Администрации г. Алушта следует признать несостоятельными.
Отклоняя довод заинтересованного лица относительно необоснованного изменения арендной платы в связи с испрашиваемыми изменениями вида разрешенного использования земельного участка, судебная коллегия заключает следующее.
Из оспариваемого уведомления Администрации города Алушты Республики Крым от 04.08.2020 г. N 08-02-19-3000 следует, что основаниями для отказа послужило то, что Администрация считает, что изменение вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка с "гостиничное обслуживание" на "туристическое обслуживание" является существенным изменением условий договора аренды земли от 31.03.2016 и повлечет изменение арендной платы; договор не признан в судебном порядке недействительным; изменение вида разрешенного использования земельного участка повлечет изменение условий договора; обращение ООО "Компания Хоттей" с заявлением об изменении вида разрешенного использования по существу направлено на обход процедур, предусмотренных земельным законодательством для предоставления земельных участков в целях строительства объектов недвижимости.
Однако такие основания не соответствуют требованиям законодательства, в частности, п.2.11 Административного регламента Администрации города Алушта по предоставлению муниципальной услуги "Отнесение земельных участков к определенной категории земель, установление и изменение видов разрешенного использования земельных участков", утвержденного постановлением Администрации г. Алушты от 10.06.2019 г. N 1503, пункту 2 статьи 9 Правил землепользования и застройки МОГО Алушта Республики Крым, утвержденными решением Алуштинского горсовета N 59/22 от 22.02.2019 г., Таблице соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378 в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого отказа и на настоящее время, действующему Классификатору видов разрешенного использования, пункту 3 статьи 85 ЗК РФ, абзацу второму пункта 2 статьи 7 ЗК РФ и нарушают права заявителя как добросовестного арендатора земельного участка.
Договор аренды земли от 15.05.2008 г., как верно указал суд первой инстанции, вопреки доводам заинтересованного лица, является документом, подтверждающим наличие ранее возникшего права аренды в соответствии с пунктом 9 Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 г. N 264.
По условиям данного договора был передан земельный участок площадью 0,8000 га, в том числе: земли, используемые для отдыха, в том числе кемпингов, домов для отдыха или проведения отпусков - 0,8000 га и предоставлен "для строительства базы отдыха", целевое использование "рекреационное (для строительства базы отдыха)" (пункты 2, 12, 13 договора). Также следует отметить, что согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 13.07.2015 г. N 258-ФЗ условия договоров, заключенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя, сохраняют силу, за исключением случаев, установленных федеральными законами..
Несостоятельными являются так же доводы Администрации о том, что избранный заявителем способ изменения вида разрешенного использования направлен на обход процедуры предоставления земельного участка без торгов, поскольку на земельном участке расположены возведенные арендатором и принятые в эксплуатацию здания, соответствующие испрашиваемому виду разрешенного использования, а, следовательно, требования п.2 ст. 39.6 ЗК РФ, вопреки доводам Администрации, соблюдены.
Кроме того, оспариваемое уведомление вступает в противоречие с фактами по делу А83-8686/2018 по спору между теми же сторонами по первоначальному отказу. В частности, такое основание для отказа как уменьшение суммы арендной платы признано в решении по вышеуказанному делу не соответствующим требованиям действующего законодательства. Указанные выводы, в силу положений статьи 69 АПК РФ, имеют для суда по настоящему делу преюдициальный характер.
На основании вышеизложенного, требования общества с ограниченной ответственностью "Компания Хоттей" о признании незаконным отказа Администрации г. Алушта Республики Крым в удовлетворении заявления об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:15:060401:48, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Алушта, с. Солнечногорское, ул. Шоссейная, 8-Г, с "гостиничного обслуживания" (4.7) на вид разрешенного использования "туристическое обслуживание" (5.2.1) являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью второй статьи 13 ГК Российской Федерации в случае признания судом акта недействительным нарушенное право в любом случае подлежит восстановлению либо защите способами, предусмотренными статьей 12 ГК Российской Федерации, в частности путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения правоотношения.
Выбор способа защиты гражданских прав осуществляет истец, между тем он должен производиться с таким расчетом, что удовлетворение заявленных требований приведет к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных и (или) оспариваемых прав и законных интересов путем удовлетворения заявленных истцом требований.
Рассматривая споры в порядке главы 24 АПК РФ, суд не связан требованиями заявителя о способе восстановления нарушенного права.
Определение способа восстановления нарушенного права является прерогативой суда.
Судебная коллегия отмечает, что Арбитражным судом Республики Крым порядок восстановления прав заявителя произведен верно, на основании оценки представленных в дело доказательств и фактических отношений сторон спора, а также в пределах требований действующего законодательства.
В соответствии с п. 3.4.2. Административного регламента Администрации города Алушта при удовлетворении заявления администрация города Алушта принимает постановление "Об изменении основного вида разрешенного использования земельного участка". Поэтому восстановлению нарушенное право заявителя подлежит путем осязания Администрации города Алушты принять постановление об изменении земельному участку основного вида разрешенного использования - с кода 4.7. "гостиничное обслуживание" на код 5.2.1 "туристическое обслуживание", что, по мнению суда, является надлежащим достаточным способом защиты нарушенного права в данных правоотношениях. При этом Администрация г. Алушта Республики Крым обязана направить в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым соответствующее постановление в день его принятия в силу предписаний действующего законодательства.
Учитывая все обстоятельства дела в их совокупности, в частности, тот факт, что оспариваемый незаконный отказ Администрации является повторным, ранее первоначальный отказ признан незаконным судебными решениями по арбитражному делу N А83-8686/2019 и на заинтересованное лицо возлагалась обязанность рассмотреть заявление Общества об изменении вида разрешенного использования и принять решение в соответствии с действующим законодательством, которые Администрация г. Алушты проигнорировала, в частности, продублировав в новом отказе те же признанные судом незаконными основания, а также с учетом выводов судебных инстанций по арбитражному делу N А83-7515/2019 с участием тех же сторон, по мнению суда, испрашиваемый заявителем способ защиты своего права и законного интереса приведет к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенного права и законного интереса заявителя, а потому подлежит удовлетворению.
Доводы заинтересованного лица о том, что при принятии решения об обязании Администрации изменить арендатору вид разрешенного использования земельного участка суд подменяет своим решением органы местного самоуправления, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном понимании норм процессуального права. Такая обязанность может быть возложена судом, исходя из положений пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, разъяснений пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 при рассмотрении требований в порядке главы 24 АПК РФ о признании незаконным, в данном случае, решения муниципального органа исполнительной власти.
Иной подход являлся бы отступлением от принципа защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, и формирования уважительного отношения к закону и суду (статья 2 АПК РФ), что недопустимо. Иное толкование апеллянтом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств настоящего спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебного акта, не нарушены, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения и не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация города Алушты Республики Крым освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 266 - 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 15 июля 2021 года по делу N А83-18836/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Алушты Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Кравченко В. Е. |
Судьи |
Кузнякова С. Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-18836/2020
Истец: ООО "КОМПАНИЯ ХОТТЕЙ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА АЛУШТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Администрация города Алушта Республики Крым, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ