г. Москва |
|
25 ноября 2021 г. |
Дело N А40-129625/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Культурно-исторический комплекс "Славянский"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.08.2021 по делу N А40-129625/21
по заявлению ОАО "Культурно-исторический комплекс "Славянский"
к Федеральной антимонопольной службе России
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: |
Фатеева Е.С. по доверенности от 01.12.2018; |
от заинтересованного лица: |
Озерова Н.А. по доверенности от 13.04.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Культурно-исторический комплекс "Славянский" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Федеральной антимонопольной службе от 29.12.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 20/04/19.8.2- 7/2020 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 19.8.2 КоАП РФ.
Решением суда от 31.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель жалобы полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил письменный пояснения, которые приобщены к материалам дела.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, 25.12.2020 заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ (далее - ФАС России) было вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N N20/04/19.8.2-7/2020 (далее - Постановление), в соответствии с которым ОАО "Культурно-исторический комплекс "Славянский" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 19.8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.
Не согласившись с вынесенным Постановлением, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
В обоснование позиции по заявленным требованиям заявитель сослался на отсутствие состава административного правонарушения, пояснил, что не ведет ни один из видов деятельности, указанных в ст. 6 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Закон N 57-ФЗ).
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела повторно, соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона N 57-ФЗ физические и юридические лица, в том числе держатели реестров акционеров акционерных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, обязаны представлять по требованию уполномоченного органа в установленный срок достоверные документы, объяснения в письменной или устной форме и иную необходимую для осуществления уполномоченным органом своих функций информацию, включая информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2008 N 510 "О Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 510) Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
К компетенции уполномоченного органа отнесено исполнение государственнозначимых функций, в частности, по осуществлению контроля за действиями, которые совершаются с участием или в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из материалов дела, на основании обращения Росимущества от 22.01.2020 N ИП-04/1564 (вх. N 104414-М/20 от 22.01.2020) с просьбой подготовить и направить перечни акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, акции которых подлежат приватизации в 2020 - 2022 годах, на предмет их отнесения к хозяйственным обществам, имеющим стратегическое значение, а также в целях контроля за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации ФАС России в адрес ОАО "Культурно-исторический комплекс "Славянский" направлено требование о представлении ФАС России соответствующих документов (информации) от 05.02.2020 N ЦА/7863/20 (далее - Требование ФАС России).
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено и Заявителем не оспаривается, что копия Требования ФАС России была направлена Заявителю по адресу места нахождения (регистрации): 109012, г. Москва, ул. Никольская, д. 17. Согласно информации, представленной на официальном сайте АО "Почта России" в разделе "отслеживания почтовых отправлений" по почтовому идентификатору N 12571942285534, копия Требования ФАС России была получена Заявителем 05.03.2020.
Заявителем истребованные сведения не представлены. Запрошенные данные не представлены Заявителем и на момент составления протокола об административном правонарушении. Документов, подтверждающих невозможность предоставления ОАО "Культурно-исторический комплекс ""Славянский"" запрашиваемых документов (информации), в ФАС России не представлено.
Одним из доводов апелляционной жалобы является довод Заявителя о том, что на него не распространяются положения части 4 статьи 13 Закона N 57-ФЗ, поскольку Заявитель не является обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, является безосновательным.
Судом первой инстанции обоснованно сделан вывод, что обязанность представлять затребованные сведения прямо установлена частью 4 статьи 13 Закона N 57-ФЗ и в отношении юридических лиц, которые не являются хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение. Данный подход подтверждается судебной практикой.
Довод Заявителя о том, что ответ на Требование ФАС России был направлен по адресу электронной почты 28.02.2020, то есть до получения Требования ФАС России, а также повторно 26.03.2020 является необоснованными.
Таким образом, антимонопольный орган правомерно пришел к выводу о том, что АО "Спецстройэксплуатация", не предоставив запрашиваемые ФАС России документы и сведения, нарушило часть 4 статьи 13 Закона N 57-ФЗ.
Ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 3 статьи 19.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), согласно которой непредставление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, сведений (информации), предусмотренных законодательством об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанного органа в установленный им срок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела N 20/04/19.8.2-7/2020 об административном правонарушении и установленных обстоятельств, у ОАО "Культурно-исторический комплекс ""Славянский"" имелась возможность не совершать указанного деяния, однако Заявитель этого не сделал, тем самым виновно совершив административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 19.8.2 КоАП РФ.
Судом первой ин6станции правомерон установлено, что порядок привлечения ОАО "Культурноисторический комплекс "Славянский" к административной ответственности антимонопольным органом соблюдён.
Так, согласно материалам дела, уведомлением ФАС России о составлении протокола от 27.10.2020 N 20/93625/20 Заявитель извещен о возбуждении дела N 20/04/19.8.2-7/2020 об административном правонарушении. В соответствии с указанным определением законному представителю ОАО "Культурно-исторический комплекс "Славянский" или его защитнику надлежало явится 17.11.2020 для дачи объяснений по факту нарушения и для подписания протокола об административном правонарушении.
Копия указанного уведомления была направлена ОАО "Культурноисторический комплекс "Славянский"" по адресу места нахождения заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор N 12599350440598), которое не было получено им. Согласно данным раздела "отслеживание почтовых отправлений" сайта АО "Почта России" почтовое отправление с идентификатором N 12599350440598 прибыло в место вручения 30.10.2020, однако в связи с неполучением было направлено (возвращено) в адрес отправителя 08.11.2020.
Довод Заявителя о том, что уведомление о составлении протокола было направлено 18.11.2020, в то время как сам протокол составлен 17.11.2020, то есть через день после составления, не соответствует действительности так как почтовый идентификатор N 12571953021053, на который ссылается Заявитель в обоснование своего довода, относится к протоколу, а не к уведомлению.
В отсутствие законного представителя ОАО "Культурно-исторический комплекс "Славянский", надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте составления протокола, в соответствии с требованиями части 3 статьи 28.5, части 2 статьи 28.2, статьи 25.1 КоАП РФ ФАС России составлен протокол от 17.11.2020 по делу N 20/04/19.8.2-7/2020 об административном правонарушении, копия которого 18.11.2020 была направлена Заявителю заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор N 12571953068508) и прибыло в место вручения 23.11.2020. В связи с неполучением письма было возвращено отправителю 01.12.2020.
Определение о возбуждении дела и протокол по делу об административном правонарушении в отношении ОАО "Культурно-исторический комплекс "Славянский" составлены начальником отдела инвестиционной аналитики Управления контроля иностранных инвестиций ФАС России, который на основании пункта 62 части 2, части 4 статьи 28.3 КоАП РФ и пункта 1 приказа ФАС России от 29.07.2015 N 667/15 "О перечне должностных лиц центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), управомоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", является уполномоченным должностным лицом ФАС России.
Рассмотрение дела N 20/04/19.8.2-7/2020 об административном правонарушении, о месте, дате и времени которого ОАО "Культурно-исторический комплекс "Славянский" было уведомлено определением о назначении времени и места рассмотрения дела N 20/04/19.8.2-7/2020 об административном правонарушении от 01.12.2020, состоялось в отсутствие законного представителя общества, уведомленного надлежащим образом.
Является несостоятельным довод Заявителя о том, что почтальон по адресу Заявителя, письмо с определением о назначении времени и места рассмотрения дела N 20/04/19.8.2-7/2020 об административном правонарушении от 01.12.2020 не доставлял.
На основании пункта 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила почтовой связи) почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи.
В силу пункта 34 Правил почтовой связи письменная корреспонденция при невозможности вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
В ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи:
а) простые почтовые отправления;
б) извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах;
в) извещения о простых почтовых отправлениях, размеры которых не позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов;
г) простые уведомления о вручении почтовых отправлений и выплате почтовых переводов.
Так, копия указанного определения направлена ОАО "Культурно-исторический комплекс "Славянский" заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор N 12571953061134) по адресу места нахождения, однако не получена им. Согласно данным раздела "отслеживание почтовых отправлений" сайта АО "Почта России" почтовое отправление с идентификатором N 12571953061134 прибыло в место вручения 04.12.2020, однако в связи с неполучением было направлено (возвращено) в адрес отправителя 12.12.2020.
Постановление ФАС России вынесено заместителем руководителя ФАС России, который в соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ вправе рассматривать дела об административных правонарушениях от имени антимонопольного органа.
Постановление ФАС России было направлено ОАО "Культурно-исторический комплекс "Славянский" по адресу регистрации заказным письмом с уведомлением (почтовый идентификатор N 12571754463120), которое не было получено им. Согласно данным раздела "отслеживание почтовых отправлений" сайта АО "Поч^а России" почтовое отправление с идентификатором N 12571754463120 прибыло в место вручения 03.01.2021, однако в связи с неполучением было направлено (возвращено) в адрес отправителя 16.01.2021.
Таким образом, ФАС России соблюдён порядок привлечения ОАО "Культурноисторический комплекс "Славянский" к административной ответственности.
Довод апелляционной жалобы Заявителя о необходимости применения статьи 2.9 КоАП РФ является необоснованным.
Ссылка Заявителя на формальный характер Требования ФАС России является несостоятельной. Как было указано выше Требование ФАС России направлено Заявителю в связи с подготовкой перечней акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, акции которых подлежат приватизации в 2020 - 2022 годах, на предмет их отнесения к хозяйственным обществам, имеющим стратегическое значение, а также в целях контроля за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, в связи с обращением Росимущества.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как следует из пункта 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Неисполнение законного требования антимонопольного органа посягает на установленный законом порядок осуществления функции по государственному контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля. Кроме того, непредставление информации по требованию уполномоченного органа может повлечь неполное и (или) несвоевременное исследование соответствующих фактических обстоятельств, и, как следствие, - искажение результатов контрольных мероприятий, нарушение прав и законных интересов субъектов, чья деятельность находится в сфере контроля, а также иных лиц.
Необходимо отметить, что признание нарушения малозначительным является правом, а не обязанностью должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении.
Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Судом установлено, что должностным лицом административного органа, рассмотревшими дело об административном правонарушении, не установлено оснований для применения положений КАП РФ о малозначительности.
Заявителем в апелляционной жалобе каких-либо доводов свидетельствующих о необоснованном неприменении положений статьи 2.9 КоАП РФ не приведено.
Таким образом, в данном случае суд первой инстанции обоснованно и законно пришел к выводу об отсутствии оснований для применения в отношении действий Заявителя положений статьи 2.9 КоАП РФ.
При этом судом первой инстанции также установлено, что доказательства исключительности рассматриваемого случая совершения правонарушения, а также объективных причин, делающих невозможным представление информации в срок, ОАО "Культурно-исторический комплекс "Славянский" не представлены.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких данных арбитражный апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к повторению доводов, заявленных Обществом в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения, предусмотренные ст.270 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2021 по делу N А40-129625/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-129625/2021
Истец: ОАО "КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС "СЛАВЯНСКИЙ"
Ответчик: Федеральная антимонопольная служба России