г. Санкт-Петербург |
|
29 ноября 2021 г. |
Дело N А56-80225/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С..
при участии:
от истца: Немерский И.Н. по доверенности от 25.12.2019,
от ответчика: Козлов Д.М. по доверенности от 13.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32832/2021) Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2021 по делу N А56-80225/2020, принятое
по иску ПАО "Территориальная генерирующая компания N 1"
к Жилищному комитету
3-е лицо: Жилищно-строительский кооператив N 886
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - истец, ПАО "ТГК N 1") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга с исковым заявлением к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета (далее - ответчик, Жилищный комитет) о взыскании 111 099,56 рублей убытков.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2021 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 110 831,38 рублей убытков, вызванных межтарифной разницей, а также в доход федерального бюджета 4 323 рублей государственной пошлины.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, отсутствие задолженности перед истцом, просит решение отменить, в иске отказать.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы, представил сведения о сумме субсидий на компенсацию, предоставленных истцу с декабря 2018 года по январь 2019 года по состоянию на 08.06.2021, согласно которым ее размер составил 103 885,14 рублей.
Истец ответил на вопросы суда, пояснил методику расчета, выразил согласие с перерасчетом задолженности, произведенным судом. В указанной части возражений не заявил.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, истец является энергоснабжающей организацией, основной целью деятельности которой является удовлетворение общественных потребностей и обеспечение тепловой энергией и горячей водой потребителей г.Санкт-Петербурга.
Между истцом и третьим лицом действует договор теплоснабжения N 10248 от 01.05.2004 в редакции соглашения о перемене лица в обязательствах от 30.09.2005, согласно которому истце обязан поставлять тепловую энергию, теплоноситель на объект жилищно-строительного кооператива N 886, а последний обязан оплачивать принятую и потребленную тепловую энергию, теплоноситель.
В период с декабря 2018 по январь 2019 истец произвел отпуск тепловой энергии третьему лицу по тарифам, утвержденным для истца Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, ниже экономически обоснованных.
Ссылаясь на возникновение убытков, вызванных межтарифной разницей, в размере 111 099,56 рублей, которые должны покрываться за счет предоставления субсидий из бюджета Санкт-Петербурга, отсутствие удовлетворения соответствующих требований со стороны Жилищного комитета в претензионном порядке, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском.
Суд первой инстанции, проверив расчет истца, признав его неверным, признал иск обоснованным в части.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта по доводам ответчика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Коммунальными услугами обеспечивалось население жилого дома, в связи с чем, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Согласно пункту 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Разница между тарифом для Предприятия и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Порядок предоставления субсидий в спорный период регламентирован постановлением Правительства Санкт-Петербурга "О порядках предоставления в 2019 году субсидий теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, связанных с применением льготных тарифов на тепловую энергию" от 25.12.2018 N 1012.
Согласно указанному порядку, субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в, целях компенсации выпадающих доходов, возникающих в результате применения получателями субсидий льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга, установленных Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга на 2018-2019 годы, в расчетах за тепловую энергию с лицами, указанными в Законе о льготных тарифах.
Субсидии предоставляются при условии составления теплоснабжающими организациями и согласования актов сверок в целях подтверждения объемов тепловой энергии, отпущенной для теплоснабжения в многоквартирных домах, жилых домах, творческих мастерских, с лицами, имеющими право на льготы в виде льготных тарифов, перечень которых определен в п. 1 ст. 1 Закона о льготных тарифах.
Таким образом, разница между тарифом для истца и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
За спорный период субсидия истцом не была получена, так как жилищно-строительный кооператив N 886 отказал от подписания актов сверки объемов тепловой энергии.
Вместе с тем, объемы тепловой энергии поставленной третьему лица за спорный период подтверждены материалами дела: договором, расчетом фактического теплоотпуска.
В постановлении Пленума ВАС РФ N 87 разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, судам следует учитывать, что в силу статьи 65 АПК РФ истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
В силу статьи 1 Закона Санкт-Петербурга "О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга" от 23.03.2016 N 111-17 (далее - Закон о льготных тарифах), для истца, в соответствии с Распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 364-р (в ред. Распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 198-р) и от 19.12.2018 N 199-р (в редакции Распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 17.06.2019 N 57-р), установлены следующие тарифы на тепловую энергию для льготной группы потребителей:
* в период с 29.12.2018 по 31.12.2018 - 1 745,86 руб./Гкал (с НДС):
* в период с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 1 775,45 руб./Гкал (с НДС).
В то же время, в соответствии с вышеуказанными Распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга, для истца были установлены следующие тарифы на тепловую энергию для группы потребителей "население":
* в период с 29.12.2018 по 31.12.2018 - 2 065,29 руб./Гкал (с НДС);
* в период с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 2 100.30 руб./Гкал (с НДС).
Убытки, вызванные межтарифной разницей, правомерно определены судом первой инстанции в размере 110 831,38 рублей.
Вопреки позиции ответчика в апелляционной жалобе о погашении задолженности, суд апелляционной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что представленные сведения о предоставлении субсидии представлены по состоянию на 08.06.2021, в то время как резолютивная часть решения оглашена 04.03.2021 в судебном заседании, на котором присутствовали представители истца и ответчика, указанные данные в материалы дела представлены не были.
Суд апелляционной инстанции разъясняет, что указанная сумма может быть учтена в исполнительном производстве.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2021 по делу N А56-80225/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-80225/2020
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N1"
Ответчик: ЖИЛИЩНЫЙ КОМИТЕТ
Третье лицо: Жилищно-строительский кооператив N 886