город Воронеж |
|
29 ноября 2021 г. |
Дело N А14-9512/2021 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Малиной Е.В.,
без вызова сторон и в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 47,49 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.08.2021 по делу N А14-9512/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968 ИНН 3664032439) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300) о признании недействительным решения от 28.04.2021 N 046S19210009654 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, третье лицо: Государственное казенное учреждение Воронежской области "Центр бюджетного учета и отчетности" (ОГРН 1193668039245 ИНН 3666240730),
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция Воронежской области (далее - заявитель, ГЖИ Воронежской области) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (далее - заинтересованное лицо, Управление Пенсионного фонда) о признании недействительным решения от 28.04.2021 N 046S19210009654 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде финансовой санкции в размере 31 500 руб.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 23.06.2021 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 09.08.2021 по делу N А14-9512/2021 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже N 046S19210009654 от 28.04.2021 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования как не соответствующие Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Государственной жилищной инспекции Воронежской области.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, Управление Пенсионного фонда ссылается на положения пункта 40 Инструкции, утвержденной 22.04.2020 приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах", предусматривающего применение финансовых санкций к страхователю в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек. В рассматриваемом случае страхователем были представлены не уточненные (исправленные) сведения в отношении застрахованных лиц, которые уже были представлены в исходной форме СЗВ-М, а имело место несвоевременное первичное представление сведений по форме СЗВ-М в отношении застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в своевременно представленной исходной форме СЗВ-М за декабрь 2020 г. Кроме того, при выявлении несоответствий при сверке сведений, имеющихся у пенсионного органа, Управление выявило расхождения, вместе с тем, данное обстоятельство нельзя отнести к ошибке страхователя, в связи с чем, в адрес ГЖИ Воронежской области было направлено именно информационное письмо, а не уведомление об устранении ошибок. При таких обстоятельствах, судом необоснованно признано недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже N 046S19210009654 от 28.04.2021.
В отзыве на апелляционную жалобу ГЖИ Воронежской области указывает на добросовестное поведение страхователя и отсутствии оснований для привлечения инспекции к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Государственное казенное учреждение Воронежской области "Центр бюджетного учета и отчетности" в отзыве на апелляционную жалобу ссылается на то, что поскольку заявитель самостоятельно выявил ошибки в СЗВ-М, до обнаружения их пенсионным фондом и подал уточненные сведения, то основания для применения финансовых санкций к страхователю отсутствуют.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже (ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300) 30.09.2021 прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Воронежской области (ОГРН 1023601547177, ИНН 3664007552), что подтверждается данными выписки из ЕГРЮЛ.
В соответствии со статьей 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
В рассматриваемом случае Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже прекратило свою деятельность в качестве юридического лица 30.09.2021 в связи проведением процедуры реорганизации путем присоединения к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Воронежской области, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц.
При таких обстоятельствах апелляционный суд, руководствуясь положениями части 1 статьи 48 АПК РФ, позволяющей произвести процессуальное правопреемство на любой стадии арбитражного процесса, части 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, и исходя из конкретных обстоятельств, касающихся реорганизации заявителя, учитывая, что в данном случае произошло универсальное правопреемство, в силу которого к вновь возникшему юридическому лицу перешел весь комплекс прав и обязанностей в полном объеме, считает возможным произвести процессуальную замену Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Воронежской области.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ГЖИ Воронежской области, являясь страхователем по обязательному пенсионному страхованию, в установленный срок (до 15.01.2021) представило в орган Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом "исходная" за декабрь 2020 года в отношении 30 застрахованных лиц.
В ходе сверки сведений о застрахованных лицах, содержащихся в форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год и в формах СЗВ-М за отчетные периоды январь - декабрь 2020 года, Управлением Пенсионного фонда было установлено, что в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах, представленных по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года, отсутствуют сведения о 63-х застрахованных лицах, представленных по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год.
Письмом "О несоответствии информации в отчетности по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ" ГЖИ Воронежской области было уведомлено о необходимости устранения выявленных расхождений. Данное уведомление было направлено страхователю 21.01.2021, что подтверждается скрин-шотом электронного реестра документов, сформированного программой АРМ Приема ПФР v1.0.0.110.
01.02.2021 по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа в Управление Пенсионного фонда был направлен отчет по форме СЗВ-М с типом "отм", по застрахованным лицам, по которым изначально были направлены ошибочные сведения. Данные сведения были направлены в управление 01.02.2021, что подтверждается скрин-шотом электронного реестра документов, сформированного программой АРМ Приема ПФР v1.0.0.110. Отчет по форме СЗВ-М с типом "отм" был принят заинтересованным лицом 01.02.2021, что подтверждается протоколом проверки отчетности
Также 01.02.2021 по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа в Управление Пенсионного фонда была направлена дополняющая форма отчета СЗВ-М, по застрахованным лицам, по которым изначально не были направлены сведения. Данные сведения были направлены в управление 01.02.2021, что подтверждается скрин-шотом электронного реестра документов, сформированного программой АРМ Приема ПФР v1.0.0.110. Дополняющая форма отчета СЗВ-М была принята заинтересованным лицом 01.02.2021, что подтверждается протоколом проверки отчетности.
На основании представленных заявителем 01.02.2021 сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года Управлением Пенсионного фонда была проведена проверка правильности заполнения, полноты, порядка и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, по результатам которой составлен акт N 046S18210004229 от 17.03.2021 и принято решение N 046S19210009654 от 28.04.2021 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым ГЖИ Воронежской области привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в виде штрафа в общей сумме 31 500 руб.
Не согласившись с указанным решением Управления Пенсионного фонда N 046S19210009654 от 28.04.2021, ГЖИ Воронежской области обратилось в арбитражный суд с рассмотренным заявлением.
Суд области, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии оснований для применения к заявителю ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку страхователем было реализовано право на исправление представленных сведений.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) по формам, утвержденным постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83 п.
На основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
В силу статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
При этом в статьях 15 и 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, 15 законодатель не установил срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в орган Пенсионного фонда сведениях, до их обнаружения органом Пенсионного фонда, и представить в орган Пенсионного фонда достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Как следует из материалов дела, в период представления заявителем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2020 г действовала Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н), определяющая порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, в том числе порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о зарегистрированных лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, и сведений о трудовой деятельности; порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п. 38 Инструкции N 211н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно пункту 40 Инструкции N 211н в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
В Определении Верховного Суда РФ от 01.02.2018 N 306-КГ17-21843 указано, что официальная позиция Пенсионного Фонда ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность.
В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в установленный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, возможно не применять.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать поведение страхователя, направленное на исправление обнаруженных ошибок в представленной в орган Пенсионного фонда Российской Федерации отчетности.
Такой правоприменительный подход направлен на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, а также обеспечение более оперативной обработки сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации и, как следствие, полноту и достоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Анализ приведенных положений действующего законодательства об индивидуальном (персонифицированном учете), в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования привлечению подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по выявлению и устранению ошибок, несоответствий в предоставленных сведениях либо самостоятельно (до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации) либо в срок, установленный в направленном органом Пенсионного фонда Российской Федерации уведомлении о представлении соответствующих исправлений (дополнений).
В этой связи, при рассмотрении вопроса о правомерности привлечения заявителя оспариваемым решением к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования необходимо принимать во внимание, в том числе, конкретные фактические обстоятельства, которые могут быть оценены в качестве исключающих вину лица в совершении вменяемого правонарушения.
Как следует из материалов дела, заявителем в Управление Пенсионного фонда были своевременно представлены сведения по форме СЗВ-М за отчетный период декабрь 2020 года, тип формы "исходная" в отношении 30 застрахованных лиц.
Указанная форма СЗВ-М (исходная) была принята органом Пенсионного фонда без замечаний.
Управлением Пенсионного фонда по электронным каналам связи 21.01.2021 заявителю было направлено уведомление "О несоответствии информации в отчетности по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ", что подтверждается скрин-шотом электронного реестра документов, сформированного программой АРМ Приема ПФР v1.0.0.107. Одновременно, из указанного скрин-шота электронного реестра документов (представленного в материалы дела представителем заинтересованного лица одновременно с отзывом на заявленные требования) усматривается, что соответствующее уведомление было получено заявителем 01.02.2021 в 08 час. 25 мин.
В пункте 37 Инструкции указано, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с п. 3.2.5 Постановления Правления ПФ РФ от 11.01.2018 N 3п (ред. от 11.03.2020) "Об утверждении формата, порядка и условий направления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи страхователю форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Датой получения страхователем Уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении системой страхователя.
Из материалов дела усматривается, что сведения в отношении 63-ти застрахованных лиц (не отраженные в форме СЗВ-М с типом "исходная" за декабрь 2020 года) были направлены ГЖИ Воронежской области путем представления дополняющей формы СЗВ-М за отчетный период декабрь 2020 года 01.02.2020, то есть в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, как это предусмотрено Инструкцией N 211н.
В качестве доказательства направления дополняющей формы СЗВ-М за декабрь 2020 года 01.02.2020 ГЖИ Воронежской области в материалы дела представлены копия протокола проверки отчетности, копия квитанции о получении сведений ПФР.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что допущенные инспекцией несоответствия при подаче сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года были самостоятельно устранены страхователем до выявления указанных нарушений Управлением Пенсионного фонда (то есть до составления актов об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования), что свидетельствует о добросовестном поведении страхователя, направленном на надлежащее исполнение своих обязанностей и может являться основанием для неприменения финансовых санкций, предусмотренных ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Исправляя ошибку в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах за декабрь 2020 года, ГЖИ Воронежской области реализовало свое право на исправление представленных сведений за эти периоды, которые ранее не представлялись.
Лишение права страхователя при выявлении ошибок в ранее представленных сведениях на их уточнение в установленный пятидневный срок, не соответствует понятию юридической ответственности, которая представляет собой претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.
Аналогичная позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 по делу N А22-1060/2018.
Целью назначения наказания за нарушение требований законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете является предупреждение совершения новых правонарушений (как самим правонарушителем, так и другими лицами), а также обеспечение полноты и достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, используемых для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации.
Одновременно установленный Инструкцией на основании статьи 19 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ порядок осуществления контроля за достоверностью представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений, в части исправления ошибок в представленных страхователем индивидуальных сведениях путем их уточнения и дополнения представляет собой иной механизм достижения соответствующих целей, эффективность которого обеспечивается, в том числе, возможностью неприменения финансовых санкций при представлении страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений либо самостоятельно, либо в установленный в уведомлении контролирующего органа срок.
Доводы Управления Пенсионного фонда о том, что поскольку дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованного лица, не указанного в первоначальных сведениях о застрахованных лицах в спорный период, то вышеназванное обстоятельство в силу положений п. 40 Инструкции является основанием для применения к страхователю финансовых санкций, отклоняются апелляционной инстанцией.
Прежде всего, апелляционный суд исходит из того, что положения статьи 15 Закона N 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме.
Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, соответствующие изменения в статьи 15 и 17 Закона N 27-ФЗ законодателем не вносились, следовательно, принятием новой Инструкции N 211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
Положения п. 40 Инструкции не могут лишать общество возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались, что свидетельствует о его добросовестном поведении.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц, на что неоднократно обращал внимание Верховный Суд Российской Федерации в своих судебных актах.
При таких обстоятельствах оснований для привлечения ГЖИ Воронежской области к ответственности, установленной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за нарушение срока предоставления сведений за декабрь 2020 года путем представления формы СЗВ-М с типом "дополняющая", у Управления Пенсионного фонда не имелось.
В отношении довода Управления Пенсионного фонда о том, что направленное страхователю письмо о несоответствии информации в отчетности по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ носило информационный характер и не являлось уведомлением об устранении в течение 5-ти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий, апелляционный суд полагает необходимым отметить следующее.
Пунктом 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении имеющихся расхождений в течение пяти рабочих дней вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Управление Пенсионного фонда, полагая, что направленное заявителю письмо (сообщение) не является уведомлением об устранении в течение 5-ти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий, не представило в материалы дела доказательств направления в адрес жилищной инспекции такого уведомления (при этом в отзыве Управления Пенсионного фонда на заявление также отсутствует информация о направлении соответствующего уведомления и получении (не получении) его заявителем).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что невручение уведомления о выявленных расхождениях лишает страхователя в подобном случае возможности исправить допущенные им ошибки, в нарушение положений ст. 15 Федерального закона N 27-ФЗ.
При этом привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок, в том числе в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений. Лишение права страхователя при выявлении ошибок в ранее представленных сведениях на их уточнение в установленный пятидневный срок, и наложение в рассматриваемом случае на Общество штрафных санкций, произведено заинтересованным лицом Фондом без учета того, что юридическая ответственность - это претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.
По смыслу статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.
Содержание апелляционной жалобы по существу сводится к повторению доводов, которые в свою очередь уже были предметом оценки суда первой инстанции. Поскольку в материалах апелляционной жалобы заявитель не приводит доводов, которые могли бы подвергнуть сомнению правильность выводов суда первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для их переоценки.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Воронежской области и отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 09.08.2021 по делу N А14-9512/2021 не имеется.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Воронежской области, как заявителя апелляционной жалобы, не разрешается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.08.2021 по делу N А14-9512/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-9512/2021
Истец: ГЖИ Воронежской области
Ответчик: УПФ РФ в г. Воронеже
Третье лицо: ГКУ ВО "Центр бюджетного учета и отчетности"