г. Пермь |
|
29 ноября 2021 г. |
Дело N А60-29989/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Голубцова В.Г., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
представителя заинтересованного лица, Докучаева С.А., действующего по доверенности от 09.01.2020, предъявлены удостоверение, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Уральский центр кадастра и оценки",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 01 сентября 2021 года
по делу N А60-29989/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уральский центр кадастра и оценки" (ИНН 6685086825, ОГРН 1156685006191)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (ИНН 6679000019, ОГРН 1116674014775)
о признании недействительным решения от 03.03.2021 N 1751,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Уральский центр кадастра и оценки" (далее - заявитель, ООО "Уральский центр кадастра и оценки", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения инспекции от 03.03.2021 N 1751; обязании произвести возврат из бюджета (Управление Федерального казначейства по Свердловской области) на расчетный счет общества денежных средств, принудительно взысканных во исполнение обжалуемого решения инспекции от 03.03.2021 N 1751 в общей сумме 98 021 руб. 53 коп. (с учетом уточнений, принятых на основании ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить; решение Межрайонной инспекции ФНС N 25 по Свердловской области N 1751 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 03.03.2021 признать недействительным в полном объеме.
Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Ссылаясь на "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость" на 2019 год, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 22.11.2018 N 820-ПП, полагает суд произвел расширительное толкование положений НК РФ, расширив круг объектов налогообложения по налогу на имущество по кадастровой стоимости с объектов включенных в Перечень (пункт 7 статьи 378.2 НК РФ), до всех объектов по указанным адресам, вне зависимости от включения в Перечень. Указывает, что объект заявителя, согласно выписке из ЕГРН, имеет кадастровый N 66:41:0529002:419, в то время как указанный в Перечне административно-деловой (торговый) центр по адресу г. Екатеринбург, ул. Щербакова 4 - 66:41:0529002:10, то есть это разные объекты недвижимости. Считает, утверждение налогового органа о том, что помещение является составной частью объекта из Перечня - административно-делового (торгового) центра по адресу г. Екатеринбург, ул. Щербакова 4 - неправомерно, что подтверждается иным кадастровым номером.
Заинтересованным лицом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы находит несостоятельными.
Заявителем к апелляционной жалобе приложены дополнительные документы. Рассмотрев указанные приложения в качестве ходатайства о приобщении к делу дополнительных материалов, апелляционный суд отказал в их приобщении, как уже имеющиеся в деле.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель инспекции поддержал изложенную позицию по мотивам письменного отзыва.
В судебное заседание заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явился, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, при этом в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ телефонограммой уведомил суд о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, что в соответствии с ч. 2 ст. 200 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации по налогу на имущество за 2019 год, представленной обществом "Уральский центр кадастра и оценки".
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации инспекцией вынесено решение от 03.03.2021 N 1751 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также произведено доначисление налога на имущество организации за 2019 год в размере - 77 749 руб., штраф за несвоевременное представление декларации в размере - 7775 руб.. штрафа за неуплату налога в общей сумме - 15 550 руб.
Решением УФНС России по Свердловской области от 21.05.2021 N 588/21 решение инспекции от 03.03.2021 N 1751 изменено в части начисления налога на имущество организаций в сумме 4232 руб. и штрафных санкций по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 846 руб. 60 коп., по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере в размере 423 руб. 30 коп.
Полагая, что решение инспекции от 03.03.2021 N 1751 вынесено с нарушением требований налогового законодательства, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции. При этом суд справедливо исходил из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 1.6.3, 4 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации).
Согласно ст. 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Критерии отнесения недвижимого имущества к административно-деловым центрам, торговым центрам (комплексам) и помещениям в них, налоговая база по которым исчисляется исходя из кадастровой стоимости, предусмотрены пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Согласно пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ, объект недвижимого имущества подлежит налогообложению у собственника такого объекта или у организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.2 НК РФ.
В силу положений пункта 7 статьи 378.2 НК РФ определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база рассчитывается как их кадастровая стоимость, отнесено к компетенции Правительства Свердловской области.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу специальных положений установленных пунктом 6 статьи 378.2 НК РФ любое помещение, находящееся в здании, включенном в перечень объектов недвижимого имущества облагаемых по кадастровой стоимости, подлежит налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от того, включено ли данное помещение в Перечень или нет, а также вне зависимости от наличия утвержденной в отношении него кадастровой стоимости в результате государственной кадастровой оценки.
При этом, до включения соответствующих помещений в Перечень и определения в отношении них кадастровой стоимости их кадастровая стоимость для целей налогообложения определяется расчетным путем, исходя из доли в кадастровой стоимости здания, что соответствует общей цели введения данного положения о налогообложении всех зданий и помещений, соответствующих определенным критериям, налогом исходя из кадастровой стоимости.
В силу указанных выше положений включенных в Перечни торговых (административных) центров, а также находящихся в них помещений, налог на имущество организаций (в случае, если собственник объекта - юридическое лицо), а также налог на имущество физических лиц (в случае, если собственник объекта физическое лицо) исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.
По этой причине налоговые органы при исчислении налога на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных в указанных в Перечнях зданиях, используют кадастровую стоимость объектов.
На территории Свердловской области порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости отдельных объектов налогообложения, введен с 01.01.2015.
Законом Свердловской области от 24.11.2014 N 100-03 Закон Свердловской области от 27.11.2003 N 35-03 дополнен статьей 1-1, в соответствии с пунктом 1 которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных федеральным законом, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), общая площадь которых составляет свыше 5000 квадратных метров, и помещений в них.
В целях реализации данной нормы, а также п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации на территории Свердловской области утверждены перечни торговых (административных) центров, в отношении которых налоговая база подлежала определению исходя из кадастровой стоимости на 2019 год. Перечень утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 22.11.2018 N 820-ПП.
В "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость" на 2019 год, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 22.11.2018 N 820-ПП, включено здание с кадастровым номером 66:41:0529002:10 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Щербакова, д. 4, с кадастровой стоимостью 1 428 661 314 руб. 90 коп.
Согласно данным, представленным в налоговый орган Росреестром в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации, общество "Уральский центр кадастра и оценки" является собственником помещения с кадастровым номером 66:41:0529002:419, расположенном в указанном здании, с кадастровой стоимостью 3 887 446 руб. 14 коп.
Ссылка общества на то, что принадлежащее ему помещение в соответствующий перечень не включено, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В соответствии с Письмом Минфина РФ от 16.03.2017 N БС-4-21/4780 если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне.
Поскольку здание с кадастровым номером 66:41:0529002:10 по адресу: г. Екатеринбург, ул. Щербакова, д. 4, включено в Перечень объектов, в отношении которых определена кадастровая стоимость, следовательно, в отношении всех помещений без исключения, расположенных в этом здании также применяется кадастровая стоимость.
Согласно п. 2 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ.
На основании п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и о его владельцах в налоговые органы.
Таким образом, исчисляя сумму налога на имущество, налоговые органы используют данные об объектах налогообложения (в том числе об их кадастровой стоимости), полученные из регистрирующих органов (органов кадастрового учета).
В представленной декларации заявителем не исчислен налог на имущество в отношении спорного объекта, исходя из кадастровой стоимости в размере 3 887 446 руб. 14 коп.
Таким образом, по результатам проведенной проверки Межрайонной Инспекцией ФНС РФ N 25 по Свердловской области выявлена недоимка по налогу на имущество.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что если здание (строение, сооружение) включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в перечне.
Позиция Инспекции основана на Определении Верховного суда Российской Федерации от 17.08.2018 N 309-КГ18-11719, а также подтверждена письмом Министерства Финансов РФ ФНС от 13.03.2017 N 03-05-04-01/13780.
В связи с изложенным, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что поскольку объект (помещение) с кадастровым номером 66:41:0529002:419, расположенный в здании с кадастровым номером 66:41:0529002:10, включено в Перечень, принадлежащий Заявителю объект недвижимого имущества 66:41:0529002:419 подлежит налогообложению исходя из его кадастровой стоимости.
Исходя из приведенных норм права, обстоятельств дела, поскольку заявитель является плательщиком налога на имущество, его помещение находится в здании, включенном в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, и является его составной частью, суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в удовлетворении ее требований.
На основании вышеизложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что решение инспекции от 03.03.2021 N 1751является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования общества удовлетворению не подлежали.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что инспекция исполнила процессуальные обязанности, установленные ч. 5 ст. 200 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 сентября 2021 года по делу N А60-29989/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уральский центр кадастра и оценки" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-29989/2021
Истец: ООО "УРАЛЬСКИЙ ЦЕНТР КАДАСТРА И ОЦЕНКИ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 25 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ