г. Москва |
|
29 ноября 2021 г. |
Дело N А40-91347/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В.Бекетовой,
судей: |
С.Л.Захарова, Л.А.Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н.Бурденко" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.08.2021 по делу N А40-91347/21
по заявлению ФГБУ "ГВКГ им. Н.Н.Бурденко" Минобороны России
к Московскому УФАС России,
третьи лица: 1) ООО "АСТ ГОЗ",
2) ООО "Сервис ОМТ-ТО",
о признании незаконным и отмене решения,
при участии:
от заявителя: |
Суханова И.И. по дов. от 11.01.2021; |
от заинтересованного лица: |
Зорикова М.А. по дов. от 02.07.2021; |
от третьих лиц: |
1-2) не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
ФГБУ "ГВКГ им. Н.Н.Бурденко" Минобороны России (далее также - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московскому УФАС России (далее также - антимонопольный орган, Управление) о признании недействительным решения от 25.01.2021 N 077/06/106-798/2021 о нарушении законодательства о контрактной системе.
Решением суда от 23.08.2021 заявление учреждения оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось учреждение и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель учреждения поддержал доводы жалобы, представитель Управления поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Федеральным государственным бюджетным учреждением "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Министерства обороны Российской Федерации, действующий от имени Российской Федерации, на официальном сайте электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://www.astgoz.ru размещено извещение о проведении закрытого электронного аукциона на оказание услуг по проведению технического обслуживания компьютерного томографа Optima Ст 540 инвентарный номер 1019999001076, заводской номер 486300 НМ7, 2017 г. выпуска филиала N 1 госпиталя в 2021 года. Номер извещения (в соответствии со сведениями сайта http://zakupki.gov.ru/): 0873100007420000189.
Начальная (максимальная) цена контракта: 6 787 573,03 рублей.
Документация об электронном аукционе (далее - документация) подготовлена в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе ООО "Сервис ОМТ-ТО" было отказано в допуске к участию в аукционе на следующем основании: "п.2 ч.4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и п. 1.1. Первая часть заявки в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение услуги или на оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: конкретные показатели товара соответствующие значениям эквивалентности, установленной данной документацией".
25.01.2021 по результатам рассмотрения жалобы на действия заявителя, Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москва признало жалобу ООО "Сервис ОМТ-ТО" обоснованной.
25.01.2021 Управлением вынесено предписание по делу N 077/06/106-798/2021 о нарушении законодательства о контрактной системе, в котором предписано: отменить протокол подведения итогов от 11.02.2021 N 0873100007420000189 и назначить новую дату рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением.
В обоснование своей позиции заявитель указал, что принятое контрольным органом решение незаконно и необосновано, поскольку отказ в допуске третьего лица к участию в аукционе основан на положениях действующего законодательства о контрактной системе, а именно, п. 2. ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе и п. 1.1. первой части заявки в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение услуги или на оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленной данной документацией.
Отказывая в удовлетворении заявленных ФГБУ "ГВКГ им. Н.Н. Бурденко" Минобороны России требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации о закупках осуществляется ФАС России путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Из содержания частей 1, 3, 4, 5, 6 и 7 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в случае получения обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Порядок рассмотрения дел о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок установлен статьей 99 и главой 6 Закона о контрактной системе.
Как усматривается из материалов дела, 18.12.2020 заявитель на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru разместил извещение об осуществлении закупки N 0873100007420000189 на оказание услуг по проведению технического обслуживания компьютерного томографа Optima Ст 540 инвентарный номер 1019999001076, заводской номер 486300 НМ7, 2017 г. выпуска филиала N 1 госпиталя в 2021 г.
Антимонопольным органом при рассмотрении обращения третьего лица установлено, что заказчиком в технической части аукционной документации установлены следующие требования к товарам: "Рентгеновская трубка X-ray Tube", "Смазка - Polyrex grease (кат. номер 2347076)", "Щетки графитовые сигнальные (кат. номер 5270886-2, 4 щетки в комплекте)", "Щетки силовые графитовые (кат. номер 5271812-2, 5 щеток в комплекте)".
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе третьему лицу было отказано в допуске к участию в аукционе на следующем основании: "п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ и п. 1.1. Первой части заявки в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение услуги или на оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленной данной документацией".
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 1-2 ч.1 ст.87 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию и составу заявок на участие в закрытом аукционе в соответствии с ч. 2 ст. 88 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Согласно ч.2 ст.88 Закона о контрактной системе заявка на участие в закрытом аукционе должна содержать:
1) информацию и документы об участнике закрытого аукциона, подавшем такую заявку:
а) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника закрытого аукциона, номер контактного телефона;
б) полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты направления приглашения принять участие в закрытом аукционе выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица);
в) документ, подтверждающий полномочия руководителя. В случае, если от имени участника закрытого аукциона действует иное лицо, заявка на участие в закрытом аукционе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника закрытого аукциона, заверенную его печатью (при наличии печати) (для юридического лица) и подписанную руководителем или уполномоченным этим руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в закрытом аукционе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия этого лица;
г) копии учредительных документов участника закрытого аукциона (для юридического лица);
д) решение об одобрении или о совершении крупной сделки в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закрытого аукциона поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закрытом аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой, либо копию такого решения;
2) предложения участника закрытого аукциона в отношении объекта закупки с приложением документов, подтверждающих соответствие этого участника требованиям, установленным документацией о закрытом аукционе;
3) документы, подтверждающие соответствие участника закрытого аукциона требованиям, установленным документацией о закрытом аукционе;
4) документы, подтверждающие предоставление обеспечения заявки на участие в закрытом аукционе;
5) документы, подтверждающие право участника закрытого аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, в случае, если участник закрытого аукциона заявил о получении указанных преимуществ, или копии этих документов;
6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, в случае, если закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в закрытом аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Между тем, Управлением установлено, что третье лицо, как участник закупки, в составе заявки продекларировал следующее:
N п/п |
Наименование |
Наименование в соответствии с каталогом производителя |
Каталожный номер |
Наименование производителя |
Товарный знак |
Страна происхождения |
1 |
Рентгеновская трубка X-ray Tube |
Рентгеновская трубка PERFORMIX ULTRA TUBE UNIT ROHS |
D3885T |
GE Medical Systems |
GE |
Республика Индия |
2 |
Смазка -Polyrex grease |
Синтетическая смазка подшипника гентри POLYREX ЕМ, 1 OZ |
2347076 |
EXXON MOBIL CHEMICAL COMPANY |
нет |
Соединенные Штаты Америки |
3 |
Щетки графитовые сигнальные (4 щетки в комплекте) |
Комплект графитовых щеток сигнальных Small Signal Brush Tip Kit HELWIG |
5270886-2 |
Schleifring Medical Systems Inc |
GE |
Соединенные Штаты Америки |
4 |
Щетки силовые графитовые (5 щеток в комплекте) |
Комплект щеток силовых Power brush tip kit HELWIG |
5271812-2 |
Schleifring Medical Systems Inc |
GE |
Соединенные Штаты Америки |
"Настоящим организация, сведения о которой указаны во второй части заявки на участие в аукционе в электронной форме, выражает согласие на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), соответствующих требованиям документации аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению технического обслуживания компьютерного томографа Optima Ст 540 инвентарный номер 1019999001076, заводской номер 486300 НМ7, 2017 г. выпуска филиала N 1 госпиталя в 2021 г., на условиях, предусмотренных указанной документацией аукциона в электронной форме".
Так, антимонопольным органом при принятии оспариваемого решения установлено, что участником в составе первой части заявки, кроме согласия, представлены конкретные характеристики по предлагаемым к поставке запасным частям и странам происхождения.
При этом п. 1.1 технической части аукционной документации предусмотрено, что "если участник закупки на проведении техническое обслуживание медицинского оборудования не указывает конкретные показатели предлагаемого к поставке товара (комплектующих изделий, запасных частей), это свидетельствует о том, что участник закупки будет выполнять услуги, применяя оригинальные комплектующие изделия, расходные материалы и запасные части, указанные Заказчиком в техническом задании указанной торговой марки/знака, производителя, страны происхождения медицинского оборудования Заказчика; рекомендуется подтверждать качество предоставляемой копией регистрационного удостоверения на медицинское оборудование, т.к. эксплуатационной документацией указан перечень запасных частей, комплектующих изделий, расходных материалов, подлежащих ремонту".
Таким образом, заявитель ссылается, что участник закупки вправе не указывать конкретные показатели товара, если предлагает товар, соответствующий требованиям технического Задания и не являющийся эквивалентом.
Вместе с тем, аукционной документацией заказчика не предусмотрены параметры эквивалентности, при этом в документации отсутствует прямое указание на представление участниками закупки конкретных показателей товаров, что, соответственно, исключает обязанность участника закупки по предоставлению таких сведений.
Кроме того, предложение третьего лица по оспариваемым позициям не противоречит требованиям закупочной документации, поскольку участником предлагаются оригинальные товары.
Согласно ч.1 ст.89 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в закрытом аукционе в части соответствия их требованиям, установленным документацией о закрытом аукционе.
В силу ч.4 ст.89 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе аукционная комиссия принимает решение о допуске к участию в закрытом аукционе участников закупки, подавших такие заявки, о признании их участниками закрытого аукциона или об отказе в допуске участников закупки к участию в закрытом аукционе, а также оформляет протокол рассмотрения таких заявок, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии, в день окончания рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе. Указанный протокол должен содержать информацию об участниках закупки, подавших заявки на участие в закрытом аукционе, решение о допуске этих участников к участию в закрытом аукционе и признании их участниками закрытого аукциона или об отказе в допуске этого участника к участию в закрытом аукционе с обоснованием данного решения, в том числе положения Закона о контрактной системе и иных нормативных правовых актов, которым не соответствует участник закупки, подавший заявку на участие в закрытом аукционе, положения документации о закрытом аукционе, которым не соответствует заявка на участие в закрытом аукционе этого участника, положения такой заявки, которые не соответствуют требованиям документации о закрытом аукционе и нормативных правовых актов, а также об отклонении заявки в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника закупки к участию в данном аукционе или об отказе в допуске этого участника к участию в закрытом аукционе.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании вышеизложенного Управлением правомерно установлено нарушение положений ч.4 ст.89 Закона о контрактной системе в действиях аукционной комиссии заказчика, выразившееся в отказе в допуске третьего лица к участию в закрытом аукционе по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе.
С учетом конкретных фактических обстоятельств дела, антимонопольный орган пришел у верному и обоснованному выводу о признании жалобы обоснованной и установлении в действиях заявителя нарушения части 4 статьи 89 Закона о контрактной системе.
Таким образом, судом установлено, что решение принято антимонопольным органом в пределах представленных полномочий, с соблюдением установленных требований, является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Московское УФАС России исполнило процессуальные обязанности, установленные ч. 5 ст. 200 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования учреждения удовлетворению не подлежат.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.08.2021 по делу N А40-91347/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-91347/2021
Истец: ФГБУ "ГЛАВНЫЙ ВОЕННЫЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ГОСПИТАЛЬ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Н.Н.БУРДЕНКО" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: УФАС ПО Г.МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "АСТ ГОЗ", ООО "СЕРВИС ОМТ-ТО"