город Ростов-на-Дону |
|
29 ноября 2021 г. |
дело N А53-5214/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Емельянова Д.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
при участии:
от Ростовского УФАС России: Кочарян О.С. по доверенности N 32 от 17.03.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПРОФ-ЭЛЕКТРО-МАРКЕТ"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 17.09.2021 по делу N А53-5214/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПРОФ-ЭЛЕКТРО-МАРКЕТ" (ИНН 7730254184, ОГРН 1197746632820)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
при участии третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве; Сабирова Рустама Фанисовича; общества с ограниченной ответственностью "СТЭП"; Горькова Константина Владимировича
о признании незаконным решения, предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Проф-электро-маркет" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - заинтересованные лица, Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения по делу N 061/10/18.1-87/2021, N 061/10/18.1-121/2021 от 26.01.2021, предписания от 02.02.2021 N 44/04 по делу N 061/10/18.1-87/2021, N 061/10/18.1-121/2021.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.09.2021 по делу N А53-5214/2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда от 17.09.2021, общество с ограниченной ответственностью "ПРОФ-ЭЛЕКТРО-МАРКЕТ" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства, чем нарушил право общества на судебную защиту. При этом Ростовским УФАС России принято решение по заявлению лица, не являющегося участником торгов. Фактически антимонопольным органом указано на несоблюдение положений пункта 4.4.44 контракта, заключенного обществом с ТУ Росимсущества, то есть имеет место гражданско-правовой спор, который не может быть разрешен УФАС России. Оспариваемое решение принято за пределами должностных полномочий органа.
В отзыве на апелляционную жалобу Ростовское УФАС России просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Ростовского УФАС России возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Законность и обоснованность решения от 17.09.2021 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя антимонопольного органа, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Ростовское УФАС России поступили жалобы Сабирова Р.Ф., Горькова К.В. в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) на неправомерные действия организатора торгов ООО "ПРОФ-ЭЛЕТРО-МАРКЕТ", допущенные при проведении торгов на электронной площадке www.el-torg.net, извещение 281220/39599967/09 размещено на www.torgi.gov.ru, предмет торгов - лот N 1: квартира, расположенная по адресу: г. Москва, ул. Генерала Антонова, д. 4, корп. 2, кв. 78, 44,9 кв. м, кадастровый номер 77:06:0008004:4504, начальная цена 6 375 000 руб. (далее - Торги). Доводы жалоб сводятся к тому, что организатор торгов неправомерно проводит указанные Торги на площадке www.el-torg.net, которая не входит в перечень электронных торговых площадок, утвержденных Распоряжениями Правительства РФ N 2488-р от 04.12.2015 и N 1447-р от 12.07.2018 (далее - Перечень).
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения антимонопольным органом уведомления N 061/10/18.1-87/2021, N 061/10/18.1-121/2021.
По результатам проверки, проведенной по жалобам на неправомерные действия ООО "ПРОФ-ЭЛЕКТРО-МАРКЕТ" 26.01.2021 антимонопольным органом принято решение, которым организатор торгов признан нарушившим публичный порядок Российской Федерации, определенный законодательством, регулирующим проведение публичных торгов, п. 4.4.44 Договора на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Российской Федерации, и организатору торгов выдано обязательное для исполнения предписание об аннулировании торгов.
Также 02.02.2021 антимонопольным органом обществу выдано предписание N 44/04 об аннулировании торгов по продаже квартиры, расположенной по адресу:
г. Москва, ул. Генерала Антонова, д. 4, корп. 2, кв. 78, 44,9 кв. м, кадастровый номер 77:06:0008004:4504, начальная цена 6 375 000 руб.
Полагая, что указанное решение и предписание являются незаконными, ООО "Проф-электро-маркет" обратилось в арбитражный суд с заявлением об их отмене.
При рассмотрении дела суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, 02.12.2019 между ТУ Росимущества г. Москвы и ООО "ПРОФ-ЭЛЕКТРО-МАРКЕТ" заключен договор N 10-АИ/2019 на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Российской Федерации, которой определены требования к участникам закупки и условия исполнения контракта, заключаемого по результатам данной закупки (далее - Договор, государственный контракт).
Во исполнение вышеуказанного договора ООО "ПРОФ-ЭЛЕТРО-МАРКЕТ" 28.12.2020 на официальном сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение 281220/39599967/09, предмет торгов - лот N 1: квартира, расположенная по адресу:
г. Москва, ул. Генерала Антонова, д. 4, корп. 2, кв. 78, 44,9 кв.м, кадастровый номер 77:06:0008004:4504, начальная цена 6 375 000 руб. Местом проведения указанных торгов является электронная торговая площадка www.el-torg.net, принадлежащая ООО "СТЭП".
В соответствии со статьей 89 Федерального закона РФ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги.
Жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, рассматриваются антимонопольным органом (часть 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции).
Статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Таким образом, оспариваемое решение и предписание принято антимонопольным органом в пределах компетенции в порядке, предусмотренном частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
С учетом изложенного подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о принятии решения Ростовским УФАС России за пределами компетенции.
В ходе проверки антимонопольным органом установлено, что организатором торгов нарушен п. 4.4.44 договора, заключенного между ООО "Проф-электро-маркет" и ТУ Росимущества в г. Москве, в результате проведения торгов на площадке, не входящей в перечень электронных торговых площадок, утвержденных распоряжениями Правительства РФ N 2488-р от 04.12.2015 и N 1447-р от 12.07.2018.
В данном случае нарушение указанного пункта договора является нарушением публичного порядка, предусмотренного законодательством о проведении публичных торгов.
В соответствии с пунктом 4.4.44 договора к обязанностям организатора торгов относится в обязательном порядке использовать при реализации имущества на торгах электронные торговые площадки, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года N 2488-р (далее - Распоряжение N 1) и распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N 1447-р (далее - Распоряжение N 2).
В соответствии с Положением "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2009 года N 432, к полномочиям агентства отнесена реализация имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений в установленном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.
В соответствии с п. 2 ст. 90 указанного Федерального закона порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Как верно указал суд первой инстанции, включение Территориальным агентством Росимущества по г. Москва в договор условия о проведении торгов на электронных площадках, определенных Перечнем согласно распоряжению N 2488-р, обусловлено требованиями статьей 89,90 Закона N 229-ФЗ и направлено на обеспечение баланса частных и публичных интересов.
Из материалов дела следует и не оспаривается заявителем, что электронная площадка ООО "СТЕП" (адрес в сети "Интернет" - www.el-torg.net) не включена в перечень ни распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года N 2488-р, ни распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N 1447-р.
Доводы апелляционной жалобы общества о невозможности оценки пункта 4.4.44 договора как нормативно установленного регулятора публичных отношений для неограниченного круга лиц, с указанием на то, что договор регулирует исключительно взаимоотношения между ООО "Проф-электро-маркет" и ТУ Росимущества по г. Москве, судом апелляционной инстанции отклоняются. Положения договора являются неотъемлемой частью публичного порядка проведения конкурентных процедур, а, следовательно, и применяемого права, поскольку являются процедурными условиями, определяющими порядок проведения торгов.
Так, пункт 4.4.44 договора обеспечивает права неопределенного круга лиц, определяет порядок проведения публичных торгов, которые в силу действующего законодательства являются обязательными, при этом положения договора не только удостоверяют право ООО "Проф-электро-маркет" по проведению публичных торгов, но и определяют публично-правовой порядок проведения таких торгов, установленный государственным заказчиком в лице управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве.
Публичный характер некоторых условий государственного контракта также подтверждается тем, что его положения определяют порядок проведения публичных торгов, а именно действий организатора торгов как лица, обремененного публично-правовой обязанностью по реализации имущества на торгах, проводимых в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом.
Таким образом, условия договора не являются исключительно гражданско-правовыми условиями исполнения обязательств, а ненадлежащее исполнение последних влечет для ООО "Проф-электро-маркет" не только наступление санкций гражданско-правового характера, но и публичного правового, например, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков при расторжении договора в одностороннем порядке заказчиком в связи с ненадлежащим исполнением организатором торгов обязательств по договору
Полномочия антимонопольного органа по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества установлены пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Указанная правовая позиция, сформулированная Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.04.2014 N 17974/13, включена в пункт 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушения в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016.
При выявлении нарушений антимонопольный орган выдает организаторам торгов предписания, обязательные для исполнения, в том числе об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, направлении извещения о проведении торгов, об аннулировании торгов (пункт 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
Указанные положения Закона о защите конкуренции содержат общие правила и распространяются, в том числе на торги, проводимые в рамках исполнительного производства.
Таким образом, вопреки доводам общества, осуществление контроля антимонопольным органом при проведении торгов при реализации имущества в рамках исполнительного производства, соответствует действующему законодательству.
Оценивая доводы о незаконности предписания, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Целью вынесения оспариваемого предписания является восстановление прав лица, обратившегося с жалобой в антимонопольный орган, вынесение предписания является необходимым этапом административного контроля, а также проведение закупки в соответствии с требованиями законодательства и расширение круга потенциальных участников.
Возложение на заявителя обязанности, изложенной в предписании, имеет своей целью пресечение допущения нарушения прав участников закупки. Таким образом, действия антимонопольного органа по выдаче предписания являются правомерными.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.11.2021 N 305-ЭС21-19997, постановлении Арбитражного суда Московского округа от 12.08.2021 по делу N А40-136470/2020.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном отказе судом первой инстанции в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с частью 4 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Из указанного следует, что отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда.
Участие представителя общества в судебном заседании по другому делу, само по себе, не может быть признано уважительной причиной.
Указанная правовая позиция, изложена в абзаце 5 пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - постановление N 12), согласно которой не могут рассматриваться в качестве уважительных причин необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче апелляционной жалобы, нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с апелляционной жалобой
В случае невозможности участия представителя общества в судебном процессе, общество могло поручить ведение дела иному представителю с надлежащим образом оформленными полномочиями, равно как и руководитель мог самостоятельно представлять интересы общества.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы обществом не была уплачена государственная пошлина, надлежит взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ПРОФ-ЭЛЕКТРО-МАРКЕТ" в доход федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.09.2021 по делу N А53-5214/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ПРОФ-ЭЛЕКТРО-МАРКЕТ" (ИНН 7730254184, ОГРН 1197746632820) в доход федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Емельянов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-5214/2021
Истец: ООО "ПРОФЭЛЕКТРОМАРКЕТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Горьков К.В., ООО "СТЭП", Сабиров Р.Ф., Территориальное управление Росимущества в г. Москве, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, Китаев А.Г., Смагин Д.А.