г. Санкт-Петербург |
|
29 ноября 2021 г. |
Дело N А56-82662/2020 |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самсоновой Е.В.
при участии:
от истца: представитель Петрова О.А. по доверенности от 26.05.2021;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18001/2021) общества с ограниченной ответственностью "Сланцы" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2021 по делу N А56-82662/2020, принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сланцы" (188560, Ленинградская область, город Сланцы, Заводская улица, 1, ОГРН: 1120280045599, ИНН: 0276144176)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области (188560, Ленинградская улица, город Сланцы, переулок Трестовский, дом 6, ОГРН: 1144707001284, ИНН: 4707037193)
об урегулировании разногласий при заключении договора, об обязании произвести зачет,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сланцы" (далее - Истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области (далее - Ответчик, Комитет) об урегулировании разногласий при заключении Договора аренды земельных участков N 1995р от 02.06.2020, установив, что арендатор уплачивает арендную плату за предоставленный земельный участок; размер годовой арендной платы с 26.12.2019 по 31.12.2019 составляет 52 825 руб. 50 коп. и с 01.01.2020 по 31.12.2020 составляет 3 213 551 руб. 27 коп. Расчет арендной платы определен в приложении, которое является частью договора (проект расчета арендной платы в приложениях); Приложение к договору аренды земельных участков N1995р от 02.06.2020 "Расчет арендной платы" принять в редакции истца, и обязании Комитет заключить договор аренды земельного участка N1995р от 02.06.2020 в редакции протокола разногласий от 07.07.2020 и нового расчета арендной платы приложенного к исковому заявлению, и произвести зачет арендных платежей, осуществленных истцом в период с 26.12.2019 в рамках договора N1023р до момента заключения договора аренды земельного участка в редакции протокола разногласий от 07.07.2020 и нового расчета арендной платы приложенного к иску.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2021 урегулированы разногласия, возникшие между обществом с ограниченной ответственностью "Сланцы" и Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсом Администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области при заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 47:28:0301021:3 (единое землепользование; состав участка: 47:28:0301021:4, 47:28:0301021:5), общей площадью 623 291 кв.м., с разрешенным использованием под объект инженерного оборудования-канализация; местоположение земельного участка: Российская Федерация, Ленинградская область, Сланцевский район, Сланцевское городское поселение, г. Сланцы (категория земель-земли населенных пунктов; заключить в 30-дневный срок с даты вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу договор аренды земельного участка N 1995р, изложив пункт 2.1 в редакции ответчика, а именно: "п.2.1 Арендатор уплачивает арендную плату за предоставленный земельный участок. Размер годовой арендной платы с 26.12.2019 по 31.12.2019 составляет 165 708 рублей 40 копеек и с 01.01.2020 по 31.12.2020 составляет 10 383 012 рублей 10 копеек. Расчет арендной платы определен в приложении, которое является неотъемлемой частью Договора; место исполнения обязательства по внесению арендной платы определяется местом нахождения "Арендодателя"-город Сланцы Ленинградской области.", в удовлетворении требований ООО "Сланцы" отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт с учетом требований земельного законодательства, постановления Правительства Российской Федерации N 582 от 16.06.2009 и приказа Министерства экономического развития Российской Федерации N 217 от 29.04.2021. В обоснование жалобы ее податель указывает, что в обжалуемом решении суда нет обоснований отказа Истцу в применении ставки арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного для размещения объектов водоотведения. По мнению подателя жалобы, решение суда первой инстанции не отвечает признакам полноты, обоснованности и законности, принято без надлежащей оценки доводов Истца и имеющихся в материалах дела доказательств.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Комитет, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражал против ее удовлетворения, а также ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя Общества, апелляционный суд установил следующее.
11.12.2013 между Комитетом (арендодателем) и ОАО "Завод "Сланцы" (арендатором) был заключен договор аренды земельного участка N 1023р от 11.12.2013 (далее - Договор N 1023р), по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор на условиях этого договора принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 47:28:0301021:3, общей площадью 623 291 кв.м., с разрешенным использованием - под объекты инженерного оборудования - канализация, местоположение: Ленинградская область, Сланцевский район, Сланцевское городское поселение, г.Сланцы (категория земель - земли населенных пунктов) (далее - Участок).
Пунктом 1.2 Договора N 1023р предусмотрено, что договор действует с момента его подписания до 11.11.2014.
26.01.2015 стороны заключили дополнительное соглашение N 1 к Договору N 1023р о продлении срока действия договора до 26.12.2019.
Согласно п.2.1 Договора N 1023р арендатор уплачивает арендную плату за предоставленный земельный участок; расчет арендной платы определен в приложении расчет арендной платы за землю, который является неотъемлемой частью Договора, согласно которому размер арендной платы составлял 2% кадастровой стоимости земельного участка.
27.01.2015 между сторонами заключено Соглашение о передаче прав и обязанностей по Договору N 1023р, о котором арендатор уведомил арендодателя. В рамках данного Соглашения права и обязанности по Договору N 1023р переходят к Обществу с момента государственной регистрации перехода права. Также, 27.01.2015 между сторонами был заключен договор N 72 купли-продажи, по которому в собственность Общества переходят здания, в том числе расположенные на земельном участке, являющимся предметом спора.
С января 2020 года стороны проводят работу по заключению договора на новый период. Между Комитетом и Обществом был подписан договор аренды земельных участков N 1995р от 02.06.2020 (далее - Договор N 1995р) с протоколом разногласий Истца от 16.07.2020 (далее - Протокол разногласий), согласившись с замечаниями Истца, Комитет подписал протокол разногласий с протоколом согласования разногласий от 05.08.2020 (далее - Протокол согласования), который, по мнению Общества, навязывает неприемлемые для него условия и значительно ухудшает положение Общества в целом как субъекта землепользования, находящегося в безальтернативном зависимом от Ответчика положении. По мнению Общества, изменение расчета размера арендной платы ставит арендатора в крайне невыгодное экономическое положение.
Поскольку стороны не пришли к договоренности по ключевым вопросам, в том числе по размеру арендной платы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для урегулирования разногласий, возникших при заключении договора аренды земельного участка по позиции Общества.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу пункта 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ст.39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Поскольку пунктом 4 ст. 39.7 ЗК РФ, вступившей в действие с 1 марта 2015 г., установлены случаи, при наличии которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленный в отношении федеральных земель, данная норма Кодекса подлежит применению с указанной даты при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований (п.18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018).
В подпункте 2 ст. 49 ЗК РФ, в том числе, указаны объекты систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
В соответствии с пп.20 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.
Согласно п.4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения населения относится к вопросам местного значения городского, сельского поселения.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила N 582).
Постановление Правительства N 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами (ответ на вопрос 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015),.
Согласно п.5 Правил N 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Министерством экономического развития, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в том числе, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Министерство экономического развития во исполнение данного пункта Правил N 582 издало Приказ от 23 апреля 2013 г. N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" (далее - Приказ N 217), которым утвердило ставку арендной платы в размере 0,7% кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок используется Обществом в целях осуществления деятельности водоотведения; в границах арендуемого участка расположен комплекс очистных сооружений, состоящий из двух технологических потоков: первый поток предназначен для очистки смеси хозяйственно-бытовых стоков поселка Лучки, и производственных очищенных стоков Общества; второй поток предназначен для очистки хозяйственно-бытовых стоков г.Сланцы.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что земельный участок предоставлен Обществу по договору аренды для размещения объектов водоотведения местного значения, в связи с чем, в соответствии с п.4 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы не может превышать 0,7% от кадастровой стоимости данного земельного участка
Требование Общества об обязании Комитет произвести зачет арендный платежей подлежит отклонению, поскольку заявление о зачете при наличии переплаты может быть подано в Комитет Обществом самостоятельно.
В связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, обжалуемое решение подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2021 по делу N А56-82662/2020 изменить.
Урегулировать разногласия при заключении договора N 1995р от 02.06.2020 аренды земельного участка с кадастровым номером 47:28:0301021:3, приняв абзац 1 пункта 2.1 договора в следующей редакции: "Размер годовой арендной платы за предоставленный по настоящему договору земельный участок не может превышать 0,7% от кадастровой стоимости данного земельного участка.".
В остальной части иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-82662/2020
Истец: ООО "СЛАНЦЫ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАНЦЕВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ