г. Москва |
|
30 ноября 2021 г. |
Дело N А40-131801/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Титовой И.А.,
судей: Бодровой Е.В., Фриева А.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2021
по делу N А40-131801/21
по исковому заявлению МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН 1037700255284) к МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ "ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРНОЙ ФИЗИКИ" (ОГРН 1035000009417) о взыскании по государственному контракту N 19/511/НИР от 16 ноября 2019 года неустойки в размере 1 735 248 руб. 58 коп.
При участии в судебном заседании:
от истца: Колов Е.Е. по доверенности от 25.11.2020,
от ответчика: Кемаева Н.А. по доверенности от 09.08.2021.
УСТАНОВИЛ:
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ "ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРНОЙ ФИЗИКИ" (далее - ответчик) по государственному контракту N 19/511/НИР от 16 ноября 2019 года неустойки в размере 1 735 248 руб. 58 коп.
Решением от 30.09.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В судебном заседании стороны поддержали свои правовые позиции по спору.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 16 ноября 2019 года на основании Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ N 44-ФЗ) между истцом (заказчиком) и ответчиком (исполнителем) был заключен государственный контракт N 19/511/НИР на выполнение научно-исследовательской работы шифр "Альтиметр-СК" для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2019 - 2021 годах (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. контракта исполнитель обязался в установленный контрактом срок выполнить научно-исследовательскую работы шифр "Альтиметр-СК" (далее - НИР) в объеме, соответствующую качеству, результату и иным требованиям, установленными контрактом, и своевременно сдать заказчику ее результат, а заказчик обязался принять и оплатить такой результат.
В соответствии с пунктом 2.2. контракта срок выполнения работ по этапу 1 НИР "теоретические исследования сигналов. Выбор направлений исследований. Разработка и исследование архитектурных и инженерно-технических решений по построению макета АПК" - с момента заключения контракта по 30 сентября 2020 года, цена этапа 161 370 000 руб.
В обоснование исковых требований истец указал, что работы по этапу 1 НИР выполнены с просрочкой - 14 декабря 2020 года, просрочка составила 75 дней, в связи с чем истец на основании пункта 8.3. контракта начислил неустойку в размере 3 449 804 руб. 58 коп. за период с 01 октября 2020 года по 114 декабря 2020 года (324 687 490 руб. - 00 руб. * 75 дней * 4,25 % / 300). С учетом произведенной ответчиком частичной оплаты в размере 1 714 556 руб., ко взысканию истцом предъявлена неустойка в размере 1 735 248 руб. 58 коп.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 ФЗ N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В соответствии с абзацем 2 статьи 778 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к государственным или муниципальным контрактам на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных или муниципальных нужд применяются правила статей 763 - 768 ГК РФ.
В силу ст. 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 769 ГК РФ по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
К срокам выполнения и к цене работ, согласно ст. 778 ГК РФ, а также к последствиям неявки заказчика за получением результатов работ применяются соответственно правила статей 708, 709 и 738 ГК РФ.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 708 ГК РФ, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Пунктом 8.3. контракта предусмотрено, что в случае нарушения исполнителем своих обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пеней). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки исполнения исполнителем обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства, в размере 1/300 действующей на дату уплаты неустойки (пеней) ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных исполнителем.
Суд считает, что произведенный истцом расчет неустойки от цены контракта независимо от нарушения, а не от стоимости неисполненного в срок обязательства, противоречит понятию "ответственность за неправомерно совершенное или неправомерно несовершенное" и также принципу соразмерности ответственности тяжести нарушения. Иное позволяло бы заказчику применять одинаковый размер ответственности, как за минимальное правонарушение, так и за серьезное по своей тяжести правонарушение и нарушало бы баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой последствий ненадлежащего исполнения обязательства.
Начисление неустойки на общую сумму договора без учета надлежащего исполнения обязательств противоречит принципу юридического равенства, предусмотренному пунктом 1 статьи 1 ГК РФ, поскольку создает преимущественные условия кредитору. Превращение института неустойки в способ обогащения кредитора недопустимо и противоречит ее компенсационной функции.
Поскольку контрактом предусмотрено поэтапное выполнение работ, расчет неустойки необходимо производить исходя из стоимости отдельного этапа работ и допущенной по этому этапу просрочки.
В настоящем случае неустойка начислена истцом за нарушение срока выполнения 1 этапа НИР, в связи с чем начисление неустойки надлежит производить от стоимости 1 этапа.
Судом первой инстанции проверил контррасчет ответчика, согласно которому, неустойка от цены 1 этапа составляет 1 714 556 руб. (161 370 000 руб. * 75 дней * 4,25 % / 300). И сделал обоснованный вывод, что данный расчет составлен математически и методологически верно.
Платежным поручением N 1568 от 10 марта 2021 года ответчик перечислил истцу денежные средства в размере 1 714 556 руб., указав в назначении платежа: "неустойка за нарушение срока выполнения 1-го этапа НИР по государственному контракту от 16.11.2019 N 19/511/НИР".
Таким образом, ответчиком еще до возбуждения производства по настоящему делу перечислена неустойка в полном объеме, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении заявления и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и сделаны при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2021 по делу N А40-131801/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Титова |
Судьи |
Е.В. Бодрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-131801/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРНОЙ ФИЗИКИ"