г. Москва |
|
30 ноября 2021 г. |
Дело N А41-46995/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей: Миришова Э.С., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания Терещенко П.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Московской области "Дирекция единого заказчика Министерства здравоохранения Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 14 сентября 2021 года по делу N А41-46995/21 по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Московской области "Дирекция единого заказчика Министерства здравоохранения Московской области" к ООО "Умника" о взыскании денежных средств, третьи лица: Министерство здравоохранения Московской области, Межрегиональное контрольно-ревизионное управление Федерального казначейства,
при участии в заседании:
от истца - Арутюнова Л.Г., доверенность N 05;
от ответчика - Лазарева Е.Г., доверенность N 04/21 от 01.07.2021, паспорт, диплом;
от третьего лица - не явился, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Московской области "Дирекция единого заказчика Министерства здравоохранения Московской области" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "Умника" о взыскании неустойки в виде штрафа по государственному контракту от 09.04.2020 N 149078-20 в размере 2 253 733 рубля 12 копеек.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 сентября 2021 года исковые требования удовлетворены в части взыскания с ООО "Умника" в пользу Государственного казенного учреждения Московской области "Дирекция единого заказчика Министерства здравоохранения Московской области" неустойки в размере 29 134 рубля 69 копеек.
Законность и обоснованность указанного судебного акта проверяются по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения Московской области "Дирекция единого заказчика Министерства здравоохранения Московской области", в которой заявитель просит судебный акт суда первой инстанции отменить, заявленные требования - удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил обжалуемый судебный акт суда первой инстанции отменить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между истцом (поставщик) и ответчиком (заказчик) заключен государственный контракт от 09.04.2020 N 149078-20 (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 контракта, - поставщик обязался в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, осуществить поставку кроватей медицинских (далее -- товар) в соответствии со спецификацией (приложение N 5), а заказчик обязался в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, принять и оплатить исполненные обязательства по контракту.
Цена контракта составила 22 225 000 рублей (пункт 2.2 контракта).
В соответствии с пунктом 5.1 контракта, - поставка товара осуществляется поставщиком в течение 15 календарных дней с даты заключения контракта.
Пунктом 5.3 контракта предусмотрено, что при поставке товара поставщик вместе с товаром представляет получателю следующую документацию:
а) счет-фактуру (при необходимости);
б) акт приема-передачи товара (приложение N 9 к контракту) в трех экземплярах (один экземпляр для заказчика, один экземпляр для поставщика, один экземпляр для получателя);
в) копии регистрационных удостоверений на товар;
г) копию документа, подтверждающего соответствие товара контракту, выданного уполномоченными лицами (декларация соответствия);
д) сведения, необходимые для работы с товаром, включая предоставление ключей, паролей доступа, программ и иных сведений, необходимых для монтажа, наладки, применения, эксплуатации, технического обслуживания данного вида товара (в случае если это было предусмотрено техническими требованиями к товару и (или) техническим заданием);
е) техническую и (или) эксплуатационную документацию производителя (изготовителя) товара на русском языке;
ж) гарантию поставщика на товар, оформленную в виде отдельного документа;
з) обеспечение гарантийных обязательств в размере 8 % от начальной (максимальной) цены контракта на срок действия гарантийных обязательств на весь товар с учетом даты поставки первой и последней единицы товара - в момент осуществления поставки последней единицы товара.
В случае нарушения данного условия поставщик выплачивает штраф в соответствии с пунктом 11.7 контракта.
Как следует из текста искового заявления, поставка последней единицы товара произведена 05.05.2020.
Банковская гарантия N 02186-21-10 предоставлена 20.01.2021.
За просрочку исполнения обязательств по поставке товара истцом начислены пени за период с 25.04.2020 по 05.05.2020 в размере 31 233 рубля 12 копеек.
За непредоставление гарантии в установленные контрактом сроки истцом начислена неустойка в виде штрафа, предусмотренного пунктом 11.7 контракта в размере 2 222 500 рублей.
В 2020 году пени за просрочку поставки в размере 31 233 рубля 12 копеек были списаны (письмо исх.эп-2252/2020 от 25.05.2020), однако данное решение о списании истцом отменено, о чем указано в исковом заявлении.
Факты нарушений подтверждаются актом внеплановой выездной проверки, произведенной Межрегиональным контрольно-ревизионным управлением от 20.02.2021 N 282п.
В претензии к ответчику истец потребовал произвести оплату неустойки в общей сумме 2 253 733 рубля 12 копеек. Претензия оставлена без ответа и удовлетвоерния, ввиду чего истец обратился в суд первой инстанции с иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), - обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 1 статьи 310 ГК РФ, - односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В силу статьи 526 ГК РФ, - по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), - контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, - в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно частям 6 - 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, - в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1063" (далее - Правила), - размер штрафа устанавливается контрактом в соответствии с пунктами 3 - 9 настоящих Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13 настоящих Правил, в том числе рассчитывается как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)).
Согласно пункту 3 Правил, - за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
Согласно пункту 4 Правил, - за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
Согласно пункту 5 Правил, - за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:
а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:
10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:
10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
Согласно пункту 6 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:
а) 1 000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10 000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100 000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 11.6 контракта предусмотрено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства по этапу, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации установлено иной порядок начисления пени.
Пунктом 11.7 контракта предусмотрено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
Пунктом 11.8 контракта предусмотрено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, не имеющего стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в случающем порядке:
а) 1 000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10 000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100 000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Факт допущения ответчиком (поставщиком) нарушений обязательств по контракту в части просрочки поставки товара и не предоставления в установленный контрактом срок банковской гарантии ответчиком не оспаривается.
Просрочка поставки товара составила 11 календарных дней (с 25.04.2020 по 05.05.2020).
Товар фактически поставлен 05.05.2020.
Банковская гарантия предоставлена ответчиком истцу с нарушением предусмотренного контрактом срока (05.05.2020) только в январе 2021 года.
Ответчик согласен с начислением штрафов, однако возражал против их размера и порядка начисления.
Так, согласно расчетам истца, пеня за просрочку поставки товара составляет 31 233 рубля 12 копеек (26 225 000 рублей - 6 737 500 рублей (сумма выполненных в срок обязательств) х 1/300 х 4,25% х 11).
Между тем, согласно пункту 2.1 контракта, цена контракта составляет 22 225 000 рублей. Следовательно, расчет пеней должен производиться следующим образом: 22 225 000 рублей - 6 737 500 рублей) х 1/300 х 4,25% х 11 дней = 24 134 рубля 69 копеек.
Таким образом, неустойка за просрочку исполнения обязательств по поставке товара составляет 24 134 рубля 69 копеек.
Ответчиком не выполнено обязательство по предоставлению истцу банковской гарантии в установленный контрактом (пункт 5.3 контракта) срок, а именно - в момент поставки товара - 05.05.2020. Банковская гарантия предоставлена в январе 2021 года.
За данное нарушение истцом начислена неустойка в соответствии с пункт 11.7 контракта.
Между тем, данный пункт предусматривает начисление неустойки в виде штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
В данном случае данное обязательство исполнено ответчиком с просрочкой.
Обязательство по непредоставлению в установленный в контракте срок документов (в том числе банковской гарантии) не имеет стоимостного выражения, что следует из самого обязательства (предоставить в установленный контрактом срок банковскую гарантию), так и из судебной практики (в частности, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2020 N 303-ЭС20-1402).
Ответственность за неисполнение/ненадлежащее исполнение поставщиком обязательства (в том числе в случае просрочки исполнения обязательств и гарантийного обязательства), не имеющего стоимостного выражения, установлена пунктом 6 Правил в виде фиксированного штрафа от цены контракта, данная ответственность соответствует пункту 11.8 контракта.
Таким образом, законодательством императивно определен порядок применения неустойки (пени, штрафов), который не может быть изменен сторонами.
При расчете штрафа за допущенное ответчиком нарушение в виде непредоставления банковской гарантии в установленный контрактом срок с применением регулирующих порядок его расчета норм и правил, его размер составит 5 000 рублей (при цене контракта 22 225 000 рублей).
При данных обстоятельствах, заявленные требования подлежали частичному удовлетворению в сумме 29 134 рубля 69 копеек (24 134 рубля 69 копеек - пеня за просрочку поставки товара и 5 000 рублей - штраф за нарушение срока предоставления банковской гарантии).
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца в части.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и подлежат отклонению по следующим основаниям.
Заявитель в апелляционной жалобе указывает на неправильный расчет неустойки, просит взыскать за просрочку поставки товара неустойку в виде пени в размере 31 233 рубля 12 копеек.
Как следует из текста искового заявления, истец просил взыскать неустойку и производит ее расчет исходя из ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период с 27 июля 2020 года по 21 марта 2021 года в размере 4,25 %.
Однако расчет неустойки в виде пени истцом был осуществлен неверно, поскольку расчет производится из цены контракта - 26 225 000 рублей, вместо 22 225 000 рублей.
Истцом пересчет неустойки в материалы дела представлен не был.
Согласно контррасчету неустойки ответчика, ее размер составил 24 134 рубля 69 копеек, судом первой инстанции признан математически верным.
Заявитель также указывает на необоснованный отказ суда первой инстанции во взыскании штрафа в размере 1 111 250 рублей за 2020 год без конкретизации правонарушения, за которое начислен указанный штраф.
Между тем материалами дела подтверждается, что поставленный ответчиком в полном объеме товар принят истцом без замечаний, о чем свидетельствует приложенный в материалы дела истцом акт об исполнении обязательств по контракту. Контракт истцом не расторгнут. Об иных нарушениях контракта в части поставки товара, помимо просрочки поставки, истцом не заявлено.
Истцом за просрочку поставки товара одновременно с начислением неустойки в виде пени производится начисление штрафа в размере 1 111 250 рублей, который предусмотрен пунктом 11.7 контракта.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 11.7 контракта, - за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке: 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
При этом заявителем не учитывается, принцип недопустимости привлечения лица к двойной мере ответственности за одно и то же правонарушение, который вытекает из смысла положений главы 25 ГК РФ, поскольку наказание носит компенсационный, а не карательный характер.
Пунктом 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Из пункта 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ следует, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Таким образом Закон N 44-ФЗ устанавливает, что за просрочку поставки заказчик вправе взыскать лишь неустойку в виде пени и не вправе начислять штраф, предусмотренный пунктом 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1063", а также пунктом 11.7 контракта.
Кроме того, статей 521 ГК РФ закреплено, что установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ, - неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Пункт 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Начисление заказчиком неустойки в виде пеней и штрафа только при просрочке поставки товара поставщиков недопустимо, поскольку в рамках одного контракта возможно взыскание заказчиком нескольких неустоек, в случае совершения поставщиком нескольких нарушений своих обязательств за каждый случай нарушения, но не нескольких неустоек за одно нарушение (пункты 36, 37 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Довод заявителя о взыскании штрафа за 2021 год в размере 1 111 250 рублей за несвоевременное предоставление обеспечения гарантийных обязательств путем предоставления банковской гарантии, не обоснован в силу следующего.
Исходя из пункта 5.3 контракта, при поставке товара поставщик вместе с товаром предоставляет получателю следующую документацию:
а) счет-фактуру (при необходимости);
б) акт приема-передачи товара (приложение N 9 к контракту) в трех экземплярах (один экземпляр для заказчика, один экземпляр для поставщика, один экземпляр для получателя);
в) копии регистрационных удостоверений на товар;
г) копию документа, подтверждающего соответствие товара контракту, выданного уполномоченными лицами (декларация соответствия);
д) сведения, необходимые для работы с товаром, включая предоставление ключей, паролей доступа, программ и иных сведений, необходимых для монтажа, наладки, применения, эксплуатации, технического обслуживания данного вида товара (в случае если это было предусмотрено техническими требованиями к товару и (или) Техническим заданием);
е) техническую и (или) эксплуатационную документацию производителя (изготовителя) Товара на русском языке;
ж) гарантию поставщика на товар, оформленную в виде отдельного документа;
з) обеспечение гарантийных обязательств в размере 8 % от начальной (максимальной) цены контракта на срок действия гарантийных обязательств на весь товар с учетом поставки первой и последней единицы товара - в момент осуществления поставки последней единицы товара.
В день поставки товара поставщик формирует товарную накладную по форме ТОРГ-12 (либо УПД).
Пунктом 10.1 контракта установлено, что в порядке пункта 5.3 контракта подлежит предоставлению обеспечение гарантийных обязательств в размере 7 % начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 1 555 750 рублей, путем представления банковской гарантии.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 11.7 контракта, - за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке: 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Пунктом 11.8 контракта установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке: б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Ответчиком не оспаривался факт просрочки предоставления обеспечения исполнения гарантийных обязательств - банковская гарантия N 02186-21-10 была предоставлена 21.01.2021.
Однако в силу статей 6, 12 Закона N 44-ФЗ, контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается наряду с иными на принципе ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд. Это обеспечивается помимо прочего установлением гражданско-правовой ответственности в отношении поставщика товаров.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, - в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, - штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правилами императивно определен порядок применения неустойки (пени, штрафов), который не может быть изменен сторонами и за непредоставление какого-либо документа, предусмотренного государственным контрактом, в том числе банковской гарантии, ответственность может наступать исключительно в соответствии с пунктом 6 Правил, как за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, не имеющего стоимостного выражения.
Согласно пункту 2 статьи 368 ГК РФ, - независимая гарантия выдается в письменной форме (пункт 2 статьи 434), позволяющей достоверно определить условия гарантии и удостовериться в подлинности ее выдачи определенным лицом в порядке, установленном законодательством, обычаями или соглашением гаранта с бенефициаром.
Банковская гарантия не является товаром, поставка которого составляет предмет контракта, и не указана в приложении N 1 контракта, содержащего сведения об объектах закупки в качестве отдельного товара, имеющего свою стоимость. Банковская гарантия предоставляется заказчику бесплатно.
Таким образом, согласно пункту 5.3 контракта поставщик должен представить заказчику документ в письменной форме, который не имеет стоимости (денежного выражения стоимости документа).
Сумма обеспечения не является стоимостным выражением обязательства по предоставлению обеспечения, поскольку контракт не может содержать совокупность стоимостных обязательств исполнителя, стоимость которых превышает цену контракта (стоимость основного обязательства плюс стоимость обеспечения).
Исходя из изложенного, начисление истцом штрафа, предусмотренного пунктом 11.7 контракта, за ненадлежащее исполнение обязательства по предоставлению банковской гарантии является неправомерным, поскольку ответственность по пункту 11.7 контракта может наступить только за нарушение обязательства, имеющего стоимостное выражение.
Обязанность поставщика по предоставлению обеспечения исполнения гарантийных обязательств в установленный контрактом срок не может подлежать оценке в качестве, имеющей стоимостное выражение, поскольку определяет само действие поставщика по исполнению контракта, а не размер подлежащей оплате суммы.
Учитывая, что допущенное поставщиком нарушение условий контракта не имеет стоимостного выражения, размер штрафа должен быть рассчитан в соответствии с пунктом 11.8 контракта, а именно - в размере 5 000 рублей.
Апелляционным судом отклоняется и довод заявителя о том, что обоснованность взыскания заявленных штрафов подтверждается актом внеплановой выездной проверки Межрегионального контрольно-ревизионного управления Федерального казначейства от 20.02.2021 N 282п.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Межрегиональном контрольно-ревизионном Управлении Федерального казначейства, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 06.11.2020 N 307, - Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.
Исходя из подпункта 8.1.1 пункта 8.1 указанного Положения, Управление осуществляет внутренний государственный финансовый контроль в отношении Заказчика в части соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Исходя из изложенного, а также из самого акта проверки, объектом проверки Управления выступает деятельность заказчика, следовательно, взаимоотношения Управления и заказчика не порождают каких-либо обязанностей для лиц, не участвующих в них в качестве сторон (третьих лиц) и ее результаты не могут служить надлежащим доказательством размера ответственности ответчика.
Кроме того, при проведении проверки Управлением деятельности заказчика на предмет соблюдения последним законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок участие ответчика в подобных процедурах положением не предусмотрено, следовательно, вышеуказанный документ является односторонним.
Контрактом не предусмотрено, что нарушение поставщиком своих обязательств по контракту и размер ответственности поставщика могут быть установлены актом ревизии, составленным сторонней организацией, в том числе Управлением.
Также указанная проверка проводилась в отсутствие ответчика, ответчик не был уведомлен о проведении проверки и составлении акта. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. При таких обстоятельствах ответчик был лишен возможности представить свои пояснения и возражения по ходу проведения проверки.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам. Данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения. Имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не подтверждают законности и обоснованности позиции заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 сентября 2021 года по делу N А41-46995/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
Э.С. Миришов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-46995/2021
Истец: ГКУ МО "Дирекция единого заказчика Министерства здравоохранения Московской области", Межрегиональное контрольно-ревизионное управление федерального казначейства
Ответчик: ООО "УМНИКА"