г. Красноярск |
|
29 ноября 2021 г. |
Дело N А74-6544/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Парфентьевой О.Ю.,
судей: Петровской О.В., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания Солдатовой П.Д.,
при участии в судебном заседании, проводимом в порядке статьи 153Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия:
в здании Арбитражного суда Республики Хакасия:
от Прокурора Республики Хакасия - Кузнецовой Н.Ф. служебное удостоверение от
25.02.2019;
от истца - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия:
Распутиной И.П., представителя по доверенности от 20.09.2021 N 04-8287/ИР, диплом,
в здании Третьего арбитражного апелляционного суда никто не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (ИНН 1901018326, ОГРН 1021900526020) на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 15 сентября 2021А74-6544/2021,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Республики Хакасия (далее - Прокурор) в интересах Российской Федерации в лице Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Управление) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (далее - Министерство), обществу с ограниченной ответственностью "Спецсервис" (далее - общество) о признании недействительным в силу ничтожности договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате от 17.12.2020 N 189-20.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 15.09.2021 иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, правовой оценкой установленных обстоятельств и представленных доказательств. Заявитель жалобы считает, что спорный договор заключен в соответствии с действующим законодательством и в пределах полномочий ответчика, позволяющих ему самостоятельно устанавливать способ определения лица, осуществляющего задержание транспортного средства на территории субъекта, путем проведения торгов в виде аукциона, открытого конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Считает, что довод прокурора о ничтожности оспариваемого договора не обоснован, не соответствует нормам закона и иным правовым актам, регулирующим вопросы перемещения задержанных в соответствии с КоАП РФ транспортных средств, действующих в момент заключения договора.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 22.11.2021.
Прокурор и Управление представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
18.11.2021 в материалы дела от ответчика - Министерства поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства. В обоснование заявленного ходатайства Министерство ссылается на то, представитель по доверенности - Манишева И.А. находится на лечении, что подтверждается листком нетрудоспособности, а иных представителей с юридическим образованием не имеется.
В судебном заседании Прокурор поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Возразил относительно заявленного ходатайства об отложении судебного разбирательства.
Представитель Управления поддержал доводы, изложенные в отзыве н а апелляционную жалобу. Просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Также возразил относительно заявленного ходатайства.
Рассмотрев ходатайство ответчика об отложении судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле и извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными либо признает, что дело не может быть рассмотрено в данном судебном заседании в связи с необходимостью предоставления отсутствующим участником процесса дополнительных доказательств.
Из содержания указанной нормы следует, что совершение такого процессуального действия как отложение судебного заседания является правом суда, а не обязанностью.
Суд вправе отклонить ходатайство, если сочтет возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя одной из сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В данном случае суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отложения судебного разбирательства, поскольку отсутствие представителя Министерства не препятствует рассмотрению жалобы по имеющимся в деле доказательствам. Заявитель жалобы в представленном суду ходатайстве на новые обстоятельства либо доказательства не ссылался, на необходимость предоставления дополнительных документов не указывает. Суд апелляционной инстанции явку заявителя жалобы в судебное заседание обязательной не признавал. При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что обстоятельства, приведенные ответчиком в ходатайстве, относятся к организационным проблемам Министерства в части организации участия иных представителей в судебном заседании, что само по себе не может рассматриваться в качестве правового основания для отложения судебного разбирательства. При отсутствии в штате иных сотрудников, в силу статей 59, 61 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, интересы Министерства в судебном заседании вправе представлять его руководитель.
Иные лиц, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пунктах 14, 15, 16, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" путем размещения определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству суда, выполненного в форме электронного документа, на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет", явку своих представителей не обеспечили.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей Прокурора и Управления, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на официальном портале www.r-19.ru размещено извещение N 01 о проведении открытого конкурса на право заключения договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате.
Организатором конкурса выступило Министерство. Приказом Министерства от 14.10.2020 N 180-П-139 определен порядок организации конкурса. Утверждена конкурсная документация, назначена конкурсная комиссия. Вместе с извещением и конкурсной документацией на сайте Правительства Республики Хакасия размещены: проект договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате; техническое задание к извещению N 01.
Подпунктом 7 пункта 1 раздела 3 конкурсной документации открытого конкурса установлено, что заявка должна содержать следующие сведения и документы: копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином праве у соискателя конкурса расположенного на территории Республики Хакасия земельного участка или здания, строения, сооружения, помещения (части здания, строения, сооружения, помещения), предназначенного для хранения задержанных транспортных средств.
Техническое задание содержит требования к участнику, специализированным стоянкам для заключения договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате. В приложении 3 конкурсной документации указаны требования к специализированным стоянкам:
1) возможность размещения на специализированной стоянке транспортных средств с учетом одного машино-места площадью 22,5-м;
2) наличие на территории специализированной стоянки мест для хранения большегрузного транспорта или транспорта, перевозящего крупногабаритные, тяжеловесные, опасные грузы, отделенные ограждением от остальных транспортных средств;
3) наличие ограждения специализированной стоянки по периметру (металлическое, бетонное или иное) и подъездных путей;
4) въезд, выезд специализированной стоянки должен быть оборудован воротами или шлагбаумом (либо их совместное применение);
5) наличие плана расстановки транспортных средств, находящихся на специализированной стоянке, с описанием очередности и порядка их эвакуации в случае пожара;
6) наличие нумерации машино-мест;
7) наличие контрольно-пропускного пункта для размещения охраны и приёма посетителей;
8) наличие круглосуточной охраны, обеспечивающей ограничение доступа на территорию специализированной стоянки посторонних лиц;
9) наличие телефонной связи;
10) наличие кнопки тревожной связи;
11) наличие противопожарного оборудования;
12) наличие информационного щита;
13) наличие искусственного освещения территории специализированной стоянки;
14) наличие туалета и контейнера для сбора бытовых отходов;
15) нахождение на территории специализированной стоянки только транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также специальных технических средств лиц, исполняющих решение о задержании транспортного средства;
16) наличие возможности погрузки и разгрузки задержанных транспортных средств на территории специализированной стоянки с помощью специальных технических средств, предназначенных для выполнения специальных функций по погрузке, разгрузке, перевозке и буксировке других транспортных средств.
17.11.2020 обществом подана заявка на участие в открытом конкурсе N 03-2020. По лоту N 5 на конкурс выставлено право заключения договора на территории муниципального образования города Черногорска.
В соответствии с протоколом N 2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе N 03-2020 от 23.11.2020 заявка общества признана соответствующей требованиям конкурсной документации. По лоту N 5 общество предоставило документы о наличии у него земельного участка по адресу: г. Черногорск, ул. Генерала Тихонова, 3Л.
По результатам проведения открытого конкурса N 03-2020 по лоту N 5 победителем признано общество.
Министерством (заказчик) и обществом (исполнитель) заключен договор о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате от 17.12.2020 N 189-20, по условиям которого заказчик поручил, а исполнитель принял обязательства по оказанию услуг на перемещение, хранение и возврат задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации транспортных средств на специализированную стоянку, расположенную на территории муниципального образования города Черногорска Республики Хакасия по адресу: город Черногорск, ул. Генерала Тихонова, д. 3Л,
КН 19:02:010715:1716, площадь 6000 м, вместимость 112 машино-мест (пункт 1.1 договора).
Согласно пунктам 2.1.1, 2.2.1. договора заказчик вправе осуществлять контроль за исполнением условий настоящего договора исполнителем; требовать от исполнителя устранения допущенных нарушений требований нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата.
Полагая, что заключенный сторонами договор о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате нарушает требования закона, посягает на публичные интересы, Прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
28.06.2021 между ответчиками подписано соглашение о расторжении договора от 17.12.2020 N 189-20, согласно которому обязательства сторон по договору прекращаются 28.06.2021.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, правильно применив нормы права, а именно - статью 71 Конституции Российской Федерации, статьи 10, 166, 168, 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 27.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, положения Закона Республики Хакасия от 27.10.2017 N 68-ЗРХ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств", постановления Правительства Республики Хакасия от 15.08.2018 N 446, Приказа ФАС России от 15.08.2016 N 1145/16, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Как указывалось ранее, договор заключен по результатам открытого конкурса на право заключения договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате N 03-2020, проведенного Министерством 23.11.2020. По лоту N 5 победителем признано общество.
В соответствии с условиями договора обществом приняты обязательства по оказанию услуг о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате на территории муниципального образования г. Черногорск Республики Хакасия (адрес места хранения: ул. Генерала Тихонова, 3Л, г. Черногорск,
КН 19:02:010715:1716, площадь 6000 м, вместимость 112 машино-мест) в соответствии с Законом Республики Хакасия от 27.10.2017
68-ЗРХ
О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств
(пункт 1.1 договора).
Согласно части 10 статьи 27.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение части 10 статьи 27.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации принят Закон Республики Хакасия от 27.10.2017 N 68-ЗРХ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств" (далее - Закон Республики Хакасия N 68-ЗРХ).
В соответствии с абзацем 5 статьи 2 Закона Республики Хакасия N 68-ЗРХ специализированная стоянка, это специально отведенное охраняемое оборудованное место (земельный участок или здание, строение, сооружение, помещение (части здания, строения, сооружения, помещения), принадлежащее лицу, исполняющему решение о задержании транспортного средства, на праве собственности или ином праве в течение срока действия договора или более, которое зарегистрировано уполномоченным в соответствии с федеральным законом органом.
Согласно статье 4 Закона Республики Хакасия N 68-ЗРХ порядок определения лиц, исполняющих решение о задержании транспортного средства, и требования к специализированным стоянкам устанавливаются Правительством Республики Хакасия (ч. 1). Реестр специализированных стоянок ведется в порядке, установленном уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим функции по управлению в сфере транспорта (далее - уполномоченный орган) (ч. 2). Реестр специализированных стоянок размещается на официальном портале органов государственной власти Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" уполномоченным органом (ч. 3). Контроль за деятельностью специализированных стоянок осуществляется уполномоченным органом (ч. 4).
В период проведения конкурса и заключения вышеназванного договора постановлением Правительства Республики Хакасия от 15.08.2018 N 446 был утвержден и действовал Порядок определения лиц, исполняющих решение о задержании транспортного средства (далее - Порядок N 446) и Требования к специализированным стоянкам.
В соответствии с пунктами 1.2 - 1.4 Порядка N 446 определение лиц, исполняющих решение о задержании транспортного средства, осуществляется по результатам открытого конкурса на право заключения договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате.
К участию в конкурсе допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, владеющие на законных основаниях движимым и недвижимым имуществом, необходимым для оказания услуг по перемещению транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату.
Уполномоченным органом по заключению договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (далее - Уполномоченный орган).
Пунктами 1.5 и 1.7 Порядка N 446 на Уполномоченный орган возложены полномочия по разработке и утверждению конкурсной документации, формированию конкурсной комиссии и утверждению ее состава, заключению договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате с победителем конкурса сроком на пять лет.
Пунктом 3.2 Порядка N 446 установлены требования к заявке на участие в открытом конкурсе на право заключения договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате.
Согласно подпункту 7 пункта 3.2 Порядка N 446 заявка должна содержать копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином праве у соискателя конкурса расположенного на территории Республики Хакасия земельного участка или здания, строения, сооружения, помещения (части здания, строения, сооружения, помещения), предназначенного для хранения задержанных транспортных средств, в течение срока действия договора или более, которое зарегистрировано уполномоченным в соответствии с федеральным законом органом.
В составе заявки на участие в конкурсе N 03-2020 (лот N 5) обществом представлен договор аренды земельного участка 09.10.2020, заключенный между администрацией г. Черногорска и ООО "Черногорскэлектромонтаж", и соглашение уступки части прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 09.10.2020 N 3341ю, заключенное 27.10.2020 между ООО "Черногорскэлектромонтаж" и Выдричем И.И.
Исследовав данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обществом для участия в конкурсе не представлено документов, подтверждающих наличие у него на праве собственности или ином праве расположенного на территории Республики Хакасия земельного участка или здания, строения, сооружения, помещения (части здания, строения, сооружения, помещения), предназначенного для хранения задержанных транспортных средств, в течение срока действия договора или более.
Земельный участок с КН 19:02:010715:716 площадью 6000 м, расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Генерала Тихонова, 3Л, который заявлен обществом в качестве специализированной стоянки, последнему на каком-либо праве не принадлежит.
Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Несоответствие документов о составе заявки требованиям, установленным конкурсной документацией, в соответствии с пунктом 4.7 Порядка N 446 являлось основанием для отклонения заявки. Между тем общество было допущено к участию в открытом конкурсе.
Согласно части 11 статьи 27.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, должно оплачивать стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства по тарифам, установленным в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
В соответствии с частью 11 статьи 27.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.08.2016 N 1145/16 утверждены Методические указания по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты (далее - Методические указания).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26.08.2016, регистрационный номер 43423, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29.08.2016, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 26.09.2016 N 39.
Обязательность применения Методических указаний обусловлена прямым указанием федерального закона (часть 11 статьи 27.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).
В пункте 4 Методических указаний N 1145/16 установлено, что тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств устанавливаются по результатам торгов (аукцион на понижение цены) по выбору исполнителя услуг. Начальной максимальной ценой таких торгов является базовый уровень тарифов, определенный органами регулирования в соответствии с положениями настоящих Методических указаний.
Таким образом, в силу требований части 11 статьи 27.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, Методических указаний N 1145/16 специализированные организации (исполнители услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат) на территории субъекта Российской Федерации должны определяться по результатам торгов (аукциона на понижение цены), а не посредством проведения открытого конкурса.
В силу положений статьи 71 Конституции Российской Федерации определение основ единого рынка, ценовой политики относится к исключительному ведению Российской Федерации, следовательно, вопросы конкуренции, монополии как вопросы рыночного регулирования попадают в объект исключительного ведения федерального центра.
В соответствии с Регламентом ФАС России (пункты 1.3, 1.4) ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
ФАС России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности.
Следовательно, утвержденные приказом ФАС России от 15.08.2016 N 1145/16 Методические указания по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств в части установления формы торгов - аукциона в целях формирования тарифа на перемещение и хранение транспортных средств являются требованием федерального законодателя, имеющего большую юридическую силу по отношению к нормативному акту органа исполнительной власти субъекта РФ.
В соответствии с абзацем 13 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу (абзац 4 пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Таким образом, форма торгов по определению исполнителя услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату определена федеральным законодателем в императивном порядке.
Форма торгов и порядок проведения торгов являются разными правовыми понятиями в связи с чем, ссылка Министерства на письма ФАС России от 06.12.2016 N СП/84437/16, от 24.10.2017 N СП/73074/17 о том, что порядок проведения торгов Методическими указаниями N 1145/16 не определен, не опровергает вывод суда первой инстанции о том, что форма торгов установлена ФАС России.
Субъектам Российской Федерации дано право устанавливать порядок проведения указанных торгов (аукциона на понижение цены) в соответствии с требованиями части 10 статьи 27.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат владельцам, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств).
Иной подход, например проведение открытого конкурса, не обеспечит соблюдение требований части 11 статьи 27.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации о том, что лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, должно оплачивать стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, установленным в соответствии с методическими указаниями, согласно которым тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств устанавливаются по результатам торгов по выбору исполнителя услуг (аукцион на понижение цены, начальной максимальной ценой которого является базовый уровень тарифов, определенный органами регулирования).
Исследовав данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исполнители услуг по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату должны быть отобраны путем проведения аукциона на понижение цены.
Заключение договора о перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении и возврате по результатам открытого конкурса не соответствует требованиям закона (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.07.2019 по делу N А10-5897/2017).
Таким образом, договор от 17.12.2020 заключен в нарушение требований части 11 статьи 27.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, Методических указаний по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.08.2016 N 1145/16, пункта 1 статьи 10, пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ, пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", абзаца 5 статьи 2 Закона Республики Хакасия от 27.10.2017 N 68-ЗРХ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств", подпункта 7 пункта 3.2 Порядка определения лиц, исполняющих решение о задержании транспортного средства, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 15.08.2018 N 446, в результате торгов, форма которых не соответствует требованиям закона, с юридическим лицом, которое не владеет на каком-либо праве земельным участком, заявленным в качестве специализированной стоянки и предназначенным для хранения задержанных транспортных средств, в нарушение установленных законом запретов на осуществление действий в обход закона с противоправной целью и злоупотребление правом, на заключение соглашений, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о недействительности договора в силу ничтожности в соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы Министерства об отсутствии судебных актов о признании конкурса, по результатам которого заключен договор, недействительным, правового значения не имеют. Признание сделки недействительной в силу ничтожности в порядке пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации не ставится в зависимость от оспаривания проведенных торгов.
Также не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора последующее расторжение договора по волеизъявлению сторон, поскольку при недействительности сделки и при ее расторжении наступают различные правовые последствия. Недействительность сделки не может быть поставлена в зависимость от последующего поведения сторон, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожная сделка недействительна с момента ее совершения. Последующие действия сторон по сделке, в том числе расторжение сделки, не могут изменить правовую природу ничтожной сделки.
С учетом изложенного, арбитражным судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, нормы процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба, по изложенным в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 15 сентября 2021 года по делу N А74-6544/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Ю. Парфентьева |
Судьи |
О.В. Петровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-6544/2021
Истец: Проокуратура Республики Хакасия
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ, ООО "Спецсервис"
Третье лицо: Прокуратура Республики Хакасия, Третий арбитражный апелляционный суд, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ