г. Москва |
|
30 ноября 2021 г. |
Дело N А41-36871/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23.09.2021 по делу N А41-36871/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Виктория" - Терехина О.С. по доверенности от 12.05.2021, Адрианова Е.А. по доверенности от 18.11.2021;
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Московской области - Коновалова О.В. по доверенности от 28.06.2021, Булаева Ю.М. по доверенности от 22.11.2021, Кертанов Р.А. по довеенности от 29.12.2020.
Общество с ограниченной ответственностью "Виктория" (далее - ООО "Виктория", общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Московской области (далее - инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо), Управлению Федеральной налоговой службы по Московской области (далее - управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 23.10.2020 N 5389 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа в уменьшении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на 117 359 руб. 21 коп. уплаченных страховых взносов за 2019 год.
Решением суда первой инстанции от 23.09.2021 заявленные требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласился налоговый орган и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе налоговый орган (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Так, со ссылкой на норму подпункта 2 пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации настаивает на том, что сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, может быть уменьшена только на сумму фактически выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности за счет средств страхователя.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представители подателя жалобы настаивали на доводах апелляционной жалобы, представители заявителя возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной 12.02.2020 обществом налоговой декларации по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), за период 2019 год.
В представленной декларации обществом отражены сумма полученного дохода за 2019 год в размере 54 578 778 руб., сумма исчисленного налога в размере 3 274 727 руб., сумма уплаченных страховых взносов в размере 1 550 336 руб., сумма налога, подлежащая уплате, в размере 1 724 391 руб.
По результатам проверки инспекцией составлен акт налоговой проверки от 26.05.2020 N 4021.
Заявителем 22.09.2020 поданы возражения на акт налоговой проверки от 26.05.2020 N 4021, в которых указано, что инспекцией неправомерно не учтены в уменьшение налога по УСН суммы страховых взносов, уплаченные посредством выплаты пособий застрахованным лицам, в размере 117 359 руб., и суммы страховых взносов, оплаченные в счет погашения задолженности по страховым взносам за 2018 год, в размере 67 607 руб.
Инспекцией по результатам рассмотрения акта камеральный налоговой проверки и возражения на акт 23.10.2020 вынесено решение о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.10.2020 N 5389.
Согласно оспариваемому решению налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде доначисления 184 966 руб. налога к уплате, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа.
Основанием для вынесения оспариваемого решения налогового органа послужили выводы заинтересованного лица о нарушении обществом положения пункта 3.1 статьи 346.21 названного Кодекса, выразившемся в уменьшении суммы налога за 2019 год на сумму фактически уплаченных страховых взносов в спорном налоговом периоде в размере 1 550 336 руб. 44 коп., в том числе на сумму 117 359 руб. 21 коп. произведенных обществом расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.
Инспекция, среди прочего, считает, что 117 359 руб. расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам (выплаты по больничным листам) произведены ООО "Виктория" за счет средств Федерального фонда социального страхования, в связи с чем не могут быть учтены в целях исчисления налога по УСН.
Не согласившись с выводами инспекции, в порядке, установленном статьей 139 Налогового кодекса Российской Федерации, общество обратилось в управление с апелляционной жалобой об отмене решения инспекции от 23.10.2020 N 5389.
Решением управления от 20.02.2021 N 07-12/012068@ оспариваемое решение налогового органа отменено в части уменьшения суммы налога на 67 607 руб., размера пени на 1183 руб. 94 коп. и размера штрафных санкций на 2926 руб., в остальной части апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Полагая, что оспариваемое решение налогового органа в редакции решения управления нарушает права и законные интересы налогоплательщика, общество обратилось в арбитражный суд с названным требованием.
Налогоплательщик считает, что уплата части страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 117 359 руб. 21 коп. произведена обществом посредством выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения, а именно, оплаты листков нетрудоспособности работникам общества на спорную сумму страховых взносов. Соответственно, налогоплательщик вправе уменьшить сумму исчисленного налога по УСН на сумму расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, на которую была уменьшена подлежащая перечислению в бюджет сумма страховых взносов на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, исчисленных за тот же период (часть 2 статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", далее - Закон N 255-ФЗ).
Инспекция считает, что сумма налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, может быть уменьшена только на суммы фактически выплаченных пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя (первые 3 дня выплаты пособия), пособия, выплаченные за счет фонда социального страхования, для целей налогообложения налога при УСН не учитываются.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Так, упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из подпункта 1 пункта 3.1 статьи 346.21 названного Кодекса следует, что налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчётный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей.
В силу части 2 статьи 4.6 названного Закона сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Закона, в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, в силу приведенных норм названного Закона при наступлении страховых случаев работодатель обязан оплатить застрахованному лицу больничный лист, при этом на сумму оплаты больничного листа уменьшается сумма подлежащих перечислению работодателем страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, обязанность страхователя по уплате страховых взносов уменьшается в отчетном периоде на сумму выплат по больничным листам в этом отчетном периоде, при этом недоимки по уплате страховых взносов в этот отчетный период у страхователя не возникает.
Как следует из материалов дела, сумма страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, исчисленная обществом за 2019 год к уплате, составляет 132 628 руб. 56 коп., из которых денежными средствами в Фонд социального страхования уплачено 15 269 руб. 35 коп., в остальной части - 117 359 руб. 21 коп. страхователем понесены расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам (оплата больничных листов) в порядке статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ.
Таким образом, суд первой инстанции, вопреки доводам подателя жалобы, пришел к верному выводу о том, что наступление в отчетном периоде, в данном случае 2019 год, страхового случая и возникновение обязанности страхователя (заявителя по делу) оплатить листки нетрудоспособности не влияет на право налогоплательщика, использующего УСН, уменьшить сумму подлежащего уплате налога по УСН на сумму уплаченных, в том числе в виде несения расходов на оплату листков нетрудоспособности, страховых взносов.
При этом правовое регулирование порядка финансирования затрат Фонда социального страхования Российской Федерации на выплату страхового обеспечения при наступлении страхового случая не может влиять на право налогоплательщика уменьшить подлежащую уплате сумму налога по УСН на сумму страховых взносов, оплаченных в спорном периоде, независимо от способа уплаты страховых взносов - денежными средствами или исполнением обязанности по выплате страхового обеспечения непосредственно застрахованным лицам при наступлении страхового случая.
Приведенная выше норма подпункта 1 пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации, примененная налогоплательщиком, не содержит каких-либо неясностей и в данном случае налогоплательщик в полном соответствии с ее содержанием обоснованно уменьшил сумму налога по УСН на 117 259 руб. 21 коп. расходов, понесенных в связи с исполнением обязанности страхователя по выплате страхового обеспечения застрахованным лицам.
Ссылка налогового органа в обоснование своей правовой позиции на норму подпункта 2 пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации с указанием на то, что сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, может быть уменьшена только на сумму фактически выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, является, по мнению суда апелляционной инстанции, неверной, так как норма подпункта 2 пункта 3.1 указанной статьи не исключает применение подпункта 1 указанного пункта, на который ссылается налогоплательщик.
Обоснованность правовой позиции заявителя по делу подтверждается также Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н "Об утверждении форм книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения", в котором в пункте 5.2 раздела V "Порядок заполнения раздела IV "Расходы, предусмотренные пунктом 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшающие сумму налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (авансовых платежей по налогу) за отчетный (налоговый) период" указано, что в данном разделе отражаются страховые взносы, выплаченные работникам пособия по временной нетрудоспособности и платежи (взносы) по договорам добровольного личного страхования, предусмотренные пунктом 3.1 статьи 346.21 Кодекса, уменьшающие сумму налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (авансовых платежей по налогу).
Кроме того, в силу норм пунктов 6 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования общества.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.09.2021 по делу N А41-36871/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-36871/2021
Истец: ООО "ВИКТОРИЯ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 17 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 17 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ