г. Чита |
|
01 декабря 2021 г. |
Дело N А10-3296/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия с участием судьи Гиргушкиной Н.А. и секретаря судебного заседания Цоктоевой Д.А. апелляционные жалобы Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия и лица, не участвовавшего в деле - публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 08 сентября 2021 года по делу N А10-3296/2021 по заявлению акционерного общества "Улан-Удэ Энерго" (ОГРН 1080327000599, ИНН 0326481003) к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия (ОГРН 1020300973208, ИНН 0326002067) о признании незаконными приказа от 28.05.2021 N 1/10, письма от 28.05.2021 N81-04-12-и1201/21, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
при участии в судебном заседании:
от акционерного общества "Улан-Удэ Энерго" - Бельского Е.Н. - представителя по доверенности от 11.01.2021,
от публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - Цыбиковой С.С. - представителя по доверенности от 01.12.2020,
от Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия - Сулаева В.Н. - представителя по доверенности от 11.01.2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Улан-Удэ Энерго" (далее - заявитель, АО "Улан-Удэ Энерго" или общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия (далее также - РСТ Республики Бурятия или Служба) с заявлением о признании незаконным приказа от 28.05.2021 N 1/10, письма от 28.05.2021 N 81-04-12-и1201/21.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 08 сентября 2021 года решение Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия об отказе в открытии дела по установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО "Улан-Удэ Энерго" на 2022 год, оформленное приказом от 28.05.2021 N 1/10 и изложенное в письме от 28.05.2021 N 81-04-12-и1201/21, признано незаконным, как несоответствующее Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
На РСТ Республики Бурятия возложена обязанность устранить допущенное нарушение законных прав и интересов АО "Улан-Удэ Энерго".
Не согласившись с указанным решением, РСТ Республики Бурятия и публичное акционерное общество "Россети Сибирь" обжаловали его в апелляционном порядке.
Общество в представленном отзыве на апелляционные жалобы выразило согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционных жалоб к производству.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обращаться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Статья 42 АПК РФ предусматривает право лица, не участвовавшего в деле, о правах и об обязанностях которого арбитражный суд принял судебный акт, обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным настоящим Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
Лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обжаловать в порядке апелляционного производства решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу (часть 1 статьи 257 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении статей 257, 272 АПК РФ арбитражным судам апелляционной инстанции следует принимать во внимание, что право на обжалование судебных актов в порядке апелляционного производства имеют как лица, участвующие в деле, так и иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ. К иным лицам в силу части 3 статьи 16 и статьи 42 Кодекса относятся лица, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт. В связи с этим лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в порядке апелляционного производства в случае, если он принят об их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Между тем решение суда первой инстанции по настоящему делу не содержит суждений и выводов о правах и обязанностях акционерного общества "Улан-Удэ Энерго", не является судебным актом, принятым о его правах и обязанностях.
Пунктом 2 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что в случае когда жалоба подается лицом, не участвовавшим в деле, суду надлежит проверить, содержится ли в жалобе обоснование того, каким образом оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются права или обязанности заявителя. При отсутствии соответствующего обоснования апелляционная жалоба возвращается в силу пункта 1 части 1 статьи 264 АПК РФ.
При рассмотрении дела по апелляционной жалобе лица, не участвовавшего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции определяет, затрагивает ли принятый судебный акт права или обязанности заявителя, и, установив это, решает вопросы об отмене судебного акта суда первой инстанции, руководствуясь частью 6.1 статьи 268, пунктом 4 части 4 статьи 270 Кодекса, и о привлечении заявителя к участию в деле.
Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Кодекса производство по жалобе подлежит прекращению.
Исходя из указанного необходимым условием для возникновения у лица, не участвовавшего в деле, права на обжалование судебного акта является то, что судебный акт непосредственно устанавливает права этого лица либо возлагаются обязанности на это лицо. Лицами, не участвовавшими в деле, должны быть представлены доказательства наличия нарушенных прав и законных интересов.
Приведенные апелляционной жалобе обстоятельства и доводы не свидетельствуют о принятии судом решения о правах и обязанностях публичного акционерного общества "Россети Сибирь".
Апелляционная жалоба не содержит обоснование того, каким образом оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются права или обязанности заявителя апелляционной жалобы.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для рассмотрения апелляционной жалобы публичного акционерного общества "Россети Сибирь" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 08 сентября 2021 года по делу N А10-3296/2021 по существу в связи с чем производство по апелляционной жалобе публичного акционерного общества "Россети Сибирь", как лица, не участвовавшего в деле, подлежит прекращению.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 30.04.2021 АО "Улан-Удэ Энерго" обратилось в РСТ Республики Бурятия с заявлением об установлении необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на содержание сетей на 2022 год в размере 22 225, 53 тыс. руб. и установлении индивидуальных тарифов для расчета со смежными сетевыми организациями (том 1, л.д. 23), приложив материалы в обоснование предложения об установлении НВВ согласно описи (том 1, л.д.34-36).
По итогам рассмотрения заявления 30.04.2021 Служба направила в адрес общества извещение от 28.05.2021 N 81-04-12-и1201/21, содержащее в себе отказ в открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год. В качестве причины отказа Служба со ссылкой на пункт 9 (1) Правил государственного регулирования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, указала на несоответствие предложения, опубликованного на официальном сайте в сети интернет, предложению, представленному в орган регулирования. В разделе III "Цены (тарифы) по регулируемым видам деятельности организации" опубликованного предложения предприятием представлены размеры тарифов по полугодиям: ставки на содержание сетей, ставки на оплату технологического расхода и одноставочного тарифа. Однако в материалах тарифной заявки, представленной АО "Улан-Удэ Энерго", отсутствуют расчеты вышеназванных тарифов (том 1, л.д 18-19).
Службой вынесен приказ от 28.05.2021 N 1/10 "Об отказе в открытии тарифного дела по установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО "Улан-Удэ Энерго" на 2022 год на основании представленных предприятием предложений (том 1, л.д. 17).
Не согласившись с решением Службы об отказе в открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год, считая его не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим решением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно абзацу 1 пункта 1 ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Государственному регулированию подлежат, в том числе, цены (тарифы) па услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) - абзац 7 пункта 4 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ, абзац 8 подпункта 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цеп (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178).
Основания и порядок установления цен (тарифов) в электроэнергетике регламентированы Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) пен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178).
Согласно пунктом 21 Правил N 1178 ФАС России приказом от 19.06.2018 N 834/18 утвержден Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - Регламент).
В соответствии с пунктом 12 Правил N 1178 и пунктом 4.24 Регламента организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел - пункт 8 Правил 1178, пункт 2 Регламента.
По результатам рассмотрения заявления принимается решение об открытии дела об установлении цен (тарифов) (принятия предложений к рассмотрению) либо об отказе в открытии дела (в рассмотрении предложений).
В случае принятия решения об отказе в открытии дела (в рассмотрении предложений) заявителю в течение 14 дней с даты регистрации представленных документов направляется извещение - пункты 26, 27 Регламента.
Таким образом, регулирующий орган принимает решение об открытии/отказе в открытии дела об установлении цен (тарифов) после рассмотрения, поданного регулируемой организацией заявления об установлении цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 9(1) Правил 1178, пункта 9 Регламента регулирующий орган отказывает в открытии дела об установлении цены (тарифа), в случае если регулируемая организация не опубликовала предложение о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию, в порядке, установленном стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 года N 24 (далее - Стандарты раскрытия информации), или указанное опубликованное предложение не соответствует предложению, представляемому в орган регулирования.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, действующим законодательством предусмотрены два основания в отказе регулируемой организации в открытии дела.
Согласно решению об отказе, основанием его принятия явилось несоответствие опубликованного на официальном сайте предложения о размере цен (тарифов), информации, представленной АО "Улан-Удэ Энерго" в приложениях к заявлению об установлении цен, в частности отсутствовали расчеты тарифов по полугодиям:
- ставка на содержание сетей;
- ставка на оплату технологического расхода и одноставочного тарифа.
Требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия установлены Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты раскрытия информации).
В частности, согласно подпункту "г" пункта 12 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии раскрывают, в том числе предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию в соответствии с Основами ценообразования N 1178.
Пунктом 18 Стандартов раскрытия информации предусмотрено, что информация, указанная в подпункте "г" пункта 12 Стандартов раскрытия информации, раскрывается по форме согласно приложению N 1.
Таким образом, под предложением о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования, подлежащем раскрытию на сайте регулируемой организации и представлению в регулирующий орган следует понимать, документ содержащий предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования, составленный по форме приложения N 1 к Стандартам раскрытия информации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ОА "Улан-Удэ Энерго" согласно подпункту "г" пункта 12, пунктам 17, 18, приложению N 1 Стандартов раскрытия информации предложение о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования на 2022 год размещено на официальном сайте (далее - Предложение, размещенное на сайте) за 10 дней до предоставления в РСТ Республики Бурятия.
Предложение, размещенное на сайте, идентично предложению о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования на 2022 год, представленному в РСТ Республики Бурятия в составе Заявления об установлении цен (далее - Предложение, представленное РСТ Республики Бурятия), поскольку представлено в той же форме, содержащей те же показатели, что подтверждается копией предложения, представленного в РСТ Республики Бурятия (том 1, л.д. 96, 99 - 101).
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, непредставление обществом при обращении в РСТ Республики Бурятия в составе обосновывающих материалов расчета по форме П1.24, П1.25, а также слагаемых, используемых при расчете одноставочного тарифа, не может являться препятствием для открытия тарифного дела по мотиву несоответствия опубликованного на сайте предложения предложению, представленному в регулирующий орган.
Исследовав имеющиеся материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, о несоответствии решения Службы об отказе в открытии дела по установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО "Улан-Удэ Энерго" на 2022 год, оформленного приказом от 28.05.2021 N 1/10 и изложенного в письме от 28.05.2021 N 81-04-12-и1201/21, Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и нарушении им прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по апелляционной жалобе не участвовавшего в деле лица - публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 08 сентября 2021 года по делу N А10-3296/2021 прекратить
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 08 сентября 2021 года по делу N А10-3296/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3296/2021
Истец: АО Улан-Удэ Энерго
Ответчик: Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия
Третье лицо: ПАО Россети Сибирь