город Ростов-на-Дону |
|
02 декабря 2021 г. |
дело N А32-53730/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Д.В. Емельянова, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар: Вареников Н.Н., представитель по доверенности от 04.12.2020 N 13291/39, диплом от 10.06.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования города Краснодар, Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2021 по делу N А32-53730/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Магистраль" (ИНН 2311074986, ОГРН 1042306426458)
к администрации муниципального образования города Краснодар
к Департаменту транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар
об оспаривании приказа
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Магистраль" (далее -Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - Администрация) о признании недействительным приказа Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - Департамент) от 19.06.2019 N 102 "Об отмене и изменении муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар" (далее - Приказ N 102).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края суда от 16.09.2020 ходатайство Общества о восстановлении пропущенного срока на обращения в суд удовлетворено, Приказ N 102 признан недействительным в части отмены с 31.12.2019 муниципального маршрута регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар (вид транспортных средств - автобус) N 85 ул. Калинина - ул. Тепличная.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2021 решение Арбитражного суда Краснодарского края суда от 16.09.2020 отменено, в удовлетворении требований Общества отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.04.2021 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении определение Арбитражного суда Краснодарского края к участию в деле в качестве заинтересованного лица (соответчика) привлечён Департамент.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2021: ходатайство Департамента об оставлении заявления Общества без рассмотрения было отклонено. Ходатайство Общества о восстановлении пропущенного срока на обращения судом было удовлетворено - восстановлен срок на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании Приказа N 102; Приказ N 102 признан недействительным в части отмены с 31.12.2019 муниципального маршрута регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар (вид транспортных средств-автобус) N 85 ул. Калинина - ул. Тепличная.
Решение суда первой инстанции было мотивировано наличием уважительных причин пропуска Обществом срока обращения в суд. Внесение изменений в постановление Администрации муниципального образования город Краснодар от 26.09.2016 N 4541 "Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в границах муниципального образования город Краснодар на 2016-2020 годы" (далее - Постановление N 4541) не влечёт автоматическое аннулирование ранее выданных Обществу свидетельства об осуществлении перевозок. Часть 3 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) обязывает заинтересованное лицо при несогласовании изменения сроков перевозчиком принимать решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута не позднее, чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия свидетельства. Такое решение вступает в силу только по окончании срока действия такого свидетельства.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация и Департамент обратились в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Общества отказать.
Апелляционная жалоба Администрации мотивирована тем, что судом при вынесении решения нарушены нормы материального права. Обществу необоснованно восстановлен срок на обжалование. Принятие оспариваемого приказа не нарушает права и законные интересы Общества и третьих лиц, так как согласно результатам научно-исследовательской работы НИУ ВШЭ и проведенного пассажиропотока установлено, что маршрут N 85 служит только "подвозным" транспортом к основным пассажирообразующим остановочным пунктам. Данное направление перенасыщено альтернативными маршрутами. имеющими значительный запас общей провозной способности, что приводит к нерациональности эксплуатации транспортных средств маршрута N 85.
Свидетельство об осуществлении перевозок по автобусному маршрут N 85 серия 000001 N 000056 от 01.01.2018 выдано Департаментом в соответствии с частью 4 статьи 39 Закона N 220-ФЗ и абзацем 3 статьи 4.3 Закона Краснодарского края от 07.07.99 N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае" (действовавшего на момент выдачи свидетельства) на основании ранее заключённого с Обществом договора на право осуществления перевозок по автобусному маршрут N85 и ранее выданных карт маршрута N85 серия 000001 NN002007-002021 без проведения открытого конкурса. Специальная норма, предусматривающая переходные положения, допускает при принятии решения об отмене маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдано свидетельство в порядке части 4 статьи 39 Федерального закона N220-ФЗ, условие по извещению перевозчика за 180 дней до вступления такого решения в силу. Общество, получив 20.06.2019 уведомление об отмене автобусного маршрута N85, как до подачи в суд, так и после его подачи, не обращалось в Департамент о несогласии с планируемой отменой с 31.12.2019 автобусного маршрута N 85, что указывает на злоупотребление Обществом правом.
Суд первой инстанции фактически не применил положения постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 14.06.2019 N 2588 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 26.09.2016 N 4541 "Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в границах муниципального образования город Краснодар на 2016 - 2020 годы", без учёта переходных положений, предусмотренных статьёй 39 Федерального закона N 220-ФЗ.
Департамент в своей апелляционной жалобе указывает на то, что Администрация и Департамент по рассматриваемому предмету спора не могут быть процессуальными соучастниками, ввиду отсутствия охвата предметом спора прав и обязанностей администрации муниципального образовании город Краснодар и издаваемых ею муниципальных правовых актов. Оспариваемый Приказ N 102 не является правовым актом Администрации, что безусловно свидетельствует об отсутствии в деле у Администрации и Департамента спора об общих правах и обязанностях либо об однородных правах и обязанностях, а также отсутствии в настоящем деле одного основания для их прав и обязанностей. Привлечение судом Департамента к участию в деле в качестве соответчика без выяснения согласия на то Общества, повлекло неправильное рассмотрение дела N А32-53730/2019, а также является неисполнением указаний суда кассационной инстанции, содержащихся в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.04.2021 по делу N А32-53730/2019.
Судом первой инстанции Обществу восстановлен срок на обжалование при отсутствии на то уважительных причин его пропуска. Вместе с тем, ходатайство о восстановлении пропущенного срока для заявления требований непосредственно к Департаменту Общество не заявляло. Следовательно, суд первой инстанции, не произведя замену ненадлежащего ответчика, восстановил пропущенный срок по требованию Общества к Департаменту (который в качестве ответчика истцом не заявлялся) в отсутствие соответствующего ходатайства.
Судом первой инстанции неверно установлены обстоятельства дела. Удовлетворил требования Общества, суд основывался на положениях Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой именно несогласование с перевозчиком, которому выдано свидетельство, меньших сроков по отмене маршрута, чем предусмотрено в свидетельстве, обязывает уполномоченный орган принимать решение об отмене маршрута только после окончания срока действия такого свидетельства. Однако, после официального получения уведомления об отмене маршрута N 85, а именно с 20.06.2019 и до обращения с заявлением в суд Общество не обращалось в Департамент о несогласии с отменой с 31.12.2019 маршрута N 85.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Администрация, Общество, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество представило отзыв на апелляционные жалобы Администрации и Департамента, в которых просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Апелляционный суд приобщил отзывы к материалам дела.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Администрации и Общества, надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица и осуществляет регулярные пассажирские перевозки в границах муниципального образования город Краснодар (вид транспортного средства - автобус) по муниципальному маршруту регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар N 85 (ул. Калинина - ул. Тепличная) на основании свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 000001 N000056 с 01.01.2018 по 31.12.2022.
Департаментом проводились исследования пассажиропотока маршрутнотранспортной сети муниципального образования город Краснодар в период 10.11.2018-19.11.2018, 25.03.2019-08.04.2019.
14.06.2019 Администрацией вынесено постановление N 2588 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 26.09.2016 N 4541 "Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в границах муниципального образования город Краснодар на 2016-2020 годы", которым предусмотрена отмена с 31.12.2019 муниципального маршрута регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар (вид транспортных средств - автобус) N85 (ул. Калинина - ул. Тепличная).
Департаментом проводилась оптимизации маршрутной сети общественного транспорта муниципального образования город Краснодар в рамках исполнения постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 26.09.2016 N 4541 "Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в границах муниципального образования город Краснодар на 2016-2020 годы" (далее - Документ планирования), целью которой является уменьшение транспортной нагрузки на основные магистральные улицы города Краснодара за счёт проведения мероприятий, направленных на снижение дублирования маршрутов и обеспечения приоритетных условий движения общественного транспорта большой вместимости (включая трамвайные и троллейбусные маршруты).
19.06.2019 Департамент издал Приказ N 102, которым, в том числе был отменён с 31.12.2019 муниципальный маршрут регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар (вид транспортных средств - автобус) N 85 (ул.Калинина-ул.Тепличная).
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что апелляционные жалобы подлежали удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 1 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
Таким образом, суд вправе восстановить пропущенный срок на основании заявленного ходатайства с обоснованием причин его пропуска, если признаёт причины пропуска срока уважительными.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому право оценки уважительности указанных стороной причин пропуска срока принадлежит суду. К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка. Лицо, ходатайствующее о восстановлении пропущенного срока, должно не только указать причины его пропуска, но и представить суду доказательства того, что заявитель не имел возможности совершить соответствующее процессуальное действие в установленный законом срок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.04.2007 N 271-О-О, положение части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлено на защиту конституционных прав граждан и не предполагает произвольного её применения судами при решении вопросов о порядке исчисления установленного в ней срока, а также восстановления пропущенного срока подачи заявления.
Как следует из материалов дела с заявлением о признании недействительным Приказа N 102 Общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края 18.11.2019.
В качестве обоснования ходатайства о восстановлении процессуального срока, Общество указывает на длительную болезнь директора Общества в период с 25.06.2019 по 04.10.2019, а также необходимость согласования с директором Общества вопроса обращения в суд с заявлением, отсутствие которого и явилось пропуском процессуального срока.
Стороны не отрицают, что директор Общества с 25.06.2019 по 12.08.2019 находился на стационарном лечении, а в последствии на реабилитации до 04.10.2019.
Апелляционным судом установлено, что течение процессуального срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации начато с 20.06.2019, следовательно, окончание срока 21.09.2019.
Согласно материалам дела решением N 3 единственного участника Общества - С.Г. Чарковым от 15.01.2018, был введён запрет на принятие самостоятельных решений, в том числе о направлении исковых заявлений. Доказательства отмены, или изменения, указанного решения в материалы дела не представлены.
При этом, 20.06.2019 директор Общества выдана доверенность на имя И.С. Чаркова, сроком на три года для представления интересов Общества в Арбитражном суде Краснодарского края со всеми процессуальными правами, которые предоставлены законному представителю юридического лица, в том числе с правом подписания и подачи искового заявления в суд, в том числе с правом передоверия.
Доказательства невозможности реализации процессуального права Общества на оспаривание Приказа N 102 в период с 20.06.2019 по 21.09.2019, в материалы дела не представлены.
Доказательства приостановления деятельности Общества в период 25.06.2019 по 04.10.2019 в виду отсутствия руководителя исполнительного органа, либо возложение исполнение обязанностей руководителя исполнительного органа на иное лицо, Обществом в материалы дела не представлены. Такие основания не исследовались судом первой инстанции.
Решение суда первой инстанции не содержит указание какие именно основания, признанные судом уважительными, послужили для восстановления Обществу процессуального срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом, в силу позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении Определение Конституционного Суда РФ от 16.01.2007 N 234-О-П "По жалобе открытого акционерного общества "Нижнекамскнефтехим" на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей 2 и 4 статьи 117 и части 2 статьи 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", пропуском Обществом процессуального срока более чем на 1 месяц, апелляционный суд считает восстановление судом первой инстанции Обществу процессуального срока направлено на гарантированное право на судебную защиту на основе состязательности и равноправия сторон, при отсутствии, в данном случае, иной возможности оспаривания Обществом ненормативного правового акта.
С учётом изложенного, апелляционный суд пришёл к выводу о наличии, в данном случае, оснований для восстановления Обществу процессуального срока на оспаривание Приказа N 102.
Довод Департамента о том, что в силу привлечения его к участию в качестве заинтересованного лица, в отношении требований к Департаменту суд не оценивал соблюдение Обществом процессуального срока, апелляционный суд находит основанным на неверном толковании норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В данном случае, судом был решён вопрос о восстановлении Обществу процессуального срока на оспаривание Приказа N 102, что является достаточным для производства по делу, в связи с чем, исчисление такого срока в отношении к каждому частнику по делу, нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусматривают.
Довод Департамента о том, что его привлечение к участию в деле в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без выяснения воли Общества, не соответствует требования процесса и указаниям суда кассационной инстанции, апелляционный суд находит необоснованным.
Согласно материалам дела, предметом спора является оценка соответствия Приказа N 102 нормам права и установления нарушения таким ненормативным правовым актом прав и законных интересов Общества.
Частью 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при подготовке дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, арбитражный суд может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим.
Оспариваемый ненормативный акт был издан непосредственно Департаментом, то в силу положений части 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела в отсутствии Департамента не представлялось возможным.
При этом, само Общество не выразило несогласия о привлечении Департамента к участию в деле в качестве заинтересованного лица, что указывает на его согласие с процессуальными действиями суда.
Частью 4 статьи 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N220-ФЗ) установлено, что подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а в случае, если соответствующим актом предусмотрены мероприятия по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, - в порядке, установленном соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные маршруты.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.
Статьёй 12 Федерального закона N 220-ФЗ установлено, что порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учётом положений настоящего Федерального закона:
- в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя либо муниципальными нормативными правовыми актами;
- в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение срока действия такого свидетельства решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута по инициативе установивших его уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства.
В течение шестидесяти дней со дня принятия уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления предусмотренного частью 3 настоящей статьи решения об изменении муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым выданы свидетельства об осуществлении перевозок по данным маршрутам, обязаны обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления с заявлениями о продлении действия таких свидетельств и карт данных маршрутов на следующий срок в соответствии с принятым решением. Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются отмененными со дня исключения сведений о данных маршрутах соответственно из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок.
Пунктом 4 Порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа в границах муниципального образования город Краснодар, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 02.11.2016 N 5280 (далее - Порядок N 5280), определено, что решение об установлении, изменении маршрута регулярных перевозок, изменении маршрутных графиков на маршрутах регулярных перевозок принимается департаментом транспорта на основании:
- потребности населения в перевозках, подтвержденной обследованием пассажиропотока, с учётом технико-экономического обоснования целесообразности их установления (в том числе при введении в эксплуатацию новых жилых зон и массивов или их сносе, изменении дорожной и градостроительной ситуации, создании либо ликвидации крупных предприятий торговли, медицинских учреждений, спортивных объектов, баз отдыха и иных социально значимых и культурных объектов), возможности обеспечения безопасных условий перевозки;
- обоснованных предложений органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества;
- обращений физических лиц или коллективных обращений физических лиц по существу настоящего Порядка в рамках постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 10.02.2015 N 915 "О порядке рассмотрения обращений граждан в администрации муниципального образования город Краснодар".
Согласно пункту 10 Порядка N 5280, решение об установлении, изменении маршрута регулярных перевозок, изменении маршрутных графиков на маршруте регулярных перевозок может приниматься Департаментом по собственной инициативе, на основании следующих документов:
- в случае установления маршрута регулярных перевозок - согласно подпунктам "б", "в" пункта 6, подпунктам "б", "е", "и" пункта 6.1 раздела II настоящего Порядка, в случае изменения маршрута регулярных перевозок - согласно подпункту "б" пункта 7, подпунктам "д", "е" пункта 7.1 раздела II настоящего Порядка;
- в случае изменения маршрутных графиков на маршруте регулярных перевозок - согласно подпункту "б" пункта 8, подпункту "г" пункта 8.1 раздела II настоящего Порядка.
При этом пунктом 11 Порядка N 5280 установлено, что в целях подготовки решения об установлении, изменении маршрута регулярных перевозок Департамент организует комиссионное обследование маршрутов регулярных перевозок.
Комиссия по обследованию муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар (далее - Комиссия) осуществляет свою деятельность на основании Положения о комиссии по обследованию муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
По результатам комиссионного обследования маршрутов регулярных перевозок комиссией составляется акт комиссионного обследования муниципального маршрута регулярных перевозок согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
В соответствии с пунктом 12 Порядка N 5280 по итогам рассмотрения заявления об установлении, изменении маршрута регулярных перевозок, изменении маршрутных графиков на маршруте регулярных перевозок и приложенных к нему документов в соответствии с пунктами 6.1, 7.1, 8.1 раздела II настоящего Порядка Департаментом в срок, не превышающий тридцати дней со дня приема заявления и приложенных к нему документов принимается решение:
- об установлении, изменении маршрута регулярных перевозок, изменении маршрутных графиков на маршруте регулярных перевозок. При этом в случае принятия решения об изменении маршрутных графиков на маршруте регулярных перевозок класс транспортных средств на дополнительные маршрутные графики определяется с учетом: характеристик транспортных средств, влияющих на качество регулярных перевозок, если такие характеристики предусмотрены муниципальным контрактом, требованиями к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам либо конкурсной заявкой юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества; изменений пассажиропотока на маршруте регулярных перевозок, исключающих использование транспортных средств с превышением номинальной вместимости; вместимости используемых транспортных средств;
- об отказе в установлении, изменении маршрута регулярных перевозок, изменении маршрутных графиков на маршруте регулярных перевозок.
Пунктом 15 Порядка N 5280 определено, что в случае принятия решения об установлении, изменении маршрута регулярных перевозок, изменении маршрутных графиков на маршруте регулярных перевозок департамент транспорта в течение трех рабочих дней со дня принятия решения вносит сведения об установлении, изменении маршрута регулярных перевозок, изменении маршрутных графиков на маршруте регулярных перевозок в реестр.
Вместе с тем пункты 16.1, 16.2 Порядка N 5280 предусматривают, что если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, в течение срока действия такого свидетельства решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута регулярных перевозок по инициативе департамента транспорта принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства.
В течение шестидесяти дней со дня принятия Департаментом предусмотренного пунктом 16.1 раздела II настоящего Порядка решения об изменении маршрута регулярных перевозок юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым выданы свидетельства об осуществлении перевозок по данным маршрутам, обязаны обратиться в департамент транспорта с заявлениями о продлении действия таких свидетельств и карт данных маршрутов на следующий срок в соответствии с принятым решением.
Согласно пункту 18 Порядка N 5280 предложения по отмене маршрута регулярных перевозок могут вноситься в Департамент органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченным участником договора простого товарищества.
В соответствии с пунктом указанного выше Порядка N 5280 основанием для отмены маршрута регулярных перевозок является:
- отсутствие потребности населения в перевозках (отсутствие устойчивого пассажиропотока), если количество пассажиров, следующих из начального в конечный остановочный пункт составляет менее 25 процентов от вместимости транспортного средства;
- мероприятия по развитию маршрутов регулярных перевозок с учетом разработанной мультимодальной транспортной модели для определения объема пассажиропотоков и оптимизации маршрутной сети общественного транспорта муниципального образования город Краснодар.
- отсутствие возможности обеспечить безопасность движения на маршруте регулярных перевозок;
- получение от государственных или судебных органов соответствующего предписания (вступившего в законную силу решения) об отмене маршрута регулярных перевозок;
- расторжение договора, наличие которого явилось основанием для выдачи юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю карт маршрута регулярных перевозок в соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ до окончания их срока действия, либо это юридическое лицо или этот индивидуальный предприниматель отказались от осуществления регулярных перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок;
- признание несостоявшимся открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс) в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе не подано ни одной такой заявки или по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе все такие заявки были признаны не соответствующими требованиям конкурсной документации.
Пунктами 20, 21, 23 Порядка N 5280 определено, что принятие решения об отмене маршрута регулярных перевозок и обоснование целесообразности его принятия осуществляется Департаментом на основании следующих документов:
- актов обследования пассажиропотока (листов опроса населения) в случае отмены маршрута регулярных перевозок по подпункту "а" пункта 19 раздела III настоящего Порядка;
- заключения об оптимизации маршрутной сети общественного транспорта муниципального образования город Краснодар (подготовленного по результатам данных, разработанных мультимодальной транспортной моделью) в случае отмены маршрута регулярных перевозок по подпункту "б" пункта 19 раздела III настоящего Порядка;
- акта обследования дорожных условий маршрута регулярных перевозок в случае отмены маршрута регулярных перевозок по подпункту "в" пункта 19 раздела III настоящего Порядка;
- предписания (вступившего в законную силу решения) об отмене маршрута регулярных перевозок полученного от государственных или судебных органов в случае отмены маршрута регулярных перевозок по подпункту "г" пункта 19 раздела III настоящего Порядка.
Решение об отмене маршрута регулярных перевозок может быть принято в случае, если в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута, в соответствии с Федеральным законом N 220-ФЗ.
Департамент транспорта обязан уведомить об указанном решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту регулярных перевозок, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, в рамках исполнения постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 26.09.2016 N 4541 "Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в границах муниципального образования город Краснодар на 2016-2020 годы" (далее - Документ планирования), Департаментом проводилась оптимизация маршрутной сети общественного транспорта муниципального образования город Краснодар.
Основными целями оптимизации маршрутной является уменьшение транспортной нагрузки на основные магистральные улицы города Краснодара за счёт проведения мероприятий, направленных на снижение дублирования маршрутов и обеспечения приоритетных условий движения общественного транспорта большой вместимости (включая трамвайные и троллейбусные маршруты).
Документ планирования в редакции от 26.09.2016 не предусматривал отмену и изменение спорных маршрутов, в связи с чем Обществу были выданы свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 000001 N 000056 сроком действия до 2022 года.
Вместе с тем 14.06.2019 администрацией муниципального образования город Краснодар вынесено постановление N 2588 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 26.09.2016 N 4541 "Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в границах муниципального образования город Краснодар на 2016-2020 годы", которым предусмотрена отмена с 31.12.2019 муниципального маршрута регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар (вид транспортных средств - автобус) N 85 (ул. Калинина - ул. Тепличная).
Согласно части 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданные без проведения открытого конкурса на основании заключенных с органом местного самоуправления договоров об осуществлении регулярных перевозок, и новые карты маршрута регулярных перевозок (часть 4 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ) выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи.
Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее, чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения в силу.
Таким образом, в вышеуказанной норме законодатель установил, что, если документом планирования, принятым до даты выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту, запланировано изменение, либо отмена данного маршрута то свидетельства об осуществлении перевозок могут выдаваться до указанной в документе планирования даты, то есть на срок менее пяти лет.
Наряду с этим, законодатель предусмотрел обязанность административного органа уведомить перевозчика об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее, чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения в силу.
Вышеуказанная правовая позиция также согласуется с частью 5 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ, которой предусмотрено, что продление указанных свидетельства и карт данного маршрута на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена маршрута регулярных перевозок.
При этом необходимо отметить, что по правовой природе, в части оснований для отмены, замены (изменения маршрута следования), свидетельства об осуществлении регулярных перевозок, выданные по результатам открытого конкурса, ни чем не отличаются от свидетельств об осуществлении регулярных перевозок, выданных без проведения открытого конкурса на основании заключенных с органом местного самоуправления договоров об осуществлении регулярных перевозок.
Вышеуказанное подтверждается частью 5.1 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ, предусматривающей, что действие выданных в порядке, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута продлевается в том же порядке, который предусмотрен для свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок, выданных по результатам открытого конкурса.
В материалы дела представлены исследования пассажиропотока маршрутно-транспортной сети муниципального образования город Краснодар в период с 10.11.2018 по 19.11.2018 и в период с 25.03.2019 по 08.04.2019, проведённое Федеральным государственным образовательным учреждением высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (далее - НИУ ВШЭ) в рамках заключённого муниципального контракта от 11.12.2017 N 35 ИКЗ 173231013302923100100100100017111244 на выполнение научно-исследовательских работ для муниципальных нужд муниципального образования город Краснодар, предметом которого является выполнение научно-исследовательской работы "Разработка программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, комплексных схем организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом и комплексных схем организации дорожного движения в границах муниципального образования город Краснодар".
Основными целями оптимизации маршрутной сети муниципального образования город Краснодар является уменьшение транспортной нагрузки на основные магистральные улицы города Краснодара за счёт проведения мероприятий, направленных на снижение дублирования маршрутов и обеспечения приоритетных условий движения общественного транспорта большой вместимости (включая трамвайные и троллейбусные маршруты).
НИУ ВШЭ было установлено, что в исследуемый период в области транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город Краснодар произошли определённые изменения, приведшие к возникновению ряда серьёзных проблем в организации регулярных перевозок, в том числе: перенасыщение парка подвижного состава пассажирского автомобильного транспорта транспортными средствами малого класса, что является причиной несоответствия организации регулярных перевозок уровню потребности населения муниципального образования город Краснодар в перевозках транспортными средствами большого класса, а также совпадение участков путей следования большинства троллейбусных и автобусных маршрутов, что приводит к концентрации большого количества транспортных средств на одних направлениях, неэффективному использованию улично-дорожной сети и снижению безопасности перевозок.
По итогам научно-исследовательской работы НИУ ВШЭ разработана мультимодальная модель по организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом, предусматривающая оптимизацию маршрутной сети муниципального образования город Краснодар.
Итоги научно-исследовательской работы получили оценку независимой экспертизы, проведённой Федеральным автономным учреждением "Российский дорожный научно-исследовательский институт", по итогам которой дано положительное заключение в отношении указанных мероприятий.
Департаментом было проведено дополнительное обследование пассажиропотоков на маршрутах в период с 25.03.2019 по 08.04.2019 путём комбинированного использования визуального (глазомерного) и анкетного методов обследования пассажиропотоков.
Целью мероприятия по отмене автобусного маршрута N 85 явилась разгрузка улично-дорожной сети и инфраструктуры остановочных пунктов вдоль прохождения трассы указанного автобусного маршрута со смешанным подвижным составом (12 единиц малого класса, 3 единицы среднего класса).
Согласно схеме движения маршрута N 85, он соединяет два населённых пункта: посёлок Российский и посёлок Кирпичного завода, что приводит к значительному увеличению протяжённости автобусного маршрута с высоким процентом наложения его на пути следования городских троллейбусных и автобусных маршрутов, на которых эксплуатируется подвижной состав большей вместимости и с лучшими техническими характеристиками.
Обследование пассажиропотока, проведённого анкетным методом, указало на отсутствие потребности в регулярных перевозках пассажиров от ул. Тепличной до посёлка Кирпичного завода (ни один из пассажиров не заявил, что совершает поездку от одного конечного остановочного пункта до другого). Большинство жителей посёлка Кирпичного завода и посёлка Российского заявили, что осуществляют поездки на автобусном маршруте N 85 с одной пересадкой, то есть фактически используют его в качестве "подвозного" к основным пассажирообразующим остановочным пунктам, в том числе:
от посёлка Кирпичного завода подавляющее большинство пассажиров на автобусном маршруте N 85 осуществляют поездки до остановочных пунктов "Микрохирургия глаза" и "Бальнеолечебница" для совершения пересадок на другие автобусные и троллейбусные маршруты;
от ул.Тепличной посёлка Российского подавляющее большинство пассажиров на автобусном маршруте N 85 едут до остановочных пунктов, расположенных по ул.Российской, для осуществления пересадок на другие автобусные маршруты, а также до остановочного пункта "ул. Московская" - для осуществления пересадки на трамвайные маршруты.
Указанные направления перемещения пассажиров перенасыщены альтернативными маршрутами, имеющими значительный запас общей провозной способности, что приводит к нерациональной эксплуатации транспортных средств. В том числе: от посёлка Кирпичного завода до остановочных пунктов "Микрохирургия глаза" и "Бальнеолечебница" осуществляют движение автобусные маршруты:
- N 138А "Бальнеолечебница - садоводческое товарищество "Берег Кубани" (далее - N 138А);
- N 155А "Бальнеолечебница - садоводческое товарищество "Кубанская Нива" (далее - N 155А);
- 166А "Бальнеолечебница садоводческое товарищество "Градостроитель" (далее - N 166А);
- 174А "Бальнеолечебница - садоводческое товарищество "Речник" (далее -N 174А).
Также по данным обследования пассажиропотока анкетным методом, проведённого на остановочном пункте "Посёлок Кирпичного завода" было установлено, что наиболее приоритетным направлением перемещения жителей указанного посёлка является центральная часть города Краснодара (район пересечения ул.Северной с ул.Октябрьской и с ул.Красной), которое обеспеченно автобусными маршрутами: N 11 OA "Центральный колхозный рынок - станица Елизаветинская" (далее - N 11 OA); N 131А "Центральный колхозный рынок - посёлок Белозёрный" (далее -N 131А).
Пути следования всех вышеперечисленных автобусных маршрутов проходят через остановочные пункты "ул. им. Вавилова", "Электростанция", "Микрохирургия глаза", "ул. Сочинская", "Детская инфекционная больница", то есть обеспечивают беспересадочное сообщение с медицинскими центрами, расположенными по ул. Красных Партизан.
В ходе проведения обследования пассажиропотока было выявлено, что подавляющее большинство жителей посёлка Кирпичного завода для осуществления поездок на общественном транспорте используют оборудованный остановочный пункт, расположенный на трассе (непосредственно с конечного остановочного пункта автобусного маршрута N 85, расположенного на территории посёлка, в 90% случаев транспортные средства отъезжали без пассажиров).
Безопасность перехода на противоположную сторону дороги обеспечивает подземный пешеходный переход, который соответствует требованиям ГОСТ 32944-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования" (далее - ГОСТ), имеет освещение, а также обустроенные пешеходные подходы к оборудованному остановочному пункту.
В ходе обследования пассажиропотока, проведённого на ул.Тепличной и ул.Российской, было установлено, что наиболее приоритетными направлениями перемещения жителей данного района являются направления к ул. им. 40-летия Победы, ул.Восточно-Кругликовской, ул. им.Филатова, а наиболее востребованными маршрутами являются автобусные маршруты N 58 "Комсомольский микрорайон - посёлок Берёзовый" и N 96 "Центральный колхозный рынок - городская психиатрическая больница" (остановочные пункты указанных маршрутов расположены по ул.Российской).
Транспортное обслуживание жителей посёлка Российского осуществляется ещё 4 автобусными маршрутами: N 36 "Центральный колхозный рынок - ул. им. Комарова В.М." (далее - N 36); N 42 "Юбилейный микрорайон - ул. Ратной Славы" (далее - N 42); N 48 "ул. им. Комарова В.М. - ул. Гидростроителей" (далее - N 48); N 51 "ул. им. Дмитрия Благоева - ул. им. Академика Королёва" (далее - N 51).
По указанным маршрутам в часы максимальных пиковых нагрузок работает 76 автобусов с общей максимально возможной мощностью пассажиропотока (провозной способностью) более 850 человек за один час. Дальность пешеходных подходов от границ жилых комплексов посёлка Российского до остановочных пунктов указанных автобусных маршрутов не превышает установленных требованиями ГОСТ.
Например, на расстоянии менее 200 метров от места проживания Крупской Е.В (ул. 2-я Тверская, 18) расположен остановочный пункт автобусных маршрутов N 36, N 42, N 48 и N 51, которые обеспечивают беспересадочное сообщение до большинства объектов, перечисленных в обращении Крупской Е.В, а также позволяют осуществлять поездки общественным транспортом до ряда крупных пассажирообразующих остановочных пунктов, а также до любого объекта, расположенного в границах муниципального образования город Краснодар, с количеством пересадок не более двух.
Другие участки автобусного маршрута N 85 также обеспечены альтернативными маршрутами, на которых эксплуатируется подвижной состав большей вместимости и с лучшими техническими характеристиками
Результаты научно-исследовательской работы НИУ ВШЭ и проведённое Департаментом обследование пассажиропотока, явились основанием для принятия оспариваемого Приказа N 102.
Порядок N 5280 определяет общие положения о принятии административным органом соответствующих решений с учётом положений части 3 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ, предусматривающих, что, если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение срока действия такого свидетельства решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута по инициативе установивших его уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления принимается не позднее, чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства.
Частью 1 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ установлены обстоятельства, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства.
Таким образом, при наличии хотя бы одного из указанных в части 1 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ обстоятельств уполномоченный орган власти или орган местного самоуправления обязаны прекратить действие свидетельства.
Согласно положениям Федерального закона N 220-ФЗ маршрут регулярных перевозок считается измененным соответственно со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ сведений о данных маршрутах в реестре маршрутов регулярных перевозок.
Указанные в пунктах 3 - 11 части 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ сведения являются параметрами муниципального маршрута регулярных перевозок.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ в реестре указывается вид регулярных перевозок, то представляется, что изменение вида регулярных перевозок является изменением маршрута регулярных перевозок.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, установившие муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок, в отношении которых принято решение об изменении вида регулярных перевозок, обязаны уведомить об этом решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение срока действия такого свидетельства решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута по инициативе установивших его уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства.
Таким образом, решение об изменении маршрута в виде изменения вида перевозок, или если изменение вида перевозок является одним из изменяемых параметров может быть принято не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу, вне зависимости от согласования меньших сроков с перевозчиком.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих реализации положений части 3 статьи 12 Федерального закона N 220-ФЗ, Обществом в материалы дела не представлены.
С учётом изложенного апелляционный суд пришёл к выводу о том, что избранный Департаментом способ изменении муниципального маршрута N 85 регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар, не противоречит положениям Федерального закона N 220-ФЗ и не нарушает прав и законных интересов Общества.
В силу предмета требований Общества и представленных доказательств, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что удовлетворив требования Общества, суд первой инстанции не дал оценку требованиям, предъявленным непосредственно к Администрации.
В силу положений части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исковое заявление должно содержать, в частности: требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них (пункт 4); обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства (пункт 5).
Заявление Общества не содержит требований, предъявляемых непосредственно к Администрации, а также обстоятельств на которых основаны такие требования.
Правом, предоставленным статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части уточнения требований по отношении к Администрации, Обществом не воспользовалось.
Таким образом, Обществом фактически не были сформированы требования к Администрации, в связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований Общества в указанной части.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришёл к выводу о том, что требования Общества не подлежали удовлетворению.
Согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются, кроме прочего, нарушение или неправильное применение норм материального права.
С учётом изложенного, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2021 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований Общества.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Департамент и Администрация освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб.
При этом, Обществом при обращении с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края, по платёжному поручению от 12.11.2019 N 212 произведена уплата государственной пошлины в размере, установленном статьёй 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации - в размере 3000 рублей.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб., с учётом изложенного, подлежат отнесению на Общество.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края суда от 26.12.2020 было приостановлено действие приказа Департамента от 19.06.2019 N 102 "Об отмене и изменении муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар" в части отмены с 31.12.2019 муниципального маршрута регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар (вид транспортных средств-автобус) N 85 (ул. Калининаул. Тепличная) до вступления в законную силу решение суда.
Лица, участвующие в деле, не выразили процессуальной воли в порядке статьи 97 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.08.2021 по делу N А32-53730/2019 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Магистраль" (ИНН 2311074986, ОГРН 1042306426458) отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-53730/2019
Истец: ООО "Магистраль"
Ответчик: Администрация МО г. Краснодар, Администрация муниципального образования города Краснодар
Третье лицо: Департамент транспорта и дорожного хозяйства Администрации МО г. Краснодар, Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-570/2022
02.12.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18026/2021
16.08.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-53730/19
08.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2834/2021
22.01.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18387/20
16.09.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-53730/19
29.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4321/20
13.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1478/20