город Омск |
|
14 декабря 2021 г. |
Дело N А81-6500/2021 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.Е.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12476/2021) акционерного общества "Единый расчетно-информационный центр ЯНАО" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.10.2021 по делу N А81-6500/2021 (судья Кустов А.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению акционерного общества "Единый расчетно-информационный центр ЯНАО" (ИНН 8901025439, ОГРН 1118901002164, адрес: 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Броднева, д. 55) к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу в Пуровском, Красноселькупском районах (адрес: 629850, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Тарко-Сале, мкр. Комсомольский, д. 13), при участии в деле в качестве заинтересованных лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901016427, ОГРН 1058900002908, адрес: 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Титова, 10), прокурора Пуровского района, об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 12.07.2021 N110,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Единый расчетно-информационный центр ЯНАО" (далее - АО "ЕРИЦ ЯНАО", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу в Пуровском, Красноселькупском районах (далее - территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ЯНАО, административный орган) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 12.07.2021 N 110.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление Роспотребнадзора по ЯНАО, Управление), прокурор Пуровского района.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.10.2021 по делу N А81-6500/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "ЕРИЦ ЯНАО" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что обязанность исполнителя предоставлять информацию в трехдневный срок распространяется только на обращения по вопросам качества предоставления коммунальных услуг, а также для получения информации об объемах потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
От АО "ЕРИЦ ЯНАО" поступили дополнения к апелляционной жалобе, в которых общество обращает внимание на неверную квалификацию вменяемого административного правонарушения.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу с дополнениями, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Пуровского района на основании решения о проведении проверки от 02.06.2021 N 207 по обращению Касими Х.Н.о. проведена проверка исполнения представительством АО "ЕРИЦ ЯНАО" в Пуровском районе требований законодательства при оказании коммунальных услуг потребителем.
Проверкой установлено, что 22.04.2021 в филиал АО "Ямалкоммунэнерго" в Пуровском районе "Тепло" поступило письменное обращение Касими Х.Н.о.
Между АО "ЕРИЦ ЯНАО" (агент) и АО "Ямалкоммунэнерго" (принципал) заключен договор от 02.12.2019 N ЯК-29-10-19 на оказание услуг/работ/энергоресурсов.
Пунктом 1.1.6 и 2.1.10 договора от 02.12.2019 N ЯК-29-10-19 определено, что агент осуществляет взаимодействие в интересах принципала в пределах, определенных договором, с потребителем принципала на соответствующий территории деятельности агента по вопросам, относящимся к предмету настоящего договора, в том числе ведение переписки с потребителями по вопросам, отнесенным к компетенции агента в соответствии с условиями договора в порядке, предусмотренном в регламенте взаимодействия между АО "Ямалкоммунэнерго" и АО "ЕРИЦ ЯНАО" по исполнению агентского договора.
Обращение Касими Х.Н.о. 27.04.2021 перенаправлено для рассмотрения в представительство - АО "ЕРИЦ ЯНАО".
Прокуратурой Пуровского района установлено, что в нарушение подпункта "к" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), ответ на обращение Касими Х.Н.о. от 22.04.2021 сотрудниками АО "ЕРИЦ ЯНАО" не направлялся.
Ответ направлен 08.06.2021 врио директора филиала АО "Ямалкоммунэнерго" в Пуровском район "Тепло" за исх. N 7.01-04.1-2021/1437.
Заместителем прокурора Пуровского района постановлением от 01.07.2021 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 3 указанного постановления материалы проверки направлены в Управление Роспотребнадзора по ЯНАО для рассмотрения по существу.
Рассмотрев 12.07.2021 указанные материалы дела об административном правонарушении, врио начальника Управления Роспотребнадзора по ЯНАО вынесено постановление о назначении административного наказания от 12.07.2021 N 110, в соответствии с которым АО "ЕРИЦ ЯНАО" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5200 руб.
Не согласившись с постановлением Управления Роспотребнадзора по ЯНАО от 12.07.2021 N 110, АО "ЕРИЦ ЯНАО" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
06.10.2021 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
В силу части 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч руб.
Объективную сторону данного административного правонарушения образуют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
Под потребителем в силу Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Право потребителя на получение необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) товара, режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) установлено статьями 8, 10 Закона N 2300-1.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила N 354, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно абзацу 7 пункта 2 Правил N 354 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В абзаце 9 пункта 2 Правил N 354 установлено, что коммунальные услуги представляют собой осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В силу подпункта "к" пункта 31 Правил N 354 на исполнителя возложена обязанность вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.
Как указано выше, 22.04.2021 в филиал АО "Ямалкоммунэнерго" в Пуровском районе "Тепло" поступило письменное обращение Касими Х.Н.о., перенаправленное 27.04.2021 для рассмотрения в представительство - АО "ЕРИЦ ЯНАО". В обращении Касими Х.Н.о. просил принять меры по перерасчету платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия потребителя.
Судом первой инстанции установлено, что ответ на обращение гражданина Касими Х.Н.о. от 22.04.2021 направлен обществом с нарушением установленного подпунктом "к" пункта 31 Правил N 354 трехдневного срока - 08.06.2021.
В апелляционной жалобе АО "ЕРИЦ ЯНАО" обоснованно обратило внимание на то, что обязанность исполнителя предоставлять информацию в трехдневный срок распространяется только на обращения по вопросам качества предоставления коммунальных услуг, а также для получения информации об объемах потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
При этом согласно пункту "д" пункта 3 Правил N 354 одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Требования к качеству коммунальных услуг содержатся в приложении N 1 "Требования к качеству коммунальных услуг" к Правилам N 354.
Исходя из приложения N 1 к Правилам N 354, под качеством коммунальных услуг подразумевается подача коммунальных услуг бесперебойно и круглосуточно, с нормативно определенной температурой и давлением, при соответствии свойств поставляемых коммунальных ресурсов требованиям законодательства (например, соответствие жесткости воды нормативу).
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что требование Касими Х.Н.о о перерасчете коммунальных платежей за период временного отсутствия потребителя не относилось к обращению о качестве коммунальных услуг, поскольку оно не содержало жалоб на несоответствие коммунальных услуг требованиям качества по температуре, давлению, нарушение бесперебойности или круглосуточности поставки коммунальных услуг, несоответствие свойств поставляемых коммунальных ресурсов требованиям законодательства.
Таким образом, к обращению Касими Х.Н.о не подлежал применению сокращенный (3 рабочих дня) срок, установленный в подпункте "к" пункта 31 Правил N 354.
Между тем, признавая доводы общества об отсутствии события вменяемого административного правонарушения несостоятельными, суд апелляционной инстанции отмечает, что административная ответственность по части 1 статьей 14.8 КоАП РФ наступает в случае нарушения права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе и услуге.
Так, пунктом "б" пункта 33 Правил N 354 определено, что потребитель имеет право получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней).
Подпункт "г" пункта 33 Правил N 354 предоставляет потребителю право получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг;
На основании вышеизложенных положений АО "ЕРИЦ ЯНАО" обязано было направить ответ на обращение потребителя, при этом потребитель не может быть ограничен в предоставлении испрашиваемой информации.
Согласно статье 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения, либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода. В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства.
Таким образом, предоставление ответа на обращение потребителя по истечении более месяца со дня его поступления образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 14.8 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы о неверной квалификации вменяемого административного правонарушения со ссылкой на пункт 39 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020 (далее - Обзор), признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку в настоящем случае фактические обстоятельства дела отличны от обстоятельств, изложенных в пункте 39 Обзора.
Частью 1 статьи 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
В рассматриваемом случае запрошенная потребителем информация не является обязательной к предоставлению при оказании коммунальных услуг, а предоставляется по требованию потребителя, в связи с чем ответственность за такие действия (бездействие) заявителя наступает по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, проявлению осмотрительности при соблюдении Правил N 354, что свидетельствует о его пренебрежительном отношении к требованиям публичного порядка.
Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что факт наличия в действиях АО "ЕРИЦ ЯНАО" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 14.8 КоАП РФ, является установленным.
Соблюдение процедуры и срока привлечения к административной ответственности, а также наличие полномочий у административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности установлено судом первой инстанции и заявителем в апелляционной жалобе не оспаривается. Учитывая, что потребитель Касими Х.Н.о. неоднократно, с января 2021 года, обращался к исполнителю с вышеуказанным заявлением, наказание назначено административным органом в пределах санкции части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Оснований для назначения основного административного наказания ниже низшего предела (части 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ) либо для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ), равно как и для замены административного штрафа на предупреждение (статья 4.1.1 КоАП РФ), суд апелляционной инстанции не находит.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку данная категория дел государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.10.2021 по делу N А81-6500/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-6500/2021
Истец: АО "ЕДИНЫЙ РАСЧЕТНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ЯНАО"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу