город Ростов-на-Дону |
|
28 декабря 2021 г. |
дело N А53-32313/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
при участии:
от ООО "Клиника Эксперт Шахты": Семыниной Т.П. по доверенности N 08 от 30.09.2020;
от ТФОМС Ростовской области: Павлюковой О.В. по доверенности N 10 от 11.01.2021; Жуковой Т.Н. по доверенности N 79 от 11.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клиника Эксперт Шахты"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 01.03.2021 по делу N А53-32313/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Клиника Эксперт Шахты"
(ИНН 6155064992, ОГРН 1126182005454)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ростовской области
(ИНН 6164025975, ОГРН 1026103161028)
об оспаривании ненормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Клиника Эксперт Шахты" (далее - ООО "Клиника Эксперт Шахты", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ростовской области (далее - Фонд ОМС, фонд) о признании недействительными акта от 31.07.2020 по результатам комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.07.2018 по 30.06.2020 и требования от 11.08.2020 N 44 об устранении нарушений законодательства в сфере ОМС.
Решением суда от 01.03.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.05.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.09.2021 постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Суд кассационной инстанции указал, что из содержания обжалуемых судебных актов не представляется возможным установить, в чем конкретно выражается вмененное фондом обществу нарушение пропорционального распределения расходов; имеется только воспроизведение математических расчетов сумм, изложенных фондом в акте проверки от 31.07.2020. Не исследовано распределение расходов по кассовому методу, в то время как фондом взяты сведения из налоговой декларации общества по налогу на прибыль за 2019 год;
расчет произведен по методу начисления. Надлежит установить, какие конкретно эпизоды обжалуются обществом в суд апелляционной инстанции.
В отзыве на апелляционную жалобу Фонд ОМС просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Во исполнение определения Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021 от общества поступили пояснения, из которых следует, что апеллянт обжалует решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.03.2021 в части эпизода пропорционального распределения расходов.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку стороны не представили возражений в отношении проверки законности и обоснованности решения в обжалуемой части, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части в силу части 5 статьи 268 АПК РФ.
От общества также во исполнение определения от 25.11.2021 представлены письменные пояснения об определении размера процента общехозяйственных расходов в части ОМС и доходе в размере 5 253 921 руб., а также реестр исследований по предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представитель ООО "Клиника Эксперт Шахты" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители фонда возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв, после которого судебное разбирательство продолжено.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, суд установил следующее.
На основании приказа от 25.06.2020 N 09-291 (с изменениями от 16.07.2020 N 09-323), Фондом ОМС проведена плановая комплексная проверка использования средств ОМС в ООО "Клиника Эксперт Шахты" за период с 01.07.2018 по 30.06.2020.
В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в результате нарушения принципа пропорционального распределения расходов в зависимости от доли источника финансирования обществом допущено нецелевое использование средств ОМС на расходы по предпринимательской деятельности в размере 1 864 527 рублей, исполнительный директор общества Зенищева Д.С., осуществляющая контроль за деятельностью медицинской организации, не имеет медицинского образования и сертификата специалиста. Кроме того, фондом установлены расхождения данных, указанных в форме 14-ф ОМС "Сведения о поступлении и расходовании средств ОМС медицинскими организациями" за 2019 год, с данными бухгалтерского учета. В ходе проведения проверки также установлено, что согласно бухгалтерскому учету в 2019 году и в 1 полугодии 2020 года кассовые и фактические расходы по ОМС в части медикаментов и накладных затрат производились от общих сумм, указанных на счетах-фактурах, актах приема-передачи от 50% - 100%.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления фондом акта от 31.07.2020, согласно которому обществу предписано принять меры по восстановлению средств, использованных не по целевому назначению на общую сумму 1 864 527 рублей, и начисленных штрафных санкций в размере 10% - 186 452 рублей в бюджет фонда.
11.08.2020 Фондом ОМС в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) было выставлено требование об устранении нарушений законодательства в сфере ОМС и иных нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере ОМС (в том числе нецелевого использования средств ОМС) N 44 от 11.08.2020.
Не согласившись с вынесенными актом и требованием, ООО "Клиника Эксперт Шахты" обратилось в суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемыми актами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту.
При этом, отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Частью 6 статьи 14 Федерального закона N 326-ФЗ установлено, что средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки фондом установлено нецелевое использование средств ОМС в размере 1 864 527,00 рублей, выразившееся в совершении операций по расходованию целевых средств на расходы, не предусмотренные Территориальной программой ОМС и структурой тарифа на оплату медицинской помощи в системе ОМС, а именно: в результате нарушения принципа пропорционального распределения расходов в зависимости от доли источника финансирования ООО "Клиника Эксперт Шахты" допущено нецелевое использование средств ОМС на расходы по предпринимательской деятельности.
В силу части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Согласно пунктам 192 и 194 Приказа Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Правила ОМС) в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
К затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
В соответствии с пунктом 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов.
Из определения Конституционного Суда РФ от 24.11.2015 N 412-О можно сделать вывод, что распределение общехозяйственных расходов некоммерческой организации между разными видами деятельности (включая виды деятельности, осуществляемые за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, и виды деятельности, осуществляемые за счет доходов от предпринимательской деятельности) может осуществляться в соответствии с пунктом 1 статьи 272 НК РФ. Эта же позиция отражена Минфином России в письме от 25.06.2015 N 03-03-10/36660.
Правовая позиция о недопустимости нарушения принципа пропорционального распределения расходов в зависимости от доли источника финансирования медицинской деятельности подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 N 309-ЭС17-8003.
В пункте 3.4 письма Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 23.07.2013 N 5423/21-и "О методике включения в тариф на оплату медицинской помощи расходов на содержание медицинской организации, а также затрат на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу" указано, что к числу основных задач распределения затрат относится разнесение затрат: по видам оказываемых услуг (т.е. определение того, какие виды затрат и в каком объеме приходятся на ту или иную услугу); по источникам финансирования (затраты на оказание одних и тех же видов услуг при различных источниках финансирования могут оказаться различными).
Недопустимы ситуации, когда при наличии нескольких источников финансирования определенные виды затрат будут возмещаться исключительно за счет средств ОМС (пункт 3.2 вышеуказанного письма ФОМС).
В данном случае общество осуществляет один вид деятельности (оказание медицинской деятельности), имеет несколько источников финансирования (средства ОМС, доходы от платной деятельности) и должно установить локальным нормативным актом (учетной политикой) порядок распределения затрат по источникам их финансирования (финансового обеспечения).
Приказом от 09.01.2019 N 09/01/2019 ООО "Клиника Эксперт Шахты" были внесены изменения в Положение "О принципах целевого использования и ведения раздельного учета доходов и расходов в рамках системы ОМС", соответствии с пунктом 3.9 которого распределение средств производится пропорционально объему оказываемых медицинских услуг от количества проведенных исследований по ОМС к общему объему всех проведенных медицинских исследований (магнитно-резонансная томография) за текущий год.
Таким образом, ООО "Клиника Эксперт Шахты" в своей Учетной политике определило способ распределения затрат между источниками финансирования: пропорционально проведенным исследованиям по ОМС к общему объему всех проведенных медицинских исследований (МРТ) за текущий год.
Количество исследований формируется нарастающим итогом в течение календарного года, выражается в единицах, не может меняться по итогам закрытия отчетного периода, а также подлежит отражению в федеральном статистическом наблюдении - форме N 62 "Сведения о ресурсном обеспечении и об оказании медицинской помощи населению за 2019 год" (утверждена приказом Росстата от 26.11.2019 N 701).
Из материалов дела следует, что обществом в ходе проверки представлены несколько утвержденных руководителем (бухгалтером) отчетов с различными значениями количества проведенных исследований за 2019 год:
- по деятельности ОМС - 5 205 исследований, по коммерческой деятельности - 10 714 исследований (т. 2 л.д. 10);
- по деятельности ОМС - 6 595 исследований, по коммерческой деятельности - 6 974 исследований (т. 2 л.д. 11);
- по деятельности ОМС - 7 135 исследований, по коммерческой деятельности - 10 714 исследований (т. 2 л.д. 12);
- согласно статистической форме N 62 по деятельности ОМС проведено 6 437 исследований (т. 2 л.д. 15-17);
- согласно справке о выполнении объемов медицинской помощи в обществе по деятельности ОМС проведено 6 437 исследований (т.2 л.д. 28);
- согласно справке о произведенных кассовых расходов по деятельности ОМС проведено 6 579 исследований, по коммерческой деятельности - 7 135 исследований (т. 2 л.д. 46.).
Представитель общества пояснил в судебном заседании, что количество проведенных исследований по ОМС составляет 6 475, в подтверждение чего представлен реестр выставленных актов приема-передачи данных в ТФОМС и СК за оказанные медицинские услуги по ОМС в 2019 году (т. 1 л.д. 74-77).
Фонд, установив, что на момент проверки (лето 2020 года) общество должно было обладать сведениями о фактически проведенных исследованиях в 2019 году, вместе с тем представило различные сведения о проведенном количестве исследований, обоснованно пришел к выводу о предоставлении обществом недостоверных сведений о количестве проведенных исследований в рамках ОМС. В связи с этим, фонд сделал верный вывод, что правильность распределения затрат по ОМС и приносящей доход деятельности пропорционально объему оказываемых медицинских услуг от проведенных исследований обществом в период проверки не была подтверждена.
С учетом изложенного, в целях необходимости определения процентного соотношения между затратами по ОМС и приносящей доход деятельности фондом обоснованно использовались сведения налоговой декларации.
Согласно представленной налоговой декларации ООО "Клиника Эксперт Шахты" по налогу на прибыль доход средств, полученных от приносящей доход деятельности, составил 20 412 856 руб. (70%), по ОМС - 8 743 505 руб. (30%).
В ходе проверки указанные проценты были применены к общей сумме общехозяйственных расходов для определения их величины в суммовом выражении по ОМС и предпринимательской деятельности, то есть по источникам финансирования.
Согласно данным бухгалтерского учета, а также отчетных форм, представленных в Фонд, кассовые расходы по ОМС за 2019 год составили 11 473 521 руб.
Кассовые расходы по ОМС произведены сверх дохода (суммы принятых к оплате счетов) на 2 730 016 руб. (11 473 521 руб. - 8 743 505 руб.) за счет остатка средств на счете ОМС на начало 2019 года, который составил 3 154 991,51 руб. (выписка по счету N 40702810452060001671).
Кассовые расходы за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, составили 25 666 777 руб., т.е. сверх полученного дохода на 5 253 921 руб. (25 666 777 руб. - 20 412 856 руб.).
При этом, указанные кассовые расходы не подтверждены данными бухгалтерского учета и первичными документами.
Согласно копии выписки банка остаток полученных от предпринимательской деятельности средств на счете составил 71 604,26 руб.
Таким образом, ООО "Клиника Эксперт Шахты" не могло произвести кассовые расходы сверх 20 484 460,26 руб. (20 412 856 руб. + 71 604,26 руб.).
Общая сумма общехозяйственных расходов составила 31 957 981,26 руб. (11 473 521 руб. + 20 484 460,26 руб.).
Согласно расчетному распределению средств (от дохода) в соответствии с пунктом 1 статьи 272 НК РФ, размер общехозяйственных расходов ООО "Клиника Эксперт Шахты" за 2019 год между источниками финансирования составил:
- в части средств ОМС - 31 957 981,26 * 30% = 9 587 394,38 руб.;
- в части приносящей доход деятельности - 31 957 981,26 * 70% = 22 370 586,88 руб.
В результате нарушения принципа пропорционального распределения общехозяйственных расходов в зависимости от доли источника финансирования фактическое распределение обществом общехозяйственных и накладных расходов за 2019 год между источниками финансирования составило:
- в части средств ОМС - 11 473 521 руб., вместо 9 587 394,38 (разница минус 1 886 126,62 руб.);
- в части приносящей доход деятельности - 20 484 460,26 руб., вместо 22 370 586,88 руб. (разница плюс 1 886 126,62 руб.).
На основании изложенного, фонд пришел к обоснованному выводу о завышении ООО "Клиника Эксперт Шахты" отнесения средств на источник ОМС в размере 1 886 126,62 руб., поскольку указанная сумма является оплатой собственных обязательств, не связанных с деятельностью по ОМС.
Таким образом, ООО "Клиника Эксперт Шахты" в результате нарушения принципа пропорционального распределения расходов в зависимости от доли источника финансирования допущено нецелевое использование средств ОМС на расходы по предпринимательской деятельности в размере 1 886 126,62 руб.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, при расчете общехозяйственных расходов фондом не был нарушен принцип единого подхода к определению доходной части по источникам финансирования, поскольку использованы доходы, полученные методом начисления как по ОМС, так и по предпринимательской деятельности. Фондом проведена проверка сплошным методом банковских и кассовых операций, в том числе актов сверки по расчетам со СМО, об этом указано в акте проверки. При этом, показатели в указанных документах имеют стоимостную оценку.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями Федерального закона N 326-ФЗ, Правил ОМС, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое требование фонда является законным и не нарушает права и законные интересы общества.
Ссылка на то, что фондом неверно использованы сведения налоговой декларации, судебной коллегией не принимается, поскольку данные сведения, как указано выше, использовались только для определения процентного соотношения. Расчет общехозяйственных расходов фондом был произведен на основании доходов и кассовых расходов.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.03.2021 по делу N А53-32313/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-32313/2020
Истец: ООО "КЛИНИКА ЭКСПЕРТ ШАХТЫ"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1822/2022
28.12.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17868/2021
13.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9023/2021
31.05.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5829/2021
01.03.2021 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-32313/20