город Воронеж |
|
20 января 2022 г. |
Дело N А36-410/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аришонковой Е.А.,
судей Малиной Е.В.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мелковой О.А.,
при участии в судебном заседании:
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Липецкой области: Аристовой Н.В.- представителя по доверенности N 1 от 30.12.2021 сроком до 30.12.2022, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования, паспорт РФ
от общества с ограниченной ответственностью "Фрезениус Нефрокеа": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фрезениус Нефрокеа" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.10.2021 по делу N А36-410/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фрезениус Нефрокеа" (ОГРН 1057746868068, ИНН 7736522023) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Липецкой области (ОГРН 1024840823424 ИНН 4825001789) о признании недействительным (незаконным) акта проверки от 04.12.2020 и требования о восстановлении средств обязательного медицинского страхования от 15.12.2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фрезениус Нефрокеа" (далее - ООО "Фрезениус Нефрокеа", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Липецкой области (далее - ТФОМС Липецкой области, Фонд) о признании недействительным (незаконным) требования N 2089/06 от 15.12.2020 о восстановлении средств ОМС, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа в полном объеме; о признании недействительным (незаконным) акта проверки от 04.12.2020 г. в части пункта 1 Раздела "Выводы" и пункта 1 Раздела "Предложения" (с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 21.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Фрезениус Нефрокеа" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Мотивируя доводы апелляционной жалобы, заявитель ссылается на то, что Обществом на основании действующего трудового законодательства была установлена надбавка за работу с ВИЧ-инфицированными пациентами медицинским работникам, работающим в непосредственном контакте с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, а именно, с кровью ВИЧ-инфицированных пациентов при проведении процедуры гемодиализа.
Поскольку ООО "Фрезениус Нефрокеа" оказывает медицинскую помощь в системе ОСМ на территории Липецкой области по заместительной почечной терапии пациентам, страдающим хронической почечной недостаточностью, заявитель полагает, что выплата данных надбавок была правомерно произведена медицинской организацией работникам, имеющим непосредственный контакт с материалами ВИЧ-инфицированных пациентов при проведении процедуры гемодиализа, за счет средств ОМС в рамках расходов на заработную плату и прочих выплат, включаемых в структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
Заявитель полагает, что поскольку специальный порядок оплаты данных надбавок установлен законодательством лишь для бюджетных медицинских организаций, ООО "Фрезениус Нефрокеа" как негосударственная медицинская организация, не имеющая иного финансирования кроме средств обязательного медицинского страхования, не допустила в данном случае нецелевого использования средств ОМС.
При этом медицинскую помощь, направленную на лечение непосредственно ВИЧ-инфекции, ООО "Фрезениус Нефрокеа" не оказывает, ввиду чего, исключение из базовой программы обязательного медицинского страхования соответствующих заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека, по мнению заявителя, к рассматриваемой ситуации не применимо.
Заявитель также полагает, что резолютивная часть решения Арбитражного суда Липецкой области от 21.10.2021 по делу N А36-410/2021 не соответствует требованиям ч.4 ст. 209 АПК РФ.
В представленном отзыве ТФОМС Липецкой области считает доводы заявителя апелляционной жалобы несостоятельными, а выводы суда - законными и обоснованными, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Фонд указывает, что порядок расходования целевых средств ОМС является единым для всех медицинских организаций, включенных в систему ОМС на условиях ст. 15 Федерального закона N 326-ФЗ, вне зависимости от организационно-правовой формы и от того, к какой системе здравоохранения они относятся. Учитывая, что медицинские организации обязаны использовать средства ОМС в соответствии с программами обязательного медицинского страхования, тогда как оказание медицинской помощи по заболеваниям, вызванным ВИЧ, не входит в состав программ ОМС, соответственно и те компенсационные выплаты, входящие в состав заработной платы, предусмотренные в связи с работой с материалами, содержащими ВИЧ, не могут являться целевыми.
В указанной связи, по мнению Фонда, источником спорных выплат компенсационного характера сотрудникам заявителя должны являться собственные средства Общества, которыми заявитель в действительности располагал (что подтверждается информацией из государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, представленной заявителем в ТФОМС Липецкой области при подаче уведомления для включения в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС Липецкой области на 2022 год, из которой следует, что выручка Общества за 2019 год составила 3816131 тыс.руб., за 2020 год - 4 128 252 тыс. руб.).
При этом правомерность осуществления самих выплат компенсационного характера работникам заявителя, работающим в непосредственном контакте с кровью ВИЧ-инфицированных пациентов, Фондом не оспаривается.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ООО "Фрезениус Нефрокеа", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не явился.
На основании статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие представителя лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражал против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителя Фонда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Фрезениус Нефрокеа" создано на территории г. Липецка на основании приказа генерального директора Общества обособленное подразделение - медицинский диализный центр - МДЦ г. Липецк.
В соответствии с приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" ООО "Фрезениус Нефрокеа" включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Липецкой области.
Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Липецкой области в период с 05.11.2020 по 04.12.2020 была проведена плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в ООО "Фрезениус Нефрокеа" за период с 01.10.2018 по 30.03.2020.
По итогам проверки 04.12.2020 составлен акт проверки по использованию средств ОМС, в котором отражен вывод проверяющих об установленном в 2020 году факте нецелевого использования средств ОМС на сумму 71 409,63 руб. ввиду осуществления выплаты надбавки за работу с ВИЧ-инфицированными пациентами из средств ОМС в нарушение Программы государственных гарантий, утвержденной постановлением Администрации Липецкой области от 24.12.2019 N 537 "Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", а также Тарифного соглашения на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Липецкой области на 2020 год.
В указанной связи в акте указано на необходимость возвратить в бюджет ТФОМС Липецкой области средства ОМС в размере 71 409,63 руб., использованные ООО "Фрезениус Нефрокеа" не по целевому назначению в течение 10 рабочих дней со дня предъявления ТФОМС Липецкой области соответствующего требования. За использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС ООО "Фрезениус Нефрокеа" уплачивает в бюджет ТФОМС Липецкой области штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств, что составляет 7140,96 руб. и пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций от суммы нецелевого использования средств за каждый день просрочки.
На основании данных акта проверки деятельности ООО "Фрезениус Нефрокеа" в системе ОМС от 04.12.2020 в адрес ООО "Фрезениус Нефрокеа" Фондом направлено требование от 15.12.2020 N 2089/06 о восстановлении средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, уплате штрафа, в соответствии с которым Обществу необходимо возвратить в бюджет ТФОМС Липецкой области использованные не по целевому назначению денежные средства, перечисленные страховыми медицинскими организациями по договору на оказание и оплату услуг медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в сумме 71 409,63 руб. течение 10 рабочих дней со дня предъявления указанного требования и уплатить в бюджет ТФОМС Липецкой области штраф в сумме 7140, 96 руб.
Не согласившись с выводами Фонда о нецелевом использовании средств в сумме 71 409,63 руб., ООО "Фрезениус Нефрокеа" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения. Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда области руководствуясь при этом следующим.
Согласно положениям части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Федерального Закона от 29.11.2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) Территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 34 Закона N326-ФЗ предусмотрено, что территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ ОМС и в целях обеспечения финансовой устойчивости ОМС на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Контроль за использованием средств ОМС осуществляется в соответствии с Положением о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16 апреля 2012 г. N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования".
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
В силу пункта 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Как следует из акта проверки, основанием для признания нецелевым использованием средств ОМС в спорной сумме послужили выводы Фонда о неправомерном осуществлении ООО "Фрезениус Нефрокеа" за счет средств ОМС в 2020 году выплат надбавок работникам организации, имеющим непосредственный контакт с материалами ВИЧ-инфицированных пациентов при проведении процедуры гемодиализа. Так, за период январь- сентябрь 2020 г. сумма выплаченных по указанному основанию надбавок за счет средств ОМС составила 71 409,63 руб.
Согласно пункту 1 статьи Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Статьей 9 Закона N 326-ФЗ установлено, что участниками обязательного медицинского страхования, наряду с территориальными фондами, являются страховые медицинские организации, медицинские организации.
Согласно п.1 ст. 15 Закона N 326-ФЗ для целей настоящего Федерального закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования (далее - медицинские организации) относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в соответствии с настоящим Федеральным законом в единый реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, и реестры медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальным программам обязательного медицинского страхования, в том числе, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Права и обязанности медицинских организаций в области медицинского страхования установлены статьей 20 Закона N 326-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ, медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ).
В силу пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Статьей 35 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
Базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
Апелляционная коллегия учитывает, что согласно части 6 статьи 35 Закона N 326-ФЗ в рамках базовой программы ОМС оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, в перечисленных в данной норме случаях. При этом пунктом 1 части 6 статьи 35 Закона N 326-ФЗ особо оговорено, что помощь при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита в базовую программу ОМС не входит.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод, что оплата медицинской помощи при ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита за счет средств обязательного медицинского страхования не предусмотрена.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа ОМС включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой ОМС, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы ОМС в расчете на одно застрахованное лицо.
Согласно части 6 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа ОМС в рамках реализации базовой программы ОМС определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по ОМС, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.
Как следует из положений частей 1, 2 и 4 статьи 30 Закона N 326-ФЗ, тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом.
Тарифы на оплату медицинской помощи в одной медицинской организации являются едиными для всех страховых медицинских организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, оплачивающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим Федеральным законом.
В силу части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Из положений пунктов 186, 193, 195 и 196 приказа Минздрава России N 108 н от 28.02.2019 г. "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" следует, что затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда определяются исходя из потребности в количестве персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), в соответствии с действующей системой оплаты труда, включая денежные выплаты стимулирующего характера, в том числе денежные выплаты врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушерам (акушеркам), медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; врачам, фельдшерам и медицинским сестрам медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи за оказанную скорую медицинскую помощь вне медицинской организации; врачам-специалистам за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях, а также достижения целевых показателей уровня заработной платы медицинских работников, установленных "дорожными картами" развития здравоохранения в субъекте Российской Федерации.
Положениями части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" установлено, что размеры повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, работающим в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, медицинским работникам и указанным лицам, выполняющим аналогичные функции, из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а медицинским работникам и указанным лицам, работающим в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В целях реализации названных положений закона Правительством Российской Федерации принято Постановление N 391 от 03.04.1996 "О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей", которым работникам организаций здравоохранения, финансируемых из федерального бюджета, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, установлена надбавка за работу в опасных для здоровья условиях труда в размере 20 процентов оклада (тарифной ставки), определенного на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы.
При этом выплата надбавок производится за счет ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на здравоохранение.
Кроме того, надбавки работникам организаций здравоохранения, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, устанавливаются субъектами Российской Федерации применительно к пункту 1 настоящего Постановления самостоятельно за счет средств указанных бюджетов (п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 391 от 03.04.1996 г. "О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей").
В силу пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона N 38-ФЗ от 30.03.1995 г. "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых медицинскими организациями, подведомственными исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В развитие названного постановления совместным Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации N 307 и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации N 221 от 30.07.1996 утвержден "Перечень организаций, предприятий, производств и их структурных подразделений, работа в которых дает право на установление надбавки в размере 20 процентов оклада (тарифной ставки) за осуществление диагностики и лечения ВИЧ - инфицированных, а также за работу, связанную с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека".
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).
Согласно пункту 1 статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).
На основании пункта 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу части 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 2 Закона Липецкой области N 182-ОЗ от 07.10.2008 г. "Об оплате труда работников областных государственных учреждений" оплата труда работников областных государственных учреждений осуществляется по отраслевой системе оплаты труда, исходя из видов экономической деятельности различных категорий работников учреждений.
При этом отраслевая система оплаты труда состоит из тарифной части оплаты труда, компенсационных и стимулирующих выплат и устанавливается настоящим Законом, нормативными правовыми актами администрации Липецкой области, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, а к тарифной части оплаты труда относятся должностные оклады (ставки заработной платы) руководителей, специалистов и служащих и тарифные ставки рабочих, определяемые по тарифной системе, единой для всех областных государственных учреждений (п.1 ст. 4 Закона Липецкой области N 182-ОЗ от 07.10.2008 г. "Об оплате труда работников областных государственных учреждений").
Отраслевая система оплаты труда основывается, в том числе, на принципе применения доплат, надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
Постановлением администрации Липецкой области N 149 от 01.04.2016 г. "О компенсационных и стимулирующих выплатах работникам областных государственных учреждений здравоохранения" установлены в областных государственных учреждениях здравоохранения выплаты компенсационного характера медицинским работникам областных государственных учреждений здравоохранения, участвующим в оказании психиатрической помощи, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, а также непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, производятся в размерах согласно приложению, в том числе и за каждый час работы.
Постановлением администрации Липецкой области N 213 от 30.04.2013 утверждена государственная программа "Развитие здравоохранения Липецкой области", которой в том числе также установлены названные компенсационные выплаты.
Постановлением администрации Липецкой области N 537 от 24.12.2019 г. утверждена "Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", из которой усматривается, что положения программы не устанавливают возможности осуществления спорных компенсационных выплат за счет средств обязательного медицинского страхования (л.д. 104-152, т.3).
27.12.2019 г. было заключено Тарифное соглашение на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Липецкой области на 2020 г., участником которого, в том числе, являлось Общество (далее - Тарифное соглашение; л.д. 12 (на обороте), т. 3).
Из раздела 1.2 Тарифного соглашения следует, что его действие распространяется на медицинские организации, функционирующие в системе обязательного медицинского страхования, в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Липецкой области бесплатной медицинской помощи на 2020 г. (л.д. 1-103, т.3).
В соответствии с разделом 2.1 Тарифного соглашения способы оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на территории Липецкой области установлены "Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов". Способы и формы оплаты медицинской помощи, не предусмотренные Тарифным соглашением, в системе ОМС на территории Липецкой области, не применяются.
При этом в состав тарифов на медицинские услуги, финансируемые из средств обязательного медицинского страхования включена, в том числе, подстатья затрат 211 "Заработная плата" состоящая из:
1) выплат: по должностным окладам, по ставкам заработной платы, по часовой оплате; за работу в ночное время, праздничные и выходные дни; за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; за сверхурочную работу; при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работ или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
2) доплат и надбавок: за выслугу лет; за сложность, интенсивность, высокие результаты работы; за специфику работы; за наличие наград: ученую степень, почетное звание; за наличие квалификационной категории (л.д. 6-7, т.3).
Кроме того, указанная подстатья включает в себя оплату отпусков, иные выплаты (выплаты поощрительного, стимулирующего характера, в том числе вознаграждения по итогам работы за год, премии (связанные с оказанием медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС), выплаты за дни медицинского обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые работникам - донорам крови, выплаты материальной помощи за счет фонда оплаты труда), а также расходы по выплате удержаний, произведенных с заработной платы.
При этом расходы, не включенные во все указанные в Тарифном соглашении статьи затрат, в соответствии с требованиями приказа МФ РФ от 29.11.2017 г. N 209н "Об утверждении порядка применения классификации операций сектора государственного управления", из средств ОМС не финансируются (л.д.10, т.3).
Тарифы на оплату медицинской помощи по одним и тем же ее видам (одним и тем же медицинским услугам) являются едиными для всех медицинских организацией, включенных в один уровень оказания медицинской помощи, независимо об организационно - правовой формы. Тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию формируются в соответствии со способами оплаты медицинской помощи и в части расходов на заработную плату включают финансовое обеспечение денежных выплат стимулирующего характера (л.д. 11, т.3).
Из раздела 2.2.1 Тарифного соглашения следует, что Общество включено во второй уровень оказания медицинской помощи наряду с государственными учреждениями здравоохранения (л.д. 12-13, т.3).
Как следует из положений Закона N 326-ФЗ, правовое положение медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования и их правомочия по использованию средств ОМС не ставятся в зависимость от организационно-правовой формы организации.
Исходя из правовой позиции, отраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24.10.2013 N 1648-О, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
С учетом изложенного, доводы заявителя апелляционной жалобы о возможности выплаты надбавок лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, за счет средств ОМС, поскольку ООО "Фрезениус Нефрокеа" является негосударственной медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь по программе обязательного медицинского страхования и не имеющей иного источника финансирования, являются несостоятельными.
Исходя из приведенного нормативного регулирования, суд соглашается с позицией Фонда относительно единого порядка расходования целевых средств ОМС для всех медицинских организаций, включенных в систему ОМС, вне зависимости от организационно-правовой формы и от того, к какой системе здравоохранения они относятся. Учитывая, что медицинские организации обязаны использовать средства ОМС в соответствии с программами обязательного медицинского страхования, тогда как оказание медицинской помощи по заболеваниям, вызванным ВИЧ, не входит в состав программ ОМС, соответственно и те компенсационные выплаты, входящие в состав заработной платы, предусмотренные в связи с работой с материалами, содержащими ВИЧ, не могут осуществляться за счет средств ОМС.
В указанной связи, невозможность осуществления соответствующих расходов за счет средств ОМС для заявителя, не располагающего иными бюджетными источниками финансирования, означает необходимость осуществления спорных компенсационных выплат работникам за счет собственных средств организации.
Доводы ООО "Фрезениус Нефрокеа" о том, что медицинской организацией в данном случае оказывалась не медицинская помощь, направленная на лечение непосредственно ВИЧ-инфекции, а медицинские услуги в рамках стандартов специализированной медицинской помощи путем проведения процедуры гемодиализа, в том числе ВИЧ-инфицированным пациентам, в связи с чем, спорные расходы подлежат оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Тот факт, что законодательство гарантирует оказание гражданам своевременной бесплатной медицинской помощи, в том числе специализированной, само по себе не свидетельствует о финансировании всех расходов медицинских учреждений, исключительно за счет средств ОМС.
Учитывая изложенное, оснований для отнесения компенсационных выплат работникам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, за счет средств обязательного медицинского страхования не имеется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых акта проверки от 04.12.2020 и требования о восстановлении средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, в связи с чем в удовлетворении требований ООО "Фрезениус Нефрокеа" правомерно отказано.
Довод заявителя апелляционной жалобы о несоответствии резолютивной части решения суда первой инстанции требованиям арбитражного процессуального законодательства также основан на неверном понимании приведенных положений АПК РФ.
Так, исходя из характера спора, в данном случае подлежат применению нормы главы 24 АПК РФ.
В силу п.3 ч.4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В указанной связи, придя к выводу о том, что заявленные требования ООО "Фрезениус Нефрокеа" не подлежат удовлетворению, Арбитражный суд Липецкой области правомерно указал в резолютивной части решения Арбитражного суда Липецкой области от 21.10.2021 по делу N А36-410/2021 на отказ в удовлетворении требований заявителя, что не противоречит вышеуказанным положениям процессуального закона.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах Арбитражного суда Липецкой области от 21.10.2021 по делу N А36-410/2021 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 21.10.2021 по делу N А36-410/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фрезениус Нефрокеа" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Аришонкова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-410/2021
Истец: ООО "Фрезениус Нефрокеа"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Липецкой области