г. Самара |
|
25 января 2022 г. |
Дело N А72-3205/2021 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 января 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 января 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Дегтярева Д.А., судей Коршиковой Е.В., Ануфриевой А.Э.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Герасимовой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 6 помещения суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Григорян Рузанны Араратовны на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.09.2021 по делу N А72-3205/2021 (судья И.В.Рыбалко),
по иску Публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), г. Москва
к индивидуальному предпринимателю Григорян Рузанне Араратовне (ОГРНИП 317732500045524, ИНН 732592083029), г.Ульяновск
третье лицо: Администрация города Ульяновска
о переносе объекта за пределы охранной зоны тепловых сетей,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к индивидуальному предпринимателю Григорян Рузанне Араратовне, в котором просит обязать ответчика перенести нестационарный торговый объект за пределы охранной зоны трубопровода магистральной сети М-4 в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Определением от 01.04.2021 Арбитражный суд Ульяновской области привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию города Ульяновска.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 июля 2021 года исковые требования по настоящему делу удовлетворены, с индивидуального предпринимателя Григорян Рузанны Араратовны в пользу публичного акционерного общества "Т Плюс" взыскано 6 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по госпошлине.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.09.2021 по делу N А72-3205/2021, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, отказав в иске.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, судебное решение является необоснованным, незаконным, не соответствующим обстоятельствам дела.
Как указал заявитель апелляционной жалобы, истец вопреки действующему законодательству, помимо того что не выполнил процедуру досудебного урегулирования спора, выбрал неверный способ защиты своих прав. До обращения в суд истец должен был использовать досудебный механизм исключения нестационарного торгового объекта из схемы размещения. И только потом, в случае отрицательного результата, обращаться в суд. Угроза нарушения прав должна быть реальной, а не мнимой. Из-за несоблюдения судом норм материального права невозможно исполнить решения суда без дополнительных разъяснений, о том, на какой земельный участок переносить нестационарный торговый объект при условии, что схема размещения НТО утверждена на законодательном уровне.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2021 года апелляционная жалоба оставлена без движения, заявителю предложено в срок до 03 декабря 2021 года устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
15.11.2021 заявителем подано ходатайство о проведении судебного заседания путем использования средств видеоконференц-связи.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2021 года суд апелляционной инстанции принял апелляционную жалобу к производству, в удовлетворении ходатайства о проведении судебного заседания путем использования средств видеоконференц-связи отказано в связи с отсутствием технической возможности, дело назначено к рассмотрению на 14 декабря 2021 года.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить обжалуемый судебный акт первой инстанции.
Заслушав доводы ответчика, в целях представления истцом третьим лицом отзыва, выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 73:24:030503:559, а также дополнительного изучения материалов дела определением от 16.12.2021 судебное разбирательство отложено на основании части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 18.01.2022.
18.01.2022 в судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В адрес суда истцом направлен отзыв на апелляционную жалобу, приобщен к материалам дела.
Как указывает истец в отзыве, согласно статье 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Одним из ограничений права на земельный участок пункт 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации называет особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Пунктом 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации, утв. Приказом Госстроя России от 21.04.2000 N 92, предусмотрено, что в процессе эксплуатации тепловых сетей должна быть обеспечена их охрана, которая включает в себя комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на ограничение хозяйственной деятельности в охранной зоне тепловых сетей, и осуществляется в объеме требований Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей (утв. Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197) (далее по тексту - Правила N 197) и утверждаемых на их основе органами местного самоуправления правил охраны тепловых сетей. Для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.
Этим же пунктом предусмотрено, что охрана тепловых сетей осуществляется теплоснабжающим предприятием или абонентом в соответствии с границами эксплуатационной ответственности.
Охрана тепловых сетей осуществляется предприятием, в ведении которого находятся тепловые сети, независимо от его организационно-правовой формы.
Таким образом, охрана тепловых сетей и, следовательно, соблюдение требований к охранным зонам является обязанностью истца по делу.
В соответствии с п. п. 6.14, 6.15 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285 (далее Типовая инструкция N 285), в обязанности истца входит контроль за состоянием оборудования тепловой сети, которые осуществляется путем обходов. Пункт 6.2.26 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 также предписывает истцу проводить обходы теплопроводов для контроля состояния оборудования тепловых сетей.
Кроме того, п.6.2.34 указанных Правил предусмотрена обязанность Истца периодически производить шурфовки на тепловых сетях для контроля за состоянием подземных теплопроводов, теплоизоляционных и строительных конструкций.
Размещение в охранной зоне тепловых сетей объектов затрудняет осмотры и препятствует своевременному выявлению повреждений. Кроме того, размещение объектов в охранной зоне препятствует проведению Истцом технического освидетельствования, предусмотренного п. 6.18 Типовой инструкции N 285.
Пунктом 6.16. Типовой инструкции N 285 предусмотрено, что дефекты, угрожающие аварией, выявленные при обходе, должны устраняться немедленно. Размещение в охранной зоне тепловых сетей объектов препятствует незамедлительному началу выполнения работ по устранению аварии, так как истец до начала аварийных работ вынужден демонтировать такие объекты и обеспечить их сохранность.
В силу п. 1 Правил N 197 охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
Согласно п. 4 Правил N 197 охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Пунктом 9.8. "СП 124.13330.2012. Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2С03" предусмотрено, что при новом строительстве расстояния по горизонтали и вертикали от наружной грани строительных конструкций каналов и тоннелей или оболочки изоляции трубопроводов при бесканальной прокладке тепловых сетей до зданий, сооружений и инженерных сетей следует принимать по Приложению А. Таблица A3 предусматривает расстояние по горизонтали от строительных конструкций тепловых сетей до зданий и сооружений в зависимости от диаметра трубопровода и способа прокладки.
Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети",
В силу п. 17 Правил N 197 предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей и вблизи них обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
Работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта.
Пунктом 6.1.8. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, также установлен запрет на возведение каких-либо строений в местах прокладки теплопроводов.
Суд сделал вывод, что в пределах охранной зоны тепловых сетей устанавливается обременение в виде ограничения хозяйственной деятельности, что соответствует требованиям земельного законодательства. Работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей для обслуживания и ремонта. Размещение какого-либо объекта в охранной зоне тепловых сетей является нарушением требований вышеуказанных нормативных актов.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах, применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих получение лицами, участвующими в деле, названных документов, не может расцениваться как несоблюдение арбитражным судом правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о надлежащем извещении.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не явка лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены/изменения судебного акта арбитражного суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит сооружение - трубопровод магистральный сети М-4, кадастровый номер 73:24:030101:392, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т.1 л.д.15-42).
По указанным сетям единая теплоснабжающая организация в г.Ульяновске - ПАО "Т Плюс" осуществляет поставку тепловой энергии и горячей воды потребителям Засвияжского района города Ульяновска.
В охранной зоне трубопровода магистральной тепловой сети М-4 находится нестационарный торговый объект, расположенный по адресу: г.Ульяновск, Засвияжский район, ул.Октябрьская, д.22, стр.17а (остановка "Путепровод", нечетная сторона), собственником которого, по сведениям истца, является индивидуальный предприниматель Григорян Рузанна Араратовна.
09.04.2015 между Комитетом по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (Арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Григорян Рузанной Араратовной (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 24-3-456, по условиям которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 73:24:030503:559 из земель населенных пунктов, территориальная зона Ж4, вид разрешенного использования - объекты торговли, досуга и развлечений, площадью 121 кв.м, находящийся по адресу: г.Ульяновск, Засвияжский район, бульвар Западный (остановка "Путепровод", нечетная сторона), для использования: для размещения торгового павильона, без права возведения объектов, относимых законодательством Российской Федерации к недвижимому имуществу, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемом к настоящему договору и являющемся его неотъемлемой частью (Приложение 1) (п.1.1 договора) (т.1 л.д.81-85).
Полагая, что в результате размещения объекта ответчика в охранной зоне магистрального трубопровода нарушаются права и законные интересы истца как собственника указанного трубопровода и единой теплоснабжающей организации посредством ограничения возможности проведения организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности и штатной работы тепловых сетей, их сохранности и предотвращения несчастных случаев, истец обратился в суд с настоящим иском и просит обязать ответчика перенести павильон за пределы охранной зоны трубопровода магистральной сети М-4.
Удовлетворяя заявленный иск, арбитражный суд первой инстанции исходил из следующего.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в этой статье, а также иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В п. 45 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу статьи 304 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Из разъяснений Пленума N 10/22, содержащихся в пункте 47, следует, что, удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.
Статьей 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрены общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, в числе которых: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения (пункты 1, 9 части 1).
Согласно статье 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Одним из ограничений права на земельный участок пункт 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации называет особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Пунктом 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации, утв. Приказом Госстроя России от 21.04.2000 N 92, предусмотрено, что в процессе эксплуатации тепловых сетей должна быть обеспечена их охрана, которая включает в себя комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на ограничение хозяйственной деятельности в охранной зоне тепловых сетей, и осуществляется в объеме требований Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей (утв. Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197) (далее по тексту - Правила N 197) и утверждаемых на их основе органами местного самоуправления правил охраны тепловых сетей. Для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.
Этим же пунктом предусмотрено, что охрана тепловых сетей осуществляется теплоснабжающим предприятием или абонентом в соответствии с границами эксплуатационной ответственности.
В соответствии с п. 2 Правил N 197 охрана тепловых сетей осуществляется предприятием, в ведении которого находятся тепловые сети, независимо от его организационно-правовой формы.
Таким образом, охрана тепловых сетей и, следовательно, соблюдение требований к охранным зонам является обязанностью истца по делу.
В соответствии с п. п. 6.14, 6.15 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285 (далее Типовая инструкция N 285), в обязанности истца входит контроль за состоянием оборудования тепловой сети, которые осуществляется путем обходов. Пункт 6.2.26 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 также предписывает истцу проводить обходы теплопроводов для контроля состояния оборудования тепловых сетей. Кроме того, п.6.2.34 указанных Правил предусмотрена обязанность Истца периодически производить шурфовки на тепловых сетях для контроля за состоянием подземных теплопроводов, теплоизоляционных и строительных конструкций.
Размещение павильона в охранной зоне тепловых сетей объектов затрудняет осмотры и препятствует своевременному выявлению повреждений.
Кроме того, размещение объектов в охранной зоне препятствует проведению Истцом технического освидетельствования, предусмотренного п. 6.18 Типовой инструкции N 285.
Пунктом 6.16. Типовой инструкции N 285 предусмотрено, что дефекты, угрожающие аварией, выявленные при обходе, должны устраняться немедленно.
Размещение в охранной зоне тепловых сетей объектов препятствует незамедлительному началу выполнения работ по устранению аварии, так как истец до начала аварийных работ вынужден демонтировать такие объекты и обеспечить их сохранность.
В силу п. 1 Правил N 197 охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
Согласно п. 4 Правил N 197 охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Пунктом 9.8. "СП 124.13330.2012. Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2С03" предусмотрено, что при новом строительстве расстояния по горизонтали и вертикали от наружной грани строительных конструкций каналов и тоннелей или оболочки изоляции трубопроводов при бесканальной прокладке тепловых сетей до зданий, сооружений и инженерных сетей следует принимать по Приложению А. Таблица A3 предусматривает расстояние по горизонтали от строительных конструкций тепловых сетей до зданий и сооружений в зависимости от диаметра трубопровода и способа прокладки.
Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети".
В силу п. 17 Правил N 197 предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей и вблизи них обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
Работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта.
В соответствии с пп. 3 п. 5 Правил N 197 в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту:
- загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы;
- устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.;
Пунктом 6.1.8. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, также установлен запрет на возведение каких-либо строений в местах прокладки теплопроводов.
Согласно п. 6 Правил N 197 в пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается:
- производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений;
- производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы;
- производить погрузочно-разгрузочные работы, а также работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий.
В силу п. 7 Правил N 197 установлено, что проведение перечисленных в п. 6 работ должно согласовываться с владельцами тепловых сетей не менее чем за 3 дня до начала работ. Присутствие представителя владельца тепловых сетей необязательно, если это предусмотрено согласованием.
Как верно усмотрел суд первой инстанции, в пределах охранной зоны тепловых сетей устанавливается обременение в виде ограничения хозяйственной деятельности, что соответствует требованиям земельного законодательства. Работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей для обслуживания и ремонта.
Размещение какого-либо объекта в охранной зоне тепловых сетей является нарушением требований вышеуказанных нормативных актов.
Согласно данным Публичной кадастровой карты (pkk.rosreestr.ru) в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о границах зоны с особыми условиям использования территории в виде охранной зоны инженерных коммуникаций "Охранная зона трубопровода магистральной сети М-4", кадастровый номер 73:24-6.430.
При проведении обследования тепловых сетей истцом было установлено, что в охранной зоне тепловых сетей по адресу: г.Ульяновск, Засвияжский район, ул.Октябрьская, д.22, стр.17а (остановка "Путепровод", нечетная сторона), размещен торговый павильон, принадлежащий индивидуальному предпринимателю Григорян Рузанне Араратовне.
Согласно заключению кадастрового инженера Трибунской К.Ю. от 05.08.2021 объект (сооружение) павильон расположен в границе охранной зоны с реестровым номером 73:24-6.430 объекта капитального строительства Трубопровод магистральной сети М-4 с кадастровым номером 73:24:030101:392. Схема расположения объектов приложена к заключению (т.1 л.д.109).
В добровольном порядке требование истца о переносе торгового павильона с территории охранной зоны трубопровода ответчиком исполнено не было.
Ответчик исковые требования не признал, в отзыве на иск указал, что занимает земельный участок на законных основаниях - по договору аренды N 24-3-456 от 09.04.2015 в течение нескольких лет. На момент передачи земельного участка ответчику никаких обременений на данный земельный участок зарегистрировано не было, о существовании охранной зоны трубопровода не было известно ни ответчику, ни Администрации г.Ульяновска; все эти годы павильон эксплуатировался, ответчик добросовестно пользовался земельным участком. Павильон ответчика включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением Администрации г.Ульяновска от 29.04.2016 N 1463.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что доводы ответчика не могут повлиять на существо принятого судом решения, поскольку не исключают обязанности ответчика перенести торговый павильон за пределы охранной зоны магистрального трубопровода.
На основании изложенного арбитражный суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что расположение торгового павильона ИП Григорян Р.А. на участке тепловых сетей, находящихся в собственности истца, нарушает права и законные интересы последнего, поскольку препятствует нормальной и безопасной эксплуатации указанных тепловых сетей, а также доступу истца к местам проведения ремонтных работ. Таким образом, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что действиями ответчика нарушаются права истца в отношении принадлежащего ему имущества (тепловых сетей).
При этом, несвоевременное устранение аварийных ситуаций на тепловой сети затрагивает также интересы потребителей, которым предоставляются услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению в данном районе.
Удовлетворяя исковые требования, в рассматриваемом случае суд первой инстанции также исходил из необходимости обеспечения безопасности, охраны жизни и здоровья неограниченного круга лиц, приобретающих продукцию в павильоне ответчика.
В силу ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Как верно указал суд первой инстанции, выполнение действий, к совершению которых суд обязывает ответчика, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, является возможным и правомерным.
Доводы заявителя апелляционной жалобы повторяют доводы ответчика, изложенные в ранее представленном отзыве, им дана надлежащая оценка судом первой инстанции. Позиция ответчика сведена к несогласию с выводами суда, и на неверном толковании положений закона, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Как следует из представленной в материалы дела выписки из ЕГРН, право собственности истца на объект недвижимости - сооружение трубопровода магистральной сети - зарегистрировано в реестре 01.12.2005 г., года завершения строительства - 1997 год.
Договор аренды земельного участка с КН 73:24:030503:559 заключен с ответчиком в апреле 2015 года. Объект НТО внесен в Схему Постановлением администрации г. Ульяновска от 29.04.16г. N 1463. Следовательно, на момент заключения договора, внесения объекта в схему НТО, трубопровод магистральной сети уже находился на земельном участке.
В пункте 2.4.10. договора аренды установлена обязанность арендатора - ответчика - не препятствовать проведению работ по ремонту и обслуживанию инженерных коммуникаций, расположенных на участке. Факт расположения спорных коммуникаций - сооружения трубопровода - ответчиком документально не опровергнут.
Согласно пп.5 п. 2.17.1 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Ульяновской области, утвержденного Приказом Минприроды Ульяновской области от 22.01.2016 N 6 во включении НТО в Схему отказывается в следующих случаях размещения НТО на инженерных сетях или в их охранных зонах без согласования с их владельцами, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей. Наличие такого согласования материалами дела не подтверждено, истцом отрицается. В связи с изданием Приказа министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области от 03.12.2021 N 49 приказ Минприроды Ульяновской области от 22.01.2016 N 6 признан утратившим силу с 07.12.21г., следовательно, в спорный период действовал Приказ N 6 от 22.01.16г. N 6.
Довод заявителя о том, что истцом при обращении с иском в суд не была соблюдена досудебная процедура исключения объекта из Схемы НТО, не принимается во внимание, т.к. не основан на законе. Довод ответчика о том, что он лишен имущества и возможности осуществлять деятельность не принимается во внимание, т.к. решением суда объект перенесен за пределы охранной зоны, т.е. не уничтожен и при соблюдении охранной зоны осуществление деятельности возможно.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции. Следовательно, несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Принимая во внимание изложенное, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы (оплачены чеком-ордером по операции N 4988 от 15.11.2021).
руководствуясь статьями 110,266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.09.21г. по делу N А72-3205/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Д.А. Дегтярев |
Судьи |
Е.В. Коршикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-3205/2021
Истец: ПАО "Т ПЛЮС"
Ответчик: Григорян Рузанна Араратовна
Третье лицо: Администрация г.Ульяновска