город Томск |
|
25 января 2022 г. |
Дело N А03-7993/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2022 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Зайцевой О.О.,
Кривошеиной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (N 07АП-11301/2021) на решение от 19.10.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7993/2021 (судья Синцова В.В.) по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (ИНН 5406541225, ОГРН 1095406025428), г. Новосибирск Новосибирской области к обществу с ограниченной ответственностью "Тандем" (ИНН 2224173645, ОГРН 1152224002743), г. Барнаул Алтайского края о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Гринвуд".
В судебном заседании принял участие представитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу: Максименко А.О. по доверенности от 18.01.2022 (на 3 года).
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее - заявитель, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Тандем" (далее - ООО "Тандем") к административной ответственности по части 2 статьи 2 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Гринвуд" (далее - третье лицо, ООО "Гринвуд").
Решением от 19.10.2021 Арбитражного суда Алтайского края ООО "Тандем" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей, алкогольная продукция, изъятая у ООО "Тандем" протоколами изъятия от 21.10.2020 N 0601/191020/05481 и от 22.10.2020 N 0601/191020/05481/2 в рамках дела об административном правонарушении N 0601/191020/05481 по статье 14.19 КоАП РФ и впоследствии переизъятая протоколом изъятия от 15.02.2021 N 0601/140121/00031 в рамках дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ в количестве 5 436 единиц, а также алкогольная продукция в количестве 1 115 единиц, содержащаяся в металлических кегах объемом 30 литров и 50 литров, направлена на уничтожение. Многооборотная тара (металлические кеги) объемом 30 литров и 50 литров в количестве 1 115, изъятая вместе с алкогольной продукцией протоколами изъятия от 21.10.2020 N 0601/191020/05481 и от 22.10.2020 N 0601/191020/05481/2 в рамках дела об административном правонарушении N 0601/191020/05481 по статье 14.19 КоАП РФ и впоследствии переизъятая протоколом изъятия от 15.02.2021 N 0601/140121/00031 в рамках дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.16 КоАП возвращена ООО "Гринвуд" после направления на уничтожение содержащейся в ней алкогольной продукции.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части возврата ООО "Гринвуд" многооборотной тары (металлические кеги) объемом 30 литров и 50 литров в количестве 1115, изъятой вместе с алкогольной продукцией, после направления на уничтожение содержащейся в ней алкогольной продукции. Принять в отмененной части новый судебный акт, которым: металлические кеги объемом 30 литров и 50 литров в количестве 1115, изъятые вместе с разлитой в них алкогольной продукцией направить на уничтожение в установленном законом порядке.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что на настоящий момент имеются вступившие в законную силу судебные акты, которыми, в том числе, разрешена судьба спорных кег. Постановлением Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 30.06.2021 по делу N 5-445/2021 (далее - Постановление от 30.06.2021) ООО "Тандем" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150000 рублей; спорная продукция, в том числе, разлитая в спорные кеги совместно с данными кегами направлена на уничтожение в установленном законом порядке.
Ни один из предоставленных ООО "Гринвуд" документов не содержит каких - либо идентификационных признаков, которые позволили бы соотнести металлические кеги, на которые ООО "Гринвуд" предоставило документы, с изьятыми в ходе осмотра, в связи с чем не доказан факт их принадлежности третьему лицу. На изятой таре обнаружены штрих - коды, ни один из уникальных номеров которых не совпал с представленными ООО "Гринвуд" штрих - кодами.
Общества "Тандем" и "Гринвуд" возражают против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзывам.
До начала судебного заседания от Управления поступили дополнения к апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель обществ заявил о неполучении им дополнительных пояснений, необходимости дополнительного времени для их ознакомления.
Судебное заседание, назначенное на 13.01.2022, слушанием откладывалось до 20.01.2022 на 11.30 часов, в том числе для ознакомления представителя обществ "Тандем" и "Гринвуд" с дополнительными пояснениями Управления.
После отложения в порядке части 10 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное разбирательство возобновлено.
До начала судебного заседания от ООО "Гринвуд" поступил отзыв на дополнительные пояснения административного органа, от ООО "Тандем" ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Общества "Тандем" и "Гринвуд", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания после отложения, явку своих представителей не обеспечили, что в силу части 1 статьи 266, части 9 статьи 158, частей 2, 3 и 5 статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие их представителей.
Представитель Управления при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердил позицию по делу, изложенную в апелляционной жалобе, письменных к ней пояснениях.
Управление обжалует решение суда первой инстанции только в части возврата третьему лицу многооборотной тары. Общества "Тандем" и "Гринвуд" не заявили каких-либо возражений по пересмотру решения суда первой инстанции только в обжалуемой административным органом части.
На основании части 5 статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Алтайского края проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом только в обжалуемой части, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, дополнений к ним, заслушав представителей, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части в порядке статьи 268 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции находит обоснованными доводы апелляционной жалобы административного органа, полагает решение первой инстанции в обжалуемой части подлежащим отмене, при этом исходит из следующего.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что 19.10.2020 в Управление поступило обращение физического лица (входящий N о6-316 от 19.10.2020) с информацией о незаконной деятельности ООО "Тандем" по производству алкогольной продукции (псевдопивных напитков различных брендов - "Jolly Joker", giggle, "Кегля" и др.) по адресу: г. Барнаул, ул. Калинина, д. 120. без фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сведений об объемах производства и оборота алкогольной продукции.
Указанные в обращении факты свидетельствовали о наличии в действиях ООО "Тандем" признаков события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, в связи с чем 19.10.2020 определением N 0601/191020/05481 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по статье 14.19 КоАП РФ и проведении административного расследования.
20.10.2020 в рамках дела должностными лицами Управления проведен осмотр складского помещения, расположенного по адресу: 656037, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Калинина, д. 120 (далее - Складское помещение), в котором ООО "Тандем" на момент проведения осмотра осуществляло деятельность, в том числе, по хранению алкогольной продукции (пива, пивных напитков, сидра, медовухи) (протокол осмотра от 20.10.2020 N 0601/191020/05481) на основании договора аренды нежилых помещений от 01.09.2020 без номера, заключенного между обществами с ограниченной ответственностью "Технология" и "Тандем", копия которого обществом предоставлена в материалы дела 08.12.2020 в ответ на определение Управления об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, от 28.12.2020 N 0601/191020/05481.
Согласно отчету об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по дате розлива/ввоза и ТТН) по 1 регистру на дату проведения осмотра Складского помещения - 20.10.2020 у ООО "Тандем" по адресу: 656037, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Калинина, д. 120, в ЕГАИС на остатках числилась алкогольная продукция в количестве 54 бутылок (7,29 дал).
В ходе осмотра 20.10.2020 в Складском помещении общества обнаружена алкогольная продукция (указана на страницах 3-7 протокола осмотра от 20.10.2020 N 0601/191020/05481), сведения об объемах производства и оборота которой не были зафиксированы ООО "Тандем" в ЕГАИС, в общем количестве 6 615 единиц (пиво, пивные напитки, сидр, медовуха в различной таре) (далее - Спорная продукция).
В связи с тем, что сведения об объеме производства и оборота алкогольной продукции не были зафиксированы обществом в установленном порядке в ЕГАИС, должностными лицами Управления в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) и статьей 27.10 КоАП РФ применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде изъятия Спорной продукции из незаконного оборота, о чем составлены протокол изъятия вещей и документов от 21.10.2020 N 0601/191020/05481 и протокол изъятия вещей и документов от 22.10.2020 N0601/191020/05481/2).
Алкогольная продукция в соответствии с Правилами вывоза и хранения вне места изъятия изъятой алкогольной продукции, указанной в подпунктах 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027, вывезена 21.10.2020 и 22.10.2020 акционерным обществом "Росспиртпром", уполномоченным на вывоз и хранение изъятой алкогольной продукции на территории Российской Федерации, и передана на ответственное хранение ООО "Альянс Агро" на основании актов от 21.10.2020 N у6-16862/05; от 21.10.2020 N у6-16862/05 (1); от 21.10.2020 N уб-16862/05 (2); протокола от 22.10.2020 N 0601/191020/05481 (2) и переданных на основании актов приема- передачи N у6-16862/05 (3).
В связи с тем, что оборот (хранение) значительной части алкогольной продукции осуществлялся ООО "Тандем" в металлических кегах объемом 30 литров и 50 литров, при изъятии спорной продукции, разлитой в указанные кеги, а также, по причине громоздкости таких кег, допущены ошибки в подсчете точного количества кег при их изъятии и указание неточных данных в протоколах изъятия данной продукции.
При составлении вышеназванных актов приема - передачи алкогольной продукции представителями акционерного общества "Росспиртпром" и должностными лицами Управления произведен повторный подсчет металлических кег и всего остального объема Спорной продукции, разлитой в различную тару.
Исходя из приведенных актов приема - передачи Спорной продукции общее количество металлических кег, в которые разлита Спорная продукция - 1 115 единицы, общее количество остального объема Спорной продукции, разлитой в различную тару - 5 436 единиц.
18.12.2020 должностными лицами Управления, уполномоченными на составление протоколов об административных правонарушениях, в месте хранения алкогольной продукции, дополнительно произведен осмотр алкогольной продукции с целью подсчета количества металлических кег, о чем составлен протокол осмотра N 0601/191020/05481, согласно которому точное количество металлических кег, изъятых у ООО "Тандем" 21.10.2020 и 22.10.2020 (объемом 30 и 50 литров) составляет 1 115 единиц.
АО "Росспиртпром" дополнительно в ответ на официальный запрос Управления направило в адрес административного органа письмо от 19.05.2021 N ПС-14-931, в котором также подтвердило, что в конечном итоге в результате всех произведенных осмотров и подсчетов установлено, что точное количество металлических кег, изъятых у Общества 21.10.2020 и 22.10.2020 в рамках дела об административном правонарушении N 0601/191020/05481, составляет 1 115 единиц.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 10.2 Федерального закона N 171 - ФЗ оборот алкогольной продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота: товарно - транспортная накладная.
На дату изъятия Спорной продукции 21.10.2020 и 22.10.2020, а также окончания административного расследования по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Тандем" по статье 14.19 КоАП РФ, Обществом документы, удостоверяющие легальность производства, хранение и оборота обнаруженной алкогольной продукции, на спорную продукцию должностным лицам Управления не предоставлены.
28.10.2020 в рамках дела об административном правонарушении по статье 14.19 КоАП РФ должностным лицом Управления в адрес ООО "Тандем" направлено определение об истребовании сведений N 0601/191020/05481, которым у общества, в том числе, истребовались сопроводительные документы на спорную продукцию.
В ответ на требование Управления 08.12.2020 Обществом представлен ответ о невозможности предоставления сопроводительных документов на спорную продукцию ввиду отсутствия прав на нее, данная продукция передана ООО "Спецторг" по договору аренды движимого имущества вместе с тарой, которая и являлась предметом аренды и в которую была разлита спорная продукция. ООО "Спецторг" пояснило ООО "Тандем", что тара на момент ее передачи не являлась пустой, содержимое данной тары подлежало утилизации (пищевая продукция), поскольку в последующем ООО "Тандем" планировало использовать тару для оборота безалкогольной продукции, вопросов к ООО "Спецторг" о природе содержимого тары у общества не возникло.
Впоследствии, в Управление также поступили возражения ООО "Тандем" по делу об административном правонарушении N 0601/191020/05481 по статье 14.19 КоАП РФ. Содержание данных возражений аналогично содержанию ответа общества на определение об истребовании сведений от 08.12.2020 N 0601/191020/05481. Дополнительно в возражениях общество указало, что собственником изъятой тары является ООО "Гринвуд", от которого в адрес ООО "Тандем" поступали претензии о возврате тары; а поскольку содержимое тары подлежало утилизации, общество не осуществляло оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, соответственно и не обязано было фиксировать информацию о спорной продукции в ЕГАИС.
Изъятые образцы переданы Федеральному бюджетному учреждению "Новосибирский ЦСМ" для проведения испытаний.
По результатам испытаний получены протоколы испытаний от 09.12.2020 N N П 18004 - П 18006 (с изменениями).
14.12.2020 должностными лицом Управления вынесено определение о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении N 0601/191020/05481, проведение которой поручено начальнику экспертно-аналитического отдела (испытательной лаборатории) Управления (служебная записка от 17.12.2020 N Сз6- 2665/04).
15.01.2021 получено заключение эксперта Управления С.Ю. Бахман N 001, согласно которому объемная доля спирта исследованной (испытанной) в Федеральном бюджетном учреждении "Новосибирский ЦСМ" продукции составляет: образец N П 18004 - 5,7%, 7 образец N П 18005 - 5,2%, образец N П 18006 - 4,0%; результаты испытаний (исследований) распространяются на партии исследуемой продукции.
Таким образом, в ходе административного расследования по делу об административном правонарушении N 0601/191020/05481 достоверно установлено, что находившаяся в металлических кегах в обороте у ООО Тандем" продукция является алкогольной.
Оборот (хранение) алкогольной продукции, разлитой в металлические кеги объемом 30 и 50 литров, общество также осуществляло без фиксации в ЕГАИС и без сопроводительных документов.
Приведенные обстоятельства и собранные по делу об административном правонарушении N 0601/191020/05481 по статье 14.19 КоАП РФ доказательства указывали на наличие в действиях общества признаков события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
По указанным фактам в целях фиксации всех обстоятельств совершения ООО "Тандем" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, 14.01.2021 уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении N 0601/140121/00031 по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ и начато проведение административного расследования.
15.01.2021 и 11.02.2021 в рамках дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ в адрес ООО "Тандем" должностным лицом Управления направлены определения об истребовании сведений от 14.01.2021 N 0601/140121/00031 и от 11.02.2021 N 0601/140121/00031, которыми у ООО "Тандем", в том числе, истребованы сопроводительные документы на спорную продукцию.
В ходе проведения административного расследования, на дату составления протокола об административном правонарушении сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота обнаруженной у общества алкогольной продукции, обществом не представлены.
Оборот (хранение) Спорной продукции без сопроводительных документов в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 171 - ФЗ является самостоятельным основанием для ее изъятия из незаконного оборота, в связи с чем, с целью фиксации спорной продукции, как предмета административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, именно по признакам ее оборота ООО "Тандем" без сопроводительных документов, уполномоченными должностными лицами Управления 15.02.2021 произведено изъятие спорной продукции по мету ее хранения в акционерном обществе "Росспиртпром" (протокол изъятия вещей и документов от 15.02.2021 N 0601/140121/00031).
27.04.2021, усмотрев в действиях общества оборот алкогольной продукции без товаросопроводительных документов, Управление составило протокол об административном правонарушении N 0601/140121/00031 по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ и обратилось в суд с настоящим заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции посчитал доказанным наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также исходя из того, что административное наказание не должно превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, тяжелое финансовое положение лица, привлекаемого к ответственности, счел возможным снизить размер административного штрафа до 100 000 руб., алкогольная продукция, указанная в протоколах изъятия вещей и документов от 21.10.2020 N 0601/191020/05481 и от 22.10.2020 N 0601/191020/05481/2 в рамках дела об административном правонарушении N 0601/191020/05481 по статье 14.19 КоАП РФ, и, впоследствии переизъятая протоколом изъятия вещей и документов от 15.02.2021 N 0601/140121/00031 в рамках дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ в количестве 5 436 единиц, а также алкогольная продукция в количестве 1 115 единиц, содержащаяся в металлических кегах объемом 30 литров и 50 литров, передана для уничтожения в порядке, определенном Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в полном объеме. Многооборотную тару (металлические кеги) объемом 30 литров и 50 литров в количестве 1 115, изъятую вместе с алкогольной продукцией протоколами изъятия от 21.10.2020 N 0601/191020/05481 и от 22.10.2020 N 0601/191020/05481/2 в рамках дела об административном правонарушении N 0601/191020/05481 по статье 14.19 КоАП РФ, впоследствии переизъятую протоколом изъятия от 15.02.2021 N 0601/140121/00031 в рамках дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.16 КоАП, возвратил ООО "Гринвуд" после направления на уничтожение содержащейся в ней алкогольной продукции.
Вместе с тем апелляционная инстанция находит выводы суда первой инстанции в обжалуемой части в части разрешения вопроса об изъятия кег подлежит отмене исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения; имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении; имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол; предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол; а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление оборота этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, состоит в незаконном обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В абзаце шестнадцатом статьи 2 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта и алкогольной продукции определен как закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
В соответствии со статьями 16, 26 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 10.2 Закона N 171- ФЗ запрещается розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота и без сертификатов соответствия.
Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, указанных в пункте 1 статьи 10.2 Закона N 171- ФЗ, в редакции, действовавшей до 01.01.2021.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона N 171-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются: без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии; без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, за исключением оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, а также случаев, предусмотренных законом, либо с маркировкой поддельными марками; без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции.
Арбитражным судом установлено осуществление Обществом в нарушение норм Федерального закона N 171-ФЗ реализации алкогольной продукции в отсутствие соответствующей сопроводительной документации, удостоверяющих легальность их производства и оборота, что образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличия в действиях Общества состава административного правонарушения.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований Федерального закона N 171-ФЗ в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Таким образом, общество не доказало принятие им всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований Федерального закона N 171-ФЗ.
Имеющиеся в материалах дела доказательства суд в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ и статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными в свой совокупности для признания Общество виновным в совершении предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ административного правонарушения.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении общества не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Имеющиеся в материалах дела доказательства, не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
Достаточные условия для замены назначенного обществу административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в порядке, определенном статьей 4.1.1 КоАП РФ, в данном случае отсутствуют.
Часть 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также исходя из того, что административное наказание не должно превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, учитывая тяжелое финансовое положение лица, привлекаемого к ответственности, суд первой инстанции счел возможным снизить размер административного штрафа до 100 000 руб.
Данные обстоятельства обществом не оспариваются.
Алкогольная продукция, указанная в протоколах изъятия вещей и документов от 21.10.2020 N 0601/191020/05481 и от 22.10.2020 N 0601/191020/05481/2 в рамках дела об административном правонарушении N 0601/191020/05481 по статье 14.19 КоАП РФ, и, впоследствии переизъятая протоколом изъятия вещей и документов от 15.02.2021 N 0601/140121/00031 в рамках дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ в количестве 5 436 единиц, а также алкогольная продукция 16 в количестве 1 115 единиц, содержащаяся в металлических кегах объемом 30 литров и 50 литров, должна быть передана для уничтожения в порядке, определенном Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в полном объеме.
Вместе с тем, разрешая вопрос о судьбе металлических кег объемом 30 литров и 50 литров в количестве 1 115 единиц, в которые разлита алкогольная продукция, находящаяся в нелегальном обороте, суд исходит из следующего.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ изъятая или конфискованная алкогольная продукция, указанная в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции, указанные в подпункте 4 пункта 1 названной статьи, подлежат вывозу и уничтожению или уничтожению по решению суда в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027.
Как следует из правовых позиций, изложенных в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.2011 N 6-П и от 18.02.2019 N 11-П, определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2019 N 308-ЭС19-10715, не допускается реализация изъятого при производстве по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица имущества, используемого им при незаконном обороте алкогольной продукции, в случае, когда собственником этого имущества является лицо, не привлеченное к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанное в судебном порядке виновным в его совершении.
В рассматриваемом случае общество является лицом, привлеченным к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Действующим законодательством не предусмотрен возврат изъятого при производстве по делу об административном правонарушении имущества, используемого при незаконном обороте алкогольной продукции, привлеченному к административной ответственности лицу.
По смыслу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2019 N 11-П решение о возвращении таких предметов иному лицу, не привлеченному к административной ответственности, и являющемуся их собственником, принимается на основании представленных в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении доказательств, которые позволяли бы идентифицировать такие предметы как собственность иного лица, о чем высказана правовая позиция Верховным Судом РФ в определениях от 15.10.2021N304-ЭС21-18027, от 16.01.2020 NА32-29712/2018, постановлении Арбитражного суда Западно- Сибирского округа от 15.10.2021 по делу NА45-17038/2020, а также Восьмым кассационным судом общей юрисдикции в постановлении от 15.06.2021 по делу N16-3521/2021.
Общества "Тандем" и "Гринвуд" в обоснование доводов о принадлежности многооборотной тары (кег) ООО "Гринвуд" представлены доказательства: договор поставки от 10.04.2020 между ООО "Монблан" и ООО "Гринвуд", счета- фактуры от 30.04.2020, 21.05.2020, 09.06.2020, от 29.06.2020 в отношении товара: 50 с финтинг А (ЕВРО) на 250 штук, 30А (металл пластик) на 200 штук, 30А металл на 200 штук, 50С фитинг А на 900 штук; платежные поручения об оплате: договор аренды от 01.09.2020 о передаче ООО "Гринвуд" кег ООО "Спецторг": 50 литров (металл) - 800 штук, 30 литров (металл) -115 штук, 30 литров (металл-пластик) - 200 штук, 50 литров (металл ЕВРО) 237 штук: договор субаренды от 29.09.2020 N СУ-1, согласно которому ООО "Спецторг" передало кеги в количестве 1352 единицы ООО "Тандем"; информация ООО "Спецторг", ООО "Тандем", а также штрих - коды, которыми согласно заявлению ООО "Гринвуд" были оклеены изъятые кеги (том 2, листы дела 56-63, том 1, листы дела 86-88, том 3, листы дела 45-71).
Из предоставленных в материалы настоящего дела ООО "Гринвуд" документов можно установить следующее.
10.04.2020 ООО "Гринвуд" и ООО "Монблан" заключили договор поставки N 367/1, согласно которому ООО "Монблан" обязалось поставить ООО "Гринвуд" некие металлические кеги объемом 50 и 30 литров.
Во исполнение указанного договора ООО "Монблан" поставило в адрес ООО "Гринвуд" 1550 металлических кег объемом 50 и 30 литров, в подтверждение чего ООО "Гринвуд" в материалы настоящего дела предоставило копии: УПД от 30.04.2020 N 12; УПД от 27.05.2020 N 26; УПД от 09.06.2021 N 32; УПД от 29.06.2020 N 37.
ООО "Гринвуд" произвело оплату поставленных ООО "Монблан" по вышеуказанным УПД металлических кег платежными поручениями: от 30.04.2020 N 736: от 27.05.2021 N 885; от 09.06.2021 N 970; от 29.06.2020 N 1058, копии которых ООО "Гринвуд" предоставлены в материалы настоящего дела.
Часть вышеуказанных металлических кег, закупленных у ООО "Монблан", ООО "Гринвуд" сдало в аренду ООО "Спецторг" по договору аренды от 01.09.2020 б/н.
В свою очередь, ООО "Спецторг" полученные от ООО "Гринвуд" металлические кеги по вышеуказанному договору аренды кег от 01.09.2020 сдало в субаренду ООО "Тандем" на основании договора субаренды движимого имущества от 29.09.2020 N СУ-1.
Вместе с тем, анализ данных доказательств не позволяет сделать вывод, что изъятые в ходе осмотра помещения ООО "Тандем" кеги относятся к ранее переданным по договору аренды между ООО "Гриндвуд" и ООО "Спецторг" и договору субаренду между ООО "Спецторг" и ООО "Тандем", и принадлежат ООО "Гринвуд", то есть идентифицировать кеги как принадлежащие конкретному лицу. В указанных договорах передаваемые кеги каким-либо образом не индивидуализированы и не маркированы.
В рамках настоящего дела целью идентификации кег с учетом представленных доказательств об их принадлежности ООО "Гринвуд", представителями Управления с участием представителей ООО "Гринвуд", АО "Росспиртпром" проведен осмотр изъятых кег, являющихся предметом административного правонарушения по настоящему делу, по месту их хранения в АО "Росспиртпром" по адресу: г. Новосибирск, ул. Приграничная, 1.
Так, ООО "Гринвуд" по настоящему делу в обоснование доводов с принадлежности ему изъятых кег указало на наличие на кегах 572 штрих-код с конкретными уникальными номерами.
Вместе с тем, в ходе осмотра 04.10.2021 установлено, что ни один из указанных штрих - кодов не соответствуют по уникальным номерам тем штрих - кодам, которые имеются на части изъятых кег, а именно, на каждой из осмотренных кег имеются: заводской номер и код, нанесенные на саму кегу в форме резьбы, выпуклости пли печатания на самой кеге. Сами же наклеенные штрих-коды являются средством идентификации алкогольной продукции, а не кег, при этом и данные наклеенные коды не совпадали с указанными ООС "Гринвуд" штрих-кодами. Установленные в ходе осмотра обстоятельств подтверждаются актом осмотра от 04.10.2021(том 3, листы дела 41-43).
Таким образом, материалы дела не позволяют идентифицировать изъятые кеги как принадлежащие ООО "Гринвуд".
Кроме того постановлением Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 30,06.2021 по делу N 5-445/2021 (далее - Постановление от 30.06.2021) ООО "Тандем" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150000 рублей; Спорная продукция, в том числе, разлитая в Спорные кеги совместно с данными кегами, направлена на уничтожение в установленном законом порядке.
Решением от 22.10.2021 Новосибирского областного суда по делу N 7а-487/2021 жалобы ООО "Тандем" и ООО "Гринвуд" (в том числе, в части возврата Спорных кег) оставлены без удовлетворения; постановление от 30.06.2021 изменено в части количества направляемых на уничтожение Спорных кег и разлитой в них Спорной продукции - 1115 единиц.
С учетом изложенного решение от 19.10.2021 Арбитражного суда Алтайского края в обжалуемой части в части возврата обществу "Гринвуд" многооборотной тары (кег) объемом 30 литров и 50 литров в количестве 1115, изъятой по протоколам изъятия от 21.10.2020 N 0601/191020/05481 и от 22.10.2020 N 0601/191020/05481/2 в рамках дела об административном правонарушении N 0601/191020/05481 по статье 14.19 КоАП РФ и впоследствии переизъятой протоколом изъятия от 15.02.2021 N 0601/140121/00031 в рамках дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.16 КоАП, подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с отказом обществу в удовлетворении требования в этой части.
По правилам статьи 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на решение суда о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу удовлетворить.
Отменить решение от 19.10.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7993/2021 в части возврата обществу с ограниченной ответственностью "Гринвуд" многооборотной тары (кеги) объемом 30 литров и 50 литров в количестве 1115, изъятой по протоколам изъятия от 21.10.2020 N0601/191020/05481 и от 22.10.2020 N0601/191020/05481/2 в рамках дела об административном правонарушении N0601/191020/05481 по статье 14.19 КоАП РФ и впоследствии переизъятой протоколом изъятия от 15.02.2021 N0601/140121/00031 в рамках дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.16 КоАП.
Принять в отмененной части новый судебный акт.
Многооборотную тару (кеги) объемом 30 литров и 50 литров в количестве 1115, изъятую вместе с разлитой в них алкогольной продукцией протоколами изъятия вещей и документов от 21.10.2020 N 0601/191020/05481 и от 22.10.2020 N0601/191020/05481/2 в рамках дела об административном правонарушении N0601/191020/05481 по статье 14.19 КоАП РФ и впоследствии переизъятую протоколом изъятия вещей и документов от 15.02.2021 N0601/140121/00031 в рамках дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.16 КоАП направить на уничтожение в установленном законом порядке.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-7993/2021
Истец: Межрегиональное управление ФС по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу
Ответчик: ООО "Тандем"
Третье лицо: ООО "Гринвуд"