город Омск |
|
26 января 2022 г. |
Дело N А70-14867/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Бодунковой С.А., Веревкина А.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моториной О. Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14621/2021) Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени на решение от 19.10.2021 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-14867/2021 (судья Михалева Е.В.), по иску Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени (ОГРН: 1037200568624, дата присвоения ОГРН: 27.01.2003, ИНН: 7202074495, адрес: 625027, г. Тюмень, ул. Киевская, д. 60а) к обществу с ограниченной ответственностью МСК "СибАгро" (ОГРН: 1077203037515, дата присвоения ОГРН: 19.06.2007, ИНН: 7224035764, адрес: 625061, г. Тюмень, ул. Производственная, д. 17, стр. 1) о взыскании 1 073 424 руб. 94 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени (далее - истец, Департамент) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью МСК "СибАгро" (далее - ответчик, ООО МСК "СибАгро", общество) о взыскании штрафа в размере 1 073 424,94 руб. по муниципальным контрактам от 08.08.2019 N 04000.19.028, от 24.09.2019 N 04000.19.044.
Решением от 19.10.2021 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-14867/2021 в удовлетворении иска отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Податель жалобы выражает несогласие с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для применения Правил осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783), и списании начисленных неустоек по контрактам. Работы по контрактам выполнены в декабре 2020 года, что подтверждается актами выполненных работ по форме N КС-2 и справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, подписанными сторонами, актами приёма-передачи законченного строительством объекта капитального строительства. Однако документом, подтверждающим исполнение обязательства, предусмотренного пунктом 6.1.18 контракта, 7.1.18 контракта, является письмо подрядчика от 09.07.2021 N 841. Таким образом, поскольку обязательства по контракту исполнены в 2021 году, основания для применения Правил N 783 отсутствует.
ООО МСК "СибАгро" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласилось с доводами жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Также от общества поступили дополнения к отзыву на апелляционную жалобу.
Департамент, извещённый о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы путём размещения информации на сайте суда в сети Интернет (статья 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)), явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил.
От Департамента и ООО МСК "СибАгро" поступили ходатайства об обеспечении участия представителей в судебном заседании посредством веб-конференции (онлайн-заседание), которые удовлетворены судом апелляционной инстанции.
Техническая возможность подключения обеспечена судом апелляционной инстанции, однако представитель Департамента подключение к онлайн-заседанию не осуществил.
Представитель ООО МСК "СибАгро" присоединился к судебному заседанию после удаления суда в совещательную комнату для вынесения судебного акта, но о возобновлении судебного слушания ходатайства не заявил.
На основании статей 156, 266 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей сторон.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, суд апелляционной инстанции установил, что между Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени (заказчик) и ООО МСК "СибАгро" (подрядчик) в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заключен муниципальный контракт от 08.08.2019 N 04000.19.028 (т.1, л.д.15-27) на выполнение работ по строительству автомобильных дорог в п. Березняки.
В соответствии с пунктами 2.1,2.2 контракта его цена с учетом коэффициента снижения (максимальной) цены контракта до цены контракта, предложенной подрядчиком, составляет 41 948 000 руб. с НДС.
Согласно пункту 3.1 контракта срок выполнения работ - до 15.10.2019.
В соответствии с пунктом 2.7 контракта выполнение работ, предусмотренных контрактом, подрядчик подтверждает актами выполненных работ по форме КС-2 и справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, подписанными сторонами, а также предоставлением заказчику надлежащим образом оформленных счёта (счёта-фактуры), актом приёма-передачи законченного строительством объекта капитального строительства (приложение N 3), подписанным сторонами.
Согласно пункту 6.1.18 контракта подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объёме 10 % от цены контракта.
В срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций представить заказчику:
а) декларацию о принадлежности субподрядчика, к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (при наличии печати);
б) копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, заверенную подрядчиком. В случае замены субподрядчика, на этапе исполнения контракта на другого субподрядчика, представлять заказчику документы, указанные в настоящем пункте контракта, в течение 5 дней со дня заключения договора с новым субподрядчиком.
В течение 10 рабочих дней со дня оплаты подрядчиком выполненных обязательств по договору с субподрядчиком, представлять заказчику следующие документы:
а) копии документов о приемке выполненной работы, которые являются предметом договора, заключенного между подрядчиком и привлеченным им субподрядчиком;
б) копии платёжных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств подрядчиком субподрядчику, - в случае если договором, заключенным между подрядчиком и привлеченным им субподрядчиком, предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты выполненных работ, предусмотренного контрактом, заключенным с заказчиком (в ином случае указанный документ представляется заказчику дополнительно в течение 5 дней со дня оплаты подрядчиком обязательств, выполненных субподрядчиком,).
Подрядчик обязан оплачивать выполненные субподрядчиком, работы (её результаты), отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, в течение 15 рабочих дней с даты подписания подрядчиком документа о выполненной работе (её результатов), отдельных этапов исполнения договора.
Подрядчик обязан нести гражданско-правовую ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, в том числе:
а) за представление документов, указанных в настоящем пункте контракта, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление таких документов с нарушением установленных сроков;
б) за непривлечение субподрядчиков в объеме, установленном в контракте.
В соответствии с пунктом 11.8 контракта от 08.08.2019 N 04000.19.028 в случае неисполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных пунктом 6.1.18 контракта, штраф устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 в размере 5 процентов объёма такого привлечения, установленного контрактом, и составляет 209 740 руб.
Как указывает истец, документы в соответствии с абзацем 3, 4 пункта 6.1.18 контракта от 08.08.2019 N 04000.19.028 Департаменту в установленные сроки не представлены.
Заключенные договоры с субподрядчиками, а также сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства представлены подрядчиком 09.07.2021 N 841 (т.1, л.д. 86-87).
Документы, предусмотренные абзацем 7, 8 пункта 6.1.18 контракта в Департамент не представлены.
По факту нарушения подрядчиком обязательств контракта, предусмотренных абзацем 2, 6 пункта 6.1.18 контракта от 08.08.2019 N 04000.19.028 (не представление документов в установленные контрактом сроки), истец начислил штраф в размере 419 480 руб. с учётом двух нарушений условий контракта.
Кроме того, между Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени (заказчик) и ООО МСК "СибАгро" (подрядчик) в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ заключен муниципальный контракт от 24.09.2019 N 04000.19.044 (т.1, л.д. 28- 41) на выполнение работ по строительству автомобильных дорог в п. Березняки.
В соответствии с пунктами 2.1,2.2 контракта от 24.09.2019 N 04000.19.044 цена контракта с учётом коэффициента снижения (максимальной) цены контракта до цены контракта, предложенной подрядчиком, составляет 65 394 493,05 руб. с НДС.
Согласно пункту 3.1 контракта срок выполнения работ по контракту установлен до 15.10.2020.
В соответствии с пунктом 2.7 контракта от 24.09.2019 N 04000.19.044 выполнение работ, предусмотренных контрактом, подрядчик подтверждает актами выполненных работ по форме КС-2 и справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, подписанными сторонами, а также предоставлением заказчику надлежащим образом оформленных счёта (счёта-фактуры), актом приёма-передачи законченного строительством объекта капитального строительства (приложение N 3), подписанным сторонами.
Согласно пункту 7.1.18 контракта от 24.09.2019 N 04000.19.044 подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 10 % от цены контракта.
В срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций представить заказчику:
а) декларацию о принадлежности субподрядчика, к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (при наличии печати);
б) копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, заверенную подрядчиком.
В случае замены субподрядчика, на этапе исполнения контракта на другого субподрядчика, представлять заказчику документы, указанные в настоящем пункте контракта, в течение 5 дней со дня заключения договора с новым субподрядчиком.
В течение 10 рабочих дней со дня оплаты подрядчиком выполненных обязательств по договору с субподрядчиком, представлять заказчику следующие документы:
а) копии документов о приемке выполненной работы, которые являются предметом договора, заключенного между подрядчиком и привлечённым им субподрядчиком;
б) копии платёжных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств подрядчиком субподрядчику, - в случае если договором, заключенным между подрядчиком и привлечённым им субподрядчиком, предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты выполненных работ, предусмотренного контрактом, заключенным с заказчиком (в ином случае указанный документ представляется заказчику дополнительно в течение 5 дней со дня оплаты подрядчиком обязательств, выполненных субподрядчиком).
Подрядчик обязан оплачивать выполненные субподрядчиком, работы (её результаты), отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, в течение 15 рабочих дней с даты подписания подрядчиком документа о выполненной работе (её результатов), отдельных этапов исполнения договора.
Подрядчик обязан нести гражданско-правовую ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, в том числе:
а) за представление документов, указанных в настоящем пункте контракта, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление таких документов с нарушением установленных сроков;
б) за непривлечение субподрядчиков в объеме, установленном в контракте.
Пунктом 12.8 контракта от 24.09.2019 N 04000.19.044 предусмотрено, что в случае неисполнения подрядчиком обязательства о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организацией, предусмотренного пунктом 7.1.18 контракта, подрядчик уплачивает заказчику штраф в размере 5% объёма такого привлечения, установленного пунктом 7.1.18 контракта.
Как указывает истец, документы в соответствии с абзацем 3, 4 пункта 7.1.18 контракта от 24.09.2019 N 04000.19.044 Департаменту в установленные сроки не представлены.
Заключенные договоры с субподрядчиками, а также сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства представлены подрядчиком 09.07.2021.
Документы, предусмотренные абзацем 7, 8 пункта 7.1.18 контракта в Департамент не представлены.
По факту нарушения подрядчиком обязательств по контракту от 24.09.2019 N 04000.19.044, предусмотренных абзацем 2, 6 пункта 7.1.18 контракта (не представление документов в установленные контрактом сроки), истец, ссылаясь на пункт 12.8 данного контракта, начислил ответчику штраф в размере 653 944,94 руб. (с учётом двух нарушений условий контракта).
В адрес ответчика направлены претензии от 05.07.2021 N 45-08-1801/21, N 45-08- 1802/21 (т.1,л.д. 83-85) об оплате штрафа за нарушение условий муниципального контракта на общую сумму 1 073 424,94 руб.
В ответе на претензию ответчик не согласился с предъявленными требованиями, сославшись на обязанность Департамента списать начисленные неустойки в соответствии с Правилами N 783.
Не установив оснований для списания неустойки, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Статьёй 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В силу статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.
На основании части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определённую работу и сдать её результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу части 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулирует Закон N 44-ФЗ.
На основании части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 30 Закона N 44-ФЗ заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объёма такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объём учитывается в объёме закупок, осуществлённых заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчёт, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (часть 6 статьи 30 Закона N 44-ФЗ).
Частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В силу части 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определённой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В обоснование иска истец ссылается на пункт 12.8 контракта от 24.09.2019 N 04000.19.044, а также пункт 11.8 контракта от 08.08.2019 N 04000.19.028, указывая, что заключенные ответчиком договоры с субподрядчиками, а также сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства представлены подрядчиком лишь письмом от 09.07.2021 N 841.
В силу абзаца 1 статьи 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" (далее - постановление N 49) разъяснил, что условия контракта подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо его стороне извлекать преимущество из её незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
Значение условия договора устанавливается путем его сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учётом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
Толкование условий договора осуществляется с учётом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств (пункт 43 постановления N 49).
Приняв во внимание буквальное содержание пункта 12.8 контракта от 24.09.2019 N 04000.19.044, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что указанный пункт предусматривает применение ответственности к подрядчику в случае неисполнения условия контракта о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства.
Пунктом 12.8 контракта N 04000.19.044 от 24.09.2019 не предусмотрена ответственность за нарушение сроков представления документов, указанных в пункте 7.1.8 контракта.
В свою очередь, согласно пункту 12.7 контракта от 24.09.2019 N 04000.19.044 предусмотрено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа составляет 10 000 руб. (при цене контракта от 50 млн до 100 млн рублей).
Нарушение подрядчиком обязательств по контракту от 24.09.2019 N 04000.19.044, предусмотренных абзацем 2, 6 пункта 7.1.18 контракта (не представление документов в установленные контрактом сроки), является основанием для применения к ответчику договорной ответственности по пункту 12.7 контракта в виде штрафа в размере 10 000 руб. за каждый факт нарушения (итого 20 000 руб.).
Также материалами дела подтверждено, что документы, указанные в абзацах 2, 6 пункта 6.1.18 контракта от 08.08.2019 N 04000.19.028 представлены заказчику с нарушением установленных контрактом сроков, что является основанием для применения к ответчику ответственности, предусмотренной пунктом 11.8 контракта.
Вместе с тем, судом первой инстанции учтено, что в силу пункта 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015 и (или) 2016, 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Списание неустоек регламентируется Постановлением N 783.
Согласно пункту 2 Постановления N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объёме, за исключением контрактов, по которым: а) в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объёме работ, услуг, предусмотренных контрактами; б) в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объёме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек осуществляется заказчиком в следующих случае и порядке: а) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случая, предусмотренного подпунктом "в" настоящего пункта; б) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% цены контракта, заказчик осуществляет списание 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до 01.01.2021, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "в" настоящего пункта; в) если неуплаченные неустойки начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) (пункт 3 Постановления N 783)
При наличии документа о подтверждённых сторонами контракта расчётах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек является: а) в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, - исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объёме в 2015, 2016 или 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом; б) в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 3 настоящих Правил, в дополнение к документам, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, информация администратора доходов бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек (штрафов, пеней) в бюджет (бюджет государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) (если начисленная и неуплаченная сумма неустоек возникла перед государственным (муниципальным) заказчиком) или информация о зачислении средств, уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на счёт заказчика, автономного учреждения или юридического лица (если начисленная и неуплаченная сумма неустоек (штрафов, пеней) возникла перед бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием, а также автономным учреждением в случаях осуществления им закупок в соответствии с частью 4 или юридического лица в случаях осуществления им закупок в соответствии с частями 4 (1) и 5 статьи 15 Закона N 44-ФЗ) (пункт 5 Постановления N 783).
В соответствии с пунктом 7 Постановления N 783 в случае, если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о её списании не допускается.
Как разъяснено в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определённых условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства.
По смыслу положений пункта 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, при соблюдении указанных в них условий являются обязанностью государственного (муниципального) заказчика, а не правом.
При этом несовершение заказчиком действий по учёту возникшей задолженности, а равно наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию неустойки, поскольку подобные антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственных (муниципальных) контрактов.
При рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки.
Данный правовой подход изложен в пункте 40 Обзора от 28.06.2017, и неоднократно отражался в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, в том числе в определениях от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712, от 30.10.2018 N 305-ЭС18-10724, от 18.07.2019 N 305-ЭС19-5287).
В данном случае основанием для принятия решения о списании штрафа является исполнение подрядчиком обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контрактам в полном объёме в 2020 году, подтвержденное актом приёмки или иным документом (подпункт "а" пункта 5 Правил N 783).
Как уже указывалось выше, цена контракта N 04000.19.028 составляет 41 948 000,03 руб., цена контракта N 04000.19.044 составляет 65 394 493,05 руб.
Начисленные и заявленные истцом к взысканию штрафные санкции по контракту N 04000.19.028 составляют 1 % (419 480 руб. от 41 948 000,03 руб. = 1 %) от цены контракта, по контракту N 04000.19.044 составляют 0,99 % (653 944 руб. от 65 394 493,05 руб. = 0,99 %) и не превышают 5 %.
Материалами дела подтверждено, что обязательства по контрактам были выполнены в 2020 году, сумма штрафа не превышает 5 процентов от цены контрактов, соответственно, к сложившимся между сторонами отношениям подлежит применению Постановление N 783.
При этом ссылки истца апелляционной жалобе на то, что обязательства исполнены за пределами 2020 года, поскольку документом, подтверждающим исполнение обязательств, является письмо подрядчика от 09.07.2021 N 841, не могут быть приняты во внимание при решении вопроса о списании штрафа.
По общему правилу (пункт 2 Правил N 783) списание начисленной неустойки возможно только в случае исполнения поставщиком контракта в полном объёме (поставка товара в полном объёме). Списание неустойки по контрактам, обязательства по которым не были исполнены вовсе или исполнены не в полном объёме (невыполнение или частичное невыполнение работ) по общему правилу не допускается.
В силу положений статьи 720 ГК РФ выполнение работ может быть подтверждено актом приёма-передачи или иным приравненным к нему документом, так и иными доказательствами.
В соответствии с пунктом 2.7 вышеуказанных контрактов выполнение работ, предусмотренных контрактом, подрядчик подтверждает актами выполненных работ по форме КС-2 и справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, подписанными сторонами, а также предоставлением заказчику надлежащим образом оформленных счёта (счёта-фактуры), актом приёма-передачи законченного строительством объекта капитального строительства (приложение N 3), подписанным сторонами.
Как следует из материалов дела, по результатам выполненных работ по контрактам сторонами в декабре 2020 года подписаны акты приёмки выполненных работы формы N КС-2, что свидетельствует об исполнении контрактов от 08.08.2019 N 04000.19.028 и от 24.09.2019 N 04000.19.044 в полном объёме в декабре 2020 года.
Акты приёмки выполненных работы формы N КС-2, представленные в материалы дела (т.2, л.д. 28-133) являются доказательством исполнения ответчиком обязательств, предусмотренных контрактами, в полном объёме, и того, что исполнение соответствующих обязательств завершено им в 2020 году.
В силу пункта 11 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил распространяется на принятую к учёту задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока её возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
То есть в случае исполнения контракта в полном объёме в 2020 году, вопрос о списании начисленной неустойки не ставится в зависимость от времени его заключения, а также от времени факта ненадлежащего исполнения контракта, если такой факт ненадлежащего исполнения имел место в пределах 2020 года.
Таким образом, начисление в рассматриваемом деле штрафа за нарушение, допущенное в 2019-2021 году, не препятствует применению указанных Правил и списанию штрафа, учитывая, что фактическое завершение исполнения контрактов имело место в 2020 году.
Арбитражный суд первой инстанции установил, что обязанности, предусмотренные частью 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, Правилами N 783, истец по отношению к ответчику до предъявления иска не исполнил.
Следовательно, указанные штрафные санкции подлежат списанию.
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу, что, отказав в удовлетворении исковых требований Департамента, суд первой инстанции принял правомерное решение.
Нарушений норм процессуального права, явившихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.10.2021 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-14867/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
С.А. Бодункова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-14867/2021
Истец: Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени
Ответчик: ООО МСК "СибАгро"