г. Чита |
|
27 января 2022 г. |
Дело N А19-8528/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 ноября 2021 года по делу N А19-8528/2021,
УСТАНОВИЛ:
Областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (ОГРН 1023801542412, ИНН 3800000252, далее - заявитель, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Сибирскому межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ОГРН 1045403220851, ИНН 5407270200, далее - административный орган) о признании незаконным и отмене полностью постановления по делу об административном правонарушении N 06-11 от 30.04.2021.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 ноября 2021 года по делу N А19-8528/2021 заявленные требования удовлетворены.
Административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что ОГУЭП "Облкоммунэнерго", являясь сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, является субъектом, на которого может быть возложена обязанность по обеспечению качества электроэнергии и проведению ее сертификации, а довод ОГУЭП "Облкоммунэнерго" о том, что именно поставщик электроэнергии, а не сетевая организация (исполнитель) должен обеспечить поставку электроэнергии надлежащего качества, противоречит действующему законодательству.
Вместе с тем, на отношения, возникающие между потребителем электрической энергии и ОГУЭП "Облкоммунэнерго" распространяется действие Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".
По мнению апеллянта, ОГУЭП "Облкоммунэнерго" обязано было обеспечить требуемое качество переданной энергии, подтверждением которого выступает соответствующий сертификат.
Предприятие в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 18.12.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 205, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.03.2021 N 96 проведена внеплановая документарная проверка в отношении Областного государственного унитарного энергетического предприятия "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (проведение внеплановой документарной проверки согласовано с Прокуратурой Иркутской области от 15.03.2021).
14.04.2021 отделом (инспекцией) государственного надзора по Иркутской области СМТУ Росстандарта составлен акт проверки N 6.
По факту нарушений, выявленных по результатам контрольных мероприятий, зафиксированных в акте проверки, СМТУ Росстандарта 27.04.2021 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Областного государственного унитарного энергетического предприятия "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго".
30.04.2021 заместителем начальника отдела (инспекции) государственного надзора по Красноярскому краю и по Иркутской области СМТУ Росстандарта вынесено постановление N 06-11, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявитель, полагая, что указанное постановление не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 5 указанной статьи также предусмотрено, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в области реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. Данный порядок регламентирован статьями 2 и 18 Федерального закона N 184-ФЗ, пунктом 4 статьи 7 Закона о защите прав потребителей, согласно которым реализация продукции, которая подлежит обязательному подтверждению соответствия, осуществляется только в случае указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее реализацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Следовательно, для установления в действиях организации события и объективной стороны указанного в статье 14.45 Кодекса правонарушения подлежит выявлению: что реализуемая организацией продукция подлежит обязательному подтверждению соответствия; факт реализации продукции; отсутствие в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии реализуемой продукции.
К документам, подтверждающим соответствие продукции техническим регламентам, стандартам, Федеральный закон N 184-ФЗ относит декларацию о соответствии и сертификат соответствия.
Согласно статье 2 Федерального закона N 184-ФЗ декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
В разделе 0110 Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (далее - Постановление N 982), определено, что электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц является товаром, подлежащим обязательной сертификации.
В соответствии с Правилами N 36 обязательной сертификации подлежит электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и статьей 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (пункт 8.1). Объектом сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях энергоснабжающих организаций, от которых электрическая энергия может подаваться потребителям (пункт 8.2). Энергоснабжающая организация сообщает потребителю сведения о проведенной сертификации электрической энергии (регистрационный номер сертификата, срок его действия и реквизиты органа по сертификации электрической энергии, выдавшего сертификат) (пункт 8.10).
Судами установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что ОГУЭП "Облкоммунэнерго" является электросетевой организацией и в силу положений статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" признается субъектом электроэнергетики, осуществляющим услуги по передаче электрической энергии, не являясь при этом энергосбытовой организацией, то есть организацией, осуществляющий энергосбытовую деятельность.
Между тем доказательства того, что Предприятие осуществляет реализацию электрической энергии и осуществляло ее 30.03.2021 и 31.03.2021, а также, что в какой-либо сопроводительной документации Предприятие не указало сведений о сертификате соответствия, что является элементом объективной стороны вменяемого правонарушения, административным органом не представлены.
Таким образом, учитывая то, как административным органом в оспариваемом постановлении сформулирована объективная сторона вменяемого Предприятию административного правонарушения, суд первой инстанции обоснованно и мотивированно признал не доказанным Управлением наличие состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод ответчика, о том, что, осуществляя поставку электроэнергии конечным потребителям, ОГУЭП "Облкоммунэнерго" несет ответственность за качество электрической энергии, проведение сертификации для него является обязательным, отклоняется судом, как не свидетельствующий о наличии в действиях Предприятия объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы суда соответствуют позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.10.2021 по делу N А19-23397/2020.
Поскольку административным органом не доказано наличие в действиях заявителя состава вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.45 КоАП РФ, указанное обстоятельство в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ и части 2 статьи 211 АПК РФ является основанием для признания постановления о привлечении к административной ответственности незаконным.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 ноября 2021 года по делу N А19-8528/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8528/2021
Истец: Областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго"
Ответчик: Сибирское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (СМТУ Росстандарта)