город Томск |
|
27 января 2022 г. |
Дело N А27-6043/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2022 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Зайцевой О.О.,
Кривошеиной С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (N 07АП-11735/2021) на решение от 18.10.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6043/2021 (судья Кормилина Ю.Ю.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сфера-Недвижимости", Кемеровская область - Кузбасс, Анжеро-Судженский г.о., город Анжеро-Судженск (ОГРН 1184205014586, ИНН 4246022033) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, город Кемерово (ОГРН 1034205025799, ИНН 4207012419) о признании недействительным решения от 29.12.2020 по делу N 042/06/64-2086/2020,
третьи лица: - Администрация Анжеро-Судженского городского округа, Кемеровская область - Кузбасс, город Анжеро-Судженск (ОГРН 1024200508309, ИНН 4201006176); - общество с ограниченной ответственностью "Стройтехнология", город Москва (ОГРН 1084246001234, ИНН 4246015460).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сфера-Недвижимости" (далее - ООО "Сфера-Недвижимости", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - Кемеровское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 29.12.2020 по делу N 042/06/64-2086/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Анжеро-Судженского городского округа (далее - Администрация); общество с ограниченной ответственностью "Стройтехнология" (далее - ООО "Стройтехнология").
Решением от 18.10.2021 ( с учетом определения от 20.10.2021 об исправлении опечатки) Арбитражного суда Кемеровской области признано недействительным решение от 29.12.2020 в части признания необоснованной жалобы ООО "Сфера-Недвижимости" на действия заказчика - Администрации Анжеро-Судженского городского округа при проведении электронного аукциона N 0139300000420000323, прекращении производства. В остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе антимонопольный орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
Общество возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не явились.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Законом Кемеровской области от 17.11.2006 N 129-ОЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений" (далее - Закон Кемеровской области N129-ОЗ) в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 13, частями 3 и 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлены категории граждан, место жительства которых находится на территории Кемеровской области, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядок предоставления им таких помещений.
Во исполнение Закона Кемеровской области N 129-ОЗ Администрацией Анжеро-Судженского городского округа принято постановление от 08.12.2020 N 1021 "О приобретении благоустроенного жилого помещения в муниципальную собственность для социально-незащищенных категорий граждан", которым Управлению контрактной службы поручено организовать проведение процедуры определения поставщика по приобретению двух помещений на рынке жилья для обеспечения жильем граждан социально - незащищенных категорий по договору социального найма жилого помещения за счет субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на 2020 год из областного бюджета в размере 3418592,00 руб. согласно приложению N 1 (общей площадью 52 кв.м, стоимостью 1891136,00 руб. и общей площадью 42 кв.м, стоимостью 1527456,00 руб.).
Приложением N 2 установлены "Примерные требования к приобретаемым жилым помещениям для социально-незащищенных категорий граждан у лица, являющегося застройщиком", в том числе требования к многоквартирному дому, в котором находится приобретаемое жилое помещение: процент износа - 0%.
10.12.2020 на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/ заказчиком - Администрацией Анжеро-Судженского городского округа размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0139300000420000323 "Приобретение благоустроенного жилого помещения в муниципальную собственность для предоставления жилых помещений гражданам, предусмотренным Законом Кемеровской области N129-ОЗ и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1891136,00 руб.
Техническим заданием определено, что поставляемым товаром является одно жилое помещение (благоустроенная квартира), расположенное в границах муниципального образования Анжеро-Судженский городской округ Кемеровской области, отвечающее установленным для жилых помещений требованиям техническим, санитарным гигиеническим, СанПиНов, СНиПов, ГОСТов и т.п. Общая площадь приобретаемого жилого помещения (благоустроенной квартиры) - 52,0 кв.м.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе установлены с момента размещения извещения о его проведении до 08:00 часов 18.12.2020.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 18.12.2020 N ЭА-329-20-05 (0139300000420000323) до окончания срока подачи была подана одна заявка на участие в электронном аукционе, зарегистрированная оператором электронной площадки, от ООО "Стройтехнология".
Заявка признана соответствующей требованиям частей 3, 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), ООО "Стройтехнология" признано участником аукциона.
В соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан не состоявшимся.
Аукционной комиссией рекомендовано заказчику заключить контракт с единственным участником - ООО "Стройтехнология" в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в порядке, установленном статьей 83.2 (в редакции Закона N 44-ФЗ от 02.07.2021).
Согласно информации, размещенной на сайте https://zakupki.gov.ru/, контракт с ООО "Стройтехнология" заключен 29.12.2020 (N 3420100617620000048) и в настоящее время исполнен.
18.12.2020 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "Сфера-Недвижимости" на действия заказчика - Администрации Анжеро-Судженского городского округа при проведении электронного аукциона N 0139300000420000323.
По результатам рассмотрения дела N 042/06/66-2086/2020 Кемеровским УФАС России вынесено решение от 29.12.2020, которым жалоба ООО "Сфера-Недвижимости" на действия заказчика при проведении электронного аукциона признана необоснованной. Производство по делу N 042/06/66-2086/2020 прекращено.
Материалы жалобы переданы в Управление финансового контроля администрации Анжеро-Судженского городского округа для рассмотрения на предмет соответствия обоснования начальной (максимальной) цены контракта требованиям Закона о контрактной системе.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения антимонопольного органа от 29.12.2020 по делу N 042/06/66-2086/2020.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198 АПК РФ основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя, а на государственный орган - доказать законность своих действий.
В соответствии с правилами пункта 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу части 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Ограничение субъективного состава предполагает наличие у подателя жалобы действительного интереса и законных прав, подлежащих защите в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции.
ООО "Сфера-Недвижимости" заявку на участие в торгах не подавало, участником аукциона не являлось.
Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 105 Закона N 44-ФЗ жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
Исходя из анализа положений части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, считающий незаконными положения закупочной документации, вправе обжаловать их вне зависимости от факта подачи заявки на участие в закупке, при этом такая жалоба может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
Рассмотрение антимонопольным органом жалобы ООО "Сфера-Недвижимости" и проведения в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки правомерно.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закон о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Пунктом 9 Информационной карты аукциона N ЭА-329-20-05 предусмотрено описание объекта закупки согласно техническому заданию.
Техническим заданием электронного аукциона N ЭА-329-20-05 предусмотрено приобретение благоустроенного жилого помещения в муниципальную собственность для предоставления жилых помещений гражданам, предусмотренным Законом Кемеровской области N 129-ОЗ у лица, являющегося застройщиком.
Объем поставляемого товара: одно жилое помещение (благоустроенная квартира), расположенное в границах муниципального образования Анжеро-Судженский городской округ Кемеровской области, отвечающее установленным для жилых помещений требованиям (техническим, санитарным, гигиеническим, СанПиНов, СНиПов, ГОСТов и т.п.). Место поставки товара: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск
Пунктом 3 Технического задания электронного аукциона N ЭА-329-20-05 установлены требования к многоквартирному дому, в котором находится приобретаемое жилое помещение: процент износа - 0%.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Пунктом 9-1 статьи 2 Закона Кемеровской области N 129-ОЗ предусмотрено, что жилые помещения, предоставляемые в соответствии с настоящим Законом по договорам социального найма гражданам, должны отвечать установленным санитарно-техническим требованиям. Соответствующий жилищный фонд, используемый для предоставления в соответствии с настоящим Законом жилых помещений по договорам социального найма гражданам, формируется из жилых помещений многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию не ранее десяти лет, предшествующих году предоставления таких помещений по договорам социального найма.
Указание износа - 0% не соответствует требованиям Закона Кемеровской области N 129-ОЗ.
Общеизвестно, что новые квартиры обладают повышенными потребительскими качествами. Однако учитывая, что объектом закупки выступает недвижимое имущество, предполагающее его длительную эксплуатацию и стабильные физические характеристики с пониженным износом, не представляется возможным сделать вывод о существенном отличии свойств квартир, расположенных в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию в текущем году и в более ранние периоды, не превышающие десяти лет, предшествующих году предоставления таких помещений по договорам социального найма.
Установленное Администрацией условие о приобретении квартиры в многоквартирном доме, имеющего износ 0% у лица, являющего застройщиком, не обосновано и не позволяет сделать вывод о его направленности на недопущение удовлетворения потребностей социально-незащищенной категории граждан, жилыми помещениями, обладающими более низкими потребительскими качествами.
Сведения о рынке жилья в Анжеро-Судженском городском округе, отсутствии введенных в эксплуатацию многоквартирных жилых домов в течение определенного периода, предшествующего проведению аукциона, их физическом состоянии, заказчиком не представлены.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона N 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого являются государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно статье 27 Закона N 44-ФЗ участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В случае если заказчиком принято решение об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о таком ограничении с обоснованием его причин должна быть указана в извещении об осуществлении закупки.
Из положений аукционной документации, а также постановления Администрации Анжеро-Судженского городского округа от 08.12.2020 N 1021 "О приобретении благоустроенного жилого помещения в муниципальную собственность для социально-незащищенных категорий граждан" явствует, что в качестве предмета закупки предполагалось приобретение жилого помещения именно у застройщика, в новом многоквартирном доме.
То обстоятельство, что в аукционной не были установлены требования о предоставлении участником закупки документов, оформляемых застройщиком в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 16 статьи 1), не свидетельствует о правомерности включения в Техническое задание условия о приобретении жилого помещения у лица, являющегося застройщиком.
Указанное условие обозначено в аукционной документации с выделением жирным шрифтом и подчеркиванием и могло ввести в заблуждение потенциальных участников закупки.
Пояснения представителя заказчика Полухина Е.В. о том, что участником закупки может быть любое юридическое лицо, в рассматриваемой ситуации, употребляя термин "Застройщик", заказчик подразумевал приобретение жилого помещения, готового к заселению, в котором раньше никто не проживал, не соответствуют условиям аукционной документации, содержащим прямое указание на приобретение квартиры у лица, являющегося застройщиком.
ООО "Сфера - Недвижимости" обращалось за разъяснениями положений аукционной документации. В ответе Администрации со ссылкой на постановление от 08.12.2020 N 1021 "О приобретении благоустроенного жилого помещения в муниципальную собственность для социально-незащищенных категорий граждан" указано на то, что закупка осуществляется в соответствии с техническим заданием, где процент износа указан 0. Данные о покупателе и продавце будут скорректированы при заключении контракта. На территории города Анжеро-Судженского городского округа минимум 2 застройщика. При этом в ответе заказчика отсутствует разъяснение относительно возможности участия в аукционе любого участника гражданских отношений, обладающим объектом закупки.
Таким образом, разъяснениями положений аукционной документации также подтверждается намеренье заказчика по приобретению жилых помещений у застройщика в новом многоквартирном доме.
При этом собственниками квартир, в том числе в новом многоквартирном доме, могут выступать физические и юридические лица, заключившиеся сделки в отношении жилых помещений в многоквартирных домах до ввода объекта недвижимости в эксплуатацию, в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, указанные квартиры, не являясь собственностью застройщика, на момент ввода дома в эксплуатацию, также являются новыми.
Из материалов дела не усматривается, что потенциально доступные к закупке жилые помещения, соответствующие требованиям Закона Кемеровской области N 129-ОЗ, на территории Анжеро-Судженского городского округа имелись только в распоряжении застройщиков.
Установленное Администрацией условие о приобретении квартиры в многоквартирном доме, имеющего износ 0% у лица, являющего застройщиком, не обосновано и не позволяет сделать вывод о его направленности на недопущение удовлетворения потребностей социально-незащищенной категории граждан, жилыми помещениями, обладающими более низкими потребительскими качествами.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о несоответствии указанных положений аукционной документации требованиям Закона N 44-ФЗ.
Основания для признания необоснованной жалобы общества на действия заказчика - Администрации Анжеро-Судженского городского округа при проведении электронного аукциона N 0139300000420000323 и прекращении производства по делу у Кемеровского УФАС России отсутствовали.
Проверка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к компетенции антимонопольного органа. Решение Кемеровского УФАС России от 29.12.2020 о передаче жалобы для рассмотрения в органы финансового контроля (пункт 2 резолютивной части) признано судом законным и обоснованным. Заявление ООО "Сфера - Недвижимости" в указанной части удовлетворению не подлежит.
Применяемая восстановительная мера должна отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного этими деяниями (актами), и быть обусловленной существом спора.
Согласно информации, размещенной на сайте https://zakupki.gov.ru/, контракт с ООО "Стройтехнология" заключен 29.12.2020 (N 3420100617620000048) и в настоящее время исполнен. Основания для выдачи предписания антимонопольным органом отсутствуют, возложение судом соответствующей обязанности не приведет к восстановлению прав и законных интересов заявителя.
Разрешение вопросов о направлении антимонопольным органом материалов в правоохранительные органы, обращении в суд, направлении положений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления, находится за пределами рассмотрения спора по настоящему делу, предметом которого является оспаривание конкретного ненормативного акта. Суд не вправе подменять собой компетентный орган.
Иные положенные в основу апелляционной жалобы доводы подлежат отклонению по изложенным выше мотивам.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию антимонопольного органа по делу, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, не являются основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.10.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6043/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-6043/2021
Истец: ООО "Сфера-Недвижимости"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области
Третье лицо: ООО "Стройтехнология", Администрация Анжеро-Судженского городского округа