г. Москва |
|
26 января 2022 г. |
Дело N А41-49494/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Пивоваровой Л.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания Васильевой Ю.К.,
при участии в заседании:
от Администрации городского округа Ивантеевка Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ИП Петрова Романа Юрьевича - представитель Цурикова О.Т. по доверенности от 27.12.2021, диплом, паспорт;
от Министерство имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управление Росреестра по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ГБУ МО "Мосавтодор" - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Ивантеевка Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16.11.2021 по делу N А41-49494/21, по исковому заявлению ИП Петрова Романа Юрьевича (ОГРНИП: 319505000012922, ИНН: 505009243709) к Администрации городского округа Ивантеевка Московской области (ОГРН: 1025001768923, ИНН: 5016004024) третьи лица: - Министерство имущественных отношений Московской области (ОГРН: 1025005245055, ИНН: 7725131814, КПП: 502401001) - Управление Росреестра по Московской области - Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (ОГРН: 1027700546510, ИНН: 7707018904); - ГБУ МО "Мосавтодор" (ОГРН: 1025002879626, ИНН: 5000001525) об обязании внести изменения,
УСТАНОВИЛ:
ИП Петров Роман Юрьевич (далее - заявитель) обратился в суд с заявлением к Администрации городского округа Ивантеевка Московской области (далее - заинтересованное лицо) со следующими требованиями (с учетом уточнений в порядке ст.49 АПК РФ):
- Признать решение Администрации городского округа Ивантеевка Московской области, выраженное в письме от 01.04.2021 года N 113исх-1166 - незаконным.
Обязать Администрацию городского округа Ивантеевка Московской области:
- Внести изменения в договор аренды земельного участка N 925 от 05.03.2019 г., дополнив его условием о том, что размер арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 50:43:0070202:1902 начиная с 05.09.2018 года до снятия с земельного участка ограничений в его приватизации или до отмены или соответствующего изменения абзаца принципа учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права в Основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582", составляет сумму равную земельному налогу на указанный земельный.участок в соответствии с Принципом N 7, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
- Внести изменения в договор аренды земельного участка N 447 от 01.04.2019 г., дополнив его условием о том, что размер арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 50:43:0020306:1203 начиная с 01.04.2019 года до снятия с земельного участка ограничений в его приватизации или до отмены или соответствующего изменения абзаца принципа учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права в Основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582", составляет сумму равную земельному налогу на указанный земельный участок в соответствии с Принципом N 7, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
- Произвести перерасчет арендной платы по договору аренды земельного участка N 447 от 01.04.2019 г. начиная 01.04.2019 года, исчислив арендную плату за земельный участок с кадастровым номером 50:43:0020306:1203 в соответствии с Принципом N 7, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации"
- исходя из размера арендной платы, равной ставке земельного налога за указанные периоды.
- Произвести перерасчет арендной платы по договору аренды земельного участка N 925 от 05.03.2019 г. начиная 05.09.2018 года, исчислив арендную плату за земельный участок с кадастровым номером 50:43:0070202:1902 в соответствии с Принципом N 7, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации"
- исходя из размера арендной платы, равной ставке земельного налога за указанные периоды.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Управление Росреестра по Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, ГБУ МО "Мосавтодор".
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 ноября 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация городского округа Ивантеевка Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Московской области, принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области проверены Десятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители заинтересованного лица и третьих лиц, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
До начала судебного разбирательства заявлений и ходатайств не заявлено.
Выслушав представителя ИП Петрова Романа Юрьевича и повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит нежилое здание - торговый павильон N 11 с кадастровым номером 50:43:0020306:45, площадью 37,1 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Толмачева, д. 11а (т. 1 л.д. 80-81).
В рамках рассмотрения дела N А41-44935/19 по иску Администрации городского округа Ивантеевка Московской области к ООО "Анастасия" (предыдущий собственник объекта недвижимости с кадастровым номером 50:43:0020306:45) о взыскании неосновательного обогащения за пользование земельным участком под данным объектом, суд установил, что на земельном участке располагается объект недвижимого имущества, принадлежавший до 01.08.2017 года на праве собственности обществу, в связи с чем, в соответствии с положениями статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, общество имело право на предоставление земельного участка в аренду без торгов; исходя из смысла разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", при изложенных выше обстоятельствах Договор аренды земельного участка мог быть возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок по правилам статей 610, 621 Гражданского кодекса РФ.
Указанный судебный акт вступил в законную силу Постановлением Администрации городского округа Ивантеевка N 680 от 07.09.2018 г. предварительно согласовано Петрову Р.Ю. предоставление земельного участка площадью 230 кв.м в соответствии со ст.39.20 ЗК РФ по адресу: Московская область, г.Ивантеевка, ул.Толмачева, д.11а, категория земель - земли населенных пунктов и видом разрешенного использования "магазины" данным постановлением утверждена схема расположения земельного участка.
На основании данного постановления в целях использования указанного объекта был сформирован земельный участок с кадастровым номером 50:43:0020306:1203, площадью 230 кв.м.
Между истцом и ответчиком заключен договор аренды земельного участка N 447 от 01.04.2019 г.
Предмет договора - земельный участок с кадастровым номером 50:43:0020306:1203, площадью 230 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - магазины, расположенный по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Толмачева, д. 11а.
Согласно п. 1.3 договора аренды земельный участок ограничен в оборотоспособности.
Земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории в соответствии с СП 2.1.4.2625-10 и иным нормативными правовыми актами в сфере санитарного законодательства.
Согласно п.1.5 договора на земельном участке расположен объект недвижимого имущества нежилое здание с кадастровым номером 50:43:0020306:45.
Также истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 50:43:0000000:2346, площадью 33,1 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Хлебозаводская, д. 27, о чем 16.10.2014 г. в ЕГРН была сделана запись, управлением Росреестра по Московской области выдано свидетельство о государственной регистрации права.
При этом Администрацией города Ивантеевки 04.07.2017 г. было вынесено постановление N 759, согласно которому необходимо осуществить мероприятия по сносу торгового павильона Петрова Р.Ю.
Петров Р.Ю. оспорил данный акт в Ивантеевском городском суде Московской области. Решением Ивантеевского городского суда Московской области от 23.10.2017 г., оставленным в силе апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда по делу N 33-1418/2018 от 15.02.2017 г. требования Петрова Р.Ю. были удовлетворены, признано незаконным решение Администрации города Ивантеевки Московской области от 12.04.2016 г. об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для эксплуатации и обслуживания нежилого здания, назначение нежилое, 1- этажное, общей площадью 33,1 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Хлебозаводская, д. 27.
В указанном деле участвовали те же лица, а судом исследовались доводы ответчика о несоответствии размещения спорного объекта недвижимости проекту застройки квартала N 20 по ул. Хлебозаводской в г. Ивантеевке, утвержденному постановлением Главы города Ивантеевки от 13.07.2006 N 1466.
Было установлено, что в рассматриваемом случае на испрашиваемом Петровым Р.Ю. к предоставлению в аренду земельном участке расположено принадлежащее ему же на праве собственности здание, в связи с чем данный земельный участок не мог быть отнесен к землям общего пользования: он не свободен от объектов недвижимости.
В рамках рассмотрения спора судами отклонены доводы администрации о временном характере размещения на земельном участке торгового павильона, площадью 33,1 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Хлебозаводская, д. 27.
Согласно ч.3 ст.69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Кроме того, апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 15.02.2017 г. по делу N 33а-2794/2017 признано незаконным решение Администрации города Ивантеевки Московской области от 12.04.2016 г. об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для эксплуатации и обслуживания нежилого здания, назначение нежилое. 1- этажное, общей площадью 33,1 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Хлебозаводская, д. 27.
В указанном деле участвовали те же лица, а судом исследовались доводы ответчика о несоответствии размещения спорного объекта недвижимости проекту застройки квартала N 20 по ул. Хлебозаводской в г. Ивантеевке, утвержденному постановлением Главы города Ивантеевки Московской области от 13.07.2006 N 1466.
Судом было установлено, что в рассматриваемом случае на испрашиваемом Петровым Р.Ю. к предоставлению в аренду земельном участке расположено принадлежащее ему же на праве собственности здание, в связи с чем данный земельный участок не мог быть отнесен к землям общего пользования: он не свободен от объектов недвижимости, в связи с чем им не может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц.
В целях использования указанного объекта недвижимости был сформирован земельный участок с кадастровым номером 50:43:0070202:1902, предварительно согласованный администрацией для предоставления в аренду Петрову Р.Ю. во исполнение апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Московского областного суда по делу N 33а-2794/2017 от 15.02.2017 г. (т.1, л.д.42). 04.02.2018 г.
Петровым Р.Ю. получен договор аренды N 925 от 29.01.2018 г., в соответствии с которым Петрову Р.Ю. без проведения торгов сроком на 10 лет.
Не согласившись с некоторыми пунктами договора, Петров Р.Р. обратился в Ивантеевский городской суд к администрации г.Ивантеевки об урегулировании разногласий. Решением Ивантеевского городского суда от 05.06.2018 г. по делу N 2-378/18 (т.1, л.д.56) суд обязал администрацию заключить с Петровым Р.Ю. договор N 925 от 29.01.2018 г. аренды земельного участка с кадастровым номером 50:43:0080202:1902 на 10 лет с даты вступления решения суда в законную силу на условиях Петрова Р.Ю.
Между истцом и ответчиком, с учетом решения Ивантеевского городского суда от 05.06.2018 г. по делу N 2-378/18, которым был удовлетворен иска Петрова Р.Ю. к Администрации городского округа Ивантеевка об урегулировании разногласий при заключении договора аренды земельного участка (т.1, л.д.56-66), заключен договор аренды земельного участка N 925 от 05.03.2019 г. с протоколом разногласий от 15.02.2018 г., являющемуся приложением N 4 к договору.
Предмет договора - земельный участок с кадастровым номером 50:43:0070202:1902, площадью 254 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - обслуживание жилой застройки, расположенный по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Хлебозаводская, д. 27.
С учетом указанных выше судебных актов, согласно пункту 1.2 договора N 925 от 05.03.2019 г. земельный участок предоставляется на основании статей 39.6; 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации города Ивантеевки от 09.08.2017 N 842, решения Ивантеевского суда Московской области от 05.06.2018 по делу N 2-378/18, вступившим в законную силу 05.09.2018. Согласно пункту 1.3 договора участок предоставляется под нежилое здание (магазин). Согласно п. 1.4 договора земельный участок ограничен в оборотоспособности.
Частично расположен в зоне размещения автодороги регионального значения (1710 42170001 Ярославское шоссе-Ивантеевка-Щелково), планируемой к реконструкции.
Согласно п.1.5 договора на участке расположен объект недвижимого имущества: - нежилое здание, площадью 33,1 кв.м., с кадастровым номером 50:43:0000000:2346, адрес объекта: Московская область, г. Ивантеевка, ул Хлебозаводская, д. 27, принадлежащее на праве собственности Петрову Р.10. (запись в ЕГРН от 16.10.2014 N 50-50-13/093/2014-734).
Начисление арендной платы по указанным выше договорам производится администрацией городского округа Ивантеевка в соответствии с Законом Московской области от 07.06.1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Заявитель полагая, что данные расчеты не соответствуют нормам земельного законодательства, обратился в адрес ответчика с требованием внести изменения в договоры аренды и произвести перерасчет арендной платы.
Поскольку ответа не последовало, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Согласно статье 606 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктами 1 и 2 статьи 609 ГК РФ установлено, что договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 ГК РФ, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определяется договором аренды. В силу пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определяется договором аренды.
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как следует из искового заявления, истец истец считает, что арендная плата должна начисляться на основании положений п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582 от 16.07.2009.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с Приложениями N 1 к Договорам аренды земельных участков арендная плата рассчитывается по формуле: Апл = Аб х Кд х Пкд х Км х S, где Апл - арендная плата за земельный участок, Аб - базовый размер арендной платы за 1 кв.м., Кд - коэффициент вида деятельности, Пкд - повышающий коэффициент, Км - коэффициент месторасположения, S - площадь арендуемого участка.
В соответствии с п. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ" (с изменениями и дополнениями), земельный участок в силу п. п. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничен в обороте (согласно Мособлархитектуры N ГЗ-СМЭВЗ-177777069), расположен в зоне строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов всех видов транспорта федерального и регионального значения, согласно Схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 г. N 230/8.
Также земельный участок Согласно поступившим в материалы дела заключениям Комитета по Архитектуре и градостроительству Московской области, земельный участок с кадастровым номером 50:43:0020306:1203 частично расположен в границах существующих красных линий (Проект красных линий в составе Проекта планировки территории части квартала N 9, ограниченного улицами Толмачева, Новая Слобода. 1-я Нижняя, Трубниковская, в г. Ивантеевка Московской области, утвержденного постановлением главы города Ивантеевки Московской области от05.05.2011 N 564), расположен во 2-м поясе ЗСО ВЗУ; земельный участок с кадастровым номером 50:43:0070202:1902 частично расположен в зоне размещения автодороги регионального значения (1710 42170001 Ярославское шоссе-Ивантеевка-Щелково), планируемой к реконструкции.
Таким образом, с момента заключения Договора земельный участок ограничен в обороте.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ (действующего с 01.03.2015) порядок определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, и участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Ранее (до 01.03.2015) аналогичные положения содержались в пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Московской области, а также земельных участков на территории Московской области, государственная собственность на которые не разграничена, установлен статьей 14 Закона Московской области N 23/96-03.
В соответствии с п. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ указано, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством РФ.
Такие принципы утверждены Постановлением Правительства РФ N 582 от 16.07.2009 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее "Постановление Правительства РФ N 582").
Постановлением Правительства РФ от 05.05.2017 г. N 531, вступившим в законную силу с 12.08.2017 г. основные принципы определения арендной платы, установленные Постановлением Правительства РФ N 582 дополнены еще одним принципом N 7, предусматривающим, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа учета наличия предусмотренных законодательством РФ ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции верно установил, что размер арендной платы по договору аренды от 3 ноября 2017 г. N 199ю/17 должен составлять сумму равную земельному налогу за этот земельный участок.
В соответствии с пп. "г" п. 3 Постановления Правительства РФ N 582 от 16.07.2009 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 1,5 процента в отношении земельного участка в случае заключения договора аренды в соответствии с пунктом 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением N 582.
В пункте 30 раздела 8 указанных Методических рекомендаций в целях применения принципа N 7 при определении арендной платы за земельные участки рекомендуется исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 27 ЗК РФ) к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается.
В указанном случае при определении размера арендной платы за земельный участок целесообразно основываться на размере земельного налога, исчисляемого в отношении земельного участка, расположенного в том же муниципальном образовании, что и земельный участок, размер арендной платы за который определяется, используемого для сходных целей собственниками расположенных на нем зданий, сооружений и не отнесенного к землям, ограниченным в обороте (с учетом положений пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 12.09.2018 по делу N АКПИ18- 667, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2018 по делу N АЛЛ 18-523, указал, что данные положения (принцип N 7) Основных принципов определения арендной платы предусматривают дополнительные гарантии при установлении размера арендной платы для лиц, имеющих в собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, отнесенных законодательством к землям, ограниченным в обороте.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (вопрос 7 разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике), на который сослались суды, сформулирована правовая позиция о том, что Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением N 582, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена; вместе с тем в силу пункта 1 статьи 39.7 ЗК РФ постановление N 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Поскольку указанные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, соответствующим компетентным органам надлежит устанавливать размер арендной платы на основании названных принципов, в том числе в пределах, указанных в принципе N 7 (действующим с 12.08.2017), в отношении ограниченных в обороте земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, сформированных с учетом площади, необходимой для их эксплуатации.
Аналогичные подходы изложены в Определении Верховного суда Российской Федерации N 305-ЭС19-4399 от 24.06.2019 г., Определении Верховного суда Российской Федерации N 305-ЭС20-4264 от 25.06.2020 г. Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019 (пункт 33 практики применения законодательства о вещных правах и земельного законодательства), сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой, если установленный компетентным органом в нормативном правовом акте размер арендной платы за земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, выше указанного в принципе N 7 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, арендная плата подлежит исчислению с применением данного принципа.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в настоящем случае условие об исчислении арендной платы, установленное договорами аренды земельных участков, противоречит действующему законодательству Российской Федерации, а именно положениям статьи 39.7 ЗК РФ, пункта 1 статьи 424 ГК РФ, Постановления Правительства РФ от 05.05.2017 N 531.
Из указанного следует, что при определении размера арендной платы по договорам аренды, ограниченным в обороте, необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 05.05.2017 N 531.
При расчете арендной платы Принципом N 7, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно статье 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
При этом статьей 453 ГК РФ установлено, что при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде (пункт 1).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований о внесении изменений.
Также истцом заявлены требования о перерасчете арендной платы по договору аренды земельного участка N 447 от 01.04.2019 г. начиная 01.04.2019 года и по договору аренды земельного участка N 925 от 29.01.2018 г. начиная 05.09.2018 года.
Судом апелляционной инстанции перерасчет проверен, признан верным.
Поскольку, как верно установлено судом первой инстанции, размер арендной платы по договору аренды от 3 ноября 2017 г. N 199ю/17 должен составлять сумму равную земельному налогу за этот земельный участок, суд первой инстанции обоснованно применил Принцип N 7, установленный Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и удовлетворил требования о перерасчете арендной платы.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобожден от ее уплаты.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.11.2021 по делу N А41- 49494/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в двухмесячный со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-49494/2021
Истец: Комитет по архитектуре и градостраительству МО, Петров Роман Юрьевич
Третье лицо: Администрация г.Ивантеевки Московской области