г. Москва |
|
26 января 2022 г. |
Дело N А40-64745/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
судебного заседания помощником судьи Ароян А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "БСК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.10.2021 по делу N А40-64745/21
по заявлению ООО "Башкирская сетевая компания" (ИНН: 0273056757)
к ФАС России (ИНН 7706096339),
третьи лица: 1) ПАО "ФСК ЕЭС", 2) ГКТ РБ,
о признании недействительным,
при участии:
от заявителя: |
Габитов Р.Ф. по дов. от 01.01.2022; |
от заинтересованного лица: |
Голованова Т.А. по дов. от 10.01.2022; |
от третьих лиц; |
1. Свирина Е.В. по дов. от 25.11.2019; Козлов С.И. по дов. от 25.11.2019, 2.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Башкирская сетевая компания" (далее - заявитель, ООО "БСК") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России (далее - антимонопольный орган) о признании недействительным сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.11.2020 N 1164/20-ДСП, в части заявленной мощности потребителя услуг по передаче электроэнергии по сетям ЕНЭС - общества "БСК" - на 2021 год в размере 600,57 МВт, как не соответствующего пункту 3 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктам 38, 47 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, пункту 60 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
Решением суда от 15.10.2021 заявление 15.10.2021 оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось ООО "БСК" и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "БСК" ссылается, что в оспариваемой части правовой акт ФАС России - Сводный прогнозный баланс на 2021 год - привел к возложению с 01 января 2021 года на общество "БСК" дополнительной обязанности по внесению платы ПАО "ФСК ЕЭС" за излишне учтенную в балансе заявленную мощность 459,20 МВт. ООО "БСК" полагает, что величина заявленной мощности на оплату услуг ПАО "ФСК ЕЭС" в размере 600,57 МВт не соответствует фактически потребленной заявителем мощности, является завышенной и необоснованно учтена ФАС России в Сводном прогнозном балансе на 2021 год., так как между ООО БСК" и ПАО "ФСК ЕЭС" согласована величина заявленной мощности на 2021 г. в размере 141,37 МВт в порядке "б"(1) пункта 38 Правил N 861.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО "ФСК ЕЭС" с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы жалобы, представители ФАС России и ПАО "ФСК ЕЭС", поддержали обжалуемое решение суда.
От ООО "БСК" в суд апелляционной инстанции поступили ходатайства о назначении экспертизы с постановкой перед экспертом следующего вопроса: определить величину мощности фактически потребленной обществом "БСК" исходя из объема электроэнергии за период с 01.01.2019 по 31.07.2020, переданного из сети общества "ФСК ЕЭС" в электрические сети общества "БСК" и уменьшенного на объем отдачи электроэнергии из электрических сетей энергосистемы Республики Башкортостан в электрические сети энергосистем сопредельных субъектов Российской Федерации.
В этом же ходатайстве заявитель просил суд первой инстанции истребовать в акционерном обществе "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии" сведения, полученные от субъектов оптового рынка электрической энергии о почасовых объемах электрической энергии, переданной за период с 01.01.2019 по 30.04.2021 в формате макетов 80020, доступном для редактирования посредством программы Microsoft Excel в отношении ряда линий электропередачи.
Ходатайство было мотивировано тем, что в настоящем деле общество "БСК" оспаривает заявленные ФАС России и обществом "ФСК ЕЭС" доводы о соответствии величины мощности в размере 600,57 МВт. величине фактической мощности ввиду несогласия заявителя с данной величиной, поскольку она не соответствует величине фактической мощности.
По мнению общества "БСК" в целях полного и всестороннего рассмотрения настоящего дела необходимо было установить величину мощности, фактически потребленной обществом "БСК", в связи с чем требуется применение специальных знаний.
При этом, как следует из правовой позиции общества "БСК" по делу и предлагаемого в ходатайстве о назначении экспертизы вопроса заявитель фактически полагает, что объемы электрической энергии (в части одной из составляющих объема услуг по передаче э/э по ЕНЭС - величины заявленной мощности), переданные через электрические сети общества "БСК" в энергосистемы сопредельных субъектов РФ, и не потребленные на территории республики Башкортостан, не должны учитываться при формировании величины заявленной мощности и, следовательно, при определении объема и стоимости услуг для взаиморасчетов с ПАО "ФСК ЕЭС" в части ставки на содержание сетей. На основании данных обстоятельств, по мнению общества "БСК", величина заявленной мощности на оплату услуг ПАО "ФСК ЕЭС" в размере 600,57 МВт является завышенной и необоснованно учтена ФАС России в Сводном прогнозном балансе на 2021 поскольку подлежит определению за вычетом объемов электрической энергии (в части величины заявленной мощности), переданных через электрические сети заявителя в энергосистемы сопредельных субъектов РФ.
Таким образом, фактически ответ на поставленный обществом "БСК" в ходатайстве о назначении экспертизы вопрос будет говорить о том, какой объем мощности был фактически потреблен заявителем на территории Республики Башкортостан, а какой объем мощности был передан в электрические сети энергосистем сопредельных субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 66, 82 АПК РФ, мотивированно отказал в удовлетворении ходатайств ООО "БСК" о назначении экспертизы, истребовании и приобщении дополнительных документов, поскольку в материалы дела представлены достаточные доказательства, необходимые для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у апелляционного суда нет необходимости в назначении экспертизы и истребовании дополнительных доказательств, поскольку в материалы дела представлено достаточное количество доказательств с учетом их совокупности и оценкой значимых обстоятельств настоящего дела.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что исходя из абзаца 2 пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", перед экспертом не могут быть поставлены вопросы права и правовых последствий оценки доказательств.
Вместе с тем, исходя из правовой позиции общества "БСК" имеющийся спор как и ранее рассмотренный судами спор, фактически касается, вопроса о том, подлежит ли уменьшению фактический объем мощности используемый для формирования заявленной мощности переданный из сетей общества "ФСК ЕЭС" в сети общества "БСК" по причине перетока электрической энергии, из сетей ООО "БСК" расположенных на территории республики Башкортостан в энергосистемы сопредельных субъектов РФ, что является вопросом применения норм права, и носит исключительно правовой характер, не требует каких-либо специальных познаний. Выяснение указанных вопросов находится в исключительной компетенции суда, рассматривающего дело.
Принимая во внимание, что в материалы дела представлены достаточные доказательства, необходимые для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта, рассмотрев ходатайство ПАО "МОЭСК" о проведении судебной финансово-экономической экспертизы, суд апелляционной инстанции отказывает в его удовлетворении за отсутствием оснований, предусмотренных ч.1 ст.82 АПК РФ.
Кроме того, исходя из абзаца 2 пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" перед экспертом не могут быть поставлены вопросы права и правовых последствий оценки доказательств.
Вместе с тем, исходя из правовой позиции общества "БСК" имеющийся спор как и ранее рассмотренный судами спор, фактически касается, вопроса о том, подлежит ли уменьшению фактический объем мощности используемый для формирования заявленной мощности переданный из сетей общества "ФСК ЕЭС" в сети общества "БСК" по причине перетока электрической энергии, из сетей ООО "БСК" расположенных на территории республики Башкортостан в энергосистемы сопредельных субъектов РФ, что является вопросом применения норм права, и носит исключительно правовой характер, не требует каких-либо специальных познаний. Выяснение указанных вопросов находится в исключительной компетенции суда, рассматривающего дело.
В соответствии со ст. 108 АПК РФ денежные суммы, подлежащие выплате экспертам и свидетелям, вносятся на депозитный счет арбитражного суда лицом, заявившим соответствующее ходатайство, в срок, установленный арбитражным судом.
Поскольку экспертиза по настоящему делу в суде апелляционной инстанции не проводилась, денежные средства в размере 1 200 000 руб., перечисленные ООО "БСК" на депозитный счет Девятого арбитражного апелляционного суда платежным поручением от 12.11.2021 N 390508, подлежат возврату ООО "БСК".
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя ГКТ РБ, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "БСК"является территориальной сетевой организацией и осуществляет деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии потребителям, находящимся на территории Республики Башкортостан.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии регулируются государством.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, то есть ПАО "ФСК ЕЭС", оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Общество, получая оплату за оказанные услуги по передаче электрической энергии от потребителей Республики Башкортостан, в свою очередь, является потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых организацией по управлению национальной (общероссийской) электрической сетью, которой выступает ПАО "ФСК ЕЭС".
Плановые объемы услуг, оказываемых заявителю ПАО "ФСК ЕЭС", в том числе величины заявленной мощности, ежегодно утверждаются ФАС России в Сводном прогнозном балансе в соответствии с разделом V утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования N 1178), а также Порядком формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 12.04.2012 N 53-э/1.
Сводный прогнозный баланс служит основой для расчетов тарифов (цен) на электрическую энергию и мощность и размеров платы за указанные в Основах ценообразования N 1178 услуги, устанавливаемые ФАС России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с абзацем девятым пункта 2 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила недискриминационного доступа) под заявленной мощностью понимается величина мощности, планируемой к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах.
Как следует из Сводного прогнозного баланса, величина заявленной мощности для ООО "БСК" принята ФАС России на первое и второе полугодие 2021 года в размере 600,57 МВт.
Полагая, что данная величина заявленной мощности является завышенной, учтена ФАС в Сводном прогнозном балансе незаконно и необоснованно, ООО "Башкирская сетевая компания" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с положениями ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и п. 5.3.21.4. Положения о Федеральной антимонопольной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение о ФАС России) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети устанавливает Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России).
В соответствии с п. 1 Положения ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Согласно с п. 80 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"(далее - Основы ценообразования) в качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети используются объем отпуска электрической энергии в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в единой национальной (общероссийской) электрической сети и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозным балансом.
Как следует из пункта 3 Порядка формирования Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утв. Приказом ФСТ России от 12.04.2012 N 53-э/1 (далее - Порядок N 53-э/1 Формирования Сводного прогнозного баланса), Сводный прогнозный баланс формируется в целях расчетов регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию и мощность, подлежащих государственному регулированию в соответствии с ФЗ "Об электроэнергетике".
В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования расчетный объем оказываемых услуг по передаче электрической энергии определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - Сводный прогнозный баланс).
В соответствии с пунктом 60 Основ ценообразования при формировании прогнозных объемов покупки электрической энергии на оптовом рынке ФАС России учитывает данные о фактическом потреблении электрической энергии субъектами оптового рынка в предшествующие периоды и изменения прогноза спроса по территориям субъектов Российской Федерации в периоде регулирования относительно предшествующих периодов.
ФАС России в прогнозном балансе определяет прогнозные величины заявленной мощности потребителей услуг по передаче электрической энергии по сетям, отнесенным к объектам электросетевого хозяйства единой национальной (общероссийской) электрической сети, по информации, представленной организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и сформированной с учетом предложений потребителей услуг по передаче электрической энергии по сетям, отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети. При этом решение в отношении потребителей, не являющихся территориальными сетевыми организациями, могут приниматься суммарно по субъекту Российской Федерации.
Из вышесказанного следует, что уполномоченным органом тарифного регулирования для ПАО "ФСК ЕЭС" является ФАС России, которая устанавливает тариф на услуги по передаче (формирует тарифные дела) и учитывает необходимую валовую выручку для ПАО "ФСК ЕЭС", а также утверждает Сводный прогнозный баланс по ЕЭС на период регулирования.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, исследовав материалы дела, сделал обоснованные выводы, что величина заявленной мощности в размере 141,37 МВт на период регулирования 2021 не согласована между сторонами; согласно с данными обстоятельствами Сводный прогнозный баланс, в части заявленной мощности потребителя услуг по передаче электроэнергии по сетям ЕНЭС -ООО "БСК" - на 2021 г. в размере 600,57 МВт, не противоречит пунктам "б"(1) 38, 47 Правил N 861.
Действующее законодательство о государственном тарифном регулировании исходит из того, что при расчете за услуги по передаче электрической энергии в части ставки на содержание электрических сетей подлежит применению величина мощности, учтенной при установлении соответствующего тарифа (заявленной мощности).
При этом, в соответствии с абзацем 6 пункта 2 Правил N 861 "заявленная мощность" определена, как величина мощности, планируемой к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах.
В соответствии с абз. 2 п. 47 Правил N 861 планируемый к потреблению объем услуг, в том числе заявленная мощность, может быть использован в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и не применяется для целей определения обязательств потребителя услуг по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии), если иное не установлено п. 15(1) данных Правил.
Необходимо отметить, что величина заявленной мощности, учтенная в Сводном прогнозном балансе, положена в основу установленных тарифов для расчетов за оказанные услуги по передаче электрической энергии.
В Сводном прогнозном балансе на 2021 год, утвержденном приказом ФАС России от 26.11.2020 N 1164/20-ДСП, который оспаривает заявитель, в отношении ООО "БСК" заявленная мощность на оплату услуг по передаче электрической энергии по сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети определена в размере 600,57 МВт.
Государственным комитетом по тарифам Республики Башкортостан для ООО "БСК" в части взаиморасчетов с ПАО "ФСК ЕЭС" в качестве величины заявленной мощности была принята аналогичная величина заявленной мощности в размере 600,57 МВт.
Согласно пункту 15 (1) Правил N 861 объем услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем услуг по ставке, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, двухставочной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, равен величине заявленной мощности, определенной в соответствии с пунктом 38 Правил N861.
Согласно подпункту "б"(1) пункта 38 Правил N 861 величина заявленной мощности определяется по соглашению сторон.
В действующем законодательстве не содержится возможности уведомительного характера при определении величины заявленной мощности, а только по соглашению сторон.
ООО "БСК" направило заявку в адрес ПАО "ФСК ЕЭС" письмом от 18.03.2020 N БСК/15.1.13-336 на величину заявленной мощности на период 2021 г. в размере 141,37 МВт.
ПАО "ФСК ЕЭС" не согласовало величину заявленной мощности на 2021 г. для ООО "БСК" в объеме заявленной мощности 141,37 МВт в порядке, предусмотренном подпунктом "б" (1) пункта 38 Правил N 861, по причине многократного расхождения величины заявленной мощности с фактически потребленной ООО "БСК" мощностью в разрезе предшествующего периода 2019-2020 гг.
Суд первой инстанции верно исходил из того, что направленная ООО "БСК" в адрес ПАО "ФСК ЕЭС" заявка, в которой истец выражает намерение применять к расчетам за 2021 год заявленную мощность в размере 141,37 МВт, не имеет правового значения, поскольку она являются односторонними документами и не согласована ПАО "ФСК ЕЭС". Переписка между сторонами о согласовании на 2021 год заявленной мощности в размере 141,57 МВт отсутствует. Иных доказательств в материалы дела истец в суд первой инстанции не представил.
Согласно пунктам 2, 6 Основ ценообразования периодом регулирования является период не менее 12-ти месяцев, если иное не установлено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы).
Таким образом, тарифное решение устанавливается на срок не менее календарного года, в связи с чем и заявленная мощность для расчета тарифа должна быть согласована ежегодно.
Между тем, при несогласованности ПАО "ФСК ЕЭС" и ООО "БСК" заявленной мощности на текущий год, не может применяться заявленная мощность за прошлый год, в связи с чем подлежит применению мощность, утвержденная ФАС России в Сводном прогнозном балансе исходя из фактических величин потребления.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Как указано в Определении Верховного суда РФ N 305-ЭС20-67 от 03.04.2020 "Вопреки доводам заявителя, в силу нормативного регулирования право заказчика услуг (в данном случае общества ИЭСК) на определение величины заявленной мощности не носит абсолютный характер, а требует ее согласования с исполнителем услуг как минимум в части технической возможности исполнителя оказать такой объем услуг. Необходимо отметить, что в силу естественно-монопольной деятельности электросетевых организаций, государственного регулирования цен на их услуги, зависимости объема оказанных услуг по передаче электроэнергии от объема энергопотребления величина заявленной мощности не должна определяться произвольной и ничем не обусловленной волей заказчика услуг. Напротив, эта величина объективно зависит от реальных потребностей заказчика услуг, предопределенных техническими параметрами объектов электросетевого хозяйства, энергопринимающего оборудования потребителей и режимом энергопотребления".
Из вышесказанного следует, что суд первой инстанции обоснованно указал в решении, что величина заявленной мощности между сторонами не согласована на 2021 год, поэтому доводы ООО "БСК" о противоречии Сводного прогнозного баланса на 2021 г., утвержденного ФАС России, в части принятия величины заявленной мощности ООО БСК в размере 600,57 МВт вместо величины 141,37 МВт, в порядке "б" (1) п. 38, 47 Правил N 861 не обоснованы и не соответствуют доказательствам, представленным в материалы дела.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Сводный прогнозный баланс на 2021 не противоречит пункту 60 Основ ценообразования N 1178, пункту 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" закрепляются следующие основные принципы государственного регулирования: принцип достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; принцип обеспечения доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав; принцип обеспечения защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
В соответствии с абзацем четвертым части 2 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" при государственном регулировании цен (тарифов) должен соблюдаться принцип учета результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 60 Основ ценообразования при формировании Сводного прогнозного баланса и прогнозных объемов покупки электрической энергии на оптовом рынке ФАС России учитывает данные о фактическом потреблении электрической энергии субъектами оптового рынка в предшествующие периоды и изменения прогноза спроса по территориям субъектов Российской Федерации в периоде регулирования относительно предшествующих периодов.
В абз. 5 п. 60 Основ ценообразования указано, что Федеральная антимонопольная служба в прогнозном балансе определяет прогнозные величины заявленной мощности потребителей услуг по передаче электрической энергии по сетям, отнесенным к объектам электросетевого хозяйства единой национальной (общероссийской) электрической сети, по информации, представленной организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и сформированной с учетом предложений потребителей услуг по передаче электрической энергии по сетям, отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети. При этом решение в отношении потребителей, не являющихся территориальными сетевыми организациями, могут приниматься суммарно по субъекту Российской Федерации.
Позиция заявителя в заявлении построена на том, что данные о заявленной мощности должны быть сформулированы ФАС России исключительно с учетом предложений Госкомитета по тарифам по Республике Башкортостан (далее - Госкомитет) и самих потребителей. ООО БСК полагает, что ФАС России нарушил пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике о праве Госкомитета в полной мере участвовать в формировании прогнозного баланса, так как ФАС России не принял в сводном прогнозном балансе на 2021 год аналогичную мощность по потребителю ООО "БСК", которую заявлял Госкомитет по тарифам в виде сводных предложений.
В соответствии с абзацем 9 пункта 2 статьи 24 Закона об электроэнергетике формирование прогнозного баланса отнесено к компетенции уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти (ФАС России). В тоже время абзацем четвертым пункта 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а применительно к настоящему делу - к полномочиям Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам, отнесено принятие участия в формировании прогнозного баланса.
Однако при этом, необходимо отметить, что в п. 60 Основ ценообразования, прямо указано, что организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью подает информацию в ФАС России для определения в прогнозном балансе прогнозных величин заявленной мощности, с учетом сведений от потребителей ее услуг, но данные сведения не обязательно должны быть идентичными со сведениями, которые подают сами потребители в рамках заключенных договоров в адрес ПАО "ФСК ЕЭС". Что относится и к сведениям Госкомитета по предлагаемой к учету в прогнозном балансе величины мощности ООО "БСК", которые были направлены в адрес ФАС России в виде сводных предложений.
ФАС России получив все сведения и предложения по величине мощности на 2021 от ФСК ЕЭС, Госкомитета по тарифам по потребителю ООО "БСК", рассмотрев данные предложения с учетом п. 60 Основ ценообразования, п. 6, 7 порядка N 53-э/1 Формирования Сводного прогнозного баланса утвердила Сводный прогнозный баланс на 2021 г.
В соответствии с этим довод ООО "БСК" относительно нарушения ФАС России пункта 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике и права Госкомитета по тарифам в полной мере участвовать в формировании прогнозного баланса, противоречит фактическим обстоятельствам по делу.
При этом порядок формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕНЭС России по субъектам Российской Федерации утвержден приказом Федеральной службы по тарифам от 12.04.2012 N 53-э/1. Приложением N 1 к указанному порядку утвержден график прохождения документов для утверждения сводного прогнозного баланса.
Согласно пункту 9 графика прохождения документов, для утверждения сводного прогнозного баланса (приложение N 1 к Порядку) организация по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ПАО "ФСК ЕЭС") представляет в ФСТ России (с 2015 - ФАС России) и Системному оператору, в том числе сводные предложения по заявленной (присоединенной) мощности по форме таблицы N 11.
В соответствии с данным порядком, ПАО "ФСК ЕЭС" письмом от 31.08.2020 N МА-4417 представило в ФАС России в составе предложений для формирования Сводного прогнозного баланса на 2021 данные о заявленной мощности своих потребителей по установленной форме таблицы N11, указав заявленную мощность ООО "БСК" на первое 2021 г. - 685,04 МВт и второе полугодие 2021 в размере 675,14 МВт., при этом заявленная мощность в размере 600,57 МВт была принята ответчиком в Сводном прогнозном балансе и соответственно при утверждении тарифа на услуги по передаче э/э по ЕНЭС на соответствующий период регулирования.
Иной формы предоставления вышеуказанных данных о величине заявленной мощности своих потребителей для ПАО "ФСК ЕЭС" законом не предусмотрено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что фактически потребленная мощность ООО "БСК" многократно превышает величину заявленной мощности в размере 141,37 МВт, указанную заявителем, что нарушает баланс интересов заказчика и исполнителя услуг по передаче электрической энергии, создает возможность злоупотребления со стороны заказчика на предъявление минимальной величины заявленной мощности в ущерб интересам исполнителя на получение оплаты, компенсирующей расходы на содержание своих электросетей в состоянии, позволявшем заказчику ими пользоваться.
В соответствии с абзацем 11 пункта 2 Правил N 861 сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям услуг в точках поставки потребителя услуг, т.е. в местах исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемых для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенных на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики).
Как установлено судом первой инстанции, между ПАО "ФСК ЕЭС" и ООО "БСК" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии по ЕНЭС N 174/П от 22.03.2007 (далее - Договор). ПАО "ФСК ЕЭС" оказывает услуги по передаче электроэнергии по точкам поставки электроэнергии (точкам присоединения энергопринимающих устройств), которые определены Приложениями 1 к Договору (Акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности).
С учетом того, что ООО "БСК" является территориальной сетевой организацией, взаиморасчеты по Договору осуществляются на основании величины заявленной мощности, утверждаемой ФАС России в Сводном прогнозном балансе поставок электрической энергии и мощности на соответствующий период регулирования.
В то же время, заявленная мощность, предъявляемая ПАО "ФСК ЕЭС" по договорам, должна отражать фактический объем услуг, оказываемых ПАО "ФСК ЕЭС" в точках поставки, определенных в договорах (точках присоединения энергопринимающих устройств). Однако, истец заявляет величину заявленной мощности в разы меньше фактически потребленной им в точках поставки, находящиеся на границе балансовой принадлежности истца и третьего лица, в разрезе 2019-2020.
Данный вывод основан на общих принципах организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики, в том числе принципе соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, принципе обеспечения стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики (пункт 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике).
В апелляционной жалобе ООО "БСК" ссылается, что величина мощности в размере 141,37 МВт, определена ООО "БСК" как разница между величиной, полученной республиканскими сетевыми организациями из сетей ПАО "ФСК ЕЭС", и величиной, переданной республиканскими сетевыми организациями транзитом в другие субъекты Российской Федерации - Республику Татарстан, Пермский край, Оренбургскую и Челябинскую области. В письме также приведены данные по сальдо-перетокам электрической энергии по границам Республики Башкортостан.
ПАО "ФСК ЕЭС" представило ФАС России в составе предложений для формирования Сводного прогнозного баланса на 2021 фактические данные потребления электрической энергии (мощности) потребителя ООО "БСК" за предыдущие периоды регулирования 2019-2020.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с п. 15 (1) Правил N 861: "объем услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем электрической энергии (мощности) за расчетный период по ставке, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, двухставочной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, определяется в отношении каждого уровня напряжения, по которым дифференцируется такая цена (тариф), равным среднему арифметическому значению из максимальных значений в каждые рабочие сутки расчетного периода из суммарных по всем точкам поставки на соответствующем уровне напряжения, относящимся к энергопринимающему устройству (совокупности энергопринимающих устройств) потребителя электрической энергии (мощности) почасовых объемов потребления электрической энергии в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки".
Значения заявленной мощности, установленные ФАС России в Сводном прогнозном балансе на 2021 и объемы фактически переданной мощности в сети ООО "БСК" по Договору за 2020 с разбивкой по точкам поставки (точкам присоединения энергопринимающих устройств), определенны ПАР "ФСК ЕЭС" в соответствии с пунктом 15(1) Правил N 861.
Таким образом, величины использованной ООО "БСК" мощности определены в точках поставки на основании данных приборов учета электрической энергии, согласованных сторонами в Договоре и подтверждается актами почасового учета перетока электрической энергии за каждый расчетный месяц 2019 - 2021 (имеются в материалах дела).
Как следует из ранее сказанного, величина заявленной мощности не была согласована между ООО "БСК" и ПАО "ФСК ЕЭС" на период 2021 в порядке подп. "б" (1) п. 38 Правил N 861.
В соответствии с п. 6, 7 порядка N 53-э/1 Формирования Сводного прогнозного баланса основой для формирования сводного прогнозного баланса являются предложения, разрабатываемые участниками оптового рынка, организациями, осуществляющими экспортно-импортные операции и получившими статус субъектов оптового рынка, заключившими обязательные для участников оптового рынка договоры и совершившие необходимые для осуществления торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке действия в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии розничного рынка и сетевыми организациями, в том числе и организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, оказывающими услуги по передаче электрической энергии (мощности), в части объемов электрической энергии (мощности) на компенсацию технологического расхода электрической энергии (мощности) при ее передаче с учетом экспортно-импортных операций и объемов межгосударственной передачи электрической энергии и мощности, а также величин присоединенной и заявленной мощности потребителей услуг сетевых организаций, а также предложения, разрабатываемые производителями тепловой энергии (мощности), функционирующими в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, сформированные с учетом утвержденных схем теплоснабжения субъектов Российской Федерации.
В Сводном прогнозном балансе учитываются сведения о полезном отпуске (продаже) электрической энергии и мощности отдельным категориям потребителей, сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей, представляемые по формам государственной статистической отчетности, утвержденным в установленном порядке.
На основании вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции обосновано указал, что заявленная мощность ООО "БСК" в размере 141,37 МВт не соответствует фактически потребленной мощности (кратно меньше фактической). При этом, поскольку деятельность заявителя носит длящийся характер (аналогичные услуги заказывались им и ранее), при направлении заявки на объем услуг на 2021 в размере 147,37 МВт, для него было очевидно, что величина заявляемой им мощности безосновательно занижена. Как следствие, он намеревался пользоваться услугами ПАО "ФСК ЕЭС" в заведомо большем объеме, чем заявляет. Довод ООО "БСК" о том, что во исполнение тарифно-балансового решения согласно со Сводным прогнозным балансом на 2021 вынужден оплачивать ПАО "ФСК ЕЭС" необоснованно и незаконно определенный объем заявленной мощности в размере 600,57 МВт, вместо подтвержденного фактическими данными объема мощности в размере 147,37 МВт, не соответствует фактическим обстоятельствам по делу.
Включение в Сводный прогнозный баланс на 2021 величины заявленной мощности в размере 600,57 МВт для потребителя ООО "БСК" в полной мере соответствует принципу достижения баланса экономических интересов ПАО "ФСК ЕЭС" и ООО "БСК", соответствует фактическим данным потребления потребителя и не может являться произвольной и завышенной.
Как следует из материалов дела, в случае установления двухставочного тарифа получение регулируемой организацией необходимой валовой выручки, учтенной при установлении тарифа, обеспечивается путем умножения ставки на содержание сетей на величину заявленной мощности. Следовательно, для получения сетевой организацией, заложенной в тарифе необходимой валовой выручки в части платы за содержание сетей величина мощности, учтенная регулирующим органом при установлении тарифа на период регулирования (календарный год), должна совпадать с заявленной мощностью.
Согласно с вышеизложенным, на основании Сводного прогнозного баланса Государственным комитетом по тарифам Республики Башкортостан была учтена в тарифе ООО "БСК" на 2021 необходимая валовая выручка в части платы за услуги, оказываемые ПАО "ФСК ЕЭС", исходя из величины заявленной мощности в размере 600,57 МВт, что исключает нарушения прав заявителя и возложении на него дополнительной обязанности оплачивать ПАО "ФСК ЕЭС" излишне учтенную заявленную мощность.
Таким образом, величина заявленной мощности, которая является одной из составляющих при определении объема и стоимости услуг по передаче э/э по ЕНЭС должна отражать фактический объем услуг, оказываемых ПАО "ФСК ЕЭС" в точках поставки, и не подлежит уменьшению по причине перетока электрической энергии, не потребленного на территории Республики Башкортостан, из сети ООО "БСК" в энергосистемы сопредельных субъектов РФ.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденный приказом ФАС России от 26.11.2020 N 1164/20-ДСП, в части заявленной мощности потребителя услуг по передаче электроэнергии по сетям ЕНЭС - ООО "БСК" на 2021 год в размере 600,57 МВт не противоречит пунктам 38, 47 Правил N861, пункту 60 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пункту 3 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований отсутствует, в связи с чем требования ООО "Башкирская сетевая компания" удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ФАС России исполнила процессуальные обязанности, установленные ч. 5 ст. 200 АПК РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 108, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.10.2021 по делу N А40-64745/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "БСК" (ИНН: 0273056757) с депозитного счета Девятого арбитражного апелляционного суда 1 200 000 (один миллион двести тысяч) рублей, уплаченных за проведение экспертизы по платежному поручению N 390508 от 12.11.2021.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-64745/2021
Истец: ООО "БАШКИРСКАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ТАРИФАМ, ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"