г. Москва |
|
25 мая 2022 г. |
Дело N А40-64745/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р. Р.
судей Кузнецова В.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Башкирская сетевая компания" - Габитов Р.Ф., представитель по доверенности от 1 января 2022 года, Михеева С.А., представитель по доверенности от 1 января 2022 года;
от заинтересованного лица: Федеральной антимонопольной службы - Голованова Т.А., представитель по доверенности от 10 января 2022 года;
от третьего лица: публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" - Козлов С.И., представитель по доверенности от 21 ноября 2019 года, Свирина Е.В., представитель по доверенности от 25 ноября 2019 года;
рассмотрев 19 мая 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирская сетевая компания" на решение от 15 октября 2021 года Арбитражного суда города Москвы, на постановление от 26 января 2022 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-64745/21
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Башкирская сетевая компания"
к Федеральной антимонопольной службе
третьи лица: публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы", Государственный комитет республики Башкортостан по тарифам
об оспаривании акта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Башкирская сетевая компания" (далее - общество, ООО "БСК") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - антимонопольный орган, ФАС России) о признании частично недействительным утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы (далее - антимонопольный орган, ФАС России) от 26 ноября 2020 года N 1164/20-ДСП Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - Сводный прогнозный баланс) в части величины заявленной мощности, принятой для ООО "БСК".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 октября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2022 года, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с выводами судов, ООО "БСК" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ФАС России в судебном заседании и представленном отзыве возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в судебном заседании и представленном отзыве, возражая против удовлетворения кассационной жалобы указали на законность и обоснованность судебных актов.
Арбитражный суд Московского округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, принятых арбитражными судами, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом ФАС России от 26 ноября 2020 года N 1164/20-ДСП утвержден Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2021 год, в соответствии с которым величина заявленной мощности для ООО "БСК" принята в размере 600,57 МВт.
Не согласившись с приказом ФАС России в указанной части, заявитель обратился в суд.
Осуществляя проверку законности оспариваемого акта суд первой инстанции, при повторном рассмотрении апелляционный суд, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденных приказом ФСТ России от 21 марта 2006 года N 56-э/16 пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации в оспариваемой его части.
Выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Плановые объемы услуг, оказываемых Заявителю ПАО "ФСК ЕЭС", в том числе величины заявленной мощности, ежегодно утверждаются ФАС России в Сводном прогнозном балансе в соответствии с разделом V утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования N 1178), а также Порядком формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - Порядок формирования Сводного прогнозного баланса), утвержденного приказом ФСТ России от 12 апреля 2012 года N 53-э/1.
Сводный прогнозный баланс служит основой для расчетов тарифов (цен) на электрическую энергию и мощность и размеров платы за указанные в Основах ценообразования N 1178 услуги, устанавливаемые ФАС России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с абзацем 9 пункта 2 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила недискриминационного доступа) под заявленной мощностью понимается величина мощности, планируемой к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах.
В соответствии с пунктом 6 Порядка формирования Сводного прогнозного баланса основой для формирования сводного прогнозного баланса являются предложения, разрабатываемые участниками оптового рынка, организациями, осуществляющими экспортно-импортные операции и получившими статус субъектов оптового рынка, заключившими обязательные для участников оптового рынка договоры и совершившие необходимые для осуществления торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке действия в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка (далее - организации, осуществляющие экспортно-импортные операции), производителями (поставщиками) электрической энергии розничного рынка и сетевыми организациями, в том числе и организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, оказывающими услуги по передаче электрической энергии (мощности), в части объемов электрической энергии (мощности) на компенсацию технологического расхода электрической энергии (мощности) при ее передаче (далее - потерь) с учетом экспортно-импортных операций и объемов межгосударственной передачи электрической энергии и мощности, а также величин присоединенной и заявленной мощности потребителей услуг сетевых организаций, а также предложения, разрабатываемые производителями тепловой энергии (мощности), функционирующими в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, сформированные с учетом утвержденных схем теплоснабжения субъектов Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 60 Основ ценообразования N 1178 ФАС России в прогнозном балансе определяет прогнозные величины заявленной мощности потребителей услуг по передаче электрической энергии по сетям, отнесенным к объектам электросетевого хозяйства единой национальной (общероссийской) электрической сети, по информации, представленной организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и сформированной с учетом предложений потребителей услуг по передаче электрической энергии по сетям, отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети. При этом решение в отношении потребителей, не являющихся территориальными сетевыми организациями, могут приниматься суммарно по субъекту Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования N 1178 в качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети используются объем отпуска электрической энергии в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в единой национальной (общероссийской) электрической сети и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозным балансом.
При этом согласно подпункту "б" (1) пункта 38 Правил недискриминационного доступа величина заявленной мощности по договору между смежными сетевыми организациями определяется по соглашению сторон.
В соответствии с пунктом 6 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденных приказом ФСТ России от 21 марта 2006 года N 56-э/16, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ПАО "ФСК ЕЭС", рассчитываются исходя из объема необходимой валовой выручки ПАО "ФСК ЕЭС", обеспечивающей компенсацию экономически обоснованных расходов и прибыли, рассчитываемой в соответствии с Основами ценообразованиям 1178.
Судами установлено, что ПАО "ФСК ЕЭС" письмом от 31 августа 2020 года N МА-4417 представило в ФАС России в составе предложений для формирования Сводного прогнозного баланса на 2021 данные о заявленной мощности своих потребителей по установленной форме Таблицы N 11, указав заявленную мощность ООО "БСК" на первое полугодие 2021 года - 685,04 МВт и второе полугодие 2021 года в размере 675,14 МВт., при этом заявленная мощность в размере 600,57 МВт была принята ФАС России в Сводном прогнозном балансе и соответственно при утверждении тарифа на услуги по передаче э/э по ЕНЭС на соответствующий период регулирования..
Аналогичная величина заявленной мощности в отношении ООО "БСК" была представлена Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам в системе ФГИС ЕИАС ФАС России в рамках формирования предложений на 2021 год, что подтверждено соответствующей выпиской.
На основании изложенного суды пришли к выводу, что включение в Сводный прогнозный баланс на 2021 год величины заявленной мощности в размере 600,57 МВт для ООО "БСК" в полной мере соответствует закрепленному в части 1 статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" принципу достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
На основании изложенного, суды, руководствуясь положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ООО "БСК", поскольку оспариваемый приказ антимонопольного органа соответствует закону и не нарушает прав заявителя.
Вопреки доводам общества о том, что заявленная мощность должна составлять 141,37 МВт, судами указано, что величина заявленной мощности в размере 141,37 МВт меньше фактически потребленной обществом в предшествующие периоды регулирования, что подтверждается данными приборов учета, находящихся на границе балансовой принадлежности ООО "БСК" и ПАО "ФСК ЕЭС", то есть является заниженной.
Иные доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15 октября 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2022 года по делу N А40-64745/21 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что ПАО "ФСК ЕЭС" письмом от 31 августа 2020 года N МА-4417 представило в ФАС России в составе предложений для формирования Сводного прогнозного баланса на 2021 данные о заявленной мощности своих потребителей по установленной форме Таблицы N 11, указав заявленную мощность ООО "БСК" на первое полугодие 2021 года - 685,04 МВт и второе полугодие 2021 года в размере 675,14 МВт., при этом заявленная мощность в размере 600,57 МВт была принята ФАС России в Сводном прогнозном балансе и соответственно при утверждении тарифа на услуги по передаче э/э по ЕНЭС на соответствующий период регулирования..
Аналогичная величина заявленной мощности в отношении ООО "БСК" была представлена Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам в системе ФГИС ЕИАС ФАС России в рамках формирования предложений на 2021 год, что подтверждено соответствующей выпиской.
На основании изложенного суды пришли к выводу, что включение в Сводный прогнозный баланс на 2021 год величины заявленной мощности в размере 600,57 МВт для ООО "БСК" в полной мере соответствует закрепленному в части 1 статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" принципу достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 мая 2022 г. N Ф05-9389/22 по делу N А40-64745/2021