г. Чита |
|
27 января 2022 г. |
Дело N А19-8836/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е. О., Сидоренко В. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Байкал-138" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 сентября 2021 года по делу N А19-8836/2021 по заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации (ОГРН 1033801046003) к обществу с ограниченной ответственностью "Байкал-138" (ОГРН 1153850026010, ИНН: 3811042053, 664009, Иркутская область, город Иркутск, улица Ширямова, дом 2, офис 4) о взыскании штрафных санкций в размере 6500 руб.,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 (далее - Центр ПФР по установлению пенсий в Иркутской области N 1) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Байкал-138" (далее - ответчик, ООО "Байкал-138") штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации по форме СЗВ-М за отчетные периоды - март, апрель 2020 года в размере 6500 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 сентября 2021 года произведено процессуальное правопреемство заявителя по делу - Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее - заявитель, Пенсионный фонд).
Решением суда заявленные требования удовлетворены частично. Взыскано с общества с ограниченной ответственностью "Байкал-138" в пользу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", штраф за отчетные периоды март 2020 года, апрель 2020 года с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения в размере 3250 руб. 00 коп. и в доход Федерального бюджета государственная пошлина в размере 1000 руб. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 сентября 2021 года по делу N А19-8836/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, решением арбитражного суда первой инстанции необоснованно не приняты во внимание доводы ответчика, изложенные в отзывах на исковое заявление о том, что истцом пропущен срок на подачу заявления в суд, на нарушение порядка привлечения общества к ответственности со ссылкой ст. 101 НК РФ.
Также заявитель указывает, что в решении Арбитражного суда Иркутской области довод о не извещении общества о времени и месте рассмотрения актов о выявленных правонарушениях от 29 апреля 2020 г. N 0488180200010746, от 27 мая 2020 г. N0488180200013732 отклонен судом необоснованно.
Кроме того по мнению заявителя, несвоевременное представление сведений обусловлено установлением нерабочих дней, в связи с пандемией коронавируса, а также продлением срока представления отчетности, что не свидетельствует о вине ответчика.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором истец с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения.
Ответчик, возражая доводам отзыва на апелляционную, представил судебную практику в подтверждение ранее изложенной позиции.
Апелляционный суд, руководствуясь статьей 268 АПК РФ, рассмотрев вопрос о приобщении данных документов к материалам дела, установив, что судебная практика не является доказательствами по делу, отказывает в приобщении приложенной к возражению на отзыв судебной практики в связи с отсутствием процессуальных оснований.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 03.12.2021.
В судебном заседании 17 января 2022 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлен перерыв до 16 часов 30 минут 24 января 2022 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Пенсионным фондом в отношении ООО "Байкал-138" проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.
В ходе проверки Пенсионным фондом установлено нарушение ООО "Байкал-138" установленного Законом N 27-ФЗ срока представления сведений по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" за отчетные периоды - март, апрель 2020 года.
Результаты проверки отражены в актах проверки от 29.04.2020 N 048S18200010746, от 27.05.2020 N 048S18200013732.
Решениями Пенсионного фонда от 09.06.2020 N 048S19200015274, от 02.07.2020 N 048S19200018468. ООО "Байкал-138" привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, с назначением штрафа в общем размере 6500 руб.
На основании указанных решений Пенсионным фондом должнику выставлены требования от 07.07.2020 N 048S01200016286, от 28.07.2020 N 048S01200019125.
Направленные в адрес должника требования в добровольном порядке не исполнены, в связи с чем, Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Иркутской области, направив по почте 16.02.2021 заявление о выдаче судебного приказа.
Арбитражным судом Иркутской области 12.03.2021 по делу N А19-3090/2021 вынесен судебный приказ по заявлению взыскателя - Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 к должнику - обществу с ограниченной ответственностью "Байкал-138", которым с должника в пользу взыскателя взысканы штрафные санкции за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации за отчетные периоды март-апрель 2020 года в размере 6 500 руб.
Определением суда от 15.03.2021 судебный приказ от 12.03.2021 по делу N А19- 3090/2021 отменен.
13.05.2021 Центр ПФР по установлению пенсий в Иркутской области N 1 обратился в суд в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, с настоящим заявлением (согласно штемпелю на почтовом конверте заявление сдано для отправки в почтовое отделение 11.05.2021).
Определением от 20.05.2021 заявление Центра ПФР по установлению пенсий в Иркутской области N 1 принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, установленном главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Определением от 16.07.2021 в связи с наличием оснований, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
На основании статьи 1 Закона N 27-ФЗ, статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ООО "Байкал-138" является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а также сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление от 01.02.2016 N 83п).
В силу статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н) (действовала до 26.07.2020, утратила силу с 27.07.2020 в связи с изданием Приказа Минтруда России от 22.04.2020 N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах" (далее - Инструкция N 211н) и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
При этом под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц. Представление неполных сведений - это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица. Представление недостоверных сведений - представление сведений, не соответствующих действительности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, сведения по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" за отчетные периоды - март, апрель 2020 года представлены страхователем в Пенсионный фонд 16.04.2020 и 18.05.2020 соответственно. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Таким образом, как правильно указывает суд первой инстанции, обществом нарушены установленные законом сроки представления отечности - не позднее 15.04.2020 (СЗВ-М за март 2020 года) и 15.05.2020 (СЗВ-М за апрель 2020 года).
Доводы ответчика, приведенные в апелляционной жалобе, что заявителем пропущен срок на подачу заявления в суд, на нарушения порядка привлечения общества к ответственности со ссылкой на ст. 101 НК РФ, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно отклонены по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей и обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируется законодательством РФ о налогах и сборах.
Таким образом, к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Федеральным законом N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования, подлежат применению положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ).
В соответствии с положениями статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена названным Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
В статье 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, установлено, что при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена названной статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение (часть 6).
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма (часть 7).
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 8).
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту (часть 9).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю) (часть 13).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций (часть 15).
Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании (часть 16).
По правилам пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании недоимки может быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
С учетом изложенного и положений статьи 17 Закона N 27-ФЗ предельный срок взыскания с ответчика неуплаченных сумм санкций включает в себя: 10 дней на проведение проверки и составление акта + 5 дней на направление акта + 15 дней со дня получения на представление страхователем возражений + 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц) + 5 дней на вручение решения + 10 дней со дня вручения на вступление в силу решения по проверке + 10 дней на направление требования + 10 календарных дней на исполнение требования со дня его получения, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании + 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
Статья 46 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств с организаций и индивидуальных предпринимателей, не содержит правил исчисления срока взыскания задолженности в случае отмены судебного приказа.
Между тем, для требований о взыскании соответствующих сумм с физических лиц в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что такие требования могут быть предъявлены не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Учитывая принцип равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации), а также универсальность воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм задолженности после отмены судебного приказа, суд первой инстанции обоснованно указал, что применение пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации по аналогии закона и применительно к обстоятельствам настоящего дела является допустимым.
Аналогичная правовая позиция по вопросу исчисления сроков обращения в суд по правилам статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации при отсутствии должной законодательной регламентации в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приведена в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" и в пункте 14 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79), сохраняющем свою актуальность.
Таким образом, исходя из приведенных норм права и разъяснений высших судебных инстанций заявление по требованию органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, может быть подано в суд в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.
Указанная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2019 N 306- КГ18-16966, а также в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.
Согласно пункту 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.04.2020 и 18.05.2020 страхователем направлены формы СЗВ-М за отчетные периоды март и апрель 2020 года, акты о выявлении правонарушений составлены 29.04.2020 и 27.05.2020, решения о привлечении к ответственности вынесены 09.06.2020 и 02.07.2020, требования об уплате финансовых санкций - 07.07.2020 и 28.07.2020. Срок исполнения требований - 27.07.2020 и 17.08.2020 соответственно.
С учетом изложенного и положений статьи 17 Закона N 27-ФЗ предельным сроком взыскания с ответчика неуплаченных сумм санкций по раннему требованию является 17 февраля 2021 года.
Апелляционный суд, отклоняя довод апелляционной жалобы о пропуске срока обращения в суд, обращает внимание общества на то, что совокупный срок подлежит исчислению со следующего дня после подачи в Пенсионный срок рассматриваемых сведений СЗВ-М и исчисляется не в календарных, а рабочих днях.
Таким образом, обращаясь в суд 16.02.2021 (конверт) с заявлением о выдаче судебного приказа (поступило в суд 25.02.2021), установленный срок на обращение с заявлением о взыскании финансовой санкции Пенсионным фондом не пропущен.
После отмены судебного приказа по делу N А19- 3090/2021, Пенсионный фонд также обратился в суд в установленные сроки 13.05.2021.
Довод апелляционной жалобы об истечении предельного срока еще до обращения Пенсионного фонда с заявлением о выдаче судебного приказа подлежит отклонению как необоснованный и противоречащий положениям статьи 17 Закона N 27-ФЗ, пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы ответчика о не извещении общества о времени и месте рассмотрения актов о выявленных правонарушений от 29.04.2020 N 048S18200010746, от 27.05.2020 N 048S18200013732 также рассмотрены судом первой инстанции и правомерно отклонены по следующим основаниям.
В силу абзаца 10 статьи 17 Закона N 27-ФЗ территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
Таким образом, обеспечение возможности лица, в отношении которого составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и представить свои объяснения, отнесено к существенным условиям процедуры рассмотрения акта.
Нарушение уполномоченным органом существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов, полученных в результате контрольных мероприятий, является основанием для отмены принятого им решения о привлечении лица к ответственности вышестоящим органом или судом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, рассмотрение актов назначено - на 09.06.2020 (СЗВ-М за март 2020 года) и 02.07.2020 (СЗВ-М за апрель 2020 года) - 02.07.2020.
Согласно сведениям, представленным в материалы дела Пенсионным фондом - реестр документов, 30.04.2020 и 29.05.2020 по телекоммуникационным каналам связи Пенсионным фондом в адрес ответчика направлены акты от 29.04.2020 N 048S18200010746, от 27.05.2020 N 048S18200013732 (л.д.18-21). Акты содержат уведомление страхователя о времени и месте их рассмотрения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствие в материалах дела самих возражений на акты проверки ООО "Байкал-138" не свидетельствуют о не извещении о месте и времени рассмотрения актов.
С учетом совокупности изложенных обстоятельств, суд обоснованно пришел к выводу, что в материалах дела содержатся доказательства извещения ответчика о времени и месте рассмотрения актов проверки. Таким образом, Общество не лишено было возможности участия в рассмотрении актов и представления возражений.
Ссылки заявителя на коронавирусные ограничения, введенные в период пандемии Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N 239 и от 28.04.2020 N 294 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в период с 30 марта по 30 апреля 2020 года и с 1 мая 2020 года по 11 мая 2020 года, как на основание освобождения его от уплаты финансовых санкций, приведенные также и в апелляционной жалобе, не принимаются апелляционным судом в связи со следующим.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ N 1 от 21.04.2020 нерабочие дни, объявленные Указами Президента РФ от 25.03.2020 N 206 и от 02.04.2020 N 239, относятся к числу мер, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) и не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию ГК РФ, под которым понимаются выходные и нерабочие дни, предусмотренные статьями 111, 112 ТК РФ.
В связи с чем, при рассмотрении вопроса о наличии вины в нарушении сроков представления сведений СЗВ-М необходимо установление обстоятельств, подтверждающих невозможность представления страхователем указанных сведений.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество в указанные нерабочие дни полностью приостановило свою деятельность. Доказательств невозможности исполнения обществом обязанности по представлению персонифицированных данных в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела также не представлено. Вследствие чего, делать вывод о том, что общество по объективным причинам не могло в установленные сроки представить в Пенсионный фонд необходимые сведения СЗВ-М, оснований не имеется.
Ссылка общества на судебную практику апелляционным судом отклоняется, поскольку обстоятельства дела устанавливаются судом конкретно по каждому делу.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, начиная с 12 мая 2020 года, единый период нерабочих дней завершен. Следовательно, Общество не было лишено возможности своевременно представить в Фонд сведения по форме СЗВ-М за апрель 2020 года в установленный законом срок - до 15.05.2020.
С учетом изложенного, апелляционный суд полагает правильным отклонение судом первой инстанции доводов об отсутствии вины у страхователя в нарушении сроков представления сведений СЗВ-М.
Принимая во внимание изложенное, Пенсионным фондом обоснованно приняты решения от 09.06.2020 N 048S19200015274, от 02.07.2020N 048S19200018468 о привлечении ООО "Байкал-138" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" за отчетные периоды -апрель, май 2020 года с назначением штрафа в общем размере 6500 руб.
Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал возможным снизить размер штрафных санкций в связи со следующим.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
Так, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Таким образом, полномочие суда на снижение штрафных санкций, исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.
Часть 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) содержит перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения. Указанный перечень не является исчерпывающим.
Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие ответственность, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
В соответствии со статьей 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ.
Налоговое законодательство связывает размер уменьшения налоговых санкций не с количеством установленных смягчающих обстоятельств, а с их наличием.
Возможность применения норм НК РФ в данном случае вытекает из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", указывающей на то, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В пункте 19 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 разъяснено, если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Кодекса. Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
С учетом изложенного при применении ответственности, установленной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, размер штрафа, взыскиваемого со страхователя, должен определяться на основании вышеприведенных принципов и с учетом фактических обстоятельств конкретного дела.
Таким образом, оценив имеющиеся в материалах дела документы, учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, отсутствие причинения вреда государственным и общественным интересам в результате допущенного правонарушения (доказательств обратного в материалы дела не представлено), принимая во внимание характер совершенного страхователем правонарушения, степень вины правонарушителя и иные существенные обстоятельства, суд первой инстанции с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания пришел к выводу о наличии оснований для уменьшения размера, наложенного на ООО "Байкал 138" штрафа в связи с установлением обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение допущенного правонарушения.
Принимая во внимание указанное, в отсутствие возражений Пенсионного фонда, арбитражный суд посчитал возможным снизить размер финансовой санкции, назначенный ООО "Байкал 138" решениями Пенсионного фонда от 09.06.2020 N 048S19200015274, от 02.07.2020N 048S19200018468 с 6500 руб. до 3250 руб.,
При указанных выше обстоятельствах, требования Пенсионного фонда удовлетворены в части взыскания штрафа за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" за отчетные периоды - март, апрель 2020 года в размере 3250 руб.
Апелляционный суд, учитывая, что Обществом решение суда первой инстанции обжалуется в полном объеме, обращает внимание на то, что апелляционная жалоба не содержит доводов относительно незаконного снижения судом размера штрафных санкций, полагает принятие судом во внимание обстоятельств, смягчающих ответственность страхователя, законным и обоснованным.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 сентября 2021 года по делу N А19-8836/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8836/2021
Истец: ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1
Ответчик: ООО "Байкал-138"
Третье лицо: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ