город Воронеж |
|
27 января 2022 г. |
Дело N А64-1905/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Воскобойникова М.С. |
судей |
Щербатых Е.Ю. |
|
Кораблевой Г.Н. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Люлиной А.В.,
при участии:
от областного государственного унитарного предприятия "Тербунский водоканал": Перминовой М.А., представителя по доверенности от 10.01.2022, паспорт РФ,
от межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.09.2021 по делу N А64-1905/2021 по исковому заявлению областного государственного унитарного предприятия "Тербунский водоканал" (ОГРН 1214800007619, ИНН 4815007492) к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176) о взыскании неосновательного обогащения в размере 1 315 717 руб. 85 коп. (с учетом уточнений).
и встречному иску межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях, Тамбовская область, г.Тамбов к областному государственному унитарному предприятию "Тербунский водоканал", Липецкая область о взыскании задолженности по арендной плате в размере 23 769 руб. 55 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Областное государственное унитарное предприятие ""Липецкоблводоканал" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях (далее - МТУ ФА по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях, ответчик) об обязании произвести перерасчет арендной платы по договору аренды N 12.12.16/539-З/Ю от 12.12.2016 за период с 13.08.2017 по 31.12.2019 и взыскании неосновательного обогащения в размере 1 645 755 руб. 13 коп.
МТУ ФА по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях обратилось с встречным исковым заявлением к ОГУП "Липецкоблводоканал" о взыскании задолженности по арендной плате в размере 23 769 руб. 55 коп.
Определением от 03.06.2021 г. встречное исковое заявление МТУ ФА по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях принято к производству для рассмотрения его совместно с первоначальным иском.
В процессе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, согласно которому истец обязать ответчика произвести перерасчет арендной платы по договору аренды N 12.12.16/539-З/Ю от 12.12.2016 за период с 26.10.2017 по 31.12.2019 и взыскании неосновательного обогащения в размере 1 315 717 руб. 85 коп.
Указанное уточнение принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства произведена замена истца по настоящему делу ОГУП "Липецкоблводоканал" в связи с реорганизацией путем разделения с 30.06.2021 г. на ОГУП "Тербунский водоканал" (далее - ОГУП "Тербунский водоканал", истец).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.09.2021 первоначальные исковые требования удовлетворены в полном объеме в размере 1 315 717 руб. 85 коп., встречные исковые требования в размере 23 769 руб. 55 коп., произведен зачёт первоначальных и встречных требований, с МТЦУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях в пользу ОГУП "Тербунский водоканал" взысканы денежные средства в размере 1 291 948 руб. 30 коп.
Не согласившись с указанным решением суда, полагая его незаконным и необоснованным, МТУ ФА по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на возможность применения нового размера арендной платы только на последующий период, исключая ее применение за тот год, в котором осуществлена новая оценка. Кроме того, ответчик указывает, что не имеет средств на лицевом счете для погашения требований истца, поскольку управление финансируется исключительно из средств федерального бюджета, куда направляются все денежные средства, поступившие на счета казначейства от аренды федерального имущества, по договорам аренды администрируемыми МТУ.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 20.01.2022 г. представитель ответчика не явился.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве, считал обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Суд при этом руководствуется следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ОГУП "Липецкоблводоканал" (арендатор) и Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственном имуществом в Тамбовской и Липецкой областях (Арендодатель) был заключен договор аренды N 12.12.16/539-З/Ю земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 12.12.2016 года, который зарегистрирован Управлением Росреестра по Тамбовской области 23.10.2017 года (запись регистрации 48:15:0950162:62-48/001/2017-1).
Согласно п.1.1 договора, Арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 48:15:0950162:62, площадью 2839 кв.м., предоставленный из земель населенных пунктов для эксплуатации объектов недвижимости, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Россия, Липецкая область, Тербунский район, с. Тербуны, ул. Механизаторов, д, 1 (реестровый номер федерального имущества П 11490000328), именуемый в дальнейшем Участок. Условия Договора применяются к отношениям сторон, возникшим до его заключения: с 21.10.2015 г. (п.1.3 Договора).
В соответствии с п.2.1 договора, срок аренды участка устанавливается на 49 лет с 21 октября 2015 года по 20 октября 2064 года.
На основании п.3.1, 3.2 договора, арендодатель передал, а арендаторы приняли участок, указанный в п. 1.1 договора, при этом указанный договор имеет силу передаточного акта.
Пунктом 4.1 предусмотрено, внесение арендной платы арендаторами ежеквартально, равными долями не позднее 25 числа последнего месяца квартала, а за 4- ый квартал не позднее 15 ноября путем перечисления на счет УФК по Липецкой области (Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области л/с 04461А18230). В соответствии с п.4.2 Договора, арендная плата начисляется с 21 октября 2015 года.
Согласно Договору, арендная плата рассчитывалась и определялась в соответствии с п. 6 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009 года и на основании рыночной стоимости земельного участка.
Рыночная стоимость участка определена согласно отчету об оценке ООО "АрмЭд Энтрпрайс Групп" N 010616-6 от 13.06.2016 года и составила 7 054 714 руб. (п.4.3 Договора). Арендная плата за пользование с 21.10.2015 по 31.12.2015 г, составляет 72 027 руб. 90 коп., за 2016 г. 776 018 руб. 54 коп. в год (Приложение N 1,2, п.4.4, 4.5 договора).
Согласно п.4.6 договора, арендная плата за пользование перечисляется арендатором на счет, указанный в п. 4.1 договора, в течение 30 дней с момента государственной регистрации договора. Арендная плата за последующие периоды определяется в соответствии с условиями договора и перечисляется в порядке, установленном п. 4.1 Договора.
Постановлением Правительства РФ от 05.05.2017 года N 531 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года N 582" внесены изменения в Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ.
Пунктом 6 указанных Правил, установлено, что арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в п.п. 3-5 Правил, рассчитывается на основании рыночной стоимости права аренды земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
После вступления в законную силу изменений арендатор просил предоставить расчет арендной платы за пользование федеральным земельным участком.
В письме N 2140-02.2 от 13.03.2019 года арендодатель указал, что работы по определению рыночной стоимости права аренды земельного участка запланированы на 3-4 квартал 2019 года, во избежание получения неосновательного обогащения за пользование земельным участком федеральной собственности в 2019 году предлагается осуществлять платежи, равные платежам 2018 года. Кроме того, после получения отчета оценщика будет осуществлен перерасчет арендной платы за пользование земельным участком по договору аренды N 12.12.16/539-З/Ю от 12.12.2016 года.
Рыночная стоимость права аренды земельного участка определена на основании отчета ООО "Корпорация "Право" от 26.11.2019 г. N ГК-17-1-8.
Как усматривается из материалов дела, арендная плата за земельный участок с кадастровым номером 48:15:0950162:62 в 2020 году составила 15 803 руб. 64 коп.
Поскольку арендатор просил арендодателя произвести перерасчет арендной платы за пользованием земельным участком по договору аренды N 12Л2.16/539-3/Ю от 12.12.2016 года, а письмом N68-ММ-02.2/5478 от 13.07.2020 фактически отказано в перерасчете арендной платы за земельный участок в период с 13.08.2017 года по 31.12.2019 года, а сумма арендной платы, которая должна быть выплачена арендатором, согласно расчету истца, составляет 1 645 755 руб. 13 коп., ОГУП "Тербунский водоканал" обратился в суд области с настоящим иском, предварительно направив претензию, которая осталась без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснение явившегося представителя, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении как первоначальных исковых требований так и встречных требований.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ основным принципом использования земли является принцип платности, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 1 марта 2015 г.) плата за пользование спорным публичным участком относится к категории регулируемых цен.
Пунктом 4.7, 4.7.1 договора предусмотрено изменение размера арендной платы, которое осуществляется арендодателем в одностороннем порядке: в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще 1 раза в год. При этом, арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются в договоре.
В соответствии с абзацем третьим пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 г.), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Поскольку ставки арендной платы за государственные (муниципальные) земли являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы и не вправе применять другие ставки.
Арендная плата за земельные участки, находящиеся в публичной собственности, регулируется в нормативном порядке. Принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления правовых актов, изменяющих установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон и без внесения в текст договоров соответствующих изменений (Пункт 19 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", Постановление Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 N 9707/13 по делу N А73-16475/2012).
Согласно заключенному сторонами договору, арендная плата рассчитывалась и определялась в соответствии с п. 6 "Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009 года и на основании рыночной стоимости земельного участка, определенной согласно отчету об оценке ООО "АрмЭд Энтрпрайс Групп" N 010616-6 от 13.06.2016 года в размере 7 054 714 руб. (п.4.3 Договора).
При этом при расчете задолженности по арендной плате в период с 13.08.2017 по 31.12.2019 истец применял Постановление Правительства РФ от 05.05.2017 года N 531 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года N 582" которым были внесены существенные изменения в Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ.
Пунктом 6, указанных правил, установлено, что арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в п.п. 3-5 Правил, рассчитывается на основании рыночной стоимости права аренды земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, а внесенные изменения являются общеобязательными при определении размера арендной платы за находящуюся в собственности РФ землю, на ответчике лежит обязанность по перерасчету арендной платы, в связи с принятием новых правил для их исчисления.
В связи с этим независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы применяется с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Право истца на перерасчет арендной платы возникло с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 05.05.2017 года N 531 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года N 582", что правомерно учтено судом области.
Суд апелляционной инстанции, проверив представленный в материалы дела расчет, руководствуясь вышеизложенными нормами права, пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований в размере 1 315 717 руб. 85 коп.
В апелляционной жалобе ответчик также не представил убедительных доводов, опровергающих приведенные выводы суда, расчет надлежащими доказательствами не оспорен.
Вывод суда сделан с учетом имеющейся судебной практики по аналогичной категории дел (Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2019 N 303-ЭС18-25615 по делу N А73-18234/2016, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.02.2020 N Ф10-6854/2019 по делу N А08-9341/2018).
В рассматриваемом споре ответчиком заявлены встречные исковые требования, при этом суд области исходил из наличия в договорных отношениях между сторонами встречного исполнения обязательств за использование арендованного земельного участка, неисполнения истцом указанной обязанности и наличием задолженности в размере 19 900 руб. 74 коп., а также неустойки в размере 3 868 руб. 81 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Факт ненадлежащего исполнения ответчиком предусмотренного договором обязательства по уплате арендной платы доказан материалами дела, что дает основание для применения в отношении арендатора мер ответственности.
Проверив представленный расчет неустойки, начисленной по правилам пункта 7.1. договора, суд области признал его арифметически верным. Истцом о снижении судом размера неустойки не заявлено, при рассмотрении настоящего спора не оспаривается. Доказательств оплаты задолженности в материалы дела не представлено.
В связи с чем, суд считает заявленные встречные требования обоснованными, а также соглашается с произведенным Арбитражным судом Тамбовской области взаимозачетом, в соответствии с которым с ответчика подлежит взысканию сумма 1 291 948 руб. 30 коп.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ответчика о невозможности погашения требований истца, в связи с тем, что управление финансируется исключительно из средств федерального бюджета, куда направляются все денежные средства, поступившие на счета казначейства от аренды федерального имущества, по договорам аренды администрируемыми МТУ, поскольку на основании пункта 8 Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 (ред. от 28.05.2019) "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.
Таким образом, тот факт, что ответчик является получателем бюджетных средств, само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об освобождении его от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 ГК РФ.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Иных доводов, подкрепленных соответствующими доказательствами и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Белгородской области от 29.03.2021 по делу N А08-10280/2020 не имеется.
руководствуясь пунктом 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.09.2021 по делу N А64-1905/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
председательствующий судья |
М.С. Воскобойников |
Судьи |
Е.Ю. Щербатых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-1905/2021
Истец: ОГУП "Тербунский водоканал"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление федерального агенства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой области
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд, Арбитражный суд Липецкой области, ОГУП "Липецкоблводоканал"