г. Чита |
|
28 января 2022 г. |
Дело N А10-3118/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Очировой Даримы Гармаевны на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 сентября 2021 года по делу N А10-3118/2021 по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (ОГРН 1020300972680, ИНН 0323007532) к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Очировой Дариме Гармаевне (ОГРН 317032700006025, ИНН 031100293111) о взыскании 300 000 руб. суммы гранта,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (далее - истец, Министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Очировой Дариме Гармаевне (далее - ответчик, Глава КФХ Очирова Д.Г.) о взыскании 300 000 руб. суммы гранта.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 сентября 2021 года иск удовлетворен. Взыскано с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Очировой Даримы Гармаевны в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия 300 000 рублей - сумма гранта. Взыскано с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Очировой Даримы Гармаевны в доход федерального бюджета 9000 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 сентября 2021 года по делу N А10-3118/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Как следует из апелляционной жалобы, выводы суда первой инстанции о том, что вынужденный убой животных в связи с расстройством пищеварения мог быть обусловлен ненадлежащим содержанием животных, в связи с чем, это не может быть расценено обстоятельством объективного характера, исключающего ответственность получателя гранта за недостижение показателей результативности по смыслу пункта 5.2.1 соглашения, носят предположительный характер и противоречат фактическим обстоятельствам дела.
По мнению ответчика, одним из оснований освобождения от ответственности за недостижение показателей результативности, присмотренных соглашением и п.2.21 Порядка предоставления гранта (Приложение N 17 к постановлению Правительства Республики Бурятия от 05.04.2013 N178 в редакции на момент подписания Соглашения от 09.06.2017 N 234/17) является вынужденный убой животных. Ни в Соглашении, ни в указанном Порядке не предусмотрено, что вынужденный убой животных для освобождения от ответственности за недостижение показателей результативности должен носить массовый характер. В связи с чем, неприменение судом обозначенных пунктов соглашения и Порядка нарушает права ответчика.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 09.11.2021.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Министерство заключило с Главой КФХ Очировой Д.Г. соглашение от 09.06.2017 N 234/17 о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, предметом которого является предоставление гранта на финансовое обеспечение части затрат на создание и развитие КФХ (в целях софинансирования затрат получателя, связанных с производством мяса яка, мясо КРС) в сумме 1 500 000 руб.
В пунктах 4.1.2 и 4.1.5 соглашения предусмотрено, что Министерство осуществляет проверку предоставленных документов; устанавливает показатели результативности и осуществляет оценку достижения получателем показателей результативности, установленных пунктом 2.21 Порядка предоставления гранта на основании: отчета о достижении значений показателей результативности по форме, установленной Порядком предоставления гранта (Приложение N 4).
На основании пункта 4.1.9 соглашения в случае, если получателем не достигнуты значения показателей результативности и (или) иные показатели, установленные Порядком предоставления гранта, Министерство обязуется применять меры ответственности, предусмотренные пунктом 2.21 Порядка предоставления гранта и настоящим соглашением.
В свою очередь получатель в силу пункта 4.3.2 соглашения обязуется обеспечить достижение показателей результативности, установленных порядком предоставления гранта, указанных в Приложении N 3 к настоящему соглашению, являющемуся неотъемлемой частью настоящего соглашения.
На основании пункта 4.3.11 соглашения получатель также обязуется представлять в Министерство отчет о достижении значений показателей результативности не позднее 25 декабря текущего года, ежегодно.
Истец во исполнение соглашения перечислил ответчику субсидию в общей сумме 1 500 000 руб. платежными поручениями от 19.07.2017 N 625529, от 26.07.2017 N 669938 (л.д. 29-30).
В соответствии с Приложением N 3 к соглашению получатель гранта в числе прочих принял на себя обязательство по производству сельскохозяйственной продукции в 2019 года - мясо на убой в живом весе (яки) 0,44 тонны (л.д. 17).
Согласно представленному ответчиком отчету о достижении показателей результативности по итогам 2019 года, а также отчету 1-КФХ фактическое количество произведенного в 2019 году КФХ мяса яка составило 0 т, т.е. 0 % от плана (л.д. 24-28).
Министерство направило в адрес Главы КФХ Очировой Д.Г. претензионное письмо от 20.10.2020 N 13-03-23-И4199/20 с требованием вернуть в добровольном порядке сумму предоставленного гранта в размере 300 000 руб. в республиканский бюджет в течение 30 календарных дней, которое было получено адресатом 30.11.2020 (л.д. 31-32).
Глава КФХ на требование Министерства не произвел возврат бюджетных средств, в ответе на претензию указал, что показатели не были достигнуты по причине вынужденного убоя животных в количестве 3-х голов, что подтверждается соответствующими актами (л.д. 33-37).
Ссылаясь на положения статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2.21 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия N 178 от 05.04.2013 (приложение N 17), Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии предпринимательства) оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Источником спорных денежных средств является бюджетное финансирование, поэтому при рассмотрении настоящего спора подлежат применению нормы бюджетного законодательства, согласно которым к бюджетным правоотношениям относятся возникшие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации отношения (статья 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, далее - БК РФ).
Статьями 28, 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей, с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, из местного бюджета.
При этом нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Положение о безвозвратности субсидии, предусмотренное пунктом 1 статьи 78 БК РФ, не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии.
В соответствии с пунктом 5 указанной статьи при предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанные нормы предусматривают возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Порядок предоставления гранта на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств утвержден Постановлением Правительства Республики Бурятия от 05.04.2013 N 178 "Об утверждении порядков предоставления субсидий из республиканского бюджета 6 на поддержку агропромышленного комплекса Республики Бурятия" (далее - Порядок N 178).
Порядок разработан в целях реализации Государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия", утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.02.2013 N 102, и определяет порядок предоставления гранта на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств (приложение N 17).
Согласно пункту 2.21 Приложения N 17 указанного Порядка (в редакции на момент подписания соглашения от 09.06.2017 N 234/17) в случае, если при выявлении Министерством либо органами, осуществляющими финансовый контроль, фактов нецелевого использования гранта и (или) единовременной помощи, нарушения условий предоставления гранта и (или) единовременной помощи, установленных настоящим Порядком и Соглашением, а также фактов непредставления документов, указанных в настоящем Порядке, либо представления документов, содержащих недостоверную информацию, средства подлежат возврату в доход республиканского бюджета в течение 30 календарных дней с момента получения организацией соответствующего требования.
Объем средств, подлежащих возврату (Vвозврата) за недостижение показателя "Прирост продукции сельского хозяйства, произведенной в К(Ф)Х, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью грантовой поддержки", рассчитывается по формуле:
Vвозврата = Vгранта x К x j,
где: Vгранта - размер гранта, предоставленного получателю, рублей;
К - коэффициент возврата гранта из расчета 1 процент за каждый процент снижения значения показателя результативности, %;
j - коэффициент возврата гранта из расчета года реализации проекта:
1 год реализации проекта - 0,1;
2 год реализации проекта - 0,2;
3 год реализации проекта - 0,3;
4 год реализации проекта - 0,4;
5 год реализации проекта - 0,5.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, субсидия ответчику предоставлена на основании заключенного между ним и Министерством соглашения о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств от 09.06.2017 N 234/17.
Судом первой инстанции правомерно указано, что, несмотря на то, что правоотношения между органом, предоставившим субсидию, и лицом, претендовавшим на субсидию и получившим ее, в большей степени регулируются нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, они не являются бюджетными правоотношениями, поэтому к отношениям сторон по исполнению условий соглашения от 09.06.2017 N 234/17 могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждено, что ответчиком получен грант в сумме 1 500 000 руб. на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
В качестве основания для возврата субсидии истцом указано на невыполнение ответчиком индикаторов - показателей результативности: производство продукции - мяса на убой в живом весе (яки) - 0,44 тонн.
Согласно пункту 4.3.13.2 соглашения получатель обязуется возвращать в республиканский бюджет объем средств, подлежащих возврату за недостижение показателей в соответствии с пунктом 2.21 порядка предоставления гранта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчиком не исполнены обязательства по количеству произведенного объема продукции - мясо на убой в живом весе (яки), что подтверждается отчетом о достижении целевых показателей за 2019 год и ответчиком не оспаривается.
В соответствии с Приложением N 3 к соглашению получатель обязался в 2019 году обеспечить объем выпуск продукции - мясо на убой в живом весе (яки) - 0,44 тонн.
Согласно отчетной документации КФХ за 2019 год объем выпущенной продукции в виде мяса составляет 0 тонн.
Ответчик в обоснование своей позиции указал на наличие объективных причин невозможности достижения установленных показателей результативности, сослался на пункт 5.2.1 соглашения, согласно которому в случае, если получателем не достигнуты значения показателей результативности за весь период реализации проекта (за исключением их не достижения в силу возникновения обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайная ситуация), а также иных обстоятельств объективного характера (падеж сельскохозяйственных животных в результате стихийного бедствия или эпизоотии, вынужденный убой сельскохозяйственных животных), подтвержденных соответствующими документами уполномоченных на то лиц и (или) органов (учреждений), субсидии подлежат возврату в доход республиканского бюджета в течение 30 календарных дней со дня получения организацией соответствующего требования.
Представитель ответчика в суде первой инстанции пояснил, что в целях реализации выделенной суммы гранта Главой КФХ в том числе были приобретены 10 голов яка, трое из которых выбыли по причине болезни, что подтверждается соответствующими актами забоя и выбытия животных.
Согласно акту вынужденного убоя N 1 от 03.06.2019 убою подверглись 3 головы яка, диагноз - тимпания рубца.
В справке ветеринарного фельдшера от 29.06.2021 отражено, что осмотр животных проводился 31.05.2019, предварительный диагноз - расстройство пищеварения, после осмотра и проведения необходимых манипуляций поставлен окончательный диагноз - тимпания рубца, проведенные лечебные мероприятия не имели положительного действия.
Таким образом, по мнению ответчика, обстоятельство вынужденного убоя животных является исключительным случаем, при котором возврат выплаченной суммы гранта не требуется, к сложившейся ситуации подлежит применению пункт 5.2.1 соглашения, предусматривающий случаи, при которых получатель освобождается от ответственности за недостижение значений показателей результативности: чрезвычайная ситуация, падеж сельскохозяйственных животных в результате стихийного бедствия или эпизоотии, вынужденный убой сельскохозяйственных животных.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что вынужденный убой не являлся массовым, был осуществлен в отношении трех из десяти голов животных по причине, вызванной расстройством пищеварения, что могло быть обусловлено ненадлежащим содержанием животных, в связи с чем, не может быть расценено обстоятельством объективного характера, исключающего ответственность получателя гранта за недостижение показателей результативности по смыслу пункта 5.2.1 соглашения.
Суд апелляционной инстанции относится критически к акту N 1 от 03.06.2019, поскольку ИП Очировой Д. Г. не представлено ни одного документа, подтверждающего, что падеж скота произошел не по ее вине, либо ответчик предпринял все зависящие от нее меры по сохранению скота (доказательства надлежащего содержания и своевременного лечения животных).
Кроме того, учитывая, что в справке от 29.06.2021 установлен предварительный диагноз - расстройство пищеварения 31.05.2019, ответчик не представил доказательств относительно отсутствия с его стороны нарушений правил кормления животных.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу. что материалами дела подтверждается нарушение главой КФХ пункта 4.3.2 соглашения, что в силу пункта 4.3.13.2 названного соглашения является основанием для возврата полученных денежных средств.
Размер суммы гранта, подлежащей возврату, рассчитан истцом по установленной соглашением и Порядком формуле: 1 500 000 руб. * 100% *0,2 = 300 000 руб.
Ответчиком указанный расчет не оспорен.
При изложенных обстоятельствах требование истца о возврате средств гранта в заявленном размере 300 000 руб., переданных по соглашению о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств от 09.06.2017 N 234/17, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 сентября 2021 года по делу N А10-3118/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3118/2021
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия
Ответчик: Глава КФХ Очирова Дарима Гармаевна