город Ростов-на-Дону |
|
28 января 2022 г. |
дело N А32-5547/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "НЭСК-электросети"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27.10.2021 по делу N А32-5547/2021
по заявлению акционерного общества "НЭСК-электросети"
(ИНН 2308139496, ОГРН 1072308013821)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
(ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813)
при участии третьих лиц: Мискаряна Андроника Лазаревича, Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "НЭСК-электросети" (далее - заявитель, АО "НЭСК-электросети", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - административный орган, управление) от 03.12.2020 о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-4090/2020.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "НЭСК-электросети" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на отсутствие в действиях общества состава и события правонарушения. Ввиду невозврата в Сетевую организацию подписанного заявителем проекта договора в установленный п. 15 Правил N 861 срок, заявка на технологическое присоединение аннулирована.
В судебное заседание лица, участвующие в деле явку не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Краснодарское УФАС России поступили обращения Мискаряна А.Л. на действия АО "НЭСК-электросети" (сетевая организация), по результатам рассмотрения которых административным органом установлено следующее.
В целях технологического присоединения Мискаряном А.Л. подана заявка на технологическое присоединения (увеличение мощности до 350 кВт, класс напряжения 10 кВ, категория надежности III) энергопринимающих устройств земельного участка, предназначенного для торгово-развлекательного комплекса, расположенных по адресу: Краснодарский край, Курганинский район, г. Курганинск, ул. Матросова, д. 241, кад. N 23:16:0000000:256 (далее - Объект). Заявка зарегистрирована в АО "НЭСК-электросети" 26.06.2020 N 42-000107 (далее - Заявка).
По результатам рассмотрения вышеуказанной заявки со стороны АО "НЭСК-электросети" в адрес Мискаряна А.Л. для подписания направлен проект договора N 4-42-20-2360 и технические условия к нему в следующей редакции:
- п. 11.1 ТУ: Предусмотреть реконструкцию существующей ТП 10/0,4 кВ N 184, с заменой силового трансформатора ТМГ-160 кВА на ТМК-400 кВА с установкой вакуумных выключателей в сторону силовых трансформаторов с телеуправлением и телесигнализацией на центральный диспетчерский щит, расположенный по адресу: г. Курганинск, ул. Островского, д. 111 "А";
- п. 11.4 ТУ: На стороне 10 кВ в ПКУ установить электронный прибор учета класса точности не ниже 1,0 с интерфейсом связи, устойчивый к воздействию окружающей среды и обеспечивающий контроль величины максимальной мощности или установку отдельного прибора учета и прибора с функцией контроля величины максимальной мощности. Прибор учета должен быть внесен в государственный реестр средств измерений РФ. Тип прибора учета и съему учета электроэнергии согласовать со службой учета филиала АО "НЭСК-электросети" "Курганинскэлектросеть";
- п. 5 Договора: Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 2 года со дня заключения настоящего договора.
Посчитав, что представленный проект договора N 4-42-20-2360 и технические условия к нему не соответствуют пп. "а(2)" п. 25, п. 25(3), п. 25(5), пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения N 861, Мискарян А.Л. в адрес АО "НЭСК-электросети" направил мотивированный отказ от 14.08.2020 N 496.
По результатам рассмотрения мотивированного отказа, АО "НЭСК-электросети" направило в адрес Мискарян А.Л. письмо от 28.08.2020 N 12.2.НС-08/2538/6873, содержащее проект договора об осуществлении технологического присоединения в новой редакции, в части срока исполнения мероприятий.
Согласно новой редакции, срок исполнения мероприятий составляет 1 год со дня заключения договора. В остальной части проект договора и ТУ оставлены без изменения.
В результате проведенной проверки управление установило, что проект договора (пункт 5) и технические условия по пункту 11.1 технических условий не соответствуют пунктам 16, 25 Правил N 861.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-4090/2020 по факту установленного нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, Краснодарским УФАС России в отношении АО "НЭСК-электросети" составлен протокол об административном правонарушении от 22.10.2020 и вынесено постановление от 03.12.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-4090/2020, согласно которому АО "НЭСК-электросети" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде наложения штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с постановлением контролирующего органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частями 1, 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Субъектом правонарушения является организация-субъект естественной монополии.
АО "НЭСК-электросети" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду деятельности - услуги по передачи электрической энергии.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ).
Услугой по передаче электрической энергии согласно статье 3 Федерального закона N 35-ФЗ признается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
В пункте 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ определено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
В соответствии с абзацем 15 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Из материалов административного дела следует, что в целях технологического присоединения Мискаряном А.Л. подана заявка в АО "НЭСК-электросети" 26.06.2020 N 42-000107 на технологическое присоединения (увеличение мощности до 350 кВт, класс напряжения 10 кВ, категория надежности III) энергопринимающих устройств земельного участка, предназначенного для торгово-развлекательного комплекса, расположенных по адресу: Краснодарский край, Курганинский район, г. Курганинск, ул. Матросова, д. 241, кад. N 23:16:0000000:256.
По результатам рассмотрения вышеуказанной заявки со стороны АО "НЭСК-электросети" в адрес Мискаряна А.Л. для подписания направлен проект договора N 4-42-20-2360 и технические условия к нему в следующей редакции:
- п. 11.1 ТУ: Предусмотреть реконструкцию существующей ТП 10/0,4 кВ N 184, с заменой силового трансформатора ТМГ-160 кВА на ТМК-400 кВА с установкой вакуумных выключателей в сторону силовых трансформаторов с телеуправлением и телесигнализацией на центральный диспетчерский щит, расположенный по адресу: г. Курганинск, ул. Островского, д. 111 "А";
- п. 11.4 ТУ: На стороне 10 кВ в ПКУ установить электронный прибор учета класса точности не ниже 1,0 с интерфейсом связи, устойчивый к воздействию окружающей среды и обеспечивающий контроль величины максимальной мощности или установку отдельного прибора учета и прибора с функцией контроля величины максимальной мощности. Прибор учета должен быть внесен в государственный реестр средств измерений РФ. Тип прибора учета и съему учета электроэнергии согласовать со службой учета филиала АО "НЭСК-электросети" "Курганинскэлектросеть";
- п. 5 Договора: Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 2 года со дня заключения настоящего договора.
Посчитав, что представленный проект договора N 4-42-20-2360 и технические условия к нему не соответствуют пп. "а(2)" п. 25, п. 25(3), п. 25(5), пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения N 861, Мискарян А.Л. в адрес АО "НЭСК-электросети" направил мотивированный отказ от 14.08.2020 N 496.
АО "НЭСК-электросети" направило в адрес заявителя письмо от 28.08.2020 N 12.2.НС-08/2538/6873, содержащее проект договора об осуществлении технологического присоединения в новой редакции, в части срока исполнения мероприятий. Согласно новой редакции, срок исполнения мероприятий составляет 1 год со дня заключения договора. В остальной части проект договора и ТУ оставлены без изменения.
Правилами технологического присоединения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (в действующей редакции на дату подачи Заявки -Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 628), определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно п. 25(3) Правил N 861 определение требований, включаемых в технические условия на технологическое присоединение, и разработка заявителем (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1), 12(2) и 14 настоящих Правил) и сетевой организацией проектной документации в рамках выполнения мероприятий по технологическому присоединению должны осуществляться с соблюдением требований, установленных Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем.
В случаях если в соответствии с законодательством Российской Федерации расположение приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, необходимого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии, возможно только на объектах заявителя, заявитель обязан на безвозмездной основе обеспечить предоставление сетевой организации мест размещения приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, необходимого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии, и доступа к таким местам размещения приборов учета и указанного оборудования для их установки.
Согласно п. 15 Правил N 861 в адрес заявителей, за исключением заявителей, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки. Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 10 рабочих дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае направления заявителем в течение 10 рабочих дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием приведения его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).
Согласно пояснениям Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 29.09.2020 N 70.11-06-9316/20, срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению к сетям АО "НЭСК-электросети", как субъекта электроэнергетики, не являющегося организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, при заявленной категории нагрузки до 670 кВт, заявленном классе напряжения 10 кВ, категории надежности электроснабжения Шив границах г. Курганинск, имеющего развитую сеть среднего напряжения, не может превышать 4 месяца, в соответствии с пп. "б" п. 16 Правил технологического присоединения N 861.
Таким образом, п. 5 Договора в представленной АО "НЭСК-электросети" редакции противоречит требования Правил технологического присоединения N 861.
В части требования пункта 11.1 ТУ по установке вакуумных выключателей в направлении силового трансформатора с организацией телеуправления и телесигнализации из центрального диспетчерского пункта сетевой организации установлено следующее.
В соответствии с пп. "д" п. 25 Правил N 861, в технических условиях могут быть указаны требования к оснащению энергопринимающих устройств устройствами релейной защиты, сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, регистрации аварийных событий и процессов, размещению устройств, обеспечивающих дистанционный ввод графиков временного отключения потребления в соответствии с требованиями соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления.
Требования по установке конкретного типа коммутационных - вакуумных. При этом Правилами N 861, а также нормативными актами, перечень которых утвержден Приказом Ростехнадзора от 17.10.2016 N 421 "Об утверждении перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдения которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", не установлена императивная обязанность установления вакуумных выключателей.
Организация эксплуатации электроустановок потребителей определена Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6 (далее - Правила эксплуатации).
В соответствии с положениями Правил эксплуатации оперативное управление электроустановками потребителей осуществляет работник из числа оперативного персонала, непосредственно обслуживающий электроустановки. Список работников, имеющих право выполнять оперативные переключения, утверждает руководитель Потребителя.
Вместе с тем, в соответствии с п. 208 Правил выполнения переключений в электроустановках, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.09.2018 N 757, допускается выполнение переключений оперативном персоналом сетевой организации на основании заключенного между сетевой организации и собственником (владельцем) электроустановки.
На основании вышеизложенного, п. 11.1 ТУ может быть принято только при условии наличия такого договора или намерениях сторон его заключить. При принятии решения собственника электроустановки о ее самостоятельной эксплуатации и управлении (без передачи телесигнализации и телеуправления в центральный диспетчерский пункт сетевой организации) возможна замена вакуумных выключателей на выключатели нагрузки.
Кроме того, на границе балансовой принадлежности установлены выносной разъединитель обеспечивающий отключение (с видимым разрывом) ТП-184 принадлежащей подателю заявки, для введения режима ограничения и безопасного выполнения работ. Также для защиты по стороне 10 кВ установлены высоковольтные токоограничивающие предохранители ПКТ-10 соответствующие максимальной (разрешенной) нагрузке.
Таким образом, п. 11.1 ТУ в представленной АО "НЭСК-электросети" редакции не соответствует действующему законодательству.
Ранее АО "НЭСК-электросети" было привлечено к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2020 N А32-36093/2019).
На основании вышеизложенного, учитывая дату регистрации мотивированного отказа Мискаряна А.Л. N 496 (14.08.2020), сетевая организация должна привести проект договора (п. 5), а также технические условия (п. 11.1) в соответствие с Правилами и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) не позднее 24.08.2020, антимонопольный орган пришел к правомерному выводу о том, что в действиях АО "НЭСК-электросети", выразившихся в нарушении требований п. 15, 16, 25 Правил технологического присоединения N 861, содержатся признаки нарушения ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что общество приняло своевременные и исчерпывающие меры для соблюдения требований действующего законодательства и им проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание допущенного нарушения.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно посчитал, что общество имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований Правил N 861.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку факт несоблюдения обществом требований Правил N 861 по технологическому присоединению подтверждается представленными материалами дела и отсутствуют доказательства наличия обстоятельств, препятствующих обществу в соблюдении установленных сроков технологического присоединения, суд правомерно пришел к выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом первой инстанции установлено, что административным органом не нарушен порядок привлечения к административной ответственности, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения общества о месте и времени совершения процессуальных действий.
Суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для применения к заявителю положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, по следующим основаниям.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (абзац 3 пункта 21 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 приводимого постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершённого лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Суд, принимая во внимание обстоятельства совершенного правонарушения и обстоятельства его выявления, исследовав материалы дела не находит оснований для вывода об отсутствии угрозы охраняемым общественным отношениям. Доказательств исключительности обстоятельств совершенного правонарушения не представлено.
В свою очередь возможность замены административного штрафа предупреждением в данном случае отсутствует ввиду следующего.
Частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Судом первой инстанции установлено, что заявитель не является субъектом малого и среднего предпринимательства, в связи с чем, назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.
На основании изложенного судом первой инстанции правильно сделан вывод о том, что в деяниях заявителя имелось событие, правомерно и обоснованно квалифицированные антимонопольным органом, в связи с чем, оспариваемое постановление управления является законным, обоснованным и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также имеющиеся в материалах дела доказательства и принято законное и обоснованное решение.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2021 по делу N А32-5547/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5547/2021
Истец: АО "НЭСК-Электросети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по КК, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, Министерство ТЭК и ЖКХ Краснодарского края, Мискарян Андроник Лазаревич