г.Москва |
|
27 января 2022 г. |
А40-99849/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Яремчук Л.А.,
Судей: Елоева А.М., Мезриной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фокиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Министерства обороны Российской Федерации,
Федерального государственного казенного учреждения
"Центральное территориальное управление имущественных отношений"
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 октября 2021 года
по делу N А40-99849/21 принятое судьей Махалкиным М.Ю. (шифр судьи 16-687)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Курска" (ОГРН: 1114632010680)
к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
(ОГРН: 1037700255284)
Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037715046467)
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от истца: Альмов Д.М. по доверенности от 07.07.2021;
от ответчиков: Казьмина О.Ю. по доверенностям от 25.05.2021 и от 18.09.2020
УСТАНОВИЛ:
ООО "Управляющая компания Курска" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, а при недостаточности с Минобороны России, задолженности в размере 137 381 руб. 45 коп., пени в размере 18 441 руб. 26 коп..
Решением суда от 22.10.2021 с ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, а при недостаточности с Минобороны России, взыскана задолженность в сумме 137 381 руб. 45 коп., расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 5003 руб. 38 коп., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России и Минобороны России не согласились с решением суда первой инстанции, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционных жалоб и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
ООО "Управляющая компания Курска" на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 19.04.2014 осуществляет функции управляющей организации в отношении многоквартирных домов в городе Курске.
Согласно представленным Выпискам из ЕГРН за ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации закреплены на праве оперативного управления нежилые помещения:
- площадью 48,7 кв. м., кадастровый номер 46:29:102031:433, по адресу: г. Курск, проезд Светлый, д. 13.
- площадью 57,8 кв. м., кадастровый номер 46:29:102045:1238, по адресу: г. Курск, ул. Карла Маркса, д.72/10.
- площадью 283,3 кв. м., кадастровый номер 46:29:102045:1239, по адресу: г. Курск, ул. Карла Маркса, д.72/10.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на задолженность ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.11.2018 г. по 30.11.2020 г. в сумме 137 381 руб. 45 коп., в связи с чем истцом начислены пени в соответствии с п.14 ст.155 ЖК РФ.
Сумма задолженности рассчитана истцом согласно площади ответчика, в соответствии с утвержденными тарифами и заключенными истцом договорами.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39, статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
Согласно п.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Исходя из п. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом, односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются.
Расчет задолженности проверен судом, является правильным и обоснованным, соответствующим обстоятельствам дела, и требованиям действующего законодательства.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с подпунктом 71 п.7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами.
ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно ст.123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Согласно п.1 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главными распорядителями средств федерального бюджета являются органы государственной власти Российской Федерации, имеющие право распределять средства федерального бюджета.
Таким образом, обязательства по содержанию спорных квартир должно нести ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, у которого спорное помещение в рассматриваемый период находилось в оперативном управлении. Субсидиарную ответственность несет собственник имущества - Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства выставления в адрес ответчиков счетов и (или) иных платежных документов на оплату задолженности по взносам на капитальный ремонт, в связи с чем является неправомерным начисление неустойки в соответствии с ч.14 ст.155 ЖК РФ.
Поскольку доказательств оплаты ответчиками оказанных истцом в отношении принадлежащих ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России помещений не представлено, выводы суда первой инстанции о взыскании с ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, а при недостаточности средств с Минобороны России, задолженности в сумме 137 381 руб. 45 коп. правомерны.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы апелляционных жалоб о передаче спорных помещений во владение и пользование нанимателей не имеют документального подтверждения.
Возражая против размера начисленной задолженности, заявители апелляционных жалоб не представители документально обоснованный контр-расчет исковых требований. Отсутствие в исковом заявлении формулы расчета платы за спорные услуги не являются основанием для признания заявленных требований не обоснованными.
Вопреки доводам апелляционных жалоб спорные услуги оказываются управляющей организации, функции которой по спорным объектам осуществляются ООО "Управляющая компания Курска". Утверждая о недоказанности факта оказания истцом услуг, ответчики не представили в материалы дела доказательства, подтверждающие оказание данных услуг иными лицами.
Также не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии правовых оснований для привлечения к субсидиарной ответственности Минобороны России по обязательствам основного должника - ФГБУ "Центральное ТУИО" Минобороны России.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.10.2021 года по делу N А40-99849/21 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Яремчук |
Судьи |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-99849/2021
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ КУРСКА"
Ответчик: В ЛИЦЕ МИНИСТРЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНОБОРОНЫ РОССИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ