г. Москва |
|
25 января 2022 г. |
Дело N А40-170121/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Титовой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "ОМК СТАЛЬНОЙ ПУТЬ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2021, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-170121/21,
по исковому заявлению истец ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ" (адрес: 105066, г. Москва, ул. Новорязанская, 24, ОГРН 1137746982856, ИНН 7725806898, (дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 22.10.2013) ответчик АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ОМК СТАЛЬНОЙ ПУТЬ" (адрес: 115184, РОССИЯ, Г. МОСКВА, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ ВН.ТЕР.Г., ОЗЕРКОВСКАЯ НАБ., Д. 28, СТР. 2, ЭТАЖ 5, КОМ. 32, ОГРН 1117746294115, ИНН 7708737500, дата регистрации 14.04.2011)
о взыскании 916 517 руб. 90 коп.,
УСТАНОВИЛ:
ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "ОМК СТАЛЬНОЙ ПУТЬ" о взыскании 916 517 руб. 90 коп. убытков по договору на плановые виды ремонта грузовых вагонов от 08.02.2013 г. N ДД/В-33/13, по договору хранения от 10.09.2013 г. N ДД/В-630/13, по договору от 01.12.2017 г. N АО-ДД/В-777/17.
Определение о принятии иска к производству размещено на сайте https://kad.arbitr.ru 17.08.2021 г.
Дата публикации резолютивной части решения по делу - 13.10.2021 г., что подтверждено распечаткой с сайта www.arbitr.ru.
25.10.2021 г. от ответчика посредством электронной почты поступила апелляционная жалоба, загруженная через "Мой Арбитр" 23.10.2021 г. в 20 час. 36 мин.
11.10.2021 года Арбитражным судом г. Москвы вынесена резолютивная часть по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства (в порядке ст. 229 АПК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Мотивированное решение изготовлено 08.11.2021, которым с АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ОМК СТАЛЬНОЙ ПУТЬ" в пользу ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ" взысканы убытки в размере 916 517 руб. 90 коп. по договору на плановые виды ремонта грузовых вагонов от 08.02.2013 г. N ДД/В-33/13, по договору хранения от 10.09.2013 г. N ДД/В-630/13, по договору от 01.12.2017 г. N АО-ДД/В-777/17 и расходы по оплате государственной пошлины в размере 21 330 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "ОМК СТАЛЬНОЙ ПУТЬ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, между истцом (заказчик) и ответчиком (подрядчик) были заключены договоры N АО-ДД/В-777/17 от 01.12.2017, N ДД/В-33/13 от 08.02.2013, N ДД/В-630/13 от 10.09.2013.
Согласно условиям договора N АО-ДД/В-777/17 от 01.12.2017: п. 1.1. Заказчик поручает и обязуется оплатить, а Подрядчик принимает на себя обязательства производить:
- плановые виды ремонта (деповской, капитальный) грузовых вагонов...;
- текущий ремонт (далее - TP) грузовых вагонов...;
- работы по определению ремонтопригодности и ремонту деталей, узлов и колесных пар грузовых вагонов...;
п. 1.4. Депо Подрядчика выполняет работы по погрузке (выгрузке) узлов, деталей и колесных пар Заказчика и производит их хранение на территории Депо Подрядчика.
п. 2.1.9. Подрядчик обязан принимать по акту приема-передачи товарно-материальных ценностей на хранение по форме N МХ-1 (далее - акт формы МХ-1) детали, узлы и колесные пары собственности Заказчика, предоставляемые для ремонтавагонов Заказчика. При необходимости установки данных деталей, узлов и колесных пар при ремонте грузового вагона, Подрядчик оформляет акт формы МХ-3, с последующим оформлением Сторонами акта приема-передачи материальных ценностей на (из) ремонт вагонов по согласованной Сторонами форме (Приложение N13 к Договору). Хранение данных деталей осуществляется по отдельному договору, заключенному между подрядчиком и Заказчиком. При установке данных деталей, узлов и колесных пар при ремонте грузового вагона Подрядчик оформляет Акт замены и установки узлов и деталей грузового вагона, поступившего в ремонт (Приложение N 12 к Договору), который является основанием для учета детали, узла, колесной пары в качестве переданной (возвращенной) Подрядчиком Заказчику.
Принимать по акту приема-передачи материальных ценностей на ремонт вагонов по согласованной Сторонами форме (Приложение N 13 к Договору) ремонтопригодные узлы, детали и колесные пары, образовавшиеся от ремонта грузовых вагонов Заказчика.
Принимать у Заказчика в ремонт, по акту приема-передачи материальных ценностей в производство по согласованной Сторонами форме (приложение N 21 к Договору) детали, узлы и колесные пары, передаваемые для ремонта деталей, узлов и колесных пар или определения их ремонтопригодности.
На неремонтопригодные или неисправные узлы, детали и колесные пары, переданные по акту приема-передачи материальных ценностей на (из) ремонт вагонов или по акту приема-передачи материальных ценностей в (из) производство, Подрядчик составляет акт выбраковки узлов и деталей по форме согласно Приложению N 14 к Договору.
2.1.10. Подрядчик осуществляет хранение отремонтированных деталей, узлов, колесных пар грузовых вагонов, неремонтопригодных деталей и узлов, образовавшихся в процессе работ по ремонту деталей и узлов, неремонтопригодных нарессорных балок, боковых рам, автосцепок, поглощающих аппаратов, тяговых хомутов, а также колесных пар с толщиной обода 35 мм и менее и/или требующих проведения ремонта со сменой элементов, образовавшихся в процессе ремонта грузовых вагонов, по отдельному договору, заключенному между Подрядчиком и Заказчиком, с оформлением и подписанием Сторонами акта по форме N МХ-1.
п. 7.7. В случае утраты узлов, деталей и колесных пар Заказчика, принятых Депо Подрядчика по акту приема-передачи материальных ценностей на (из) ремонт вагонов и по акту приема-передачи материальных ценностей в (из) производство, Подрядчик компенсирует Заказчику их стоимость по рыночным ценам, а также расходы Заказчика по доставке узлов, деталей и колесных пар Подрядчику.
п.10.2. Если Стороны не придут к соглашению путем переговоров, все споры рассматриваются в претензионном порядке. Срок рассмотрения претензии составляет 30 (тридцать) календарных дней с даты получения претензии.
Согласно условиям договора N ДД/В-33/13 от 08.02.2013:
п. 1.1. Заказчик поручает и обязуется оплатить, а Подрядчик принимает на себя обязательства производить плановые виды ремонта (деповской, капитальный) грузовых вагонов, принадлежащих Заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании (далее - грузовые вагоны). Согласно п. 1.3. Договора плановые виды ремонта грузовых вагонов производятся в вагонных ремонтных депо (далее - Депо Подрядчика).
п. 1.4. Депо Подрядчика выполняет работы по погрузке (выгрузке) узлов, деталей и колесных пар Заказчика и производит их хранение на территории Депо Подрядчика.
п. 2.1.9. Подрядчик обязан принять по акту приема-передачи материальных ценностей на (из) ремонт вагонов по согласованной Сторонами форме (Приложение N 20 к Договору) узлы, детали и колесные пары собственности Заказчика, а также ремонтопригодные узлы, детали и колесные пары, образовавшиеся от ремонта грузовых вагонов.
Узлы, детали и колесные пары, не выдержавшие срока гарантийной ответственности после изготовления или ремонта, передаются Подрядчику на ответственное хранение с оформлением и подписанием Сторонами акта приема-передачи товарно-материальных ценностей на хранение по форме N МХ-1.
п. 7.5. В случае утраты узлов, деталей и колесных пар Заказчика, принятых Депо Подрядчика по акту приема-передачи материальных ценностей на (из) ремонт вагонов по согласованной Сторонами форме (Приложение N 20 к Договору), Подрядчик компенсирует Заказчику их стоимость по рыночным ценам, а также расходы Заказчика по доставке узлов, деталей и колесных пар Подрядчику.
п. 10.2. Если Стороны не придут к соглашению путем переговоров, все споры рассматриваются в претензионном порядке. Срок рассмотрения претензии составляет 30 (тридцать) календарных дней с даты получения претензии.
Согласно условиям договора N ДД/В-630/13 от 10.09.2013: п. 1.1 Хранитель принимает от Поклажедателя на хранение:
а) отремонтированные детали, узлы и колесные пары,
б) неремонтопригодные детали, узлы (металлолом),
в) колесные пары с толщиной обода 35 мм и менее и/или колесные пары требующие проведения ремонта со сменой элементов,
г) детали, образовавшиеся в процессе исполнения отдельного договора на выполнение работ по разделке грузовых вагонов,
д) ремонтопригодные детали и узлы, колесные пары (далее все вместе и по отдельности именуемые "детали и узлы"), и обязуется возвратить Поклажедателю эти детали и узлы в сохранности, а Поклажедатель обязуется взять детали и узлы обратно по истечении срока хранения и оплатить Хранителю услуги по хранению, а также услуги по погрузке (выгрузке) деталей и узлов при вывозе их Поклажедателем по истечении срока хранения, взвешиванию груженого грузового вагона с деталями и узлами, получению удостоверения о взрывобезопасности и протокола радиационного контроля неремонтопригодных деталей и узлов, подаче (уборке) грузовых вагонов с железнодорожных путей общего пользования на железнодорожные пути необщего пользования вагонных ремонтных депо/вагонно-колесных мастерских Хранителя и с железнодорожных путей необщего пользования вагонных ремонтных депо/вагонно- колесных мастерских Хранителя на железнодорожные пути общего пользования.
п. 2.1.1 Хранитель обязуется хранить детали и узлы в течение установленного срока.
п. 2.1.5 Договора, Хранитель обязуется передать Поклажедателю или иному указанному им лицу детали и узлы с оформлением акта о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение, формы МХ-3 (далее - акт формы МХ-3), подписанного уполномоченными представителями Сторон.
п. 2.3. Поклажедатель в период установленного срока хранения вправе контролировать выполнение хранителем его обязанностей по хранению, для чего может знакомиться с условиями хранения деталей и узлов.
п. 4.1. Договора Хранитель обязан возвратить Поклажедателю или лицу, указанному им в качестве получателя, те самые детали и узлы, которые были приняты на хранение.
п. 5.1 Хранитель в течение всего срока действия Договора и в течение срока на вывоз деталей, указанного в п. 2.2.3. Договора отвечает за утрату, недостачу или повреждение деталей и узлов, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли вследствие непреодолимой силы.
п. 5.2 В случае нанесения неустранимого дефекта без согласования с поклажедателем, или утраты деталей и узлов Поклажедателя, принятых Депо/ВКМ Хранителя по акту формы МХ-1 и указанных в Приложении N 12 к Договору, Хранитель передает в собственность Поклажедателя аналогичные детали и узлы (возможно передача надрессорных балок и боковых рам, срок эксплуатации которых меньше, в отношении колесных пар возможна передача колесных пар с большей толщиной обода) в течение 60 (шестидесяти) календарных дней с даты получения письменной претензии Поклажедателя, либо по согласованию с Поклажедателем компенсирует Поклажедателю их стоимость по ценам, указанным в Приложении N 12 к договору, а также расходы по ремонту деталей и узлов, в случае если деталь или узел были отремонтированы в Депо/ВКМ Хранителя, а стоимость ремонта оплачена.
В силу п. 7.2 Договора если Стороны не придут к соглашению путем переговоров. Все споры рассматриваются в претензионном порядке. Срок рассмотрения претензии -тридцать календарных дней с даты получения претензии, определенной по почтовому штемпелю на конверте.
На основании указанных Договоров в Вагонное ремонтное депо Сасово ПАО "ПГК" были переданы, а АО "ОМК Стальной путь" приняты детали и металлолом, что подтверждается соответствующими актами приема-передачи материальных ценностей, актами замены и установки узлов и деталей (прилагаются).
В учете ПАО "ПГК" детали, находящиеся на хранении в АО "ОМК Стальной путь" отнесены к складам, которые являются самостоятельными учетными единицами: ВЧДР Сасово.
В рамках инвентаризации Нижегородским филиалом ПАО "ПГК" проведена проверка фактического наличия запасных частей и металлолома собственности ПАО "ПГК", находящихся по данным учета по состоянию на 01.10.2020 на ответственном хранении в Вагонном ремонтном депо Сасово.
На момент проведения проверки детали и металлолом, указанные в расчете суммы иска (прилагается), не представлены к осмотру. Общий размер стоимости, утраченных деталей и металлолома составляет 916 517,90 руб., согласно прилагаемого расчета.
Истец направил в адрес Ответчика претензии (копии прилагаются) с требованиями осуществить возврат деталей вагонов и металлолома, недостача которых была выявлена, либо возместить причиненные убытки. Однако, Ответчик в установленный условиями договора тридцатидневный срок претензии не удовлетворил. Направление и вручение претензий Ответчику подтверждается квитанциями почтовой службы.
В соответствии со статьей 886 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
Частью 2 ст. 887 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что простая письменная форма договора хранения считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем выдачей поклажедателю сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного документа, подписанного хранителем.
В соответствии со ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии с положениями ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Исходя из смысла названных норм права, для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, а также причинную связь между нарушением права и возникшими убытками. Доказыванию подлежит каждый элемент убытков.
В соответствии со ст. 393 ГК РФ для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения обязательства, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, а также размер убытков.
Поскольку материалами дела подтверждено нарушение ответчиком условий договора, и ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения взятых на себя обязательств в отсутствие его вины, доводы ответчика, изложенные в отзыве на иск, не могут служить основанием к отказу в иске в полном объеме, поскольку указанные ответчиком обстоятельства в полном объеме не опровергают представленных истцом доказательств, подтверждающих правомерность исковых требований, в связи с чем исковые требования истца признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ госпошлина по иску относится на ответчика.
Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции дана соответствующая правовая оценка, оснований для переоценки которой у апелляционной коллегии не имеется.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, и вопреки доводам жалобы, основаны на правильном применении судом норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены либо изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь статьями 229, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Титова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-170121/2021
Истец: ПАО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: АО "ОМК СТАЛЬНОЙ ПУТЬ"