г. Москва |
|
27 января 2022 г. |
Дело N А40-175520/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Интернет-Хостинг"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.11.2021 г. по делу N А40-175520/21
по заявлению ООО "Интернет-Хостинг"
к Роскомнадзору
о признании незаконным бездействия
при участии:
от заявителя: |
Полетаев И.В. по доверенности от 02.07.2021; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Интернет-Хостинг" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Роскомнадзор (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным бездействия, об обязании исключить организацию ООО "Интернет-Хостинг" из реестра ОРИ.
Решением суда от 25.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Интернет-Хостинг" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель заинтересованного лица, извещенный надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явился.
С учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд приходит к выводу о том, что она не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела сведения об обществе включены ответчиком в реестр организаторов распространения информации по адресу https://97- fz.rkn.gov.ru/organizer-dissemination/viewregistry/#searchform на основании заявления общества 16.03.2020.
Роскомнадзор в период с 12.04.2021 по 23.06.2021 провел в отношении заявителя проверку на предмет исполнения им обязанностей организатора распространения информации (далее - ОРИ).
По итогам проверки ответчиком был составлен акт N А-77/09/59-нд/77 от 23.06.2021 о выявленных нарушениях заявителя согласно п.п. 3, 12 ПП РФ от 23.09.2020 N1526, выдано предписание от 23.06.2021 N П-77/09/59-НД/-/1/11 об устранении выявленных нарушений в срок до 23.12.2021.
Заявитель считает, что сведения о нем как ОРИ ошибочно включены в реестр, поскольку Общество не соответствует критериям ОРИ.
В связи с чем Общество обратилось в Роскомнадзор с просьбой исключить организацию заявителя из реестра.
Кроме этого Заявителем направлен запрос Ответчику о порядке исполнения предписания.
Как указывает заявитель, Роскомнадзор в установленный срок ответ на обращения Общества не направил.
Посчитав данное бездействие незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Поддерживая вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Апелляционный суд, рассмотрев приведенные в жалобе доводы, не находит оснований для отмены принятого по делу решения, отмечая следующее.
Правовой статус организатора распространения информации в сети "Интернет" установлен статьёй 10.1 Федерального закона N 149-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 10.1 Федерального закона Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) организатором распространения информации в сети "Интернет" является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приёма, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет".
Частью 2 статьи 10.1 Закона N 149-ФЗ установлена обязанность организатора распространения информации в сети "Интернет" в установленном Правительством Российской Федерации порядке уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о начале осуществления вышеуказанной деятельности.
На основании пункта 2 Правил уведомления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, предназначенных и. (или) используемых для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также ведения реестра указанных организаторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 N 746 (далее - Правила), уведомление представляется в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения организатором распространения информации требования Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о представлении уведомления.
Требование о предоставлении уведомления формируется Роскомнадзором в электронном виде в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения обращения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации.
Как установлено пунктом 5 Правил, уведомление представляется организатором распространения информации в Роскомнадзор в электронном виде посредством заполнения соответствующей электронной формы на официальном сайте в сети "Интернет" www.97-fz.rkn.gov.ru.
Из содержания пункта 8 Правил следует, что обязанность по направлению уведомления в электронном виде считается исполненной в случае заполнения на официальном сайте соответствующей формы и получения идентификатора заполнения.
На основании части 1 статьи 15.4 Закона N 149-ФЗ в случае установления факта неисполнения организатором распространения информации в сети "Интернет" обязанностей, предусмотренных статьей 10.1 указанного Федерального закона, в его адрес (адрес его филиала или представительства) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти направляется уведомление, в котором указывается срок исполнения таких обязанностей, составляющий не менее чем пятнадцать дней.
Частью 2 статьи 15.4 Закона N 149-ФЗ установлено, что в случае неисполнения организатором распространения информации в сети "Интернет" в указанный в уведомлении срок обязанностей, предусмотренных статьей 10.1 настоящего Федерального закона, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, обращается в суд с заявлением об ограничении доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и функционирование которых обеспечивается данным организатором, до исполнения таких обязанностей.
Как следует из материалов дела, Заявитель осуществляет деятельность по обеспечению функционирования предназначенного для обмена электронными сообщениями сайта в сети "Интернет" ihc.ru (далее - информационный ресурс), а значит, он является организатором распространения информации в сети "Интернет" по смыслу части 1 статьи 10.1 Закона N 149-ФЗ.
Организационно-аналитическим Управлением Научно-технической службы Федеральной службы безопасности России в Роскомнадзор было направлено обращение от 06.03.2020 N 137/2/2/904 о направлении требования о предоставлении уведомления о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, предназначенных и (или) используемых для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" (организатора распространения информации в сети "Интернет" (далее - ОРИ)).
В связи с этим Роскомнадзором в соответствии с пунктом 2 Правил на адреса электронной почты info@ihc.ru, abuse@ihc.ru, принадлежащие Заявителю, 13.03.2020 было направлено требование о представлении уведомления о начале осуществления деятельности ОРИ.
16.03.2020 в Роскомнадзор поступило уведомление Заявителя о начале осуществления деятельности ОРИ.
Из этого следует, что Заявителем были совершены действия во исполнение требований части 2 статьи 10.1 Закона N 149-ФЗ и пунктов 2 и 8 Правил.
В соответствии с пунктом 5 приказа Роскомнадзора от 22.12.2014 N 188 "Об утверждении Порядка ведения реестра организаторов распространения информации в сети "Интернет" (зарегистрирован Минюстом России 26.01.2015 N 35713), в случае получения Роскомнадзором информации о прекращении деятельности российского юридического лица или иностранной организации - организатора распространения информации в сети "Интернет" либо о смерти индивидуального предпринимателя, гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства - организатора распространения информации в сети "Интернет", поступления от организатора распространения информации в сети "Интернет" сведений о прекращении деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, предназначенных и (или) используемых для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет", а также сведений об изменении данных, указанных в уведомлении, Роскомнадзор вносит соответствующие сведения в реестровую запись в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня их поступления.
Таким образом, исключение Компании из реестра ОРИ возможно в случае прекращения действия функционала по обмену сообщениями, размещённом на информационном ресурсе.
Довод Заявителя о признании незаконным бездействия Роскомнадзора в отношении рассмотрения обращений Компании несостоятелен ввиду следующего.
Как следует из материалов дела Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу подготовила ответ Обществу от 10.08.2021 N 73374-02-11/77 (далее - Ответ Управления), где разъяснено о том, что проверка в отношении компании проводилась с целью осуществления государственного контроля (надзора) за исполнением требований, предусмотренных пунктом 1 части 3 статьи 10.1 Закона N 149-ФЗ.
Также до сведения Заявителя доведено, что порядок оформления результатов проверки Компании осуществлён в соответствии с положениями Закона N 149-ФЗ и Правилами осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информации об этих пользователях", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2015 N 327 (далее - Правила N 327) на основании нижеследующего.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 327 решения и действия (бездействие) уполномоченных лиц могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 98 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершённых на день вступления в силу Федерального закона N 248-ФЗ, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Частью 15 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ установлено, что жалобы на решения контрольных (надзорных) органов, действия (бездействие) их должностных лиц, принятые (осуществлённые) в рамках проведения проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля до дня вступления в силу Федерального закона N 248-ФЗ, а также решения контрольных (надзорных) органов, действия (бездействие) их должностных лиц, принятые (осуществлённые) в отношении проверок в случае, указанном в части 8 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ, поступившие после 01.07.2021, рассматриваются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок их обжалования, в том числе в части проведения эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, и действовавшими на дату начала организации и проведения таких проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Таким образом, Заявителю последовательно было разъяснено об отсутствии законодательно установленного административного порядка обжалования (досудебного обжалования) действий (бездействия) должностных лиц территориальных органов Роскомнадзора при осуществлении государственного контроля (надзора) за исполнением требований, предусмотренных пунктом 1 части 3 статьи 10.1 Закона N 149-ФЗ.
Ответ Управления на обращения Заявителя соответствует требованиям статьи 9, пунктов 1, 5 части 1 статьи 10, статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" об обязательности принятия обращения к рассмотрению, объективном, всестороннем и своевременном рассмотрении обращения, даче письменных ответов по существу поставленных в обращении вопросов.
Так, на основании обращения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации Управлением Роскомнадзора по Центральному федеральному округу была проведена документарная проверка в отношении Заявителя.
Проведение документарной проверки Заявителя было оформлено приказом Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу от 08.04.2021 N 59-нд "О проведении проверки в отношении ООО "Интернет-Хостинг", срок проведения которой был установлен в количестве 30 дней - с 12.04.2021 по 25.05.2021.
Письмом Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу от 12.04.2021 N 32600-09/77 Заявитель официально уведомлен о том, что в выше обозначенный период в отношении него будет проводиться документарная проверка в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ и с целью проверки соблюдения Правил хранения организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информации об этих пользователях и предоставления её уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 N 1526 (далее - Правила N 1526), а также указано описание документов, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 327 срок проведения мероприятия не может превышать 30 рабочих дней и может быть продлен приказом руководителя или заместителя руководителя органа по контролю не более чем на 20 рабочих дней.
Письмом Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу от 26.05.2021 N 48332-09/77 Заявителю была направлена копия приказа Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу от 25.05.2021 N 112-нд "О продлении срока проведения документарной проверки в отношении ООО "ИнтернетХостинг", которым в соответствии с пунктом 14 Правил N 327 срок проведения документарной проверки был продлён на 20 рабочих дней до 23.06.2021.
Письмом Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу от 23.06.2021 N 57596-09/77 акт проверки был направлен Заявителю.
Согласно акту проверки от 23.06.2021 N А-77/09/59-нд/77, выявлены нарушения пункта 12 Правил N1526, выраженные в непредоставлении Заявителем информации, указанной в пункте 3 Правил N 1526, подразделению органа федеральной службы безопасности, уполномоченному на взаимодействие с организатором распространения информации в сети "Интернет" с использованием технических средств и программного обеспечения, необходимых для выполнения возложенных на него задач, в том числе в интересах других уполномоченных органов, путем организации круглосуточного удаленного доступа к информационной системе, эксплуатируемой организатором распространения информации в сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 20 Правил N 327 на основании акта руководитель органа по контролю или уполномоченный им заместитель руководителя указанного органа в случае выявления нарушения обязательных требований выносит предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока его исполнения. Для устранения указанных нарушений Заявителю было выдано предписание от 23.06.2021 N П-77/09/59-НД/-/1/11 (далее - предписание).
Как указал Роскомнадзор, предписание не было обжаловано Заявителем, следовательно, является законным и подлежащим обязательному исполнению.
Относительно не указания способа исполнения предписания суд отмечает, что Заявитель является хозяйствующим субъектом и вправе самостоятельно определить способ устранения нарушения. Роскомнадзор не вправе ограничивать Заявителя в способе устранения нарушения.
Таким образом, отсутствует совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных по делу требований.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы заявителя, рассмотренные судом первой инстанции, связаны с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.11.2021 г. по делу N А40-175520/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-175520/2021
Истец: ООО "ИНТЕРНЕТ-ХОСТИНГ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ