20 мая 2022 г. |
Дело N А40-175520/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Интернет-Хостинг": Полетаев И.В. по доверенности от 02.07.2021, паспорту;
от Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: Свириденко Д.В. по доверенности от 25.03.2022, удостоверению;
рассмотрев 17 мая 2022 года в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Интернет-Хостинг"
на решение от 25 ноября 2021 года Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 27 января 2022 года Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-175520/21
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интернет-Хостинг"
к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Интернет-Хостинг" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор ) с заявлением о признании незаконным бездействия, об обязании исключить общество из реестра организаторов распространения информации (далее - ОРИ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 ноября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Роскомнадзора возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество осуществляет деятельность по обеспечению функционирования предназначенного для обмена электронными сообщениями сайта в сети "Интернет" ihc.ru (далее - информационный ресурс),
На основании обращения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации Роскомнадзором на адреса электронной почты info@ihc.ru, abuse@ihc.ru, принадлежащие обществу, 13.03.2020 было направлено требование о представлении уведомления о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования предназначенного для обмена электронными сообщениями сайта.
16.03.2020 в Роскомнадзор поступило уведомление общества о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования предназначенного для обмена электронными сообщениями сайта.
На основании заявления общества 16.03.2020 сведения об обществе включены Роскомнадзором в реестр организаторов распространения информации.
На основании обращения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации Управлением Роскомнадзора по Центральному федеральному округу была проведена документарная проверка в отношении общества
Проведение документарной проверки общества было оформлено приказом Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу от 08.04.2021 N 59-нд "О проведении проверки в отношении ООО "Интернет-Хостинг", срок проведения которой был установлен в количестве 30 дней - с 12.04.2021 по 25.05.2021.
Письмом Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу от 12.04.2021 N 32600-09/77 общество официально уведомлено о том, что в выше обозначенный период в отношении него будет проводиться документарная проверка в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ и с целью проверки соблюдения Правил хранения организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информации об этих пользователях и предоставления её уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 N 1526 (далее - Правила N 1526), а также указано описание документов, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки.
Письмом Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу от 26.05.2021 N 48332-09/77 обществу была направлена копия приказа Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу от 25.05.2021 N 112-нд "О продлении срока проведения документарной проверки в отношении ООО "ИнтернетХостинг", которым в соответствии с пунктом 14 Правил N 327 срок проведения документарной проверки был продлён на 20 рабочих дней до 23.06.2021.
Письмом Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу от 23.06.2021 N 57596-09/77 акт проверки был направлен обществу.
Согласно акту проверки от 23.06.2021 N А-77/09/59-нд/77, выявлены нарушения пункта 12 Правил N1526, выраженные в непредоставлении обществом информации, указанной в пункте 3 Правил N 1526, подразделению органа федеральной службы безопасности, уполномоченному на взаимодействие с организатором распространения информации в сети "Интернет" с использованием технических средств и программного обеспечения, необходимых для выполнения возложенных на него задач, в том числе в интересах других уполномоченных органов, путем организации круглосуточного удаленного доступа к информационной системе, эксплуатируемой организатором распространения информации в сети "Интернет".
По итогам проверки ответчиком был составлен акт N А-77/09/59-нд/77 от 23.06.2021 о выявленных нарушениях у общества согласно п.п. 3, 12 ПП РФ от 23.09.2020 N1526, выдано предписание от 23.06.2021 N П-77/09/59-НД/-/1/11 об устранении выявленных нарушений в срок до 23.12.2021.
Общество полагая, что сведения о нем как о лице, осуществляющем деятельность по обеспечению функционирования предназначенного для обмена электронными сообщениями сайта. ошибочно включены в реестр, поскольку оно не соответствует критериям, установленным в Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ, обратилось в Роскомнадзор с просьбой исключить его из реестра.
Кроме этого обществом направлен запрос в Роскомнадзор о порядке исполнения предписания.
Как указывает общество, Роскомнадзор в установленный срок ответ на обращения общества не направил.
Посчитав данное бездействие незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При этом согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Принимая судебные акты об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Правовой статус организатора распространения информации в сети "Интернет" установлен статьёй 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
В соответствии с частью 1 статьи 10.1 Федерального закона N 149-ФЗ организатором распространения информации в сети "Интернет" является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приёма, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет".
Частью 2 статьи 10.1 Закона N 149-ФЗ установлена обязанность организатора распространения информации в сети "Интернет" в установленном Правительством Российской Федерации порядке уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о начале осуществления вышеуказанной деятельности.
В соответствии с п. 2 Правил уведомления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также ведения реестра указанных организаторов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1824, уведомление представляется в течение 10 рабочих дней со дня получения организатором распространения информации требования Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о представлении уведомления.
Требование о представлении уведомления формируется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в электронном виде в течение 3 рабочих дней со дня получения обращения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 15.4 Закона N 149-ФЗ в случае установления факта неисполнения организатором распространения информации в сети "Интернет" обязанностей, предусмотренных статьей 10.1 указанного Федерального закона, в его адрес (адрес его филиала или представительства) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти направляется уведомление, в котором указывается срок исполнения таких обязанностей, составляющий не менее чем пятнадцать дней.
Частью 2 статьи 15.4 Закона N 149-ФЗ установлено, что в случае неисполнения организатором распространения информации в сети "Интернет" в указанный в уведомлении срок обязанностей, предусмотренных статьей 10.1 настоящего Федерального закона, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, обращается в суд с заявлением об ограничении доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и функционирование которых обеспечивается данным организатором, до исполнения таких обязанностей.
Судами установлено, что в связи с осуществляемой обществом деятельностью оно является организатором распространения информации в сети "Интернет" по смыслу части 1 статьи 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Обществом были совершены действия во исполнение требований части 2 статьи 10.1 Закона N 149-ФЗ и соответствующих подзаконных актов.
Суды правомерно пришли к выводу, что исключение общества из реестра ОРИ возможно в случае прекращения действия функционала по обмену сообщениями, размещённом на информационном ресурсе.
Суды пришли к выводу, что ответ Управления на обращения общества соответствует требованиям статьи 9, пунктов 1, 5 части 1 статьи 10, статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" об обязательности принятия обращения к рассмотрению, объективном, всестороннем и своевременном рассмотрении обращения, даче письменных ответов по существу поставленных в обращении вопросов.
Суды отметили, что предписание от 23.06.2021 N П-77/09/59-НД/-/1/11 не было обжаловано обществом, следовательно, является законным и подлежащим обязательному исполнению.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 ноября 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2022 года по делу N А40-175520/21 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интернет-Хостинг" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 15.4 Закона N 149-ФЗ установлено, что в случае неисполнения организатором распространения информации в сети "Интернет" в указанный в уведомлении срок обязанностей, предусмотренных статьей 10.1 настоящего Федерального закона, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, обращается в суд с заявлением об ограничении доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и функционирование которых обеспечивается данным организатором, до исполнения таких обязанностей.
Судами установлено, что в связи с осуществляемой обществом деятельностью оно является организатором распространения информации в сети "Интернет" по смыслу части 1 статьи 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Обществом были совершены действия во исполнение требований части 2 статьи 10.1 Закона N 149-ФЗ и соответствующих подзаконных актов.
...
Суды пришли к выводу, что ответ Управления на обращения общества соответствует требованиям статьи 9, пунктов 1, 5 части 1 статьи 10, статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" об обязательности принятия обращения к рассмотрению, объективном, всестороннем и своевременном рассмотрении обращения, даче письменных ответов по существу поставленных в обращении вопросов."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 мая 2022 г. N Ф05-8134/22 по делу N А40-175520/2021