г. Чита |
|
31 января 2022 г. |
Дело N А78-9055/2021 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Никифорюк Е.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю (адрес: 672051, ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ, ЧИТА ГОРОД, ЧКАЛОВА УЛИЦА, ДОМ 160Б, ОГРН: 1027501150588, ИНН: 7536008244) на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 ноября 2021 года по делу N А78-9055/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1097530000589, ИНН 7530012861, адрес: 674674, ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ, КРАСНОКАМЕНСКИЙ РАЙОН, КРАСНОКАМЕНСК ГОРОД, 5-Й МИКРОРАЙОН, ДОМ 505) к индивидуальному предпринимателю Налобиной Ирине Алексеевне (ОГРНИП 304753020100014, ИНН 753000395700, адрес: г.Чита) о взыскании финансовых санкций в размере 3 500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ за отчетные периоды: декабрь 2016 года, июль 2018 года, август 2018 года, сентябрь 2018 года,
(суд первой инстанции - Б.В.Цыцыков),
без вызова сторон в судебное заседание
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) (далее - заявитель, пенсионный орган, фонд) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю Налобиной Ирине Алексеевне (далее - ИП Налобина И.А., заинтересованное лицо, предприниматель, страхователь) о взыскании финансовых санкций в размере 3 500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ за отчетные периоды: декабрь 2016 года, июль 2018 года, август 2018 года, сентябрь 2018 года.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края произведена замена заявителя по делу Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1097530000589, ИНН 7530012861) правопреемником - Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю (ОГРН 1027501150588, ИНН 7536008244).
Заявленные требования удовлетворены частично.
Взыскано с индивидуального предпринимателя Налобиной Ирины Алексеевны (ОГРНИП 304753020100014, ИНН 753000395700) в пользу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю (ОГРН 1027501150588, ИНН 7536008244) финансовые санкции в размере 500 руб. по требованию N 207S011900097020 от 07.11.2021 за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за декабрь 2016 года, с зачислением в соответствующий бюджет.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В обосновании в части удовлетворения заявленных требований суд указал, что самостоятельное устранение страхователем ошибок в форме СЗВ-М и подача соответствующего уточнения после установленного срока (в том числе дополняющих сведений о лицах, которые ранее не были включены в форму) следует квалифицировать как внесение дополнений (исправлений) в установленную форму, что не образует состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 01 ноября 2021 года по делу N А78-9055/2021 в части отказа взыскания финансовых санкций за отчетные периоды июль 2018 года, август 2018 года, сентябрь 2018 года отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, взыскать с индивидуального предпринимателя Налобиной Ирины Алексеевны в пользу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Забайкальскому краю финансовые санкции в размере 3500 рублей за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 11 Закона N 27-ФЗ за отчетные периоды декабрь 2016 года, июль 2018 года, август 2018 года, сентябрь 2018 года.
Полагает, что в рассматриваемом случае имеет место дополнительное представление сведений на застрахованных лиц, информация о которых ранее не была представлена. Следовательно, положения п. 39 Инструкции N 766н для освобождения страхователя от ответственности в данном случае не могут быть применены.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, страхователем в установленный срок 11.01.2021 представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу "исходная" за декабрь 2016 года в отношении 2 застрахованных лиц.
Пенсионный фонд, выявив ошибки в представленных сведениях, направил в адрес страхователя соответствующее уведомление от 10.07.2018 (получено страхователем 10.07.2018).
Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу "дополняющая" в отношении 2 застрахованных лиц за декабрь 2016 года представлены страхователем 17.01.2017, в отношении 1 застрахованного лица - 28.09.2018.
Территориальным органом Пенсионного фонда составлен акт от 26.08.2019 N 207S18190005854 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, страхователь приглашен 07.10.2019 на рассмотрение акта.
По результатам проверки принято решение от 07.10.2019 N 207S19190006075 о привлечении заинтересованного лица к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 закона N 27-ФЗ (по форме СЗВ-М) в размере 500 руб.
Требованием об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 207S01190009702 от 07.11.2019 страхователю предложено уплатить финансовые санкции до 02.12.2019.
Страхователем 03.08.2018 представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу "исходная" за июль 2018 года (без указания застрахованных лиц, нулевые показатели).
Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу "дополняющая" в отношении 2 застрахованных лиц за июль 2018 года представлены страхователем 25.02.2021.
Территориальным органом Пенсионного фонда составлен акт от 02.03.2021 N 207S18210001433 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, страхователь приглашен 15.04.2021 на рассмотрение акта.
По результатам проверки принято решение от 15.04.2021 N 207S19210002664 о привлечении заинтересованного лица к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 закона N 27-ФЗ (по форме СЗВ-М) в размере 1 000 руб.
Требованием об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 207S01210002438 от 19.05.2021 страхователю предложено уплатить финансовые санкции до 08.06.2021.
Страхователем 04.09.2018 представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу "исходная" за август 2018 года (без указания застрахованных лиц, нулевые показатели).
Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу "дополняющая" в отношении 2 застрахованных лиц за август 2018 года представлены страхователем 25.02.2021.
Территориальным органом Пенсионного фонда составлен акт от 02.03.2021 N 207S18210001434 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, страхователь приглашен 15.04.2021 на рассмотрение акта.
По результатам проверки принято решение от 15.04.2021 N 207S19210002665 о привлечении заинтересованного лица к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 закона N 27-ФЗ (по форме СЗВ-М) в размере 1 000 руб.
Требованием об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 207S01210002439 от 19.05.2021 страхователю предложено уплатить финансовые санкции до 08.06.2021.
Страхователем 02.10.2018 представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу "исходная" за сентябрь 2018 года (без указания застрахованных лиц, нулевые показатели).
Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу "дополняющая" в отношении 2 застрахованных лиц за сентябрь 2018 года представлены страхователем 25.02.2021.
Территориальным органом Пенсионного фонда составлен акт от 02.03.2021 N 207S18210001436 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, страхователь приглашен 15.04.2021 на рассмотрение акта.
По результатам проверки принято решение от 15.04.2021 N 207S19210002666 о привлечении заинтересованного лица к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 закона N 27-ФЗ (по форме СЗВ-М) в размере 1 000 руб.
Требованием об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 207S01210002440 от 19.05.2021 страхователю предложено уплатить финансовые санкции до 08.06.2021.
Поскольку страхователем в срок финансовые санкции не уплачены в добровольном порядке, пенсионный орган обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Поскольку возражений против рассмотрения дела в обжалуемой части не поступило, апелляционный суд рассматривает дело только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии со статьей 123 Конституции РФ, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 4 статьи 215 АПК РФ).
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2).
Как правильно указал суд первой инстанции, срок на обращения в суд с заявлением, установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, пенсионным органом не пропущен (дата самого ранее требования 07.11.2019 (срок исполнения до 02.12.2019), заявитель обратился в суд с заявлением 10.09.2021).
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" N 167-ФЗ от 15.12.2001 заявитель относится к категории страхователей по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах", применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М).
На основании статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
Страхователь при представлении сведений на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации. В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 25 работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период.
При представлении сведений в электронной форме соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в форме электронного документа.
Таким образом, законодательством предусмотрено ежемесячное предоставление сведений о застрахованных лицах как отдельной отчетности по форме СЗВ-М в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Абзацем 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
В то же время, в соответствии со статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Представление корректирующих сведений было предусмотрено пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н и действовавшей до 26.07.2020 (далее - Инструкции N 766н), согласно которому при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
При исчислении срока, предусмотренного абзацем вторым пункта 39 Инструкции N 766н, необходимо руководствоваться порядком исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах (статья 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации, (далее - НК РФ)).
В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Согласно пункту 2 статьи 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день поле календарной даты или наступления события (совершения действий), которым определено его начало.
В абзаце 2 пункта 39 Инструкции N 766н предусмотрено, что финансовые санкции не применяются в случае, когда страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений представляет уточненные (исправленные) индивидуальные сведения (то есть, по предложению органа Пенсионного фонда Российской Федерации вносит уточнения (исправления) в ранее представленные им сведения о конкретных застрахованных лицах).
Кроме того, согласно абзацу 3 пункта 39 Инструкции N 766н страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Аналогичные правила закреплены в п. 40 утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, которая вступила в силу 27.07.2020 (далее - Инструкция N 211н).
Как правильно указывает суд первой инстанции, в части привлечения страхователя к ответственности за представление сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу "дополняющая" за отчетные периоды июль 2018 года, август 2018 года и сентябрь 2018 (требования N N 207S01210002438, 207S01210002439, 207S01210002440 от 19.05.2021), следует вывод об ошибочности вывода пенсионного органа о том, что страхователем не представлены в установленный срок сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 закона N 27-ФЗ, поскольку страхователем реализовано свое право на самостоятельное выявление ошибки до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и ее исправление.
В материалах настоящего дела отсутствуют сведения о том, что Пенсионным органом в спорный период выявлены несоответствия в представленных сведения и соответствующее уведомление направлено страхователю. В представленных актах, решениях и соответствующих требованиях также отсутствуют сведения о выставлении Пенсионным фондом соответствующего уведомления.
Исправляя ошибку в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах, страхователь реализовал свое право на исправление представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, которые ранее не представлялись.
При этом суд первой инстанции правильно исходил из того, что представление отчетности о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с нулевыми показателями действующим законодательством не запрещено, а также принял во внимание требования распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 N 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании", которым утверждена Технология обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Технология).
Согласно разделу 7 Технологии после подготовки сведений о застрахованных лицах в требуемом формате страхователь подписывает их ЭЦП и в зашифрованном виде отправляет в орган ПФР, при этом отправленные сведения считаются представленными своевременно, если дата их доставки в территориальный орган ПФР будет не позднее срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации. Факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с "Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации", факт приема документов органом ПФР - соответствующим протоколом контроля, подтверждающего правильность формы представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе. В течение 2 рабочих дней с момента отправки документа Абонент получает квитанцию о его доставке в орган ПФР и сохраняет ее. В течение 4 рабочих дней с момента отправки сведений получает в зашифрованном виде протокол контроля сведений о застрахованных лицах, подписанный ЭЦП органа ПФР.
Если в протоколе содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, то страхователь устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру представления сведений.
Как правильно указывает суд первой инстанции, представленные страхователем сведения, были приняты Фондом в полном объеме, информации о выявлении каких-либо ошибок, в том числе о предоставлении отчетности с нулевыми показателями, в материалах дела не содержится. Такие сведения также не поступили в адрес страхователя и в течение пяти дней, как это предусмотрено пунктом 37 Инструкции.
Ссылка на то обстоятельство, что отчет с типом "исходная" содержал нулевые показатели, а отчеты с типом "дополняющая" содержат сведения о застрахованных лицах по сути представленные впервые, судом первой инстанции правильно отклонена, поскольку пенсионным органом не доказано, что замечания на отчет с типом "исходная" были направлены страхователю. При этом материалами дела подтверждается, что указанные сведения были приняты ПФ в полном объеме.
Отклоняя доводы пенсионного фонда, апелляционный суд также исходит из того, что представление сведений в таком виде являлось ошибкой, и в материалах дела отсутствуют доказательства того, что такое действие было совершено намеренно.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае в части требований N N 207S01210002438, 207S01210002439, 207S01210002440 от 19.05.2021 отсутствуют основания для применения к страхователю финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Как правильно указывает суд первой инстанции, самостоятельное устранение страхователем ошибок в форме СЗВ-М и подача соответствующего уточнения после установленного срока (в том числе дополняющих сведений о лицах, которые ранее не были включены в форму) следует квалифицировать как внесение дополнений (исправлений) в установленную форму, что не образует состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного Суда РФ от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700 по делу N А04-5751/2017, от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для привлечения ИП Налобиной И.А. к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него финансовой санкции является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Инструкция N 211н дополнена положением о том, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (абзац 4 пункта 40 Инструкции N 211н).
Вместе с тем право страхователя на исправление отчетности предусмотрено Федеральным законом N 27-ФЗ. В противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета.
При этом форма отчетности предусматривает представление сведений как единого документа в целом по страхователю в разрезе застрахованных лиц, а не представление отдельной формы отчетности на каждое застрахованное лицо.
Принимая во внимание, что установленное законом регулирование по вопросу наложения финансовых санкций не изменилось, приведенные правовые позиции сохраняют свое практикообразующее значение.
Также суд первой инстанции правильно отметил, что положения Инструкции N 211н не могут быть применены к отношениям, возникшим до ее вступления в силу. Как указал Конституционный Суд РФ, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. Вместе с тем законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 N 7-О). При этом, исходя из закрепленного в части 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации принципа, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Таким образом, поскольку рассмотренные судом отчетные периоды истекли и сведения индивидуального (персонифицированного) учета по исходной форме представлены страхователем ранее вступления в силу Инструкции N 211н, положения абзаца 4 пункта 40 Инструкции N 211н, как не направленные на улучшение положения страхователей, не могут быть применены к рассмотренным отношениям.
Поддерживая выводы суда первой инстанции и отклоняя доводы пенсионного фонда, апелляционный суд также исходит из того, что положения статьи 15 закона N 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме. Более того, апелляционный суд полагает, что и при регулировании спорной ситуации положениями новой Инструкции N 211н предприниматель не подлежал бы привлечению к ответственности, поскольку основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, в статьи 15 и 17 закона N 27-ФЗ законодателем соответствующих изменений не вносилось, следовательно, принятием новой Инструкции N 211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в удовлетворении требований в обжалуемой части следовало отказать.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как основанные на ошибочном толковании указанных норм права, по тем же мотивам, что и судом первой инстанции.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 ноября 2021 года по делу N А78-9055/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Судья |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-9055/2021
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ, ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. КРАСНОКАМЕНСКЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ИП Налобина Ирина Алексеевна