город Омск |
|
31 января 2022 г. |
Дело N А81-4696/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тюменской области апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12907/2021) Тюменской таможни на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.10.2021 по делу N А81-4696/2021 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Авиационная транспортная компания "Ямал" (ОГРН 1028900507305, ИНН 8901008031, адрес: 629003, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Авиационная, владение 27) к Тюменской таможне (ОГРН 1027200871026, ИНН 7202023074, адрес: 625048, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58 А) об оспаривании постановления от 29.04.2021 N 10503000-318/2021,
при участии в судебном заседании представителей:
от Тюменской таможни - Теплякова Наталья Сергеевна по доверенности от 21.01.2022 N 39 сроком действия по 31.03.2022; Роган Татьяна Владимировна по доверенности от 10.01.2022 N 4 сроком действия по 31.12.2022; Кубышева Ирина Анатольевна по доверенности от 11.01.2022 N 11 сроком действия по 28.02.2022;
от акционерного общества "Авиационная транспортная компания "Ямал" - Толяровская Мария Сергеевна по доверенности от 18.06.2021 N 99 сроком действия 1 год,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Авиационная транспортная компания "Ямал" (далее - АО "АТК "Ямал", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Тюменской таможне (далее - таможенный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 29.04.2021 N 10503000-318/2021, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 152 руб. 70 коп.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.10.2021 по делу N А81-4696/2021 постановление Тюменской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 29.04.2021 N 10503000-318/2021 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Тюменская таможня обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что сумма, подлежащая довключению в таможенную стоимость товаров по декларации на товары (далее также ДТ) N 10503020/120120/0000004, составляет 24 862,57 евро, о чем заявитель знал непосредственно с 31.01.2020 (после получения им инвойсов от 22.01.2020 N 14-2020, от 31.01.2020 N 18-2020), но действий по внесению изменений в ДТ и доплате таможенных платежей в течение 1 года не предпринимал.
Апеллянт обращает внимание на то, что согласно условиям приложения N 14 к договору N 2016-01 стоимость дополнительных работ определяется в финальном счёте, который на момент декларирования выставлен не был, соответственно, в момент декларирования заявитель знал о невключении в стоимость всех работ по контракту, но действий по достоверному декларированию не предпринял.
По утверждению подателя жалобы, заявитель не должен был декларировать товар до формирования полной стоимости, имел возможность подать ДТ после сбора всех необходимых для ее заполнения документов, срок подачи такой ДТ истекал 16.06.2020, у общества имелось ещё 5 месяцев до окончания срока подачи ДТ.
Заинтересованное лицо также считает необоснованными ссылки суда первой инстанции на предоставленное декларанту пунктом 7 статьи 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), подпунктом "а" пунктом 18 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, право на внесение в течение трех лет после выпуска товаров изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, так как административное правонарушение было выявлено таможенным органом.
От АО "АТК "Ямал" поступил отзыв на апелляционную жалобу, который судом апелляционной не принимается, поскольку отсутствуют доказательства его заблаговременного направления таможенному органу (часть 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ). Направление отзыва в адрес заинтересованного лица 24.01.2022, то есть в день судебного заседания, по электронной почте при неподтверждении его получения представителем таможенного органа не подлежит признанию таковым заблаговременным направлением.
В заседании апелляционного суда, проведенного с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тюменской области, представители Тюменской таможни поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель АО "АТК "Ямал" просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 12.01.2020 АО "АТК "ЯМАЛ" с целью завершения процедуры переработки вне таможенной территории выпуском для внутреннего потребления на таможенный пост Аэропорт Рощино Тюменской таможни подана декларация на товар N 10503020/120120/0000004, в которой заявлены сведения о товаре "Гражданское воздушное судно BOMBARDIER CL600-2B19 (СЕРИЯ CRJ200), бортовой номер VQ-BSB, 2005 г.в., бывший в эксплуатации, с массой пустого снаряженного аппарата 14 082,3 кг, количество пассажирских кресел согласно схеме 50, содержит источник ионизирующего излучения (америций 241) с уровнем излучения не более 0,5 mkku (микрокюри). Производитель BOMBARDIER. Товарный знак отсутствует. Серийный номер: 8010. Кол-во 1шт. (796)".
Ранее данное воздушное судно было вывезено в Словению по ДТ N 10503020/161219/0000273 в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории. Отправитель: SOLINAIR D.O.O. (Словения) SI-4210 (графа 2 ДТ).
Исходя из сведений, заявленных в графах 8, 14, 54 вышеуказанной ДТ, получателем и декларантом товара является АО "АТК "Ямал", юридический и фактический адрес: 629003, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Авиационная, владение 27.
Согласно сведениям, содержащимся в графе N 54 ДТ N 10503020/120120/0000004, лицом, подавшим декларацию на товары, является заместитель руководителя юридического департамента-руководителя группы по таможенному оформлению АО "АТК "Ямал" Вахрамеева Наталья Сергеевна.
Таможенная стоимость определена и заявлена декларантом в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС по 6 резервному методу в рамках метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).
При таможенном декларировании до выпуска декларантом для целей подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости товаров представлены следующие документы:
- контракт на поставку товаров от 14.03.2016 N 2016-01, заключенный с компанией SOLINAIR D.O.O. (Словения);
- счет-проформа/Proforma Invoice от 16.12.2019 N б/н за гражданское ВС BOMBARDIER CL600-2B19 (СЕРИЯ CRJ-200), 2005 г.в., бортовой номер VQ-BSB, бывший в эксплуатации, серийный номер 8010, производитель BOMBARDIER, с ценой за товар 6 894 694,59 евро;
- инвойс (счет-фактура) от 16.12.2019 N 00172 на сумму 50% фиксированной стоимости технического обслуживания воздушного судна CRJ200 VQ-BSB и материалов в размере 21 900 евро;
- инвойс (счет-фактура) от 09.01.2020 N 00003 на сумму 50% фиксированной стоимости технического обслуживания ВС CRJ200 VQ-BSB, в размере 14 400 евро;
- задание на полет от 10.01.2020 N 252;
- справка о стоимости перегона от 11.01.2020 N 2149, на сумму 940 199 руб. 60 коп. (графа 44 ДТ N 10503020/120120/0000004).
По результатам проверки документов и сведений таможенным органом по вышеуказанной ДТ принято решение о принятии заявленных декларантом сведений по таможенной стоимости.
Товар выпущен 12.01.2020.
В период с 28.12.2020 по 18.02.2021 Уральским таможенным управлением на основании статьи 326 ТК ЕАЭС проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров, в том числе по ДТ N 10503020/120120/0000004, в целях проверки достоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости товаров.
В ходе проверки документов и сведений после выпуска товаров отделом контроля таможенной стоимости службы федеральных таможенных доходов Управления проведены следующие мероприятия:
- осуществлен запрос АО "АТК "Ямал" документов и сведений;
- направлен запрос в ПАО "Запсибкомбанк";
- проведен анализ документов и сведений, заявленных декларантом АО "АТК "Ямал" в декларации на товары, представленных при таможенном декларировании и после выпуска товаров;
- проведена проверка достоверности заявленных декларантом сведений в ДТ N 10503020/120120/0000004.
В ходе проверки установлено следующее.
АО "АТК "Ямал" заключены и в установленном порядке поставлены на учет в ПАО "Запсибкомбанк" внешнеэкономические контракты, условиями которых предусматривается оказание услуг по ремонту и обслуживанию воздушных судов (далее также ВС), с контрагентом SOLINAIR D.O.O. (Словения).
В целях проверки достоверности сведений о стоимости услуг по ремонту и обслуживанию ВС, включенных в таможенную стоимость товаров, ввезенных после переработки вне таможенной территории, у декларанта запрошены документы и сведения по товару, задекларированному по ДТ N 10503020/120120/0000004, ввезенному на территорию ЕАЭС на условиях поставки СРТ-Любляна, в рамках контракта от 14.03.2016 N 2016-01.
Дополнительно у ПАО "Запсибкомбанк" в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 335, пунктом 2 статьи 337, пунктом 8 статьи 340 ТК ЕАЭС, статьей 242 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) в связи с проведением таможенного контроля запрошены документы и сведения о движении денежных средств по банковским счетам, инвойсы и счета-фактуры на оказанные услуги по ремонту и обслуживанию ВС (письмо от 31.12.2020 N38-14/15638 "О запросе информации").
По запросу таможенного органа в установленные сроки АО АТК "Ямал" и ПАО "Запсибкомбанк" представили запрошенные документы.
По результатам анализа представленных документов установлено следующее:
- ВС с бортовым номером VO-BSB помещено под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории по ДТ N 10503020/161219/0000273. Процедура переработки в отношении воздушного судна закрыта и судно помещено под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ N 10503020/120120/0000004.
Стоимость переработки согласно инвойсам, представленным при таможенном декларировании товара, составляет 36 300 евро.
Инвойсом от 22.01.2020 N 14-2020 выставлен счет за дополнительные работы и материалы для ВС VQ-BSB в размере 62 374,88 евро.
Инвойсом от 31.01.2020 N 18-2020 контрагентом SOLINAIR D.O.O. в адрес АО АТК "Ямал" выставлен счет за материалы при обслуживании ВС VQ-BSB, предусматривающий возврат денежных средств в размере 1212,31 евро
Согласно приложению 14 к договору о техническом обслуживании от 14.03.2016, заключенному между АО "АТК "Ямал" (эксплуатант) и SOLINAIR D.O.O., следует, что оплата за проведенные операции по переработке вне таможенной территории товара, задекларированного по ДТ N 10503020/120120/0000004, включает:
- фиксированную стоимость работ (опробование двигателя перед началом и после завершения работ; установка на место стоянки и буксировка воздушного судна; выполнение рабочих карт и запланированных модификаций в соответствии с параграфом 1.1 настоящего коммерческого предложения; технологическая оснастка (включая специальные инструменты), необходимая для плановых работ и запланированных модификаций; открытие, закрытие и очистка в соответствии с необходимым объемом работ согласно параграфу 1 настоящего коммерческого предложения; подготовку рабочей документации), оплачиваемую в размере 50% перед началом выполнения работ и 50% при возврате воздушного судна;
- стоимость дополнительных работ, не включенных в фиксированную стоимость (материалы, включая расходные материалы, для выполнения запланированных модификаций; материалы, необходимые для выполнения рабочих карт, модификаций, не включенных в изначальный объем работ/параграф 1.1, дополнительных работ, не включенных в изначальный объем работ/параграф 1.1, выполнения дополнительных работ (NRC), необходимых в ходе выполнения запланированных работ, ремонтных работ, необходимых в ходе выполнения дополнительных работ или модификаций; компоненты (запасные части с серийными номерами и пр.)), оплачиваемую предоплатой за материалы 7500 евро до начала ТО ВС и в остальной части в течение 15 дней после выпуска финального счета.
Таким образом, по мнению административного органа, на момент заключения и исполнения договора о техническом обслуживании от 14.03.2016 N 2016-01 (в редакции приложения от 11.12.2019 N 14) заявитель знал о структуре таможенной стоимости и, соответственно, о необходимости уплаты таможенных платежей со всей суммы, на которую исполнен договор, включая стоимость дополнительных работ и материалов. Однако заявителем не был организован своевременный для исполнения административно-таможенной обязанности обмен платежными документами.
При этом срок подачи ДТ для завершения действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории, установленный пунктом 1 статьи 184 ТК ЕАЭС, истекал 16.06.2020.
Соответственно, ДТ для завершения действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории подлежала подаче в указанный срок с соблюдением требований таможенного законодательства о достоверности заявляемых в ней сведений.
По результатам анализа представленных АО "ЛТК "Ямал", в том числе в рамках дела об административном правонарушении, инвойсов на бумажных носителях следует, что заявленная при таможенном декларировании товара стоимость переработки в размере 36 300 евро (инвойсы от 16.12.2019 N 00172, 09.01.2020 N 00003) включает только фиксированную стоимость работ и предоплату за материалы, о чем свидетельствуют сведения самих инвойсов.
Инвойсом от 22.01.2020 N 14-2020 контрагентом SOLINAIR D.O.O. в адрес АО АТК "Ямал" выставлен финальный счет за дополнительные работы и материалы для ВС VQ-BSB в размере 62 374,88 евро. Данный счет оплачен авансовыми платежами и отражен в стоимости товаров по ДТ N 10503020/120120/0000004 (инвойсы от 16.12.2019 N 00172 в размере 21 900 евро, от 09.01.2020 N 00003 в размере 14 400 евро). Сумма, подлежащая доплате, составляет 26 074,88 евро.
Инвойсом от 31.01.2020 N 18-2020 контрагентом SOLINAIR D.O.O. в адрес АО АТК "Ямал" выставлен счет за материалы при обслуживании ВС VQ-BSB, предусматривающий возврат денежных средств в размере 1212,31 евро.
При данных обстоятельствах, по мнению административного органа, в структуру таможенной стоимости товаров, заявленных по ДТ N 10503020/240519/0000106, подлежал включению счет от 22.01.2020 N 14-2020 за дополнительные работы и материалы для ВС VQ-BSB в размере 62 374,88 евро; при этом авансовый платеж в размере 36 300 евро учтен при декларировании ВС по ДТ N 10503020/12012.0/0000004 (инвойсы от 16.12.2019 N 00172 в размере 21 900 евро, от 09.01.2020 N 00003 в размере 14 400 евро); инвойсом от 31.01.2020 N 18-2020 контрагентом SOLINAIR D.O.O. в адрес АО АТК "Ямал" выставлен счет за материалы при обслуживании ВС VQ-BSB, предусматривающий возврат денежных средств в размере 1212,31 евро.
Соответственно, сумма, подлежащая довключению в таможенную стоимость товаров по ДТ N 10503020/12O12Q/00Q0Q04, составляет 24 862,57 евро (стоимость дополнительных работ и материалов).
По мнению Тюменской таможни, невключение в структуру таможенной стоимости дополнительных работ и материалов при обслуживании ВС VQ-BSB привело к заявлению декларантом АО "АТК "Ямал" при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их таможенной стоимости, что послужило основанием для занижения подлежащих к уплате таможенных пошлин, налогов на сумму размере 338 354 руб. 75 коп. (НДС).
Тюменской таможней 29.04.2021 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10503000-318/2021, которым АО "АТК "Ямал" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 152 руб. 70 коп.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
07.10.2021 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Согласно статье 104 ТК ЕЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕЭС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем и осуществляется в электронной форме.
Декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры (статья 105 ТК ЕАЭС).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕЭС к сведениям, подлежащим указанию в декларации на товары относятся, в том числе, сведения о таможенной стоимости.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 8 статьи 111 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 1 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при Таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно пункту 1 статьи 176 ТК ЕАЭС таможенная процедура переработки вне таможенной территории - таможенная процедура, применяемая в отношении товаров Союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Союза в целях получения в результате совершения операций по переработке вне таможенной территории Союза продуктов их переработки, предназначенных для последующего ввоза на таможенную территорию Союза, без уплаты в отношении таких товаров Союза вывозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.
Операции по переработке вне таможенной территории Союза включают в себя в том числе, ремонт товаров, включая их восстановление, замену составных частей, модернизацию (статьи 179 ТК ЕЭС).
В соответствии с положением статьи 184 ТК ЕЭС до истечения установленного срока действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории действие этой таможенной процедуры завершается помещением продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Согласно пунктам 1, 2, 5 статьи 186 ТК ЕЭС и пункту 2 статьи 160 Налогового кодекса Российской Федерации при помещении продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ввозные таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость исчисляются исходя из стоимости операций по переработке вне таможенной территории ЕЭС, которая определяется как совокупность фактически понесенных расходов на операции по переработке (ремонту) и на иностранные товары, использованные в процессе переработки (ремонта).
Из материалов настоящего дела следует, что основанием для привлечения заявителя к административной ответственности явились выводы Тюменской таможни о том, что АО "АТК "Ямал" неправомерно не включило в структуру таможенной стоимости стоимость дополнительных материалов при обслуживании ВС VQ-BSB, что привело к заявлению декларантом АО АТК "Ямал" при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их таможенной стоимости, что послужило основанием для занижения подлежащих к уплате таможенных пошлин, налогов на сумму 338 354 руб. 75 коп. (НДС).
Таможенный орган расценил, что исходя из сведений, содержащихся в приложении 14 к договору о техническом обслуживании N 2016-01, АО "АТК "Ямал" было известно о дополнительных работах, связанных с техническим обслуживанием вышеуказанного воздушного судна, которые не включены в фиксированную стоимость работ. Общество, имея в наличии вышеуказанное приложение, обязано было при подаче таможенному органу ДТ N N 10503020/120120/0000004 включить в таможенную стоимость дополнительные работы, по техническому обслуживанию, однако не приняло соответствующие меры по соблюдению законодательства Евразийского экономического союза, чем допустило правонарушение, выразившееся в заявлении декларантом при подаче ДТ недостоверных сведений о таможенной стоимости, послужившие основанием для занижения подлежащих к уплате таможенных пошлин, налогов (НДС).
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, применив нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции о недействительности постановления таможенного органа, исходя из следующего.
Согласно материалам дела приложение от 16.12.2019 N 14 к договору о техническом обслуживании от 14.03.2016 N 2016-01, заключенному между АО "АТК "Ямал" и иностранной компанией SOLINAIR D.O.O., предусматривало выполнение работ по замене модуля турбины высокого давления на воздушном судне CRJ-200 VQ-BSB и определяло:
- фиксированную стоимость работ по замене модуля турбины высокого давления в размере 28 800 евро (пункт 2.3.1);
- перечень работ, входящих в фиксированную стоимость (пункт 2.1);
- перечень материалов и дополнительных работ, не входящих в фиксированную стоимость (пункт 2.2);
- ставки стоимости нормо-часа на дополнительные работы (пункт 3.1);
- условия оплаты (пункт 4), по которым 50% фиксированной стоимости и предоплата за материалы (7500 евро) оплачивается до начала выполнения работ, 50% фиксированной стоимости оплачивается при возврате воздушного судна, а стоимость дополнительных работ (материалы, субподрядные работы и т.д.), не оплаченная до возврата воздушного судна, оплачивается в течение 15 дней после выпуска финального счета.
Компания SOLINAIR D.O.O. 16.12.2019 выставила в адрес АО "АТК "Ямал" инвойс от 16.12.2019 N 00172 на сумму 21 900 евро (50% фиксированной стоимости работ 14 400 евро и стоимость материалов 7500 евро).
Компания SOLINAIR D.O.O. 09.01.2019 выставила в адрес АО "АТК "Ямал" инвойс от 09.01.2020 N 00003 на сумму 14 400 евро (50% фиксированной стоимости работ).
Таким образом, на момент декларирования воздушного судна CRJ-200 VQ-BSB по ДТ N 10503020/120120/0000004 АО "АТК "Ямал исходя из сведений, содержащихся в приложении от 16.12.2019 N 14 к договору N2016-01, не было известно о выполнении компанией SOLINAIR D.O.O. дополнительных работ, которые не входили в фиксированную стоимость работ.
В соответствии с имеющимися на момент подачи декларации на товары документами общая стоимость работ по техническому обслуживанию воздушного судна CRJ-200 VQ-BSB составила 36 300 евро (в том числе 20 400 евро - стоимость работ по форме "24 месяца" и стоимость дополнительных работ, 8400 евро - стоимость замены карбонового уплотнения и 7500 евро - стоимость материалов), в связи с чем АО "АТК "Ямал" при подаче декларации на товары N 10503020/120120/0000004 рассчитало стоимость операций по переработке вне таможенной территории ЕАЭС исходя из этой стоимости работ и материалов.
Вместе с тем после подачи декларации на товары (12.01.2020) в АО "АТК "Ямал" 22.01.2020 поступил дополнительный инвойс компании SOLINAIR D.O.O. - инвойс от 22.01.2020 N 14-2020, увеличивший стоимость работ на 26 074,88 евро за счет дополнительных работ и материалов, не учтенных в ранее выставленных инвойсах от 16.12.2019 N 00172 и от 09.01.2020 N 00003, выставленных, в том числе за материалы и дополнительные работы (дефекты, субподрядные и дополнительные работы, материалы, транспортные расходы), а 31.01.2020 в АО "АТК "Ямал" поступило кредитовое авизо компании SOLINAIR D.O.O. от 31.01.2020 N 18-2020, уменьшившее стоимость работ на 1212,31 евро за счет исключения стоимости материалов. В итоге увеличение компанией SOLINAIR D.O.O. стоимости работ по техническому обслуживанию воздушного судна CRJ-200 VQ-BSB после его декларирования составило 24 862,57 евро.
Позиция таможенного органа, выраженная в том, что сумма, подлежащая довключению в таможенную стоимость товаров по ДТ N 10503020/120120/0000004, составляет 24 862,57 евро, о чем заявитель знал непосредственно с 31.01.2020 (после получения им инвойсов от 22.01.2020 N 14-2020, от 31.01.2020 N 18-2020), но действий по внесению изменений в ДТ и доплате таможенных платежей в течение 1 года не предпринимал, соответственно, декларант отразил 12.01.2020 недостоверные сведения, является необоснованной, поскольку по состоянию на 12.01.2020 (на дату декларирования) дополнительные инвойсы компанией SOLINAIR D.O.O. не были выставлены в адрес АО "АТК "Ямал".
Инвойс N 14-2020, увеличивший стоимость работ на 24 862,57 евро за счет дополнительных работ и материалов, не учтенных в ранее выставленных инвойсах, также выставленных за материалы и дополнительные работы (дефекты, выявленные в ходе технического обслуживания, субподрядные и дополнительные работы, материалы, транспортные расходы), был выставлен только 22.01.2020.
Судом первой инстанции верно указано на то, что АО "АТК "Ямал", получив на момент декларирования воздушного судна от компании SOLINAIR D.O.O. инвойсы как на фиксированную стоимость, так и на материалы и дополнительные работы и отразив их общую стоимость в стоимости операций по переработке, не могло предполагать при подаче 12.01.2020 декларации на товары N 10503020/120120/0000004, что от компании SOLINAIR D.O.O. поступит еще один дополнительный счет на оплату ранее не учтенных дополнительных работ и материалов.
Какого-либо сговора в действиях организаций по умышленному выставлению последнего инвойса позже декларирования материалы дела не содержат.
Доводы Тюменской таможни о том, что выводы суда противоречат условиям приложения 14 к договору N 2016-01, согласно которому стоимость дополнительных работ определяется в финальном счёте, который на момент декларирования выставлен не был, являются необоснованными, поскольку, как сказано выше, на момент декларирования воздушного судна CRJ-200 VQ-BSB по ДТ N 10503020/120120/0000004 АО "АТК "Ямал" в соответствии с приложением от 16.12.2019 N 14 к договору N 2016-01 от компании SOLINAIR D.O.O. были получены инвойсы как на оплату фиксированной стоимости работ по замене модуля турбины высокого давления, так и на оплату материалов и дополнительных работ, не входящих в фиксированную стоимость.
Ссылки таможенного органа на то, что АО "АТК "Ямал", подавая 12.01.2020 ДТ N 10503020/120120/0000004, располагало сведениями о том, что работы по договору N 2016-01 были не окончены, соответственно, общество представило недостоверные сведения, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку недостоверность сведений при привлечении заявителя по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ должна быть установлена на момент их подачи, то есть по состоянию на 12.01.2020.
Доводы таможенного органа о том, что АО "АТК "Ямал" действовало неправомерно, декларируя ВС 12.01.2020, а не позднее (после завершения работ по ремонту ВС), не подлежат оценке судом апелляционной инстанции, так как выходят за предмет настоящего судебного разбирательства.
Судебная коллегия поддерживает выводы суда о том, что по состоянию на 12.01.2020 сумма увеличения стоимости работ при подаче ДТ N 10503020/120120/0000004 объективно не могла быть включена в стоимость операций по переработке, что свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ, выразившегося в недостоверном декларировании суммы ввозимого товара, прошедшего переработку.
В акте проверки от 18.02.2021 N 10500000/203/180221/А0005 Тюменская таможня самостоятельно указывает, что на момент совершения таможенных операций декларант в силу объективных причин (в соответствии положениями договора о техническом обслуживании) не располагал документами, подтверждающими сведения о точной стоимости технического обслуживания воздушного судна, и стоимость операций по переработке определена декларантом исходя из имеющейся у него на день совершения таможенных операций информации о стоимости операций по техническому обслуживанию воздушного судна (согласно инвойсам и предоплате за оказанные услуги) (первый абзац страницы 15), в силу чего доводы подателя жалобы о том, что заявитель представил электронные документы, содержащие недостоверные сведения, противоречащие документам на бумажном носителе, являются необоснованными.
АО "АТК "Ямал" при заявлении по ДТ N 10503020/120120/0000004 сведений о стоимости операций по переработке вне таможенной территории в отношении воздушного судна CRJ-200 VQ-BSB руководствовалось документами, полученными от иностранного контрагента (инвойсы компании SOLINAIR D.O.O. от 16.12.2019 N 00172, от 09.01.2020 N 00003), определяющими стоимость работ по замене модуля турбины высокого давления в соответствии с условиями договора.
При декларировании воздушного судна общество предоставило полную и достоверную информацию о стоимости операций по переработке в прямом соответствии с имеющимися документами, которые были предоставлены АО "АТК "Ямал" как декларанту непосредственным исполнителем работ. Иными сведениями относительно стоимости операций по переработке (стоимости работ по замене модуля турбины высокого давления воздушного судна) АО "АТК "Ямал" не располагало, равно как и не имело реальной возможности определить иную стоимость работ, нежели указанную в полученных инвойсах компании SOLINAIR D.O.O.
Обратное административным органом не доказано.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, считается оконченным с момента регистрации таможенной декларации (пункт 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства").
Поскольку по состоянию на 12.01.2020 у АО "АТК "Ямал" отсутствовала информация об увеличении контрагентом расходов на ремонт товара, образующих стоимость операций по переработке (обратного Управлением не доказано), то привлечение декларанта к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ является неправомерным.
При этом в событие административного правонарушения по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ не входят действия по неподаче уточненной декларации в случае изменения каких-либо характеристик товара после декларирования.
Аналогичные выводы поддержаны Арбитражным судом Западно-Сибирского округа в постановлении от 14.01.2022 N Ф04-7757/2021 по делу N А81-4695/2021.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Иные доводы и аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются несостоятельными.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку данная категория дел государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.10.2021 по делу N А81-4696/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-4696/2021
Истец: АО "Авиационная транспортная компания "Ямал"
Ответчик: Тюменская таможня
Третье лицо: Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, Арбитражный суд Тюменской области