г. Самара |
|
31 января 2022 г. |
Дело N А55-20050/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коршиковой Е.В.,
судей Митиной Е.А., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 января 2022 года в зале N 6 помещения суда апелляционную жалобу Акционерного общества "Луначарск"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 октября 2021 года по делу N А55-20050/2020 (судья Михайлова М.В.)
по иску Акционерного общества "Луначарск"
к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области
о признании права постоянного (бессрочного) пользования землей
третьи лица:
1. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
2. ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области,
3. Территориальное управление Росимущества в Самарской области,
4. Министерство имущественных отношений Самарской области,
с участием в заседании:
от истца - представитель Клименко Е.С. по доверенности от 27.09.2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Луначарск" обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании 9права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 63:32:1101003:93, 63:32:1101003:100, 63:32:1101006:44, 63:32:1101006:39, 63:32:1101006:37, 63:32:1101002:69 и на земельный участок площадью 220 724 кв. м.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28 октября 2021 года по делу N А55-20050/2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Акционерное общество "Луначарск" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что установив в ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" сроки переоформления прав пользования земельными участками до 01.07.2012, законодатель не определил порядок прекращения прав на них в связи в невыполнением юридическими лицами требований указанной нормы; непереоформление прав пользования земельным участком не является основанием для изъятия и перераспределения такого участка соответствующими государственными органами; фактически работами по уточнению границ земельных участков в рамках произведенной инвентаризации также был произведен раздел землепользования, принадлежащего ранее совхозу им. Луначарского на праве бессрочного пользования, таким образом были образованы перечисленные в иске земельные участки ТОО "Луначарск" (правопредшественник АО "Луначарск"); в связи с отсутствием надлежащим образом оформленных документов на каждый земельный участок истец не имеет возможности переоформить право постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с действующим законодательством; испрашиваемые земельные участки, а также объекты недвижимости на них между членами колхоза на паи не делились; на момент выдачи свидетельства на землю от 18.08.1993 все здания (объекты) производственных центров были построены и эксплуатировались, указаны на плане землепользования к свидетельству и в графических материалах подсчета площадей с 1990 года, что подтверждает факт предоставления спорных земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, а не под строительство вышеуказанных объектов.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик и третьи лица возражений на апелляционную жалобу суду не направили, явку представителей в суд не обеспечили, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем публичного уведомления на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда http://11ааs.аrbitr.ru.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах, применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих получение лицами, участвующими в деле, названных документов, не может расцениваться как несоблюдение арбитражным судом правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о надлежащем извещении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", постановлением Главы Администрации Ставропольского района Самарской области от 06.10.1992 N 477 в результате реорганизации путем преобразования совхоза им. Луначарского создано ТОО "Луначарск", которому безвозмездно передано все имущество и основные фонды совхоза им. Луначарского в сумме 21730030 рублей на 01.10.1992, согласно передаточному акту от 30.09.1992 и приложения к нему, письма Ставропольской администрации N 24 от 24.05.1996.
На основании постановления Главы администрации Ставропольского района N 526 от 11.06.1997 ТОО "Луначарск" перерегистрировано в ООО "Луначарск", и по передаточному акту от 20.06.1997 последнее приняло от ТОО "Луначарск" активы и пассивы реорганизуемого ТОО "Луначарск", а также все права и обязанности последнего. На основании постановления Главы Администрации Ставропольского района N 815 от 15.07.1998 ООО "Луначарск" в связи с реорганизацией в форме преобразования перерегистрировано в СЗАО "Луначарск" и на основании решения Общего собрания акционеров СЗАО "Луначарск" от 12.04.2003 последнее переименовано в ЗАО "Луначарск", позднее - в АО "Луначарск" и является правопреемником по всем обязательствам и правам СЗАО. Факт реорганизации, изменения организационно-правовой формы собственности общества подтверждается Уставами ТОО "Луначарск" 1992, ООО "Луначарск" 1997, СЗАО "Луначарск" 1998, ЗАО "Луначарск" 2003 протоколами общих собраний участников (акционеров) общества от 29.09.1992 от 19.04.1997 от 26.06.1998 от 12.04.2003.
Как указал истец, совхоз им. Луначарского для ведения сельскохозяйственной деятельности в границах принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.08.1993, построил и эксплуатировал множество объектов недвижимости, которые учитывались на балансе совхоза, ежегодно проходили инвентаризацию; ЗАО "Луначарск" является правопреемником совхоза им. Луначарского, имеет в собственности имущество и объекты недвижимости, построенные совхозом в границах земель бывшего совхоза, и использует их для ведения сельскохозяйственного производства; в отношении зданий и сооружений осуществлен кадастровый учет и право собственности зарегистрированы в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Совхоз им. Луначарского владел землей на основании решения от 15.05.1987 г. N 149/10 Исполнительного комитета Ставропольского районного Совета народных депутатов Куйбышевской области, в соответствии с которым всего в границах утвержденного плана землепользования находится 7754,2 гектара земли, из которых за совхозом им. Луначарского закреплено 7608,13 гектаров, за посторонними землепользователями - 143,07 гектаров. В 1991 году были установлены границы сельского населенного пункта поселка Луначарский и часть земель совхоза им. Луначарского была передана в ведение Луначарского сельского Совета народных депутатов; дело по установлению границ сельских населенных пунктов и передаче земель в ведение Луначарского сельского Совета народных депутатов было выполнено в декабре 1991 года проектным институтом по землеустройству ВОЛГОНИИГИПРОЗЕМ, в соответствии с которым в ведение Луначарского сельского Совета народных депутатов передается 714,9 га, в том числе в черте населенного пункта 440,7 га и за пределами их черты 274,2 га. Из общей земли сельского Совета составляют 558,7 га, земли совхоза им. Луначарского - 99,4 га и земли посторонних пользователей 56,8 га. Согласно проекту земли совхоза им. Луначарского площадью 99,4 га, занятые животноводческими фермами, производственными участками со зданиями и сооружениями, вошедшие в границы населенного пункта остаются во владении сельхозпредприятия. Изъятие земель совхоза по мере необходимости не предусмотрено, фонд перераспределения земель не создавался. Материалы дела об установлении границ сельского населенного пункта поселка Луначарский утверждены Решением Президиума Ставропольского районного Совета народных депутатов Куйбышевской области от 18.10.1991 N 227.
В сентябре 1992 года был выполнен проект перераспределения земель совхоза имени Луначарского той же организацией - ВОЛГОНИИГИПРОЗЕМ. В соответствии проектом перераспределения были определены площади из земель совхоза им. Луначарского, передаваемые в ведение Луначарского сельского Совета народных депутатов и земли, остающиеся за совхозом, в том числе включенные в границы населенного пункта. В соответствии с проектом перераспределения земель общая площадь земель совхоза по состоянию на 01.11.1991 составляет 7567 гектаров, из которых по вычисленным площадям на 01.04.1992 передано в ведение Луначарского сельского Совета народных депутатов Ставропольского района Самарской области 577 гектаров земли, осталось во владении совхоза им. Луначарского 6971 гектар, в том числе в черте населенного пункта - 137,4 гектара, земли крестьянских (фермерских) хозяйств - 17,4 гектара и земли посторонних пользователей- 157,67 гектаров. Проект перераспределения земель совхоза им. Луначарского был утвержден постановлением от 01.10.1992 года N 463 администрации Ставропольского района Самарской области.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", постановлением Главы Администрации Ставропольского района Самарской области от 06.10.1992 N 477, в результате реорганизации путем преобразования совхоза им. Луначарского создано ТОО "Луначарск", правопреемником которого является ЗАО "Луначарск". Согласно постановлению от 19.04.1993 N 214 администрации Ставропольского района Самарской области реорганизованному предприятию было выдано свидетельство на землю N 562 от 18.08.1993 САМ 320000, по которому для сельскохозяйственного производства предоставлена земля общей площадью 6989 гектаров, из которых в собственность предоставлено 6600 гектаров сельскохозяйственных угодий, из которых 6511 гектаров - пашни, 89 гектаров - пастбища и в постоянное пользование 389 г других земель. Свидетельство выдано по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 N 177.
В соответствии с п. 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
К свидетельству имеется графический материал, на котором обозначены контуром и выделены одним цветом площади, передаваемые совхозу, включающие земли сельскохозяйственного назначения за чертой населенного пункта и земли под производственными центрами, находящимися на территории населенного пункта. Чертеж к свидетельству с указанием земель, передаваемых в пользование и собственность ТОО "Луначарск" выполнен на основе чертежа проекта перераспределения земель совхоза им. Луначарского, все контуры и площади совпадают. Таким образом, площадь земли под производственными центрами, расположенными в населенном пункте, включены в общую площадь земли, предоставленной в постоянное (бессрочное) пользование.
30.01.1997 в соответствии с Указом Президента РФ от 27.10.1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" и постановлением администрации Ставропольского района Самарской области N 106 от 16.02.1995 СХТОО "Луначарск" было выдано свидетельство о праве собственности на землю серия РФ-V N 372927 регистрационная запись N 50 от 27.07.1995, по которому СХТОО "Луначарск" приобретает право коллективно-долевой собственности на землю в поселке Луначарский Ставропольского района Самарской области общей площадью 6589,3 га, в том числе площадь пашни - 6507,1 га. Указанные земли являются землями сельскохозяйственного назначения и находятся за границами населенного пункта. На графическом материале к свидетельству отражены контуры землепользования, где расположены спорные земельные участки, ранее указанные в графическом материале к свидетельству от 18.08.1993.
Вышеуказанным постановлением администрации Ставропольского района N 106 от 16.02.1995 "О выдаче свидетельств на право собственности на землю сельскохозяйственным предприятиям района" за СХТОО "Луначарск" закреплено всего 6957,3 га, из которых 6589,3 га - сельхозугодий в собственность и 368 га в постоянное (бессрочное) пользование, что подтверждается письмом администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 21.04.2020 N 1448.
Экземпляр свидетельства о праве собственности на землю серия РФ-V N 372927 регистрационная запись N 50 от 27.07.1995 был выдан СХТОО "Луначарск" 30.01.1997.
Земельные участки коллективно-долевой собственности общей площадью 6529,6 га 05.09.2005 были поставлены на кадастровый учет как единое землепользование с кадастровым номером 63:32:0000000:116 и зарегистрировано право собственности. На основании постановления Главы администрации Ставропольского района N 526 от 11.06.1997 г. ТОО "Луначарск" перерегистрировано в ООО "Луначарск".
В ноябре-декабре 1997 года институтом ВолгоНИИгипрозем были выполнены работы по инвентаризации земель населенного пункта Луначарский Ставропольского района Самарской области. Целью проведения инвентаризации земель населенных пунктов являлось создание основы для ведения Государственного земельного кадастра; регистрация прав граждан и юридических лиц на земельные участки и прочие цели. Площадь земель, подлежащих инвентаризации составила 440,7 гектаров. На основе аэрофотоснимков 1994 года были подготовлены планы всех земельных участков на территории населенного пункта, каждому земельному участку был присвоен кадастровый номер. Результаты инвентаризации земель оформлены в землеустроительные дела. Фактически работами по уточнению границ земельных участков в рамках произведенной инвентаризации так же был произведен раздел землепользования, принадлежащего ранее совхозу им. Луначарского на праве бессрочного пользования.
Таким образом были образованы следующие земельные участки ООО "Луначарск" (правопредшественник ЗАО "Луначарск"), на которых располагаются производственные центры, за установлением границ которых и признанием принадлежности их на праве постоянного (бессрочного) пользования обращается ЗАО "Луначарск" в настоящем иске: КН 63:32:1101003:93 (склад ГСМ), КН 63:32:1101003:100 (весовая), КН 63:32:1101006:44 (МТМ), КН 63:32:1101006:39 (овощехранилище), КН 63:32:1101006:37 (зерноток), КН 63:32:1101002:69 (животноводческий комплекс).
Границы земельного участка фермы Северная инвентаризацией не установлены и кадастровый номер не присвоен, так как на момент проведения работ по инвентаризации населенного пункта п. Луначарский участок находился за границей населенного пункта. В настоящее время территория животноводческой фермы Северная находится на землях населенного пункта Луначарский, что подтверждается письмом администрации сельского поселения Луначарский от 01.04.2020 N 150, земельному участку присвоен адрес.
В качестве правоустанавливающего документа на все земельные участки в материалах инвентаризации указано постановление администрации Ставропольского района N 106 от 16.02.1995, в котором указана площадь всех земель СХТОО "Луначарск", включая площадь земли, передаваемой в коллективно-долевую собственность и бессрочное пользование. В качестве правоудостоверяющего документа ошибочно указано свидетельство N 372927 от 30.01.1997, которое подтверждает право на земли коллективно-долевой собственности и не относится к участкам, находящимся в границах населенного пункта.
Материалы инвентаризации земель п. Луначарский были утверждены постановлением главы администрации п. Луначарский Ставропольского района Самарской области от 19.08.1998 N 15 и постановлением главы администрации Ставропольского района Самарской области от 17.12.1998 N 1561, в соответствии с которым Комитету по земельным ресурсам и землеустройству района поручалось подготовить документы, удостоверяющие право на землю в соответствии с утвержденными материалами. Однако документы на отдельные земельные участки ООО "Луначарск" выданы не были. В соответствии чертежами проекта перераспределения земель, свидетельства на право собственности на землю от 18.08.1993 земельные участки с КН 63:32:1101003:93, КН 63:32:1101003:100, КН 63:32:1101006:44, КН 63:32:1101006:39, КН 63:32:1101006:37, КН 63:32:1101002:69 и земельный участок животноводческой фермы Северная находятся в границах массива земель совхоза им. Луначарского, предоставленных на правах постоянного (бессрочного) пользования, включенного в границы населенного пункта, что подтверждается, по мнению истца, межевыми делами, выполненными кадастровым инженером Рыжовой Ю.А.
Как указал истец, ЗАО "Луначарск" от права бессрочного пользования не отказывалось, его право никем не оспаривалось и не оспаривается, земельные участки не изымались. 27.03.2006 сведения о земельных участках с КН 63:32:1101003:93 (склад ГСМ), КН 63:32:1101003:100 (весовая), КН 63:32:1101006:44 (МТМ), КН 63:32:1101006:39 (овощехранилище), КН 63:32:1101006:37 (зерноток), КН 63:32:1101002:69 (животноводческий комплекс) были внесены в реестр недвижимости и имеют статус "актуальные, ранее учтенные". Границы земельных участков, кроме участка 63:32:1101003:100 (весовая), не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. В разделе 2 выписки из ЕГРН "Сведения о зарегистрированных правах" указан вид права "Частная собственность", номер и дата регистрации права "N 372937 от 30.01.1997 г.", что не соответствует действительности.
ЗАО "Луначарск" обращалось с заявлениями в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об уточнении границ и установлении вида разрешенного использования земельных участков, но документы были оставлены без рассмотрения, получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с наличием данных о свидетельстве о праве собственности на землю РФ-V N 372927 от 27.07.1995 года (выдано ООО "Луначарск") и отсутствием правоустанавливающих документов на каждый земельный участок.
Вид использования земельных участков соответствует функциональной зоне генерального плана с.п. Луначарский Ставропольского района Самарской области зона СХ - Зона сельскохозяйственного использования и видам разрешенного использования территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки с.п. Луначарский Ставропольского района Самарской области. Все земельные участки имеют площадь соответствующую предельным параметрам, установленным правилами землепользования и застройки с.п. Луначарский, что подтверждается письмами администрации сельского поселения Луначарский Ставропольского района Самарской области N 108-111 от 05.03.2020 и N 150 от 01.04.2020, а так же постановлением администрации м.р. Ставропольский Самарской области от 08.05.2020 N 1336. Вид разрешенного использования земельных участков КН 63:32:1101003:93 (склад ГСМ), КН 63:32:1101002:69 (животноводческий комплекс) установлен.
В соответствии с генеральным планом развития поселка Луначарский, утвержденным вышеуказанным Решением на спорных земельных участках не предусмотрено строительство объектов местного, регионального или федерального значения. Как указал истец, в связи с отсутствием надлежаще оформленных документов на каждый земельный участок ЗАО "Луначарск" не имеет возможности переоформить право постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с действующим законодательством.
Площади земельных участков определены проектом внутрихозяйственного землепользования с учетом норм отвода земли и уточнены при межевании в соответствии с требованиям к образованию и уточнению земельных участков. Кадастровым инженером СРО Ассоциация "ОБЪЕДИНЕНИЕ КАДАСТРОВЫХ ИНЖЕНЕРОВ" Рыжовой Ю.А. в результате выполнения кадастровых работ подготовлены межевые планы в связи с уточнением местоположения границ и площади земельных участков, определены и установлены координаты характерных точек границ земельных участков. Сведения о конфигурации и площади земельных участков, перенесенные в ЕГРН, указаны не корректно. Границы земель общего пользования уточняемыми земельными участками не нарушены, самозахват на земли общего пользования отсутствует. Так как споров по существующим на местности границам нет, что подтверждается актом согласования границ, то при межевании за основу брались существующие по факту границы. Фактическими границами являются границы, существующие на местности границы объектов искусственного происхождения, существующих на местности более 15 лет. При камеральной обработке полевых материалов установлена фактическая площадь земельных участков, отличающаяся от сведений, перенесенных в ЕГРН:
- КН 63:32:1101003:93 площадью 15 462 кв. м в координатах межевого плана по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Луначарский, поселок Луначарский, улица Школьная, участок 28 с видом разрешенного использования "обеспечение сельскохозяйственного производства" (1.18);
- КН 63:32:1101003:100 площадью 442 кв. м в координатах межевого плана по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Луначарский, поселок Луначарский, улица Школьная, участок 26 с видом разрешенного использования "обеспечение сельскохозяйственного производства"(1.18);
- КН 63:32:1101006:44 площадью 46 983 кв. м в координатах межевого плана по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Луначарский, поселок Луначарский, улица Школьная, 15с видом разрешенного использования "обеспечение сельскохозяйственного производства" (1.18);
- КН 63:32:1101006:39 площадью 36 000 кв. м в координатах межевого плана по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Луначарский, поселок Луначарский, улица Долгова, 16-Бс видом разрешенного использования "хранение и переработка сельскохозяйственной продукции" (1.15);
- КН 63:32:1101006:37 площадью 31 231 кв. м в координатах межевого плана по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Луначарский, поселок Луначарский, улица Долгова, 24с видом разрешенного использования "хранение и переработка сельскохозяйственной продукции"(1.15);
- КН 63:32:1101002:69 площадью 230764 кв. м в координатах межевого плана по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Луначарский, поселок Луначарский, улица Специалистов, участок 35 с видом разрешенного использования "животноводство" (1.7);
- земельного участка площадью 220 724 кв. м в координатах межевого плана по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Луначарский, поселок Луначарский, территория животноводческой фермы Северная, земельный участок N 1 с видом разрешенного использования "животноводство" (1.7).
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом не представлены доказательства соответствия отведения земельного участка в постоянное бессрочное пользование согласно представленному свидетельству N 000562 от 18.08.1993 и испрашиваемых истцом вышеуказанных объектов, бесспорность принадлежности сформированных земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования, а также доказательства, что спорные земельные участки не были разделены на паи и поделены между членами колхоза, и земельный участок под зданиями (сооружениями) между членами колхоза не делился, исходя из следующего.
ЗАО "Луначарск" сформировало и поставило на кадастровый учет земельные участки с кадастровым номером 63:32:1101003:93 (склад ГСМ), 63:32:1101003:100 (весовая), 63:32:1101006:44 (МТМ), 63:32:1101006:39 (овощехранилище), 63:32:1101006:37 (зерноток), 63:32:1101006:69 (животноводческий комплекс) общей площадью 581 606 кв. м, что составляет 58,1606 га из земельного участка ранее предоставленного правопредшественнику ЗАО "Луначарск" в постоянное бессрочное пользование. Согласно ответу "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области" N 11765 от 19.06.2019 сведения о земельных участках, расположенных по адресу: Самарская область, Ставропольский район, п. Луначарский с кадастровыми номерами 63:32:1101003:93, 63:32:1101003:100, 63:32:1101006:44, 63:32:1101006:39, 63:32:1101006:37 внесены в кадастр недвижимости в рамках проведения работ по инвентаризации данных о ранее учтенных земельных участках, в соответствии со свидетельством на право собственности на землю от 27.07.1995 N 372937. Из содержания данного письма следует, что в результате проведенного анализа сведений ЕГРН и представленных Управлением документов, несоответствие сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН, не выявлено.
Приведенными обстоятельствами обоснован вывод суда первой инстанции о том, что, правоудостоверяющим документом на вышеназванные земельные участки при отсутствии обратного является свидетельство на право собственности на землю от 27.07.1995 N 372937, которое было выдано только на сельскохозяйственные угодья - пашни и пастбища. Ввиду отсутствия плана отведенного участка в постоянное (бессрочное) пользование, из представленных в дело документов невозможно установить, является ли этот земельный участок ранее предоставленным в постоянное (бессрочное) пользование либо предоставленным под строительство вышеуказанных объектов.
Таким образом, обжалуемым решением верно установлено, что истцом не представлены доказательства соответствия отведенного на основании свидетельства о праве собственности N 000562 от 18.08.1993 в постоянное бессрочное пользование земельного участка землям под построенными вышеуказанными объектами, бесспорность принадлежности сформированных земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования, а также доказательства, что спорные земельные участки не были разделены на паи и поделены между членами колхоза и земельный участок под зданиями (сооружениями) между членами колхоза не делился, поскольку по свидетельству о праве собственности на землю серия РФ-V N 372927 регистрационная запись N 50 от 27.07.1995 СХТОО "Луначарск" приобретало право коллективно-долевой собственности на землю в поселке Луначарский Ставропольского района Самарской. Довод апелляционной жалобы об ошибочности данного вывода суда первой инстанции при установленных обстоятельствах нельзя признать обоснованным.
Судом первой инстанции, исходя из норм Земельного кодекса Российской Федерации, Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (п. 21), Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17.02.2003) (п. 10.5), Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150, (п. 4 разд. 3.2.2) и учитывая сформировавшиеся судебной практикой подходы, обосновано сделан вывод о наличии у собственника здания, строения обязанности предоставить экономическое обоснование размера испрашиваемого земельного участка для эксплуатации находящегося на нем объекта недвижимости.
В соответствии со землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Исследование справочной информации по объектам недвижимости в режиме online позволило Арбитражному суду Самарской области установить, что земельный участок с кадастровым номером 63:32:1101006:69 имеет разрешенное использование для ведения гражданами животноводства; категория земель - земли населенных пунктов;
земельный участок с кадастровым номером 63:32:1101006:37 имеет разрешенное использование под иными объектами специального назначения; категория земель - земли населенных пунктов;
земельный участок с кадастровым номером 63:32:1101003:93 имеет разрешенное использование для сельскохозяйственного производства; категория земель - земли населенных пунктов;
земельный участок с кадастровым номером 63:32:1101006:39 имеет разрешенное использование под иными объектами специального назначения; категория земель - земли населенных пунктов;
земельный участок с кадастровым номером 63:32:1101006:44 имеет разрешенное использование под иными объектами специального назначения; земельный участок с кадастровым номером 63:32:1101003:100 имеет разрешенное использование под иными объектами специального назначения.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ст. 77 ЗК РФ, определяющей понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения, арбитражный суд первой инстанции обоснованно указал, что истец, обращаясь в суд с иском по смыслу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязан доказать, что его право нарушено, что имеются правовые основания для обладания истцом спорной вещью на заявленном им праве и следовательно, интерес истца нуждается в защите.
В силу пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно: органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Исходя из положений статей 268, 269 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования - это ограниченное вещное право на земельный участок, которое может принадлежать лишь определенному кругу субъектов. Истец в силу статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации не может обладать правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Данные правовые позиции изложены в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2017 N 306-КГ17-5181, постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 20.03.2018 по делу N А55-6584/2017, от 29.01.2018 по делу N А55-8064/2017, от 26.06.2020 N Ф06-62822/2020 по делу N А55-11775/2019.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2016 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Однако истцом указанных действий произведено не было, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, не опровергают указанных выводов обжалуемого решения и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в деле доказательств, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Согласно подпункту 1 пункта 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная истцом государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 18 000 руб., перечисленная платежным поручением N 1626 от 19.11.2021 (в составе суммы 21 000 руб.), подлежит возврату Акционерному обществу "Луначарск".
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 октября 2021 года по делу N А55-20050/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества "Луначарск" - без удовлетворения.
Возвратить Акционерному обществу "Луначарск" из федерального бюджета 18 000 руб. государственной пошлины перечисленной платежным поручением N 1626 от 19.11.2021.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Коршикова |
Судьи |
Е.А. Митина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20050/2020
Истец: АО "Луначарск", ЗАО "Луначарск"
Ответчик: Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Самарскорской области, Территориальное управление Росимущества в Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области