г. Челябинск |
|
31 января 2022 г. |
Дело N А47-5090/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жернакова А.С.,
судей Аникина И.А., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.11.2021 по делу N А47-5090/2021.
Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - истец, Минсельхоз, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Затонное" (далее - ответчик, ООО "Затонное") о взыскании бюджетных денежных средств, предоставленных в качестве субсидии, в размере 16 444 руб. 97 коп.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.11.2021 (резолютивная часть от 11.11.2021) в удовлетворении исковых требований отказано.
С указанным решением суда не согласился Минсельхоз (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобы ее податель указал, что бюджетное законодательство прямо устанавливает, что основанием для возврата субсидии являются нарушение условий, установленных при их предоставлении, а не только целей. По мнению апеллянта, суд первой инстанции, учитывая только такое обстоятельство как соблюдение цели предоставления субсидии, установил приоритет одних норм права статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) перед другими.
Апеллянт полагал, что засуха в 2019 году и невыполнение показателя результативности не имеет причинно-следственной связи между собой, поскольку согласно указу Губернатора Оренбургской области от 06.09.2019 "О введении режима чрезвычайной ситуации" режим чрезвычайной ситуации был введен с 06.09.2019, в силу чего указанное обстоятельство не могло повлиять на проведение засева сельскохозяйственных культур в 2019 году.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Затонное" обратилось в Минсельхоз с заявлением от 28.02.2019 о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства (л.д. 14).
По результатам рассмотрения данного заявления между Минсельхозом (Министерство) и ООО "Затонное" (получатель) было заключено соглашение о предоставлении субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства от 27.03.2019 N 222 (далее также - соглашение, л.д. 15-19), согласно п. 1.1 которого предметом настоящего соглашения является предоставление из областного бюджета в 2019 году получателю субсидии в целях оказания несвязанной поддержки (далее - субсидия).
На основании п. 2.1 соглашения субсидия предоставляется Министерством в соответствия с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств областного бюджета по кодам классификаций расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств областного бюджета 842, раздел 04, подраздел 05, целевая статья 18101R5410, вид расходов 811 в рамках подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области", утверждённой постановлением Правительства Оренбургской области от 29.12.2018 N 918-пп, на цели, указанные в разделе I настоящего соглашения в 2019 году, в размере 1 074 834 руб. 60 коп.
В силу п. 3.1.1 соглашения субсидия предоставляется на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства на возмещение части затрат (без НДС) на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами (далее - сельскохозяйственные культуры), исходя из интенсивности страхования посевных площадей (далее - поддержка в области растениеводства). Поддержка в области растениеводства предоставляется при условии, что на посев при проведении агротехнологических работ использовались семена сельскохозяйственных культур, сорта или гибриды которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию по 9 региону допуска, а также при условии, что сортовые и посевные качества таких семян соответствуют ГОСТ Р 52325-2005, за исключением семян многолетних трав, использованных на посев, произведенный ранее 2018 года (далее - многолетние травы прошлых лет).
В соответствии с п. 4.1.4 соглашения Министерство обязуется установить для получателя показатель результативности, которым является посевная площадь зерновых, зернобобовых и кормовых сельскохозяйственных культур, которая должна быть в текущем году не менее 13 278 га.
Согласно п. 4.1.5 соглашения Министерство обязуется осуществить оценку достижения получателем показателей результативности после завершения посева сельскохозяйственных культур под урожай текущего года на основании представленного в Министерство отчета о выполнении показателя результативности использования субсидии по форме согласно приложению N 14 к Порядку предоставления субсидии.
В силу п. 4.1.7 соглашения Министерство обязуется в случае, если получателем допущены нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии, предусмотренных порядком предоставления субсидии и настоящим соглашением, направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии с указанием срока и суммы субсидии, подлежащей возврату в областной бюджет.
Пунктом 4.3.1 соглашения предусмотрено, что получатель обязуется обеспечить выполнение условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных порядком предоставления субсидии и настоящим соглашением, в том числе предоставить Министерству в сроки, установленные Порядком предоставления субсидии, документы, необходимые для предоставления субсидии.
На основании п. 4.3.2 соглашения получатель обязуется обеспечить достижение значений показателей результативности, установленных условиями Порядка предоставления субсидии и Министерством в соответствии с п. 4.1.4. настоящего соглашения.
В п. 4.3.3 соглашения установлено, получатель обязуется в случае нарушения обязательств по достижению значения показателя результативности, предусмотренных соглашением, осуществить возврат полученных бюджетных средств пропорционально недостижению значения показателя, скорректированному на коэффициент 0,1.
Субсидия предоставлена Минсельхозом ООО "Затонное" в размере 1 074 834 руб. 60 коп., что подтверждается платежным поручением от 01.04.2019 N 640267 на сумму 1 074 834 руб. 60 коп. (л.д. 20).
Согласно отчету ООО "Затонное" о выполнении показателя результативности использования субсидии за 2019 год посевная площадь, занятая зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами в текущем году составила 11 246 га (л.д. 21).
Министерство направило ООО "Затонное" требование от 29.01.2020 N 01-04-06/034 с предложением в добровольном порядке возвратить в бюджет области часть суммы субсидии в размере 16 444,97 руб. (л.д. 10, 11).
Оставление ООО "Затонное" указанной претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Минсельхоза в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Минсельхоза, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что недостижение показателя результативности засева посевной площади в 2019 году оказалось вызванным чрезвычайным и непредвиденным ответчиком обстоятельством засухи. Уменьшение результата посевов сортов пшеницы, в том числе озимых, сев которых производится осенью, вызвано не фактическим уменьшением площади засеянных культур, а гибелью семян в связи с засухой и отсутствием всходов. Суд также пришел к выводу, что доказательств того, что ответчиком субсидии были использованы на иные цели, а не на затраты на поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, истцом суду представлены не были.
Проверив законность и обоснованность решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы истца, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии с абзацем 5 статьи 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно пункту 7 статьи 78 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Порядок предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в 2019 году регламентировался постановлением Правительства Оренбургской области от 08.02.2017 N 83-п "О предоставлении субсидий на поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства" (далее - Порядок N 83-п).
Пунктом 6 Порядка N 83-п было определено, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям при соблюдении следующих условий:
а) представление отчетов о финансово-экономическом состоянии, составленных по формам и в сроки в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;
б) отсутствие на дату подачи заявления о предоставлении субсидии просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, в том числе предоставленных в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед областным бюджетом;
в) на дату подачи заявления о предоставлении субсидии сельскохозяйственные товаропроизводители - юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении них не введена процедура банкротства, деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а сельскохозяйственные товаропроизводители - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
г) на дату подачи заявления о предоставлении субсидии сельскохозяйственные товаропроизводители не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
д) на дату подачи заявления о предоставлении субсидии сельскохозяйственные товаропроизводители не должны получать средства из областного бюджета в соответствии с иными правовыми актами по направлениям, указанным в пункте 4 настоящего Порядка;
е) обеспечение сельскохозяйственными товаропроизводителями в году, предшествующем текущему финансовому году, уровня среднемесячной заработной платы работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, не ниже установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда (с учетом уральского коэффициента);
ж) на дату подачи заявления о предоставлении субсидии работники, занятые в сельскохозяйственном производстве, должны быть зарегистрированы в Пенсионном фонде Российской Федерации;
з) посевная площадь подсолнечника на маслосемена в структуре общей посевной площади сельскохозяйственных товаропроизводителей начиная с 2020 года должна составлять не более 20 процентов;
и) нагрузка общей посевной площади в расчете на одного работника, исходя из среднегодовой численности работников за предыдущий год, должна составлять не более 550 гектаров.
В силу пункта 11 Порядка N 83-п Министерство рассматривает документы, представленные сельскохозяйственным товаропроизводителем, и принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии в течение 30 рабочих дней со дня регистрации заявления. Информация о результатах рассмотрения документов размещается на сайте министерства. По результатам рассмотрения документов министерство формирует реестры сельскохозяйственных товаропроизводителей (получателей субсидии) по соответствующим направлениям поддержки, которые утверждаются приказом министерства.
Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
а) неподтверждение статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя;
б) несоответствие сельскохозяйственного товаропроизводителя условиям, указанным в пунктах 3, 6 настоящего Порядка;
в) представление неполного комплекта документов;
г) наличие недостоверной или неполной информации в представленных документах;
д) несоответствие представленных сельскохозяйственным товаропроизводителем документов требованиям, установленным настоящим Порядком (пункт 13 Порядка N 83-п).
Субсидии предоставляются получателям, заключившим соглашения, не позднее десятого рабочего дня после принятия решения о предоставлении субсидии путем перечисления денежных средств на расчетные счета получателей субсидии, открытые ими в кредитных организациях, в установленном для исполнения областного бюджета порядке в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (пункт 17 Порядка N 83-п).
Согласно пункту 21 Порядка N 83-п в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при ее предоставлении, выявленного по фактам проверок, субсидия подлежит возврату в областной бюджет. Министерство в течение 15 календарных дней со дня выявления обстоятельств, послуживших основаниями для возврата субсидии, направляет получателю субсидии требование о возврате субсидии в областной бюджет с указанием оснований для возврата субсидии.
В пункте 22 Порядка N 83-п указано, что в случае если получателем субсидии допущены нарушения обязательств по достижению результата предоставления субсидии, показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, осуществляется возврат полученных бюджетных средств пропорционально недостижению значения показателя, скорректированного на коэффициент 0,1.
Положения пункта 22 Порядка N 83-п предусматривают по существу санкцию (меру ответственности) получателя субсидии на случай нарушения им обязательств по достижению результата предоставления субсидии, показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, в силу чего к правоотношениям, вытекающим из применения положений данного пункта применяются общие нормы о нарушении или ненадлежащем исполнении обязательства.
Пункт 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает общие основания ответственности за нарушение обязательств. Гражданским кодексом Российской Федерации для субъектов гражданского права, осуществляющих предпринимательскую деятельность, предусмотрена повышенная ответственность за нарушение обязательств, которая наступает независимо от наличия вины в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 401 ГК РФ субъект гражданского права, осуществляющий предпринимательскую деятельность, может быть освобожден от ответственности за ненадлежащее исполнения обязательства только, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 21.06.2012 N 3352/12, следует, что юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости. Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения поданного ответчиком заявления о предоставлении субсидии между Минсельхозом (Министерство) и ООО "Затонное" (получатель) было заключено соглашение от 27.03.2019 N 222 о предоставлении субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в размере 1 074 834 руб. 60 коп.
Факт перечисления ответчику субсидии в размере 1 074 834 руб. 60 коп. во исполнение условий указанного соглашения подтверждается материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Минсельхоз в исковом заявлении не ссылался и суду первой инстанции не представлял доказательств того, что указанная сумма субсидии была получена ООО "Затонное" незаконно, в отсутствие установленных Порядком N 83-п оснований или в нарушение данного Порядка.
В обоснование заявленного иска Минсельхоз указал на реализацию положений п. 4.3.3 соглашения, которые корреспондируют норме пункта 22 Порядка N 83-п.
Министерство указало, что согласно отчету ООО "Затонное" о выполнении показателя результативности использования субсидии за 2019 год посевная площадь, занятая зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами в текущем году, составила 11 246 га, тогда как в п. 4.1.4 соглашения стороны установили для получателя показатель результативности, которым является посевная площадь зерновых, зернобобовых и кормовых сельскохозяйственных культур, который должен был быть в текущем году не менее 13 278 га.
Однако суд первой инстанции с учетом приказа Росстата от 26.03.2015 N 126 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения Сведения об итогах сева под урожай" верно установил, что в отчете ООО "Затонное" о выполнении показателя результативности использования субсидии за 2019 год была указана площадь, не засеянная, а фактические занятая на отчетную дату зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами, что не тождественно понятию посевная (засеянная) площадь зерновых, зернобобовых и кормовых сельскохозяйственных культур.
Судом первой инстанции также был правомерно принят во внимание факт введения с 06.09.2019 указом Губернатора Оренбургской области от 06.09.2019 N 414-УК (л.д. 38) в Илекском районе Оренбургской области в 2019 году чрезвычайной ситуации регионального значения (засуха атмосферная и почвенная, суховей в 2019 году).
На основании части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.12.1994 N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств по государственному контракту в случае непредвиденных обстоятельств, возникших после его заключения в результате событий чрезвычайного характера (засуха, наводнение, градобитие и другие форс-мажорные обстоятельства), которые стороны не могли предвидеть и предотвратить.
С учетом указанных положений закона, касающегося сельскохозяйственной продукции, относящих засуху к числу непредвиденных обстоятельств, возникших в результате событий чрезвычайного характера, апелляционный суд находит, что суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что снижение результативности засева ООО "Затонное" посевной площади до 11 246 га в 2019 году было вызвано чрезвычайным и не предвиденными обстоятельством - засухой, что в рассматриваемом случае очевидно прослеживается причинно-следственная связь между засухой в 2019 году и невыполнением ООО "Затонное" показателей результативности по соглашению.
Указанные выводы суда первой инстанции апеллянтом не опровергнуты.
Доводы апеллянта о том, что засуха в 2019 году и невыполнение показателя результативности не имеет причинно-следственной связи между собой по причине введения указом Губернатора Оренбургской области режима чрезвычайной ситуации только с 06.09.2019, несостоятельны, поскольку по существу указ Губернатора Оренбургской области лишь констатировал сложившуюся ранее чрезвычайную ситуацию, которая после указанной даты потребовала принятия оперативных организационных мер.
Как верно было указано судом первой инстанции, то обстоятельство, что указ Губернатора Оренбургской области от 06.09.2019 N 414-УК был издан в сентябре 2019 года не умаляет содержание принятого акта о субъектах, уже пострадавших от засухи, суховея в 2019 году, поскольку введение самого режима чрезвычайной ситуации с 06.09.2019 свидетельствует о предшествующем периоде (уже длящемся до 06.09.20219), приведшему к обстоятельствам, достаточным для признания ситуации чрезвычайной.
Суд обосновано отметил, что уменьшение результата посевов сортов пшеницы, в том числе озимых, сев которых производится осенью, было вызвано не фактическим уменьшением площади засеянных культур, а гибелью семян в связи с засухой и отсутствием всходов.
Иное из материалов дела не следует, Министерством, заявившим требование о возврате части субсидии, факт наличия иных обстоятельств, приведших к невыполнению ООО "Затонное" показателей результативности по соглашению, документально подтвержден не был.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается в выводом суда первой инстанции о том, что истцом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не были представлены доказательства нецелевого использования ответчиком бюджетных средств (субсидии), наличия оснований требовать от ответчика возврата средств субсидии.
Доводы Министерства, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли ли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
На основании вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по заявленным апеллянтом доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.11.2021 по делу N А47-5090/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.С. Жернаков |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-5090/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Затонное"
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляыионный суд