город Ростов-на-Дону |
|
31 января 2022 г. |
Дело N А53-7697/2021 |
Судья Филимонова С.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Континент" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.06.2021 (резолютивная часть) по делу N А53-7697/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Континент"
к Административной комиссии при администрации города Таганрога
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Континент" (далее - общество, ООО "УК "Континент") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Административной комиссии при администрации города Таганрога (далее - Административная комиссия) о признании незаконным и отмене постановления от 04.03.2021 N 259/0124-2021 по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 5.1 Областного закона "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 N 273-ЗС.
Принятым в порядке упрощенного производства решением от 08.07.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.09.2021, в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по общим правилам искового судопроизводства и в удовлетворении заявленных требований было отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.12.2021 отменено постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2021, дело направлено на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Суд кассационной инстанции указал, что при вынесении судебных актов суд надлежащим образом не исследовал фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора по существу. Так, обществом при рассмотрении настоящего дела заявлялся довод о том, что по ранее рассмотренному делу N А53-7698/2021 уже оценивались правоотношения относительно организации площадки для сбора ТКО для собственников многоквартирных домов, расположенных в г. Таганроге по пер. Каркасному. В частности, в постановлении суда апелляционной инстанции от 27.09.2021 по делу N А53-7698/2021 сделан вывод об отсутствии правонарушения в отношении дома N 13. В отношении спорного по данному делу дома N 11 в мотивировочной части постановления суда апелляционной инстанции прямо указано, что имеющуюся площадку для сбора ТКО используют жильцы домов N 2, 7, 9, 13, а также дома N 11. Таким образом, в отношении группы домов по пер. Каркасному, в том числе в отношении спорного по данному делу дома N 11, судом апелляционной инстанции уже сделаны выводы в ином деле - N А53-7698/2021. Указанное постановление суда апелляционной инстанции вступило в законную силу. Кроме того, заявитель ссылается также на дело N А53-7700/2021, в котором также оценивались спорные правоотношения по организации площадки сбора ТКО для жителей многоквартирных домов пер. Каркасного.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 10.02.2021 в 10 час. 30 мин. установлено, что 25.01.2021 в 11 час. 59 мин. ООО "УК "Континент", являясь управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, пер. Каркасный, д. 11, не обеспечило и не организовало содержание объекта благоустройства, а именно: не приняло мер по закреплению и обустройству точки сбора и накопления твердых коммунальных и крупногабаритных отходов для указанного МКД, чем нарушены часть 7 статьи 20, части 21, 22 статьи 5 "Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Таганрог", утвержденных Решением Городской Думой 01.11.2017 N 403, тем самым совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
Выявленные нарушения зафиксированы в акте об обнаружении признаков административного правонарушения, фотоматериалах.
10.02.2021 должностным лицом администрации в рамках осуществления своих полномочий составлен протокол об административном правонарушении N 0124 по части 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
04.03.2021 административная комиссия при администрации города Таганрога, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 10.02.2021 N 0124, материалы административного дела, вынесла постановление N 343, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" предусмотрена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5 настоящего Областного закона.
Согласно части 2 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" повторное или последующее в течение года невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 70 000 до 100 000 рублей.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений и городских округов.
Согласно статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" контроль за использованием земель на территории муниципального образования относится к ведению муниципальных образований как вопрос местного значения.
В силу пункта 19 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Решением городской Думы от 01.11.2017 N 403 утверждены "Правила благоустройства территории муниципального образования "Город Таганрог" (далее - Правила), которые устанавливают единые нормы и требования в сфере внешнего благоустройства территории муниципального образования "Город Таганрог", в том числе, по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, организации благоустройства территории (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм). Также Правила разработаны в целях создания безопасной, удобной, экологически благоприятной и привлекательной городской среды, способствующей комплексному и устойчивому развитию города Таганрога.
В соответствии с пунктом 7 статьи 20 Правил потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Таганрога определяется администрацией города Таганрога.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов обустраиваются и содержатся в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к таким местам (площадкам), настоящими Правилами.
Пунктом 21 статьи 5 Правил предусмотрено, что на территории г. Таганрога запрещается стоянка транспортных средств вне специально отведенных мест, препятствующая осуществлению работ по уборке и содержанию проезжей части улиц. Кроме того, запрещается оставление транспортных средств на подъездных путях к контейнерной площадке или бункеру мусоропровода, создающее помехи движению специализированного мусоровозного транспорта (пункт 22 статьи 5 Правил).
Из материалов дела следует, что обществу вменяется нарушение, выраженное в том, что оно не приняло мер по закреплению и обустройству точки сбора и накопления твердых коммунальных и крупногабаритных отходов для указанного многоквартирного жилого дома (далее - МКД) по адресу: пер. Каркасный, 11 в г. Таганроге.
В соответствии с актом обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности размещения контейнерной площадки (места накопления) на придомовой территории МКД, находящегося в управлении ООО "УК "Континент" от 17.01.2019 установлено отсутствие возможности установки контейнерной площадки на придомовой территории МКД, поскольку расстояние между жилым зданием и предполагаемым местом установки контейнера составляет менее 20 м, что нарушает требование санитарных норм и правил. Кроме того, отсутствует въезд специализированного транспорта для сбора ТКО.
В соответствии с пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (в ред. от 15.12.2018), контейнерная площадка представляет собой место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.
В соответствии с заявкой ООО "УК "Континент", направленной в УЖКХ города Таганрога, общество просило согласовать место сбора накопления ТКО, расположенных по адресу: г. Таганрог, пер. Каркасный, 11, и включить его в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования "Город Таганрог".
Согласно выписке из реестра мест накопления ТКО г. Таганрога, разработанной органом местного самоуправления - Администрации г. Таганрога (УЖКХ г. Таганрога) местом сбора ТКО, в том числе для жильцов многоквартирного дома N 11, по пер. Каркасному, определено по адресу: г. Таганрог, пер. Каркасный, 9.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено отсутствие возможности устройства мест сбора ТКО по адресу г. Таганрог, пер Каркасный, д. 11, и использование площадки для сбора ТКО, находящейся по адресу г. Таганрог, пер Каркасный, д. 11, включенной в реестр мест накопления ТКО г. Таганрога.
При этом в соответствии с представленным в материалы дела договором N ЭТ003483 от 01.01.2019 ООО "УК "Континент" организован вывоз ТКО с контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Таганрог, пер Каркасный, д. 9.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что обществом обеспечен сбор, накопление ТКО на контейнерной площадке, включенной в реестр мест накопления ТКО, а также заключен договор с региональным оператором на организацию вывоза ТКО с площадки.
Совокупность установленных по делу обстоятельств свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, вмененного обществу.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом факта совершения обществом нарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", в связи с чем оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
Оснований для удовлетворения ходатайства о рассмотрении дела по общим правилам искового производства суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований общества.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.07.2021 по делу N А53-7697/2021 отменить.
Отклонить ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.
Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии Администрации города Таганрога о назначении административного наказания юридическому лицу обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Континент" (ИНН 6154127015, ОГРН 1136154000674) по делу об административном правонарушении N 259/0124-2021 от 04.03.2021.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-7697/2021
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КОНТИНЕНТ"
Ответчик: "МУНИЦИПАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ Г. ТАГАНРОГА", Административная комиссия при Администрации города Таганрога
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11/2022
27.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12328/2021
28.09.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12183/2021
08.07.2021 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-7697/2021